22 декабря 2022
Проверено на актуальность 1.07.2023
erid 4CQwVszH9pSXM7rFCp7

Особенности управления интеллектуальной собственностью в новой реальности

Особенности управления интеллектуальной собственностью в новой реальности
Автор Алексей Абрамов

Управляющий партнер «Гардиум», патентный поверенный РФ № 2003.

Изменившиеся в 2022 году реалии бросили вызов сфере интеллектуальной собственности. Чтобы справиться с этими вызовами, пройти их без потерь, оптимизация процессов по управлению интеллектуальной собственностью приобретает особую актуальность.

Российское законодательство в сфере интеллектуальной собственности (IP) меняется каждый год, однако события 2022 года, введение новых экономических санкций, уход ряда иностранных компаний с российского рынка застали бизнес врасплох. Если ранее речь в первую очередь шла об автоматизации и цифровизации процессов с целью развития, то теперь на первый план вышла задача экономии ресурсов. Важнее стал вопрос выживания, а значит, повышения адаптивности всех процессов – в том числе по управлению интеллектуальными активами.

Неочевидные риски «законного» параллельного импорта

Параллельный импорт стал одной из самых горячих тем в российском IP 2022 года. Легализация параллельного импорта долгое время была камнем преткновения в юридическом сообществе. Узаконивание «серого» импорта позволяет оставить на рынке товары ушедших с рынка компаний, однако несет за собой целый набор рисков. В первую очередь, это трудности борьбы с контрафактом, а также вероятность того, что параллельный импортер не будет соблюдать необходимые условия хранения и транспортировки товаров. Это может сказаться на качестве продукции, которая попадает на рынок. Еще один риск – дестимулирование российских компаний-производителей на создание оригинальных продуктов. Обо всех этих рисках в «Гардиуме» говорили неоднократно – еще до того, как министерство промышленности и торговли стало формировать списки разрешенных к параллельному импорту товаров.

Теперь же, когда частичная легализация параллельного импорта стала реальностью, можно говорить о еще одном потенциальном риске для российского рынка. Чем меньше контроля, чем выше вероятность попадания на рынок контрафактного товара, тем больше станет нарушений интеллектуальных прав. И от этого не будут застрахованы российские бренды – недобросовестные игроки рынка могут воспользоваться временным снижением контроля за товарооборотом и начать паразитировать и на отечественных товарных знаках, репутации известных отечественных компаний.

Это опасно, поскольку российские компании гораздо реже ведут пристальный мониторинг за рынком, чем иностранные правообладатели. Владельцы зарубежных брендов были достаточно внимательны, чтобы держать недобросовестных предпринимателей в узде – они чаще выявляли нарушения, чаще сообщали об этом в соответствующие инстанции, шли в суды и требовали экономических последствий для нарушителей. Сейчас контроль над рынком ослаб и с этой стороны, нарушители меньше рискуют и могут «расширить» свои аппетиты, оставаясь безнаказанными. Недобросовестные игроки рынка могут доводить до потребителей и товары отечественных производителей. Это, в свою очередь, может привести к репутационным потерям и, как следствие, негативно сказаться на выручке правообладателей.

Экономия ресурсов

В сложившихся условиях бизнес старается экономить как финансовые, так и человеческие ресурсы, максимально оптимизировать все процессы, чтобы избежать потерь. Интеллектуальная собственность – не исключение. И оптимизация здесь напрямую связана с автоматизацией процессов. Автоматизация, конечно, не всегда представляется дешевой, однако она однозначно окупается и приносит позитивные результаты в долгосрочной перспективе.

Решение большинства проблем с интеллектуальной собственностью в технологической оптимизации управления объектами интеллектуальной собственности. Это особенно актуально для бизнеса, в активе которого несколько таких объектов. Здесь на помощь приходят различные платформы, например, «Гардиум.Про», платформа для управления IP на всех этапах жизненного цикла. Это решение было разработано как раз для того, чтобы максимально упростить работу с объектами интеллектуальных прав для бизнеса. Через платформу можно не только подать заявку на регистрацию бренда или разработки и проверить товарный знак. Она позволяет вести мониторинг нарушений и рисков и, что самое главное, позволяет объединить все объекты IP в единый портфель и таким образом систематизировать работу с ними.

Если управлять объектами интеллектуальной собственности централизованно, это позволяет экономить. Во-первых, передача части функционала инхаус-юристов современным платформам разгрузит юридические отделы: на ручное управление, ручной мониторинг уходит очень много времени. Во-вторых, юристы смогут заниматься другими вопросами и задачами, оперативнее реагировать на изменения. В-третьих, автоматизированный поиск нарушений может спасти репутацию бренда от потенциальных угроз, предотвратить потери дохода от размывания бренда, разделения рынка с недобросовестным участником.

Еще одним решением, которое позволит сэкономить ресурсы, может стать передача всех объектов интеллектуальной собственности одному юрлицу на управление. Так тоже можно сосредоточить все активы в одном месте, вести с ними централизованную работу.

Старые и новые льготы

Объекты интеллектуальной собственности могут сами по себе сыграть в пользу экономии финансовых ресурсов. Компании уже могут претендовать на определенные налоговые льготы. Например, законодательством предусмотрена пониженная ставка по налогу на прибыль от платежей по лицензионным договорам: если компания ведет раздельный учет доходов от предоставления прав на использование своей интеллектуальной собственности по договору и иных доходов, она может платить этот налог в размере 3%, а не 20%. Эти льготы реализуются с августа 2021 года в отдельных регионах. Кроме того, снизить налогооблагаемую базу позволяет учет расходов на приобретение интеллектуальных прав по договору отчуждения или лицензии с коэффициентом 1,5. Действие этой меры поддержки распространяется на права, которые используют в научно-исследовательских или опытно-конструкторских работах.

От налога на добавленную стоимость в 2022 году освободили договоры коммерческой концессии и франчайзинга. Это решение было призвано помочь отечественным брендам и франшизам, в какой-то степени компенсировать уход с рынка иностранных брендов. Еще одна принятая с этой целью инициатива – льгота по налогу на прибыль в отношении прав на результаты интеллектуальной деятельности. Льготу ввели до 2024 года для крупного бизнеса и до 2026 года для среднего и малого.

В последнее время активно обсуждается возможность использовать интеллектуальную собственность в качестве залога при кредитовании. Объекты интеллектуальной собственности можно поставить на учет как нематериальные активы, это делается в том числе для повышения стоимости всех активов компании. Отдельные банки уже сейчас предоставляют кредиты под залог нематериальных активов, но рассматривают IP в таком качестве далеко не все, одних только интеллектуальных прав может быть недостаточно.

Министерство экономического развития РФ полагает, что эту практику можно будет распространить при изменении банковских стандартов. Вероятно, интеллектуальная собственность сможет стать ликвидным залогом, если с правообладателем будут заключать лицензионные договоры. Так банки смогут получить гарантию платежей.

Сейчас возможность кредитоваться под залог интеллектуальной собственности есть при следующих обстоятельствах:

  • если в Роспатенте зарегистрирован патент, товарный знак, программное обеспечение или база данных (при этом одного лишь товарного знака недостаточно, он может быть залогом только в сочетании с другим объектом интеллектуальной собственности);

  • если компания использует разработки в коммерческой деятельности;

  • если компания провела оценку интеллектуальной собственности, установила ее рыночную стоимость.

Воспользоваться этой возможностью могут, преимущественно, IT-компании. Однако если инициатива все же будет реализована, интеллектуальная собственность станет более эффективным активом, вырастет интерес и потребность в качественном управлении такими объектами.

Задержка автоматизации и перспективы

Автоматизация управления IP и ранее не была очевидной задачей для бизнеса. В последние годы наметились некоторые подвижки в эту сторону, компании стали активнее интересоваться возможностями по наладке процессов. Стал формироваться запрос на создание новых цифровых ресурсов, на поиск комплексных технологических решений. Необходимость экстренно решать множество других вопросов из-за санкций и обострения геополитической ситуации затормозили эти процессы.

Тем не менее это не означает, что они остановились полностью. Первое оцепенение бизнеса от изменившихся условий прошло, вместе с ним пришло понимание необходимости автоматизации всех бизнес-процессов, в том числе по управлению интеллектуальной собственностью. И эффективность этой работы может стать одним из ключевых направлений бизнес-стратегий в ближайшем будущем.

01

Регистрация ПО и БД в Роспатенте

Получение свидетельства

от 52 000 ₽

заказать

02

Патент на дизайн интерфейса

Патент на промышленный образец

от 39 700 ₽

заказать

03

Патентование IT-решений с гарантией

Патент на изобретение
для защиты ПО

от 206 700 ₽

заказать
MDN

Алексей Абрамов

Управляющий партнер «Гардиум», патентный поверенный РФ № 2003.

Задать вопрос эксперту
18 лет на рынке

Проверка товарного знака онлайн

1 июня 2021

Как запатентовать название и логотип

2 июня 2021

Как зарегистрировать бренд в России — этапы, процедура, документы

3 июня 2021

Регистрация софта в Роспатенте

4 июня 2021

Домен как товарный знак

5 июня 2021

Регистрация товарного знака

6 июня 2021

Защита товарного знака от незаконного использования

2 августа 2021

Защита бренда за границей - варианты и нюансы регистрации

3 августа 2021

Внесение товарного знака в таможенный реестр – пошаговая инструкция

5 августа 2021

Патентование – защита разработки от конкурентов

10 августа 2021

Как выбрать патентное бюро

10 декабря 2021

Юристы по интеллектуальному праву

10 декабря 2021

Патентные поверенные

10 декабря 2021

Гайд по патентным исследованиям и выбору патентоведа

3 марта 2022

Суд по интеллектуальным правам

30 мая 2022

Патентование промышленных образцов

30 мая 2022

Главное про патентование идей

30 мая 2022

Товарные знаки для маркетплейсов: Wildberries, Ozon, Lamoda, Яндекс Маркет

5 июня 2022

Внесение отечественного ПО в реестр Минцифры

8 июня 2022

Патентование IT-решений в России и мире

10 июня 2022

Что такое товарный знак?

11 июля 2022

Патентование изобртения в Роспатенте

12 июля 2022

Передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности

15 июля 2022

Как запатентовать полезную модель в Роспатенте

8 августа 2022

Пошаговая инструкция по патентованию рецепта

11 августа 2022

Вывеска на иностранном языке

15 августа 2022

Передача интеллектуальных прав

6 сентября 2022

Торговая марка и товарный знак: сходства и отличия

15 сентября 2022

Патентная экспертиза

27 сентября 2022

Обзор основных трендов в LegalTech

10 октября 2022

Как составляется описание к патенту

15 октября 2022

Вопрос доменных споров на примере нашумевшего кейса

21 октября 2022

Роспатент и ФИПС: функции и возможности

11 ноября 2022

Роспатент: задачи, структура, как подать заявку

14 ноября 2022

Реестр отечественного ПО

18 ноября 2022

Как работать с поисковой системой на сайте ФИПС

22 ноября 2022

Управление интеллектуальной собственностью в новой реальности

22 декабря 2022

Как выбрать фирменное наименование: статус по ГК РФ, примеры

25 декабря 2022

Антимонопольная практика в ФАС по патентным спорам

28 декабря 2022

Как подобрать название бренда на маркетплейсе

5 февраля 2023

Особенности зарубежного патентования

11 февраля 2023

Сервисы для легкого и быстрого нейминга

18 февраля 2023

Ускоренная регистрация товарного знака

15 марта 2023

Сходство товарных знаков до степени смешения: как это проверить

21 марта 2023

Регистрация своего бренда самозанятым в 2023 году

26 марта 2023

Коммерческое обозначение: регистрация и особенности защиты

1 мая 2023

Патент на сайт: регистрация прав

5 мая 2023

Как оспорить решение ППС: пошаговая инструкция

8 мая 2023

Регистрации товарного знака через Госуслуги

1 августа 2023

Лицензионный договор: виды, особенности регистрации

7 августа 2023

Подборка лучших сервисов и нейросетей для создания логотипа

11 октября 2023

Как придумать название компании: способы с примерами

20 октября 2023

Как придумать бренд: гайд по неймингу с примерами

21 октября 2023

Цифровой арбитраж на Wildberries: что делать, если получена жалоба

30 ноября 2023

Инфографика для карточки товара на маркетплейсе: ТОП 7 конструкторов

10 декабря 2023

Патентные тролли и защита товарных знаков на маркетплейсах

12 декабря 2023

Маркировка на маркетплейсах — как избежать штрафов

15 декабря 2023

Защита интеллектуальной собственности на маркетплейсах

20 декабря 2023

Как продавать на Wildberries: пошаговый гайд

12 января 2024

Сертификация для маркетплейсов: оформление, цена и сроки проведения

13 января 2024

Как продавать на Ozon: пошаговый гайд

20 апреля 2024

Декларация соответствия: регистрация, стоимость и срок действия

21 апреля 2024

Сертификат соответствия на товары: порядок и нюансы получения

2 мая 2024

Реклама | https://legal-support.ru

Заказ звонка

Кликая на кнопку, вы соглашаетесь на
обработку персональных данных