Коммерческое обозначение как объект интеллектуальной собственности
юрист по интеллектуальным правам «Гардиума»
Содержание
Коммерческое обозначение — это одно из средств индивидуализации бизнеса. Основное отличие коммерческого обозначения от других способов, например, от товарного знака — его не нужно регистрировать или вносить в какие-либо реестры, оно все равно охраняется законом. В статье мы рассмотрим подробнее нюансы использования этого средства индивидуализации.
Регистрация товарного знака под ключ →
Как можно использовать коммерческое обозначение
Коммерческое обозначение иногда по-простому называют незарегистрированным товарным знаком. Одно такое обозначение можно использовать, чтобы назвать отдельную компанию или группу предприятий.
В этом ключевое отличие коммерческого обозначения от фирменного наименования. Последнее закрепляется за одним конкретным юрлицом и официально вносится в ЕГРЮЛ. Товарный знак, в свою очередь, может использовать несколько компаний, но его нужно регистрировать в Роспатенте.
С одной стороны, отсутствие необходимости регистрировать коммерческое обозначение в качестве товарного облегчает жизнь предпринимателю в начале работы. Однако, со временем, наработав клиентскую базу и репутацию своего бренда, вы рискуете столкнуться с тем, что кто-то зарегистрирует ваше имя на себя. Тогда вы окажетесь в ситуации, где именно вы нарушитель чужих законных прав на наименование, вам могут запретить им пользоваться и взыскать компенсацию. Отстоять название в этом случае сложно, хотя такие случаи в практике есть.
Например, юридическая компания «Гардиум» помогла владельцу сети строительных магазинов «Трудяга Муравей» Ивану Романькову победить в суде известного патентного тролля Азамата Ибатуллина.
Патентный тролль — это человек, который массово регистрирует на себя названия уже известных брендов, чтобы получать от предпринимателей отступные под угрозой суда. Сам тролль при этом деятельность под зарегистрированными товарными знаками не ведет.
Иван Романьков даже зарегистрировал свой товарный знак, но слишком поздно — Азамат Ибатуллин опередил его, получив права на схожий до степени смешения знак раньше. На этом основании Роспатент прекратил правовую охрану знака, принадлежащего Романькову.
Продолжать бизнес дальше для клиента «Гардиума» было рискованно, ведь иск за это от Ибатуллина мог прилететь в любой момент. Юристы, разобравшись в ситуации, установили, что владелец товарного знака не использует его. Специалисты «Гардиума» обратились в Суд по интеллектуальным правам с иском и выиграли суд. Ибатуллина лишили статуса правообладателя знака, а Романьков снова его получил.
Исключительное право на коммерческое обозначение
По закону, коммерческое обозначение может принадлежать юрлицу, ведущему реальную деятельность, или ИП.
Чтобы права возникли, требуется одновременное соблюдение трех условий:
у обозначения есть достаточное количество признаков, выделяющих его среди других;
обозначение индивидуализирует предприятие;
название известно на конкретной территории.
Поскольку регистрация коммерческого обозначения не предусмотрена, а эти признаки не очень конкретны, свои права на него в случае необходимости придется еще суметь доказать. Например, известность обычно подтверждают социологическими опросами.
Срок действия коммерческого обозначения тоже не определен по закону. Однако если бизнес не использует название год, право на обозначение исчезает.
Пользоваться своим коммерческим обозначением можно по-разному: указывать на товарах, вывесках, сайте, в соцсетях, рекламе, счетах и документах. Но есть два момента: нельзя с помощью обозначения вводить в заблуждение, кому на самом деле принадлежит предприятие. И если коммерческое обозначение на иностранном языке, то его нельзя использовать в наружной рекламе и рекламных материалах. Размещать баннеры и вывески на латинице можно, только если есть зарегистрированный товарный знак.
Если предприниматель считает, что кто-то нарушил его права на коммерческое обозначение, он может требовать прекратить использовать название и претендовать на компенсацию недополученной прибыли. Но без товарного знака сделать это сложнее, потому что надо доказать, что именно вы начали использовать коммерческое обозначение раньше конкурента.
Коммерческое обозначение и другие отличительные знаки
У каждого из средств индивидуализации есть свои особенности. Например, без фирменного наименования не получится зарегистрировать юрлицо в России, а вот коммерческое обозначение и товарный знак — факультативны и схожи между собой. Основные различия этих трех понятий приведены в таблице ниже.
Признак сравнения |
Коммерческое обозначение |
Фирменное наименование |
Товарный знак |
Суть |
Обозначение для идентификации компании или группы предприятий |
Название юрлица вместе с организационно-правовой формой (ООО, АО и т.п.) |
Обозначение, отличающее продукцию и услуги в ряду других |
Какие виды обозначения могут входить |
Словесное, изобразительное или комбинированное |
Исключительно словесное |
Словесное, изобразительное, комбинированное, меняющееся, цветовое, звуковое, объемное, обонятельное, осязательное и другие |
Нужна ли регистрация |
Нет |
Да, в ЕГРЮЛ |
Да, в Роспатенте |
Нужно ли вписывать в учредительные документы |
Нет |
Да |
Нет |
Срок действия |
Бессрочно, но права прекращаются, если не пользоваться год |
Бессрочно, но права прекращаются при исключении из ЕГРЮЛ |
10 лет, но можно продлевать сколько угодно раз. Права можно оспорить, если знак не использовали 3 года подряд |
География действия |
По всей России |
ООО регистрируется в конкретном регионе, но защищается по всей России |
По всей России |
По сути, если у вас уже есть коммерческое обозначение, гораздо безопаснее зарегистрировать его официально в качестве товарного знака. Причем пройти эту процедуру лучше как можно раньше. Это доказывает и общая правоприменительная практика, и опыт юридической компании «Гардиум» в частности.
Разберем пример основательницы типографии, которая обратилась к нам за юридической помощью.
Предпринимательница ведет бизнес в Кемерово с 2016 года, ее типография известна в городе под названием, которое не прошло регистрацию в Роспатенте.
Когда она обратилась в «Гардиум», у нее на руках уже было заочное решение суда о штрафе в 50 тысяч рублей за использование чужого товарного знака. Узнала она о суде только тогда, когда приставы объявили ей о грядущей конфискации имущества на указанную сумму.
Оказалось, что в 2022 году ее конкурент зарегистрировал коммерческое обозначение типографии на себя как товарный знак. Сейчас продолжаются судебные разбирательства. «Гардиум» подал встречный иск, чтобы доказать, что обозначение предпринимательница начала использовать раньше. Это поможет оспорить регистрацию товарного знака на конкурента и прекратить его претензии.
Защитить название от конкурентов →
У другого нашего клиента тяжбы заняли два года и отняли 2 млн рублей, но в итоге он выиграл дело. Мужчина и его друг открыли магазин кальянов в 2015 году, но коммерческое обозначение официально регистрировать не стали.
Бизнес успешно развивался 5 лет, пока один из партнеров не решил выйти из бизнеса. Наш клиент продолжил вести дело сам, но через полтора года узнал, что ушедший партнер зарегистрировал на себя название общего бизнеса и открыл под ним магазин. Дело удалось выиграть благодаря известности и активности бренда до регистрации конкурентом.
В третьем примере разбирательство закончилось мировым соглашением. Владелец автосервиса в 2018 году договорился с фрилансером, что тот на аутсорсе настроит ему рекламу. Позже бизнесмен узнал, что подрядчик сливает номера телефонов потенциальных клиентов его конкуренту. Стороны прекратили сотрудничество.
Через несколько месяцев предприниматель выяснил, что фрилансер зарегистрировал название автосервиса на себя в качестве товарного знака и направил претензию с требованием выплатить 150 тысяч рублей компенсации. Юристы «Гардиума» объяснили оппоненту своего клиента, что его шансы выиграть дело малы, а судебные расходы придется понести именно ему. Фрилансер пошел навстречу и заключил мировое соглашение с собственником автосервиса.
Резюме
Бренд — один из важнейших активов бизнеса. Представьте: предприниматель начал дело, вложил в него миллионы рублей и тысячи часов, инвестировал в рекламу, набрал аудиторию в социальных сетях, создал большую базу клиентов…
А потом какой-нибудь предприимчивый человек регистрирует товарный знак на себя и подает иск, чтобы запретить использовать название. В итоге предприниматель проходит бесконечные суды и тратит крупные суммы из-за того, что вовремя не защитил бизнес с юридической стороны.
При регистрации юрлица и на старте бизнеса коммерческое обозначение получить легко – отдельная регистрация обозначения не нужна. Но мало кто задумывается о том, что название важно защитить. Как только у компании появляются первые лояльные клиенты, отзывы, формируется репутация, вложены деньги в продвижение, могут найтись те, кто захочет на этом заработать без особых усилий.
Коммерческое обозначение формально хоть и охраняется законом, но механизм его защиты в России несовершенен. Гораздо более эффективной защитой бренда становится регистрация его в качестве товарного знака.
На правах рекламы © 2024 «Гардиум», «Гарант.ру»
Реклама | https://legal-support.ru