Как защитить сайт от конкурентов: тексты, дизайн, исходный код

5 мая 2023
erid 4CQwVszH9pSXM7rFCp7
Как защитить сайт от конкурентов: тексты, дизайн, исходный код
Кристина Гучмазова
Автор Кристина Гучмазова

Ведущий юрист по интеллектуальному праву, патентный поверенный №2412

5 мая 2023
erid 4CQwVszH9pSXM7rFCp7

Практически у каждой компании есть свой сайт, на разработку которого уходит от нескольких тысяч рублей до нескольких миллионов. Рассказываем, как запатентовать сайт и защитить контент, чтобы никто не смог безнаказанно использовать вашу интеллектуальную собственность.

Патентование IT-решений →

Сайт – это комплекс разных видов интеллектуальной собственности и полноценный нематериальный актив компании (НМА), который можно поставить на баланс компании.

В то же время сайт, который приносит заявки и в который вложили большие суммы, может стать привлекательным вариантом для плагиаторов – недобросовестных конкурентов, которые зарабатывают, воруя дизайны, интерфейсы и контент.

Скопировать сайт несложно, поэтому недобросовестные конкуренты иногда используют такой прием, чтобы переманить клиентов. Иногда такое воровство происходит по незнанию, но в любом случае – это ваши прямые потери.

Поэтому, создавая интеллектуальную собственность (ИС), позаботьтесь о ее регистрации. Разберемся, как это сделать.

Можно ли запатентовать сайт?

Сайт как единое целое защитить не получится. Законодательство не рассматривает его как отдельный объект ИС. Но выход есть – «разобрать» сайт на составляющие и зарегистрировать их.

Обычно выделяют такие элементы:

  • исходный код;

  • дизайн, интерфейс, шрифт;

  • приложение, алгоритм, сервис;

  • домен (адрес сайта);

  • контент (фотографии, видео, тексты).

Все эти части – объекты ИС, на которые распространяется действие части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Рассмотрим, какой вариант защиты подходит для каждой составляющей сайта.

Патентование сайта

Как охраняется исходный код сайта

Исходный код рассматривают как программу для ЭВМ или базу данных. А любое программное обеспечение (ПО) охраняется законодательством так же, как произведение литературы. Поэтому на него согласно ст. 1225 ГК РФ распространяет свое действие авторское право.

Авторское право возникает в момент создания произведения (написания исходного кода для сайта) и не требует подтверждения. Тем не менее, лучше зарегистрировать программу для ЭВМ или базу данных в Роспатенте.

Совет: Настоятельно рекомендуем зарегистрировать исходный код вашего сайта. Тогда вам будет легче защитить сайт от плагиата или получить компенсацию за незаконное использование вашей ИС. Также свидетельство о регистрации станет подтверждением ваших прав на сайт, если это потребуют, к примеру, партнеры, контрагенты, госорганы на закупках.

Для регистрации исходного кода в Роспатент подается:

  1. Заявление – как заполнить, можно посмотреть здесь.

  2. Депонируемые материалы – код на бумажном носителе или электронном.

  3. Реферат – краткое описание функционала ПО – не больше 900 знаков.

  4. Согласие автора кода на регистрацию его произведения и на обработку персональных данных.

  5. Платежка об уплате госпошлины (4 500 платят юрлица, 3 000 – физлица).

Подробное руководство по регистрации от Роспатента можно почитать здесь.

Как получить дополнительную выгоду от регистрации исходного кода сайта

Включите ваше ПО в реестр отечественного ПО. Это расширит вам доступ к налоговым льготам, грантам и к участию в госзакупках.

К примеру, востребованная сегодня льгота – обнуление НДС. Поддержку могут получить компании, зарабатывающие на разработке и предоставлении лицензий на программы для ЭВМ. Ключевое условие – быть в реестре отечественного ПО (его еще называют реестром Минцифры).

Совет: Сначала регистрируйте код в Роспатенте, затем подавайте документы в реестр Минцифры. Тогда ваши права на ПО будут подтверждены.

Но не все коды одинаково полезны. К примеру, внести в реестр интернет-магазин не удастся. Но можно внести базу данных товаров. Также можно попасть в реестр, если у вас есть приложение: десктопное, серверное (SAAS) или мобильное.

Ознакомиться с методическими рекомендациями по подготовке заявок в реестр можно по ссылке.

Как защитить интерфейс и дизайн сайта?

Исходный код сайта – бэк – в основном никто не видит. А фронт – интерфейс пользователя, дизайнерские решения, иконки, кнопки, модули и порядок их размещения на экране – самая узнаваемая его часть, лицо. Если вы можете подтвердить, что создали уникальный интерфейс сайта, защитите его, получив патент на промышленный образец. Это регламентирует ст. 1352 ГК РФ.

Патент охраняет графическую сторону сайта: его дизайнерскую концепцию, расположение иконок и других компонентов, специфическое сочетание цвета и формы.

Подавать заявку на патент на промобразец нужно в Роспатент. Его специалисты проверят, новый ли и оригинальный ли ваш сайт. По ссылке можно ознакомиться с порядком подачи заявки. К ней прилагается подробное описание промобразца.

Совет: Самостоятельно изучите сайты ближайших конкурентов с похожим дизайном. Сформулируйте отличия вашего сайта. Тогда вероятность возврата документов на доработку будет ниже.

Как защитить приложение, алгоритм или сервис

Особый, отличный от других подобных алгоритм, программное обеспечение, интернет-сервис или приложение охраняются патентом на изобретение. Ст. 1350 ГК РФ понимает под изобретением техническое решение в той или иной области, относящееся к способу. А способ – совершение действий над объектом при помощи определенного набора средств. И объект, и средства должны быть материальными.

Нельзя получить патент на изобретение на математические методы или правила игры, методы ведения хоздеятельности или целый исходный код. Можно защитить решение для обработки запросов по поиску информации или, например, сервис по определению языка во время распознавания текста.

Заявку на патент подавайте также в Роспатент. Изобретение защитят, если оно новое, носит изобретательский характер, может быть применено промышленно в любой сфере.

Контент – одно из самых уязвимых мест на сайте

Фотографии и тексты очень легко «позаимствовать», поэтому такой тип контента воруют чаще всего. И защитить контент, например, патентом – не удастся. Это объект авторского права. Но вы хотя бы можете усложнить плагиаторам жизнь:

  • В настройках сайта запретите копирование, но тогда останется возможность перепечатывать. Это может отвернуть от вас часть аудитории, здесь надо решить, что для вас важнее.

  • Разместите дисклеймер, что контент ваш и защищается авторским правом. Можно также настроить сайт, чтобы вместе со скопированным элементом к тексту прикреплялась фраза со ссылкой, что контент с вашего сайта – так делают все федеральные СМИ.

  • Если делаете фото, сделайте подпись в настройках фотоаппарата, чтобы в исходном файле сохранялось ваше авторство.

  • Выкладывайте дизайн в интернете так, чтобы сохранялась дата добавления. В этом случае можно будет снять скриншот и зафиксировать у нотариуса дату создания контента, это поможет доказать свои права и наказать нарушителя.

Этими действиями вы убережете ваш сайт, например, от парсинга – автоматического копирования. Но надежного решения, который точно защитит ваш сайт от недобросовестных конкурентов, нет. Лучше обратиться к юристу за консультацией по авторскому праву – компания «Гардиум» специализируется на интеллектуальной собственности и знает, как защитить бизнес.

Еще один объект авторского права в структуре сайта – шрифт

Это касается и фотографий, изображений и ряда других графических элементов. Но есть нюансы. Чтобы шрифт и остальные составляющие охраняло авторское право, надо, чтобы эти объекты были:

  • уникальными;

  • созданными интеллектуальными творческими усилиями;

  • выраженными на бумажном носителе или электронном.

Шрифт можно задепонировать или запатентовать как промобразец.

Совет: Если созданием шрифта и другого контента занимаетесь не вы лично, оформите соответствующие договоры с его авторами. Если авторы – ваши работники, включите в служебный договор пункт о передаче исключительных авторских прав на их изобретения вам или возьмите с них согласия на это.

Строго следите, чтоб оформлялись служебные задания, принимайте результаты по акту. С подрядчиками заключайте договоры авторского заказа или на оказание услуг. В них также учитывайте пункт о передаче исключительных прав на контент. Сохраняйте все договоры и акты– они могут пригодиться в суде. Все эти меры нужны на случай спора с подрядчиком. Например, некоторые компании могут использовать те же шрифты и для других заказчиков.

Как защитить домен сайта

Сам домен не рассматривается как объект ИС. Каждый может купить любой свободный домен и работать на нем. Но защитить его можно, зарегистрировав товарный знак.

Совет: Прежде чем подавать заявку на товарный знак, убедитесь в уникальности домена. Нельзя, чтобы он был похож на другие, ранее зарегистрированные товарные знаки так, чтобы можно было спутать. Поинтересуйтесь, не занято ли само доменное имя, которое собираетесь регистрировать.

Заявки принимает Роспатент. Имея на руках свидетельство о регистрации товарного знака, вы смело можете использовать его в рекламных материалах и пресекать посягательства конкурентов на ваш объект ИС.

Очень важно, в какую дату зарегистрирован товарный знак. Если ваш домен купил кто-то другой, но вы раньше получили свидетельство на товарный знак, можно попытаться отсудить доменное имя. В России суд в таких случаях обычно встает на сторону владельца товарного знака.

Защита логотипа

Этот элемент сайта получает охрану как изобразительный или комбинированный (лого + текст) товарный знак.

Логотип может быть иконкой, фавиконом, интерактивным изображением, виртуальным помощником, персонажем, элементом инфографики карточки товара или даже 3D моделью – никаких ограничений здесь нет. Главное – чтобы пользователи ассоциировали эту картинку с вашей компанией.

Пример из судебной практики: почему важно «запатентовать» сайт

Компания разработала софт для обработки таблиц. Ее бывший сотрудник присвоил разработку себе: забрал исходники, сделал на базе алгоритма приложение и разместил его в AppStore, после чего зарегистрировал иконку и название софта на себя.

Когда компания попыталась разместить собственное приложение, Apple отказал в размещении. А бывший сотрудник, как правообладатель, подал жалобу в маркетплейс приложений, и AppStore заблокировал аккаунт компании.

Фирма попробовала договориться с бывшим сотрудником – безуспешно. Пришлось идти в суд и доказывать незаконное использование бренда и разработки софта, чтобы аннулировать регистрацию товарного знака.

Чтобы не допустить подобных историй, проведите инвентаризацию своих нематериальных активов. Убедитесь, все ли объекты интеллектуальной собственности вы зарегистрировали. Потому что компенсацию за использование решений с сайта, за контент и фотографии получить можно, но без регистрации сложно доказать свои права.

Поэтому регистрация упрощает защиту, помогает очищать рынок от клонов и получать возмещение ущерба от нарушителей. Наши юристы помогут собрать пакет документов, чтобы «запатентовать» сайт, подадут заявку на регистрацию полезной модели или товарного знака и защитят ваш бизнес от недобросовестных конкурентов.

01

Регистрация ПО и БД в Роспатенте

Получение свидетельства

от 52 000 ₽

заказать

02

Патент на дизайн интерфейса

Патент на промышленный образец

от 39 700 ₽

заказать

03

Патентование IT-решений с гарантией

Патент на изобретение
для защиты ПО

от 206 700 ₽

заказать
MDN

Кристина Гучмазова

Ведущий юрист по интеллектуальному праву, патентный поверенный №2412

Задать вопрос эксперту
более 20 лет на рынке

Проверка товарного знака онлайн

1 октября 2025

Как запатентовать название и логотип

2 октября 2025

Как зарегистрировать бренд в России — этапы, процедура, документы

3 октября 2025

Регистрация софта в Роспатенте

1 июля 2023

Домен как товарный знак

21 октября 2025

Регистрация товарного знака

6 октября 2025

Защита товарного знака от незаконного использования

1 июля 2023

Защита бренда за границей - варианты и нюансы регистрации

1 июля 2023

Внесение товарного знака в таможенный реестр – пошаговая инструкция

1 июля 2023

Патентование – защита разработки от конкурентов

01 июля 2023

Как выбрать патентное бюро

10 октября 2025

Юристы по интеллектуальному праву

10 октября 2025

Патентные поверенные

10 октября 2025

Гайд по патентным исследованиям и выбору патентоведа

3 марта 2022

Суд по интеллектуальным правам

30 октября 2025

Патентование промышленных образцов

30 октября 2025

Главное про патентование идей

30 октября 2025

Товарные знаки для маркетплейсов: Wildberries, Ozon, Lamoda, Яндекс Маркет

21 октября 2025

Внесение отечественного ПО в реестр Минцифры

1 июля 2023

Патентование IT-решений в России и мире

1 июля 2023

Что такое товарный знак?

21 октября 2025

Патентование изобртения в Роспатенте

1 июля 2023

Передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности

15 октября 2025

Как запатентовать полезную модель в Роспатенте

1 июля 2023

Пошаговая инструкция по патентованию рецепта

1 июля 2023

Вывеска на иностранном языке

1 июля 2023

Передача интеллектуальных прав

1 июля 2023

Торговая марка и товарный знак: сходства и отличия

1 июля 2023

Патентная экспертиза

1 июля 2023

Обзор основных трендов в LegalTech

1 июля 2023

Как составляется описание к патенту

1 июля 2023

Вопрос доменных споров на примере нашумевшего кейса

1 июля 2023

Роспатент и ФИПС: функции и возможности

1 июля 2023

Роспатент: задачи, структура, как подать заявку

1 июля 2023

Реестр отечественного ПО

1 июля 2023

Как работать с поисковой системой на сайте ФИПС

22 ноября 2022

Управление интеллектуальной собственностью в новой реальности

1 июля 2023

Как выбрать фирменное наименование: статус по ГК РФ, примеры

1 июля 2023

Антимонопольная практика в ФАС по патентным спорам

1 июля 2023

Как подобрать название бренда на маркетплейсе

5 февраля 2023

Особенности зарубежного патентования

11 февраля 2023

Сервисы для легкого и быстрого нейминга

18 февраля 2023

Ускоренная регистрация товарного знака

15 марта 2023

Сходство товарных знаков до степени смешения: как это проверить

1 июля 2023

Регистрация своего бренда самозанятым в 2023 году

26 марта 2023

Коммерческое обозначение: регистрация и особенности защиты

1 мая 2023

Патент на сайт: регистрация прав

5 мая 2023

Как оспорить решение ППС: пошаговая инструкция

8 мая 2023

Регистрации товарного знака через Госуслуги

1 октября 2025

Лицензионный договор: виды, особенности регистрации

7 августа 2023

Подборка лучших сервисов и нейросетей для создания логотипа

1 июля 2023

Как придумать название компании: способы с примерами

20 октября 2023

Как придумать бренд: гайд по неймингу с примерами

21 октября 2023

Цифровой арбитраж на Wildberries: что делать, если получена жалоба

30 ноября 2023

Инфографика для карточки товара на маркетплейсе: ТОП 7 конструкторов

10 декабря 2023

Патентные тролли и защита товарных знаков на маркетплейсах

12 декабря 2023

Маркировка на маркетплейсах — как избежать штрафов

15 декабря 2023

Защита интеллектуальной собственности на маркетплейсах

20 декабря 2023

Как продавать на Wildberries: пошаговый гайд

12 октября 2025

Сертификация для маркетплейсов: оформление, цена и сроки проведения

13 января 2024

Как продавать на Ozon: пошаговый гайд

20 апреля 2024

Декларация соответствия: регистрация, стоимость и срок действия

21 апреля 2024

Сертификат соответствия на товары: порядок и нюансы получения

2 мая 2024

Как запатентовать ПАК: преимущества патентования, документы

30 сентября 2024

Внесение ПАК в реестр Минцифры: требования к ПО, документы и пошлины

25 сентября 2024

Евразийский патент: срок действия, преимущества, порядок получения

30 октября 2024

Реклама | https://legal-support.ru

Заказ звонка

Кликая на кнопку, вы соглашаетесь на
обработку персональных данных