Как защитить сайт от конкурентов: тексты, дизайн, исходный код
Ведущий юрист по интеллектуальному праву, патентный поверенный №2412
Содержание
- Можно ли запатентовать сайт?
- Как охраняется исходный код сайта
- Как получить дополнительную выгоду от регистрации исходного кода сайта
- Как защитить интерфейс и дизайн сайта?
- Как защитить приложение, алгоритм или сервис
- Контент – одно из самых уязвимых мест на сайте
- Еще один объект авторского права в структуре сайта – шрифт
- Как защитить домен сайта
- Защита логотипа
- Пример из судебной практики: почему важно «запатентовать» сайт
Практически у каждой компании есть свой сайт, на разработку которого уходит от нескольких тысяч рублей до нескольких миллионов. Рассказываем, как запатентовать сайт и защитить контент, чтобы никто не смог безнаказанно использовать вашу интеллектуальную собственность.
Сайт – это комплекс разных видов интеллектуальной собственности и полноценный нематериальный актив компании (НМА), который можно поставить на баланс компании.
В то же время сайт, который приносит заявки и в который вложили большие суммы, может стать привлекательным вариантом для плагиаторов – недобросовестных конкурентов, которые зарабатывают, воруя дизайны, интерфейсы и контент.
Скопировать сайт несложно, поэтому недобросовестные конкуренты иногда используют такой прием, чтобы переманить клиентов. Иногда такое воровство происходит по незнанию, но в любом случае – это ваши прямые потери.
Поэтому, создавая интеллектуальную собственность (ИС), позаботьтесь о ее регистрации. Разберемся, как это сделать.
Можно ли запатентовать сайт?
Сайт как единое целое защитить не получится. Законодательство не рассматривает его как отдельный объект ИС. Но выход есть – «разобрать» сайт на составляющие и зарегистрировать их.
Обычно выделяют такие элементы:
исходный код;
дизайн, интерфейс, шрифт;
приложение, алгоритм, сервис;
домен (адрес сайта);
контент (фотографии, видео, тексты).
Все эти части – объекты ИС, на которые распространяется действие части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Рассмотрим, какой вариант защиты подходит для каждой составляющей сайта.
Как охраняется исходный код сайта
Исходный код рассматривают как программу для ЭВМ или базу данных. А любое программное обеспечение (ПО) охраняется законодательством так же, как произведение литературы. Поэтому на него согласно ст. 1225 ГК РФ распространяет свое действие авторское право.
Авторское право возникает в момент создания произведения (написания исходного кода для сайта) и не требует подтверждения. Тем не менее, лучше зарегистрировать программу для ЭВМ или базу данных в Роспатенте.
Совет: Настоятельно рекомендуем зарегистрировать исходный код вашего сайта. Тогда вам будет легче защитить сайт от плагиата или получить компенсацию за незаконное использование вашей ИС. Также свидетельство о регистрации станет подтверждением ваших прав на сайт, если это потребуют, к примеру, партнеры, контрагенты, госорганы на закупках.
Для регистрации исходного кода в Роспатент подается:
Депонируемые материалы – код на бумажном носителе или электронном.
Реферат – краткое описание функционала ПО – не больше 900 знаков.
Согласие автора кода на регистрацию его произведения и на обработку персональных данных.
Платежка об уплате госпошлины (4 500 платят юрлица, 3 000 – физлица).
Подробное руководство по регистрации от Роспатента можно почитать здесь.
Как получить дополнительную выгоду от регистрации исходного кода сайта
Включите ваше ПО в реестр отечественного ПО. Это расширит вам доступ к налоговым льготам, грантам и к участию в госзакупках.
К примеру, востребованная сегодня льгота – обнуление НДС. Поддержку могут получить компании, зарабатывающие на разработке и предоставлении лицензий на программы для ЭВМ. Ключевое условие – быть в реестре отечественного ПО (его еще называют реестром Минцифры).
Совет: Сначала регистрируйте код в Роспатенте, затем подавайте документы в реестр Минцифры. Тогда ваши права на ПО будут подтверждены.
Но не все коды одинаково полезны. К примеру, внести в реестр интернет-магазин не удастся. Но можно внести базу данных товаров. Также можно попасть в реестр, если у вас есть приложение: десктопное, серверное (SAAS) или мобильное.
Ознакомиться с методическими рекомендациями по подготовке заявок в реестр можно по ссылке.
Как защитить интерфейс и дизайн сайта?
Исходный код сайта – бэк – в основном никто не видит. А фронт – интерфейс пользователя, дизайнерские решения, иконки, кнопки, модули и порядок их размещения на экране – самая узнаваемая его часть, лицо. Если вы можете подтвердить, что создали уникальный интерфейс сайта, защитите его, получив патент на промышленный образец. Это регламентирует ст. 1352 ГК РФ.
Патент охраняет графическую сторону сайта: его дизайнерскую концепцию, расположение иконок и других компонентов, специфическое сочетание цвета и формы.
Подавать заявку на патент на промобразец нужно в Роспатент. Его специалисты проверят, новый ли и оригинальный ли ваш сайт. По ссылке можно ознакомиться с порядком подачи заявки. К ней прилагается подробное описание промобразца.
Совет: Самостоятельно изучите сайты ближайших конкурентов с похожим дизайном. Сформулируйте отличия вашего сайта. Тогда вероятность возврата документов на доработку будет ниже.
Как защитить приложение, алгоритм или сервис
Особый, отличный от других подобных алгоритм, программное обеспечение, интернет-сервис или приложение охраняются патентом на изобретение. Ст. 1350 ГК РФ понимает под изобретением техническое решение в той или иной области, относящееся к способу. А способ – совершение действий над объектом при помощи определенного набора средств. И объект, и средства должны быть материальными.
Нельзя получить патент на изобретение на математические методы или правила игры, методы ведения хоздеятельности или целый исходный код. Можно защитить решение для обработки запросов по поиску информации или, например, сервис по определению языка во время распознавания текста.
Заявку на патент подавайте также в Роспатент. Изобретение защитят, если оно новое, носит изобретательский характер, может быть применено промышленно в любой сфере.
Контент – одно из самых уязвимых мест на сайте
Фотографии и тексты очень легко «позаимствовать», поэтому такой тип контента воруют чаще всего. И защитить контент, например, патентом – не удастся. Это объект авторского права. Но вы хотя бы можете усложнить плагиаторам жизнь:
В настройках сайта запретите копирование, но тогда останется возможность перепечатывать. Это может отвернуть от вас часть аудитории, здесь надо решить, что для вас важнее.
Разместите дисклеймер, что контент ваш и защищается авторским правом. Можно также настроить сайт, чтобы вместе со скопированным элементом к тексту прикреплялась фраза со ссылкой, что контент с вашего сайта – так делают все федеральные СМИ.
Если делаете фото, сделайте подпись в настройках фотоаппарата, чтобы в исходном файле сохранялось ваше авторство.
Выкладывайте дизайн в интернете так, чтобы сохранялась дата добавления. В этом случае можно будет снять скриншот и зафиксировать у нотариуса дату создания контента, это поможет доказать свои права и наказать нарушителя.
Этими действиями вы убережете ваш сайт, например, от парсинга – автоматического копирования. Но надежного решения, который точно защитит ваш сайт от недобросовестных конкурентов, нет. Лучше обратиться к юристу за консультацией по авторскому праву – компания «Гардиум» специализируется на интеллектуальной собственности и знает, как защитить бизнес.
Еще один объект авторского права в структуре сайта – шрифт
Это касается и фотографий, изображений и ряда других графических элементов. Но есть нюансы. Чтобы шрифт и остальные составляющие охраняло авторское право, надо, чтобы эти объекты были:
уникальными;
созданными интеллектуальными творческими усилиями;
выраженными на бумажном носителе или электронном.
Шрифт можно задепонировать или запатентовать как промобразец.
Совет: Если созданием шрифта и другого контента занимаетесь не вы лично, оформите соответствующие договоры с его авторами. Если авторы – ваши работники, включите в служебный договор пункт о передаче исключительных авторских прав на их изобретения вам или возьмите с них согласия на это.
Строго следите, чтоб оформлялись служебные задания, принимайте результаты по акту. С подрядчиками заключайте договоры авторского заказа или на оказание услуг. В них также учитывайте пункт о передаче исключительных прав на контент. Сохраняйте все договоры и акты– они могут пригодиться в суде. Все эти меры нужны на случай спора с подрядчиком. Например, некоторые компании могут использовать те же шрифты и для других заказчиков.
Как защитить домен сайта
Сам домен не рассматривается как объект ИС. Каждый может купить любой свободный домен и работать на нем. Но защитить его можно, зарегистрировав товарный знак.
Совет: Прежде чем подавать заявку на товарный знак, убедитесь в уникальности домена. Нельзя, чтобы он был похож на другие, ранее зарегистрированные товарные знаки так, чтобы можно было спутать. Поинтересуйтесь, не занято ли само доменное имя, которое собираетесь регистрировать.
Заявки принимает Роспатент. Имея на руках свидетельство о регистрации товарного знака, вы смело можете использовать его в рекламных материалах и пресекать посягательства конкурентов на ваш объект ИС.
Очень важно, в какую дату зарегистрирован товарный знак. Если ваш домен купил кто-то другой, но вы раньше получили свидетельство на товарный знак, можно попытаться отсудить доменное имя. В России суд в таких случаях обычно встает на сторону владельца товарного знака.
Защита логотипа
Этот элемент сайта получает охрану как изобразительный или комбинированный (лого + текст) товарный знак.
Логотип может быть иконкой, фавиконом, интерактивным изображением, виртуальным помощником, персонажем, элементом инфографики карточки товара или даже 3D моделью – никаких ограничений здесь нет. Главное – чтобы пользователи ассоциировали эту картинку с вашей компанией.
Пример из судебной практики: почему важно «запатентовать» сайт
Компания разработала софт для обработки таблиц. Ее бывший сотрудник присвоил разработку себе: забрал исходники, сделал на базе алгоритма приложение и разместил его в AppStore, после чего зарегистрировал иконку и название софта на себя.
Когда компания попыталась разместить собственное приложение, Apple отказал в размещении. А бывший сотрудник, как правообладатель, подал жалобу в маркетплейс приложений, и AppStore заблокировал аккаунт компании.
Фирма попробовала договориться с бывшим сотрудником – безуспешно. Пришлось идти в суд и доказывать незаконное использование бренда и разработки софта, чтобы аннулировать регистрацию товарного знака.
Чтобы не допустить подобных историй, проведите инвентаризацию своих нематериальных активов. Убедитесь, все ли объекты интеллектуальной собственности вы зарегистрировали. Потому что компенсацию за использование решений с сайта, за контент и фотографии получить можно, но без регистрации сложно доказать свои права.
Поэтому регистрация упрощает защиту, помогает очищать рынок от клонов и получать возмещение ущерба от нарушителей. Наши юристы помогут собрать пакет документов, чтобы «запатентовать» сайт, подадут заявку на регистрацию полезной модели или товарного знака и защитят ваш бизнес от недобросовестных конкурентов.
Кристина Гучмазова
Ведущий юрист по интеллектуальному праву, патентный поверенный №2412
На правах рекламы © 2024 «Гардиум», «Гарант.ру»
Реклама | https://legal-support.ru