Международная классификация товаров и услуг
Регистрация каждого товарного знака применяется к определенным товарам и услугам, которые систематизированы по классам. На данный момент существует 45 таких классов: 34 класса для товаров и 11 классов для услуг, которые определены Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ).
Товары
Класс 1
Химические продукты
Класс 2
Краски, олифы, лаки
Класс 3
Препараты для чистки, парфюмерия и косметика
Класс 4
Технические масла, смазки, топлива
Класс 5
Фармацевтические препараты
Класс 6
Обычные металлы и сплавы
Класс 7
Машины, станки и двигатели
Класс 8
Ручные инструменты
Класс 9
Приборы, инструменты, оборудование
Класс 10
Медтехника и протезирование
Класс 11
Устройства для получения тепла
Класс 12
Транспортные средства
Класс 13
Оружие и пиротехника
Класс 14
Часы и ювелирные изделия
Класс 15
Музыкальные инструменты
Класс 16
Бумага и картон
Класс 17
Резина, асбест, пластмассы
Класс 18
Кожа и кожаные изделия
Класс 19
Строительные материалы (не металлические)
Класс 20
Мебель и аксессуары
Класс 21
Товары для дома
Класс 22
Веревочно-канатные изделия
Класс 23
Нити текстильные и пряжа
Класс 24
Текстиль
Класс 25
Одежда и обувь
Класс 26
Галантерейные и басонные изделия
Класс 27
Ковры и напольные покрытия
Класс 28
Игрушки и спортивные товары
Класс 29
Продукты животного происхождения
Класс 30
Растительные пищевые продукты
Класс 31
Продукты земледелия и лесного хозяйства
Класс 32
Безалкогольные напитки и пиво
Класс 33
Алкогольные напитки
Класс 34
Табак и курительные принадлежности
Услуги
Класс 35
Реклама
Класс 36
Страхование и финансы
Класс 37
Строительство и ремонт
Класс 38
Телекоммуникации
Класс 39
Транспорт, упаковка и туризм
Класс 40
Обработка материалов
Класс 41
Воспитание и образование
Класс 42
Научные разработки и исследования
Класс 43
Доставка и гостиницы
Класс 44
Медицина
Класс 45
Юридические услуги
Видеогайд: как подобрать классы МКТУ самостоятельно
Руководство по применению МКТУ
-
Заголовки классов указывают в общем виде только области, к которым товары и услуги в принципе могут относиться, и не содержат названия конкретных товаров или услуг.
-
Для правильной классификации каждого конкретного товара или услуги необходимо пользоваться перечнями товаров и услуг и пояснениями к каждому классу соответственно, которые размещены в разделе «Перечень классов товаров и услуг с пояснениями». Если не удается осуществить классификацию товара или услуги с помощью Перечня классов товаров и услуг с пояснениями, а также Перечня товаров и услуг, объединенных в классы, следует пользоваться разделом «Общие замечания».
-
Отнесение общего термина в перечне товаров и услуг к какому–либо определенному классу товаров и услуг не исключает возможность использования этого термина в словосочетаниях в этом или в других классах. В таких случаях общий термин отмечается звездочкой (*).
-
Текст в квадратных скобках в наименовании товара/услуги поясняет предшествующий до скобок текст в наименовании или является его синонимом.
-
Для достижения однозначной оценки объема прав регистрируемых товарных знаков при описании товаров/услуг рекомендуется избегать употребления неопределенных или общих выражений и руководствоваться терминологией действующей редакции МКТУ.
-
Каждое наименование товара/услуги представлено статьей, содержащей номер класса, базовый номер и соответствующие данному базовому номеру наименование товара/услуги в переводе (интерпретации) на русский язык. В трехъязычном варианте наименования товаров/услуг на русском языке дополнительно сопровождаются наименованиями на английском и французском языках по официальным текстам изданий МБ ВОИС одиннадцатой редакции МКТУ (2022). (Базовый номер - это номер, под которым соответствующий товар/услуга зарегистрирован и внесeн в официальные редакции МКТУ, издаваемые МБ ВОИС. Базовые номера остаются неизменными в отношении старых и новых редакций, не зависят от национальных изданий и дают возможность пользователю находить соответствующие наименования товаров/услуг в перечнях любых языковых версий МКТУ, публикуемых с указанием базовых номеров товаров/услуг).
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
Перейти к онлайн-поиску по базам ФИПС, доменам и названиям ООООбщие замечания
Существуют методические рекомендации Роспатента по составлению перечня товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация товарного знака, где указаны критерии, облегчающие поиск класса МКТУ. Приведем несколько пояснений.
Для товаров
- Готовые изделия классифицируются, в основном, в соответствии с их функцией или назначением. В случае если таковые не упомянуты в разделе «Перечень классов товаров и услуг с пояснениями», готовые изделия следует классифицировать по аналогии с другими подобными изделиями, содержащимися в «Перечне товаров и услуг, объединенных в классы». Если функции или назначения не найдены, необходимо руководствоваться вспомогательными критериями, например материалом, из которого изготовлено изделие, или его принципом действия.
- Готовые изделия многоцелевого назначения (например, радиобудильник) могут быть отнесены к определенным классам в соответствии с выполняемыми функциями или назначением, а в случае, если эти функции или назначение не упомянуты ни в одном из заголовков классов, следует руководствоваться критериями, сформулированными в пункте a).
- Необработанное или частично обработанное сырье следует классифицировать, в основном, по материалу, из которого оно состоит.
- Товары, предназначенные для использования в другом изделии, классифицируются, в основном, в том же классе, что и последний только в случае, если он не используется для иных целей. Во всех остальных случаях для классификации таких товаров следует руководствоваться критериями, сформулированными в пункте a).
- Если готовые изделия или полуфабрикаты классифицируются по материалу, из которого они изготовлены, то в случае изготовления изделия из различных материалов его следует классифицировать по преобладающему в составе материалу.
- Емкости, предназначенные для упаковки и хранения товаров, классифицируются в том же классе, что и сам товар.
Для услуг
- Услуги классифицируются, в соответствии с направлением деятельности, охватываемым заголовком класса и соответствующими пояснениями, или по аналогии со сходными услугами «Перечня товаров и услуг, объединенных в классы».
- Все услуги по прокату классифицируются в тех классах, к которым относятся услуги, осуществляемые с помощью объектов проката (например, прокат телефонов – 38 класс), вместе с тем услуги, связанные с финансовым лизингом, классифицируются по 36 классу как услуги финансовые.
- Услуги, связанные с консультацией, советом или информацией, относятся, в основном, к тем же классам, что и услуги, являющиеся объектом консультации, совета или информации, например по вопросам: транспортировки – 39 класс; управления коммерческими делами – 35 класс; финансовых дел – 36 класс; косметики – 44 класс. Консультация, совет или информация, предоставляемые с помощью электронных средств (например, телефона, компьютера), не связаны со средствами, обеспечивающими выполнение данных услуг.
- Услуги, оказываемые в рамках франчайзинга, классифицируются, как правило, в том же классе, что и услуги, предоставляемые франшизодателем, например услуги консультационные по вопросам франчайзинга (кл. 35), услуги финансовые, связанные с франчайзингом (кл. 36), услуги юридические, связанные с франчайзингом (кл. 45).
Вопрос-ответ

Ирина Резникова
Старший партнер патентно-адвокатского бюро «Гардиум», патентный поверенный № 1947. В практике более 20 лет.
Задать вопрос эксперту
На правах рекламы © 2023 «Гардиум», «Гарант.ру»
Реклама | https://legal-support.ru