Можно или нельзя: как запатентовать идею в России
Ведущий эксперт по патентованию, патентный поверенный №2392.
Содержание
- Главное про патентование идей
- Какие существуют виды патентов на идеи
- Кто может оформить патент на идею
- Критерии для регистрации идей в Роспатенте
- Порядок патентования идей в России
- Документы для патентования
- Сколько времени занимает патентование идей
- Какие идеи регистрируют
- Товарный знак как альтернатива для регистрации идеи
- Альтернативные способы защиты IT-идей
- Какие идеи необязательно регистрировать и почему
- Чем будут полезны патентные поверенные и патентные бюро
Представьте, что вы придумали скатерть-самобранку. Чтобы технологию не украли, нужен патент. Но одной идеи мало, наброски и эскизы — еще не гарантия ее патентования. Сначала технологию нужно превратить в рабочий продукт, который можно продавать — доказать, что это реально. И тогда уже идею можно запатентовать — зарегистрировать и получить патент, который будет защищать технологию от конкурентов. Разбираемся, как это работает на деле.
Главное про патентование идей
Что такое патент. Это охранный документ. Он доказывает авторство идеи и исключительное право на техническое решение, то есть его использование в коммерческой деятельности. Запускать идею в производство можно и без патента, но тогда она не будет под защитой. Любой сможет переиначить изобретение и выдать за свое.
Что такое патентование. Запатентовать значит, получить патент. Есть и другие способы охраны, но это уже не патентование. Процесс выглядит так: изобретатель описывает свою идею в заявке, прикладывает чертеж, готовит документы и несет их в Роспатент. Там наработки проверят на уникальность и воплощаемость, проведут несколько экспертиз, зададут вопросы. И если все в порядке, выдадут патент. На деле патентование сильно сложнее.
Возможно ли патентование за границей. Да. Но единого международного патента не существует. Чтобы получить патент в нужной стране, придется готовить заявку в ее патентное ведомство. Еще есть способы подать заявку по международной системе. Например, процедура международного патентования по системе РСТ. Система создана Всемирной организацией интеллектуальной собственности, с ее помощью можно получить патент более чем в 150 странах. Вместо подачи отдельных национальных заявок на множестве языков она позволяет подать одну заявку на одном языке и уплатить только одну пошлину за подачу. Подробнее о других способах правовой охраны идей за границей — здесь.
Зачем получать патент на идею. Чтобы никто не смог украсть наработки и воплотить их в жизнь без вашего ведома. Патент делает изобретателя монополистом: только он может законно производить и продавать описанное в патенте изделие. А если кто-то нарушит эту монополию, с него можно взыскать до 5 млн рублей возмещения — через суд. К тому же если вы не получите патент, то его может оформить кто-то другой. Тогда взыскать возмещение могут уже с вас.
Чем еще полезен патент:
- на нем можно заработать — продать идею или передать по лицензии;
- его можно оценить и поставить на баланс предприятия — как бизнес-актив;
- о нем можно говорить в рекламе — как о конкурентном преимуществе изделия или технологии.
Какую идею можно запатентовать. На самом деле одной идеи недостаточно. Нужно подготовить конкретное техническое решение, которое воплотит эту задумку в жизнь: изделие, материал или технологию.
Если принести в Роспатент наброски скатерти-самобранки, патент не выдадут. Но если подготовить техническое описание устройства, приложить чертежи и доказать, что скатерть умеет готовить блюда — очень может быть. Но образец материала или прототип целой скатерти-самобранки не попросят. Патентование происходит на бумаге, работающие модели для патента не нужны.
Какую идею запатентовать не выйдет. Ту, которая не относится к объектам патентования. Патент не дадут на авторскую методику обучения, книгу или новую теорию происхождения человечества. Такие объекты интеллектуальной собственности защищает авторское право. Там свои особенности, позже к ним вернемся.
Какие существуют виды патентов на идеи
Разработку можно запатентовать как изобретение, полезную модель и промышленный образец — это объекты патентования (ст. 1349 ГК РФ). Вид патента зависит от заложенного в идею решения.
Патент на изобретение. Действует 20 лет с возможностью продления на пять лет для лекарственных средств, пестицидов и агрохимикатов. Подойдет, если вы придумали и смогли описать технически сложное устройство, инновационный материал, новое полезное вещество, способ или алгоритм. Например, способ расчета виртуальной динамической нефросцинтиграфии — это изобретение. А идея считывать количественные показатели выделительной функции почки с помощью УЗИ — еще нет.
Чтобы идея стала изобретением, она должна давать ранее недостижимый эффект. Например, если вы описали способ стерилизации белья в стиральной машине на основе уже известных решений, запатентовать идею не выйдет — это еще не изобретение. А если в этой машине реализован ранее неизвестный метод воздушной температурной обработки белья до стирки — это уже изобретение, такого еще никто не делал.
Патент на полезную модель. Действует 10 лет с возможностью продления на 3 года. Полезная модель — это техническое решение, связанное с устройством. Например, беспроводная зарядка для телефона. Вспышка или чехол для фотоаппарата. Такой патент подойдет для оригинальных несложных изделий или устройств, которые дают полезный технический результат. Устройство для поклейки обоев, шип противоскольжения для обуви, пылесос с терминалом для приема денег — все это реальные примеры полезных моделей.
Иногда изобретатели подают заявки на регистрацию устройств в качестве изобретений, но те не проходят экспертизу по критерию изобретательского уровня. Тогда можно заменить объект в заявке с изобретения на полезную модель и получить патент. Но для этого нужны хорошие поверенные.
Чтобы идея стала полезной моделью, нужно доказать наличие конкретного технического результата. Например, вы придумали новую конструкцию диван-кровати. Сама идея и чертеж не считаются чем-либо новым и неизвестным. Но если вы сможете доказать, что новая конструкция повышает надежность диван-кровати — это уже полезная модель.
Патент на промышленный образец. Действует 15 лет с возможностью продления на 10 лет (ст1363 ГК). Подойдет для оригинальной идеи в области внешнего вида и дизайна. Интерфейс мобильного приложения, декоративный чехол для бутылки, орнамент для холодильника, оригинальный графический интерфейс для сайта — это промышленные образцы.
Чтобы идея стала промышленным образцом, она должна относиться к дизайну и отличаться от существующих аналогов внешним видом. Представим, вы нарисовали графический интерфейс приложения. В этом нет ничего необычного, на изобретение не тянет. Но если этот дизайн интерфейса ранее нигде не встречался, можно регистрировать промышленный образец.
Иногда на одну идею можно получить сразу несколько разных патентов. Например, одновременно на технологию, конструкцию изделия и дизайн. Это полезно для комплексной защиты наработок и актуально для крупного бизнеса.
Кто может оформить патент на идею
Пойти с наработкой в Роспатент могут физические лица и компании. Изначально право на оформление патента есть у автора. Но это право может перейти другим лицам (ст. 1357 ГК РФ).
Автор. Это человек, которому принадлежит идея, и, который смог превратить ее в рабочее решение для патента. Право автора на патентование зависит от того, по чьей инициативе появилась идея, в результате каких отношений и процессов. Обратите внимание, что только творческий вклад в создание идеи дает право авторства (ст. 1347 ГК). Автор сможет оформить патент на себя, если идея реализована по его инициативе, а не на заказ.
Право на получение патента может перейти и другим лицам — по правопреемству или договору. Но право авторства наработок неотчуждаемо, от него нельзя отказаться или передать (ст. 1356 ГК РФ).
Работодатель автора. Если идея возникла и была доведена до конкретного решения, когда человек выполнял свои обязанности на работе, право на регистрацию патента принадлежит работодателю. Такие разработки называются служебными. За них работник может получить вознаграждение, а работодатель обязан сохранить за сотрудником авторское право. Премия положена автору, даже когда руководство решило сохранить идею в тайне, оформить ноу-хау или продать третьим лицам (ст. 1370 ГК РФ).
Иногда право работодателя прекращается. Если работодатель в течение 6 месяцев не воспользовался своим правом на получение патента, сотрудник сможет зарегистрировать решение в Роспатенте на себя.
Иногда право на регистрацию вообще не возникает у работодателя. Например, если сотрудник разработал какое-то решение на материальной базе компании и за счет ее средств, но не в рамках своих обязанностей и задач бизнеса. Допустим, если инженер-конструктор НИИ в области ракетостроения создал на технологической базе института полезную модель двери для шкафа-купе. Тогда право зарегистрировать разработку принадлежит сотруднику.
Защитить бизнес от вольностей инженеров помогает договор авторского заказа
Третье лицо. Право регистрации может перейти третьему лицу по договору. Автор или его работодатель могут продать или передать исключительное право на условиях, о которых договорятся. Часто авторы изобретений делают так, чтобы не заморачиваться с оформлением патента. Например, передают идею и чертежи крупному учебному заведению в обмен на долю в случае продажи разработки.
Критерии для регистрации идей в Роспатенте
Чтобы дать идеям охрану, Роспатент проверяет объекты патентования на соответствие неким критериям (ст.ст. 1350–1352 ГК РФ).
Изобретение |
Полезная модель |
Промобразец |
- новизна |
- новизна |
- новизна |
Новизна. Идея будет новой, если ранее она никогда не встречалась в известных источниках в том виде, в котором ее предлагает автор. Это касается уже оформленных патентов и других открытых источников, включая публикации в литературе, научных работах, сборниках или статьях. Хоть патент и будет работать на территории России, новизна должна быть мировой — идея должна быть новой для всего мира.
Оригинальность. Идея в области дизайна будет оригинальной, если она не похожа ни на какие другие решения в части внешнего вида и обусловлена творческой работой автора. Эксперты будут искать не только идентичные идеи, но и визуально похожие, которые производят такое же общее зрительное впечатление на потребителя. Скажем, если взять существующий дизайн дверей и пририсовать ему новое витражное стекло, идея может показаться экспертам новой, но к оригинальности решения будут вопросы.
Промышленная применимость. Идея будет промышленно применимой, если ее можно использовать в промышленности, сельском хозяйстве, медицине или других отраслях экономики. Объект пройдет регистрацию, если результат в виде свойства или качества будет новым, и будет относиться к технике.
Новая конструкция диван-кровати делает ее использование более удобным для потребителя — это не технический результат, промприменимости нет. Но если эта же конструкция повышает безопасность эксплуатации — это вполне технический результат, критерий промприменимости соблюден.
Изобретательский уровень. Идею можно превратить в изобретение, если предложенное решение дает ранее недостижимый результат, свойство или качество, которое не очевидно для специалистов в данной области техники. Допустим, если прикрутить к наручным часам ложку, это не добавит новых свойств ни часам, ни ложке — на изобретение не тянет. Но если вместо ложки будет голосовой модуль, который называет время, наручными часами смогут пользоваться слепые люди. А это уже новое свойство, у решения могут выявить изобретательский уровень.
На самом деле все сложнее: каждый критерий проходит глубокую экспертизу, а выводы не всегда очевидны для неспециалиста. Чтобы проверить идею на соответствие критериям, лучше заранее обратиться к патентному поверенному или патентоведу.
Порядок патентования идей в России
1. Предварительный патентный поиск. Обычно проводят патентные поверенные и патентоведы. Цель — найти аналогичные идеи, оценить патентную чистоту и предварительно проверить, отвечает ли решение требованиям Роспатента. Специалист предметно вникает в суть предложенного решения, изучает патентные базы и открытые источники и дает предварительное заключение — дадут патент или нет. Если нужны доработки, патентовед составит рекомендации, в каком направлении двигаться. Свои выводы он оформляет в виде отчета.
Предварительный поиск — необязательная стадия. Но она сэкономит автору время и деньги. Если у идеи нет перспектив, патентный эксперт сразу скажет об этом. На поиск обычно уходит от двух недель до двух месяцев.
2. Доработка. Если у идеи есть перспективы, но есть риск отказа, патентовед предложит доработать решение. Рекомендации обычно основаны на результатах поиска по базам и наработанного опыта. Это поможет снизить риск отказа и подготовить базу для защиты патента в будущем. Подробнее о рекомендациях
3. Подготовка и подача заявки. Заявка состоит из 4 частей: заявление на выдачу патента, описание, формула и реферат. Чтобы заполнить все правильно, ее составление лучше поручить патентному поверенному — он опросит автора и правильно оформит документы. Если коротко, в заявке описывают суть предложенного решения: какой оно дает результат, какие встречаются аналоги и чем идея заявителя лучше. Дополнительно можно приложить чертежи и фотографии, но это необязательное требование.
Готовую заявку подают в ФИПС, обычно в электронном виде. Это подразделение Роспатента, которое занимается экспертизой заявок. ФИПС делает выводы, а Роспатент принимает решения о выдаче патента или об отказе. ФИПС получает заявку и выдает справку с датой поступления. С этого момента у заявки приоритет: если в Роспатент придут люди с похожими идеями, им откажут.
4. Делопроизводство. Задача ФИПС — провести несколько экспертиз и проверить, действительно ли идею можно запатентовать. Эксперты ищут похожие решения, сравнивают их, проверяют критерии патентоспособности. Если находят что-то похожее в России или в мире, присылают письма с дополнительными вопросами. Таких писем может быть сколько угодно, и на каждое нужен грамотный ответ. На этом этапе важно выбрать грамотного патентоведа для сопровождения заявки. Переписка может затянуться на несколько лет, а неграмотный ответ приведет к отказу в регистрации.
Сложностей добавляет и то, что в заявку нельзя вносить изменения. Если внешний вид вашей кухонной мойки повторяет чужой дизайн, добавить элементов и исправить заявку не выйдет. Или если вы решили прикрутить к своей диван-кровати дополнительные ножки или встроенный телефон, придется подавать новую заявку, так как изменить существующую не выйдет.
5. Получение патента. Когда Роспатент примет решение, представителю пришлют сначала электронную копию, а потом и оригинал патента. Срок его действия зависит от вида патента: от 10 до 20 лет.
А сколько это стоит ❓
Пошлина за заявку: от 4 000 руб.
Пошлина за экспертизу: от 13 000 руб.
Пошлина за регистрацию: 18 000 руб.
Выдача патента: 3 000 руб.
Услуги патентного поверенного оплачиваются отдельно, обычно от 50 000 руб. А еще за поддержание патента в силе ежегодно тоже нужно платить пошлину. Чем дольше срок действия патента, тем больше пошлина. Подробнее об этом здесь.
Документы для патентования
Заявка на патент состоит из четырех документов:
Заявление. Состоит из 4 страниц и заполняется по строгой форме. В заявлении обычно указывают анкетные данные автора и заявителя, название предложенного решения, перечень прилагаемых документов и дату приоритета. Заявление обычно заполняет патентный эксперт — это пакетная услуга, вместе с подготовкой описания, реферата и формулы.
Описание. В нем раскрывают сущность решения с полнотой, необходимой для воплощения идеи в жизнь. По сути, это детальное раскрытие информации про свои наработки: какой они результат приносят и каким именно образом. Из описания должно быть понятно, как эксперту из релевантной области воплотить идею разработчика в жизнь. Обычно описание — это несколько страниц текста. Чем сложнее разработка, тем больше описание.
Формула. Обычно это короткое описание с отличительными признаками предложенного решения. Формула полностью основана на описании, ясно и коротко отображает сущность идеи. Именно формула определяет объем защиты, который получит идея после регистрации в Роспатенте.
Как составить формулу изобретения
Реферат. Короткая выжимка описания, которая помогает быстро понять суть решения и не читать заявку полностью. Часто в реферат, кроме текстового описания, включают изображение продукта или один из чертежей.
Иногда к заявке прикладывают чертежи и иные материалы — чтобы эксперту было проще вникнуть в суть решения, а у идеи было больше шансов на регистрацию.
Отправить документы можно несколькими способами:
- по почте, на адрес Бережковская наб., д. 30, к. 1, Москва, Г-59, ГСП-3, 125993, Россия;
- сдать лично, по этому же адресу;
- факсом, по номеру +7 (495) 531-63-18, а оригиналы дослать в течение месяца;
- в электронной форме — через сайт ФИПС или Госуслуги, при наличии электронной подписи.
Обычно патентные поверенные отправляют документы онлайн — так проще.
Сколько времени занимает патентование идей
Конкретных сроков в законе нет, все индивидуально. Срок рассмотрения зависит от вида заявки и количества вопросов, которые возникнут у эксперта. Еще могут быть Оппозиции — если другие изобретатели решат, что ваша заявка нарушает их права и ваша идея не должна пройти регистрацию. Тогда рассмотрение затянется — придется готовить отзыв и ждать рассмотрения.
Средний срок для изобретений и полезных моделей — 6-12 месяцев, для промобразцов — 6-8 месяцев. Есть возможность ускоренного патентования — от 3 месяцев выдается решение, еще 2–3 недели на получение оригинала патента.
Срок регистрации не влияет на момент, с которого идея получит охрану. Если разработку удастся запатентовать, она получит охрану с момента подачи заявки.
Какие идеи регистрируют
Изобретения, полезные модели и промобразцы — это объекты патентования. На самом деле, в зависимости от сферы и характера идеи, получить правовую охрану могут и иные объекты.
Объект интеллектуальной собственности |
Документ |
Что можно защитить |
Пример |
Промышленная собственность |
Патент |
- техническое решение |
|
- полезная модель |
Патент |
- устройство |
|
- промышленный образец |
Патент |
- внешний вид |
|
Средства индивидуализации: |
Свидетельство о регистрации Роспатенте |
- логотип |
- Боткинская больница |
- НМПТ |
Свидетельство о регистрации Роспатенте |
- региональные бренды |
Белевская пастила |
Авторское право |
Свидетельство о депонировании в библиотеке авторских произведений |
- книга |
|
- программы ЭВМ |
Свидетельство о регистрации в Роспатенте |
- книга |
|
Секрет производства |
Охраняется в режиме коммерческой тайны |
Все, технологии, рецепты, алгоритмы, бизнес-процессы, которые охраняются соглашением о конфиденциальности |
Как выбрать объект патентования
Товарный знак как альтернатива для регистрации идеи
Если ваша бизнес-идея не связана с техническим решением, а касается только изобразительных, словесных объектов или их сочетаний, проще и правильнее оформить товарный знак.
Что это. Это средство индивидуализации брендов. Обозначение, которое помогает отстроиться от конкурентов и выделить товары или услуги автора в общей массе.
Какую идею можно взять. Логотип, название фирмы или продукта, собственное имя, дизайн упаковки или тары, форму товара, персонажа произведения, хештег, слоган. Товарным знаком может быть что угодно, даже запах или цвет. Лишь бы это обозначение было уникальным — не напоминало ни один из уже существующих знаков.
Товарными знаками могут стать сразу несколько объектов. Например, название бренда «Кока-кола», логотип, этикетка и форма бутылки — это товарные знаки The Coca-Cola Company.
Зачем это нужно. Чтобы сделать бренд уникальным и защитить от конкурентов. Товарный знак может использовать в бизнесе только правообладатель. Если вы зарегистрировали обозначение, а конкуренты использовали его или что-то похожее на своих продуктах, такие товары — контрафакт. Их можно изъять через суд и взыскать с конкурента компенсацию до 5 млн руб.
А еще товарный знак можно продать или передать в аренду по франшизе.
Как зарегистрировать. Процедура напоминает патентование, только требования не такие строгие. Заявка подается в Роспатент. Там обозначение проверяют по российским базам, задают уточняющие вопросы. Если в России аналога не найдется — выдадут свидетельство на товарный знак.
Сколько стоит. Госпошлина зависит от количества классов МКТУ и обычно обходится в 40–70 тысяч руб. Еще столько же возьмет юрист.
Подробнее про товарные знаки и их оформление — здесь.
Альтернативные способы защиты IT-идей
Регистрация софта в реестре Роспатента. Программный код можно защитить свидетельством на программу для ЭВМ — его тоже выдает Роспатент. Код приравнивается к художественному произведению и хранится в библиотеке ФИПС. Это называется депонированием. Свидетельство помогает подтвердить права на код, чтобы упростить передачу прав и включение в реестр Минцифры.
Включение в реестр отечественного ПО. Его ведет Минцифры. Внесение в реестр освобождает от НДС при продаже лицензий на ПО и дает преференции при госзакупках. Попасть в реестр могут решения, которые соблюдают 2 условия: разработаны отечественными программистами и включают открытый исходный код в компонентах.
Какие идеи необязательно регистрировать и почему
Произведения. Это объекты авторского права. Закон защищает их с момента создания. Допустим, автор написал статью. Как только произведение закончено, автор автоматически получает эксклюзивные права на то, чтобы публиковать его , как угодно распоряжаться и защищать перед третьими лицами. Какая-то регистрация не нужна.
Если автор написал статью, а кто-то другой опубликовал ее под другим именем, то он нарушил сразу несколько прав автора: право на имя, на авторство, на обнародование и исключительное право на произведение. С нарушителя можно взыскать компенсацию до 5 млн руб.
Сложность в том, что без регистрации у автора могут быть проблемы с доказыванием авторства. Для этого придумали процедуру депонирования в авторских обществах. Это выглядит так: записываем статью на диск и приносим в РАО. Там диск кладут в архив, а автору выдают свидетельство с датой. Оно доказывает: на конкретную дату конкретный автор задепонировал конкретное произведение.
Ноу-хау. Это коммерчески ценная информация, которая дает предприятию преимущество до тех пор, пока держится втайне. Фирменный рецепт бургеров, состав авторского напитка, база поставщиков и клиентов, технология производства, план продвижения и любые другие данные. Их ценность в секретности, поэтому нет смысла патентовать, регистрировать или иным образом обнародовать информацию.
Ноу-хау обычно используют для защиты данных от разглашения. Чтобы ноу-хау работало, в отношении этих данных вводят режим коммерческой тайны. Это особый режим работы с информацией, которую запрещено разглашать сотрудникам.
Подробнее о том, как выявлять ноу-хау — здесь.
Чем будут полезны патентные поверенные и патентные бюро
Даже перспективная идея может обернуться провалом при патентовании. В процедуре много тонкостей и непрофильным юристам сложно разобраться в деталях. 90% успеха в регистрации — это опыт и профильные знания. Если их нет, шансы при патентовании ничтожно малы.
Проверка идей на патентоспособность. Поверенные «Гардиума» заранее проверят базы и скажут, достойна ли идея патента или стоит прекратить работу и не тратить время. Или, может быть, нужно выбрать иной инструмент защиты идеи.
Рекомендации. В 8 из 10 случаев техническим решениям нужны доработки. Поверенные «Гардиума» составят перечень рекомендаций, выполнение которых сильно повысит шансы пройти экспертизу и получить патент. Подробнее
Оформление описания, реферата, формулы. На одну и ту же разработку можно составить 2 формулы: одну запатентуют, а вторую нет. Поэтому важно грамотно оформить заявку. Лучше всего в этом разбираются эксперты Роспатента. В «Гардиуме» есть поверенные с 10-летним опытом работы в ФИПС. Они знают, как заявку будут проверять коллеги и что надо писать, чтобы ее приняли.
Ответы на уведомления и защита от отказа. Если эксперты Роспатента пришлют запрос или предварительный отказ, поверенные подберут судебные инциденты и докажут эксперту, что идея может быть запатентована. Если не докажут, то пойдут в Палату по патентным спорам и докажут там. Если клиент получил отказ и не хочет оспаривать его в ППС — бюро вернет деньги за услуги в полном объеме.
Первый попавшийся поверенный не подойдет. У каждого специалиста своя экспертиза и область знаний. Чтобы патентование гарантированно завершилось успехом, вас будет консультировать поверенный «Гардиума» с опытом в вашей области техники и опытом работы в Роспатенте. Оставьте заявку и мы поможем определить объект патентования для вашей идеи.
На правах рекламы © 2024 «Гардиум», «Гарант.ру»
Реклама | https://legal-support.ru