Новости и аналитика Новости Когда за неверный выбор детализации КОСГУ-340 организации грозит штраф

Когда за неверный выбор детализации КОСГУ-340 организации грозит штраф

Когда за неверный выбор детализации КОСГУ-340 организации грозит штраф
© mizar21984 / Фотобанк 123RF.com

Пять лет назад Минфин России четко сформулировал подход к определению конкретной подстатьи КОСГУ для отражения поступления материальных запасов. Мы многократно говорили об этом и напомним еще раз: первый и главный критерий здесь - отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 КОСГУ осуществляется по целевому / функциональному назначению объектов. Иными словами, для правильного выбора подстатьи КОСГУ принципиальное значение имеет не то, что именно приобретает учреждение, а для чего это будет использоваться. И в зависимости от конкретных обстоятельств, обусловливающих такие расходы, одни и те же материальные запасы могут быть отнесены на разные подстатьи статьи 340 КОСГУ.

Упустили из виду данное правило – готовьтесь уплатить штраф по ст. 15.15.6 КоАП РФ за искажение показателей учета и отчетности.

Приобретение бутилированной питьевой воды прямо предусмотрено по подстатье КОСГУ 349 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения", но при условии, что у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, выдано заключение о признании воды несоответствующей санитарным нормам. В ином случае покупка бутилированной вода отражается по другим подстатьям КОСГУ 340.

Подстатья 342

Подстатья 346

Подстатья 349

Условия для отнесения на конкретный код КОСГУ:

1. Выполнение функций по обеспечению питанием, например, детей в ДДУ, больных, находящихся в медицинских организациях;

2. Наличие системы централизованного питьевого водоснабжения;

3. Отсутствие заключения о признании воды несоответствующей санитарным нормам

1. В функции учреждения НЕ входит обеспечение питанием различного контингента;

2. Наличие системы централизованного питьевого водоснабжения;

3. Отсутствие заключения о признании воды несоответствующей санитарным нормам

 

Отсутствие системы централизованного питьевого водоснабжения

ИЛИ

Наличие заключения о признании воды несоответствующей санитарным нормам

 

Именно отсутствие централизованного водоснабжения заставило социально-оздоровительный центр закупить бутилированную воду для организации питьевого режима. Расходы вместо КОСГУ 349отразили по КОСГУ 346. В результате в Отчете о движении денежных средств" (ф.  0503123) оказались искажены две строки. Главному бухгалтеру придется уплатить штраф в 15 тыс. рублей (постановление Мирового судьи с/у № 3 Сосновского района Челябинской области от 2 мая 2024 г. № 3-123/24).

Помимо бутилированной воды, по КОСГУ 349отражается приобретение / изготовление подарочной, сувенирной продукции, иных материальных ценностей в целях награждения, дарения; специальной продукции; бланков строгой отчетности. И больше ничего - описание подстатьи 349 КОСГУ содержит закрытый перечень расходов, которые разрешено относить на этот код.

Несмотря на это, в одной из рассмотренных судом ситуаций учреждение отразило по КОСГУ 349 расходы по изготовлению баннеров и афиш для проведения праздничного мероприятия. КСП отразила нарушение в акте и напомнила что предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости относятся к материальным запасам и учитываются по подстатье КОСГУ 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов".

Суд согласился с реизорами - главбуха оштрафовали (постановление Ольского районного суда Магаданской области от 30.12.2020 по делу № 5-531/2020).

К горюче-смазочным материалам (ГСМ), учитываемым по одноименному КОСГУ 343, относятся все виды топлива, горючего и смазочных материалов, присадки, иные материалы, используемые в качестве топлива и / или смазочных материалов для обеспечения функционирования топливных систем, в том числе дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол и т.д.

Тем не менее, прямое указание смазочных материалов в описании и назначении КОСГУ 343 не помешало учреждению отразить расходы по закупке масла трансмиссионного на КОСГУ 346. Сразу оговоримся: ГСМ можно было бы отразить по КОСГУ 346– в том случае, если их планируется использовать в целях, не связанных с обеспечением функционирования топливных систем (например, приобретение моторного топлива для проведения исследовательских работ в лабораторных условиях). Но в рассмотренной судом ситуации масло было предназначено для специальной техники (мусороуборочных машин), и оснований для отражения его по КОСГУ 346не было.

Контрольный орган внес представление об устранении причин и условий выявленных нарушений. Однако в отведенный срок требования ревизоров не были выполнены, за что главного бухгалтера учреждения оштрафовали по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ на 20 тыс. рублей за невыполнение в установленный срок предписания органа контроля (постановление Мирового судьи с/у № 2 Трусовского района г. Астрахани Астраханской области от 18 октября 2022 г. № 5-830/22).

Два нижеследующих судебных разбирательства объединяет схожесть нарушений, поскольку допущены они были в один проверяемый период – ковидный 2020 год, когда все учреждения в целях профилактики инфекции закупали дезинфицирующие средства, антисептики, маски и перчатки.

Минфин России в то время многократно давал разъяснения по учету таких матзапасов. В одном из писем ведомство рекомендовало в качестве критерия для выбора кода КОСГУ ориентироваться на отрасль / направление деятельности учреждения, а не на функциональное / целевое назначение матзапасов. То есть приобретение в целях профилактических мер дезинфицирующих средств, антисептиков, масок и т.п. медицинским учреждением следовало относить на подстатью 341 КОСГУ. Закупку тех же матзапасов учреждением НЕ медицинского профиля – на подстатью 346.

В этот период спортивная школа закупила партию кожного антисептика, другое учреждение - большую партию медицинских масок. Расходы отразили по КОСГУ 341. В обоих случаях ревизоры зафиксировали нарушение: маски и антисептик применялись не в медицинских целях, поэтому их следовало отразить по КОСГУ 346. В первом случае главного бухгалтера оштрафовали на 15 тыс. рублей (постановление Мирового судьи с/у № 6 Кинешемского судебного района Ивановской области от 17 августа 2021 г. № 5-635/21). Во втором суд смягчил ответственность главбуха и заменил штраф на предупреждение (решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 11 марта 2022 г. по делу 12-24/2022).

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Читайте также:

Как выбрать КБК и КОСГУ для компенсации за нетрудоустройство

Как выбрать КБК и КОСГУ для компенсации за нетрудоустройство

Ее обязан выплатить заказчик целевого обучения (орган власти или учреждение).

Как долго бухгалтер может получать надбавку за выполнение особо важной работы?

Как долго бухгалтер вправе получать надбавку за выполнение особо важной работы?

Положения Трудового кодекса прокомментировал Роструд.

Минтруд России утонил правила расчета доплаты за работу в ночное время

Минтруд России уточнил правила расчета доплаты за работу в ночное время

Рассчитывать компенсацию следует по итогам рабочего месяца наравне с другими стимулирующими выплатами.

Форма счета-фактуры обновится с 1 октября

Форма счета-фактуры изменится с 1 октября

В частности, в ней появится графа 14, в которой следует отражать стоимость подлежащего прослеживаемости товара без НДС.