Фирменное наименование для юридического лица: как сделать правильный выбор
Старший партнер патентно-адвокатского бюро «Гардиум», патентный поверенный № 1947. В практике более 20 лет.
Содержание
- Что такое фирменное наименование юридического лица, основные требования
- Чем фирменное наименование отличается от товарного знака и коммерческого обозначения
- Каким должно быть фирменное наименование
- Фирменное наименование как средство индивидуализации
- Можно ли использовать фирменное наименование, похожее на чужое
- Наказание за использование фирменного наименования конкурента
- Проверяйте фирменное наименование на уникальность
- Какие споры по фирменным наименованиям есть в судебной практике
- Как выбрать и защитить фирменное наименование
Открывая юридическое лицо, мало кто задумывается о правовой стороне при выборе названия. Принято считать, что название можно выбирать любое, лишь бы без нецензурных слов. А то, что фирменное наименование юрлица не должно быть похожим на конкурентов, проверяют не всегда.
Название фирмы ООО «Березка», АО «Россельпроммаш» выбирают, потому что слово нравится. Или наоборот, чтобы быть похожими на других участников рынка, поменьше отличаться. Вместе с тем ни один предприниматель не придет в восторг, если увидит, что только открывшийся конкурент хочет начать работу, пользуясь его наименованием, а значит, и репутацией.
Название фирмы – фирменное наименование юридического лица – можно защищать точно так же, как бренд. Разбираемся, как это сделать.
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
Перейти к онлайн-поиску по базам ФИПС, доменам и названиям ОООЧто такое фирменное наименование юридического лица, основные требования
Фирменное наименование – это то, под каким названием ваша компания зарегистрирована в налоговой. Важно понимать, что фирменное наименование есть только у юрлиц. ИП регистрируются под реальными ФИО из паспорта, а значит, никаких названий не придумывают.
Фирменное наименование состоит из двух частей:
указания организационно-правовой формы компании, например ООО, АО;
У любого юрлица появляется фирменное наименование, когда его после прохождения регистрации добавляют в ЕГРЮЛ. Если ваша компания есть в ЕГРЮЛ – у вас есть фирменное наименование. И оно такое, как указано в реестре.
Чем фирменное наименование отличается от товарного знака и коммерческого обозначения
Фирменное наименование у вашей фирмы одно. Например, ООО «Росшампуньхолдинг». Но продуктов компания может выпускать сколько угодно: шампуни «Сальса», бальзамы «Вальс» и муссы для волос «Фокстрот». Потребители на полках магазинов будут видеть эти танцевальные названия. А фирменное наименование могут вообще не знать и не читать.
Получается, что покупатели знают названия ваших брендов – именно они обычно регистрируются как товарный знак в Роспатенте. Чтобы другие компании не могли выпускать свою продукцию под теми же названиями, что и у вас.
Для краткости и удобства написания ООО «Росшампуньхолдинг» на бланках, на витринах и вывесках пишет длинное название не полностью, а ООО «РШХ». Так можно. И это будет коммерческим обозначением компании. По закону если компания использует такое обозначение, значит, другие автоматически не могут называть себя так же.
Чем понятия отличаются друг от друга
Фирменное наименование – это название, под которым ваша компания зарегистрирована в налоговой. Оно включает в себя и само название, и аббревиатуру, указывающую на организационно-правовую форму.
Товарный знак – средство индивидуализации, зарегистрированные в Роспатенте. Это ваша бренд-символика, название продукции, которую вы выпускаете, и другие элементы, по которым покупатели отличают вас от конкурентов: джинглы, упаковка, логотип и много что еще.
Коммерческое обозначение – это то, как компания называет себя на бланках, в актах и в других официальных документах, если решает, что фирменное наименование использовать по каким-то причинам неудобно.
Коммерческое обозначение, фирменное наименование и товарный знак являются средством индивидуализации компаний и охраняются законом.
Каким должно быть фирменное наименование
В Гражданском кодексе (ГК РФ) прописано, что фирменное наименование должно быть написано на русском языке с возможностью транскрибировать на русский иноязычные названия, в том числе и названия языков коренных народов РФ. Можно сразу выбрать полное и сокращенное наименование на русском.
Дополнительно к русскому можно добавить название на любом иностранном языке или на языке коренных народов. Единственное ограничение – для иностранных компаний нельзя переводить организационно-правовую форму. Если за рубежом компания зарегистрирована как Burberry Group PLC, в России они могут быть только «Барберри» или «Барберри групп». PLC – это британский аналог АО, переводить и включать в фирменное наименование нельзя.
Другие требования к фирменному наименованию в ГК РФ:
нельзя использовать иностранные города и страны, их сокращения, просторечные названия и производные;
нельзя использовать названия государственных органов из любых субъектов РФ;
нельзя использовать названия общественных объединений;
нельзя использовать слова, противоречащие морально-этическим устоям;
нельзя добавлять обозначения и названия денежной символики, клейма и печати;
без разрешения Минюста нельзя использовать в названии компании Россия, РФ, Российская Федерация и производные.
Использовать название нашей страны в названии предприятия можно только с разрешения Министерства юстиции РФ. Такое разрешение могут получить крупнейшие налогоплательщики, компании, созданные государством или компании, которыми государство владеет не менее чем на 25 % голосующих акций.
В названии компании можно использовать слово русский: ООО «Русские бани», АО «Русский огурец», это не про государственную символику. А вот можно или нет использовать названия городов и других муниципальных объектов, решают на местном уровне. Нужно изучить законодательство конкретного субъекта РФ.
Если нарушить любое из этих правил – налоговая вправе заставить изменить фирменное наименование. Если при регистрации регистрирующий орган не заметил нарушения и допустил регистрацию – позже он может потребовать сменить название через суд. Поэтому перед регистрацией юрлица нужно проверять идеи на соответствие закону самостоятельно.
Фирменное наименование как средство индивидуализации
Использовать фирменное наименование может только то юрлицо, на которое оно зарегистрировано. И это юрлицо может только использовать ФН: продавать, дарить, передавать не может. Можно продать юрлицо целиком, но само фирменное наименование передать другой организации, в том числе в составе франшизы, нельзя. Чтобы потребители четко понимали, кто именно производит продукцию, даже под одним и тем же брендом.
Фирменное наименование пишут во всех юридических и уставных документах, на печати, на вывесках. В некоторых сферах деятельности обязательно указывать юридическое название в рекламных сообщениях.
Фирменное наименование юридического лица является интеллектуальной собственностью компании. Но пока оно зарегистрировано только в налоговой – к бухучету его принять нельзя, а значит, на стоимость компании оно не влияет.
Можно ли использовать фирменное наименование, похожее на чужое
По закону конкурирующим фирмам нельзя использовать одинаковые или очень похожие названия: фирменные наименования и товарные знаки. Так решили, чтобы защитить покупателей и не вводить их в заблуждение. Люди должны точно понимать, кто производитель продукции, и иметь возможность выбора.
При регистрации налоговая не смотрит, есть похожие названия или нет. Если фирма не нарушает основные требования к фирменному наименованию закона – наименование попадет в ЕГРЮЛ. А потом, если обладатель названия, зарегистрированного ранее, решит предъявить требования – конкурент должен будет сменить наименование и, возможно, заплатит компенсацию до 5 000 000 руб. за использование чужого названия.
Кто может регистрировать одинаковые фирменные наименования:
неконкурирующие фирмы: если ремонт обуви и компания по производству тракторов выберут одинаковые названия, им нечего делить, а значит, и требования друг к другу предъявлять они не будут;
ИП – у них в принципе нет фирменного наименования, если двух людей по паспорту зовут одинаково, несмотря на то, что они конкуренты, в ЕГРИП будут записаны одинаково.
Предпринимателю можно запретить использовать свое имя как бренд, если конкурент зарегистрировал его как товарный знак. Но во всех государственных структурах и по документам человек продолжит жить под своим именем.
Во всех остальных случаях выбирать для себя название, которое уже используют организации с похожими ОКВЭДами, даже из других регионов, опасно.
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
Перейти к онлайн-поиску по базам ФИПС, доменам и названиям ОООНаказание за использование фирменного наименования конкурента
Если компания регистрирует название, которое уже использует конкурент в любом регионе РФ – по распоряжению фирмы, которая зарегистрировала наименование раньше, придется или закрыть юрлицо полностью, или переименоваться. Правообладатель через суд может доказать, что из-за схожести названий он понес убытки, в таком случае все убытки придется возместить.
Фактически доказать, что из-за похожих названий юрлиц фирма теряет прибыль, сложно. Поэтому, если случайно нарушить чужое право на фирменное наименование, в большинстве случаев фирмы просто меняют название – теряют наработанную репутацию, но обходятся без штрафных санкций.
Другое дело, если компания зарегистрировала фирменное наименование и товарный знак. В таком случае нарушитель должен будет заплатить от 10 000 до 5 000 000 рублей компенсации, которая будет рассчитываться разными способами:
правообладатель может потребовать определенную сумму за нарушение прав на его интеллектуальную собственность;
потребовать возместить ему стоимость ваших проданных товаров по его цене;
потребовать выплатить ему двойную стоимость контрафактных товаров.
На простом примере. ООО «Рыба» продает консервы с сардиной по цене 150 рублей за банку. Появляется конкурент ООО «Рыба» и продает консервы с сардиной по 100 рублей за банку. «Рыбка» наносит фирменное наименование на каждую банку, а значит, каждая банка является контрафактной.
Если у правообладателя зарегистрирован товарный знак, он может взыскать либо 150 рублей за каждую проданную единицу по своей цене, либо 200 рублей – по двойной стоимости контрафактного товара.
Без исключительного права на товарный знак правообладателю пришлось бы доказывать, что он понес убытки. Что покупатели бы обязательно выбрали его товар, а не товары других конкурентов. Это сложно. Если есть товарный знак – доказывать придется не убытки, а факт использования вашего обозначения, это намного проще.
Компанию заставили переименоваться из-за общепринятого элемента
При регистрации товарного знака есть такое понятие, как общепринятые элементы. То есть слова, которые напрямую относятся к вашему виду деятельности, включать в товарный знак можно, но охраняться они не будут. Слово «обувь» в товарном знаке могут использовать все обувщики.
С фирменным наименованием так не работает. ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» заставила через суд изменить наименование ООО «Региональное БТИ». Несмотря на то, что БТИ – общепринятая аббревиатура, «Федеральное БТИ» получили фирменное наименование первые, а значит, название конкурентов будет вводить в заблуждение потребителей.
Эту версию подтвердил Президиум суда по интеллектуальным правам.
Проверяйте фирменное наименование на уникальность
Перед регистрацией юрлица нужно проверить название ООО по двум базам:
по базе зарегистрированных юрлиц – ЕГРЮЛ;
и по базе зарегистрированных товарных знаков.
Бесплатная проверка от «Гардиума» показывает совпадения сразу из обеих баз, так что проверять можно только здесь.
Если совпадений нет – можно подавать документы на регистрацию юрлица. Если совпадения есть или наименования очень похожи – проверьте, являются ли владельцы зарегистрированного ранее обозначения вашими конкурентами. Если вы не конкуренты – можно регистрировать свою компанию под тем же названием. Если вы конкуренты – лучше сразу изменить название.
Какие споры по фирменным наименованиям есть в судебной практике
Основных типов спора два: когда одна компания нарушает права на фирменное наименование другой и когда компания пытается доказать, что суды нижестоящих инстанций неправомерно признали ее виновной в нарушении. В обоих случаях предугадать развитие событий невозможно.
Автошколу обязали изменить название
«Учебный центр «Старт» увидел, что на рынке работает еще одна автошкола с похожим фирменным наименованием – «АвтоСтарт». У обеих компаний зарегистрированы товарные знаки: у учебного центра – «Автошкола Старт», у «АвтоСтарт» – одноименный.
Учебный центр решил аннулировать правовую охрану товарного знака конкурента. Они зашли сразу с двух флангов: доказали, что обозначения похожи и пользователи действительно могут перепутать автошколы. И показали, что учебный центр использовал «СТАРТ» как фирменное наименование в составе ООО с 2008 года, а в составе НОУ – еще раньше.
«АвтоСтарт» дошли до Президиума суда по интеллектуальным правам, но их все равно заставили прекратить использовать название.
В большинстве случаев в спорах с фирменным наименованием юридического лица участвует и товарный знак: когда у одной компании он зарегистрирован, а вторая использует фирменное наименование как бренд без регистрации.
Компания заплатила 1 000 000 рублей за использование чужого товарного знака
ООО «Транскомурал» открыли юрлицо и вели деятельность по организации грузоперевозок под одноименным брендом. В это время на рынке уже предоставляла такие же услуги компания ООО «Транском», у которой есть зарегистрированный товарный знак «ТРАНСКОМ».
«Транском» обратились в суд, чтобы запретить конкурентам использовать их фирменное наименование и взыскать 1 000 000 рублей компенсации за нарушение прав на их интеллектуальную собственность.
Суды всех инстанций, вплоть до Президиума суда по интеллектуальным правам, признали правоту «Транскома». Одной из линий защиты ответчика было, что «Транском» не защитил права на фирменное наименование, а товарный знак не может спорить с названием фирмы.
В итоге ООО «Транскомурал» обязали выплатить 1 000 000 рублей компенсации за использование бренда конкурента и 29 000 рублей компенсации за уплаченную госпошлину.
Как выбрать и защитить фирменное наименование
Если вы только открываете юрлицо или хотите обезопасить себя от любых рисков по спорам с интеллектуальной собственностью, когда уже активно работаете –обращайтесь к юристам и патентным поверенным «Гардиума». Эксперты с опытом более 15 лет проверят ваше название по всем базам и проведут все необходимые процедуры по защите:
зарегистрируют фирменное наименование как товарный знак, чтобы его было проще защищать;
найдут конкурирующие компании, которые ведут деятельность с использованием вашего бренда, и помогут избавиться от нарушителей.
С «Гардиумом» обеспечить безопасность бренда просто. Обращайтесь, первая консультация с экспертом бесплатно!
Ирина Резникова
Старший партнер патентно-адвокатского бюро «Гардиум», патентный поверенный № 1947.
В практике более 20 лет.
На правах рекламы © 2024 «Гардиум», «Гарант.ру»