Как зарегистрировать товарный знак для маркетплейсов
Ведущий юрист по интеллектуальному праву, патентный поверенный №2412
Содержание
- Почему маркетплейсы строго следят за вопросами прав на интеллектуальную собственность
- Товарные знаки на OZON
- Товарные знаки на Wildberries
- Товарные знаки на Яндекс.Маркет
- Товарные знаки на LaModa
- Товарные знаки на СберМегаМаркет
- Товарные знаки на AliExpress
- Как зарегистрировать товарный знак
- Этапы регистрации товарного знака
- Как упростить процесс получения товарного знака
Маркетплейсы — это онлайн-площадки для торговли, на которых собраны товары любых категорий: от еды и одежды до подшипников и гвоздодеров. Людям удобно находить все необходимое на одной витрине, а за счет того, что продавцам не нужно оплачивать аренду торгового зала, часто на маркетплейсах цены ниже, чем в оффлайн-магазинах — поэтому они стали так популярны.
Регистрация товарного знака для маркетплейсов
В России самыми посещаемыми онлайн-площадками для торговли стали Wildberries, Ozon, Lamoda, AliExpress, Яндекс.Маркет и СберМегаМаркет. У всех этих сайтов есть условие: если маркетплейс несет издержки из-за продавца, например, если ему пришлось выплачивать компенсацию за нарушение прав на чужую интеллектуальную собственность, продавец будет обязан возместить эти издержки.
Большинство маркетплейсов строго следят за тем, какие бренды попадают к ним на витрину, просят заранее показать, что продавец не нарушает чужие права. В этой статье мы рассказали, какие требования предъявляют маркетплейсы к продавцам по регистрации товарных знаков и как зарегистрировать свой бренд, чтобы спокойно торговать на всех онлайн-площадках.
Посмотрите видео и узнайте за 20 минут о требованиях маркетплейсов от юриста по интеллектуальным правам
Почему маркетплейсы строго следят за вопросами прав на интеллектуальную собственность
Чем меньше нареканий к продукции, которую люди покупают на каждой из онлайн-площадок, тем больше к маркетплейсу доверия. Если покупатели будут уверены, что приобретая одежду, технику и другие товары определенного бренда они получат именно их, а также гарантийное обслуживание и все, что полагается при покупке в обычном магазине, люди будут покупать.
За использование чужих брендов иск от правообладателя может получить и нарушитель, и маркетплейс, на витрине которого размещен контрафакт. И хотя в договорах прописано, что штрафы и другие издержки восполнит продавец, репутационные риски и участие в судах никому не нужны. Поэтому маркетплейсы проверяют, легально ли продавцы используют свои названия.
В итоге от того, что площадки следят за оригинальностью брендов, выигрывают все: и сами маркетплейсы, и покупатели, и добросовестные продавцы.
Требования к товарным знакам маркетплейсов:
Площадка |
Требования по товарным знакам |
Другие условия, если возникнут споры по ИС |
Внутренние правила площадки |
Wildberries |
Заявка на регистрацию |
Полное возмещение убытков |
|
Ozon |
Свидетельство |
Полное возмещение убытков |
|
LaModa |
Свидетельство |
Полное возмещение убытков |
|
AliExpress |
Свидетельство |
Полное возмещение убытков и штраф 100 000 руб. |
|
Яндекс.Маркет |
Свидетельство |
Полное возмещение убытков |
|
СберМегаМаркет |
Не требуется |
Полное возмещение убытков |
Товарные знаки на OZON
Маркетплейс OZON требует, чтобы к моменту, когда продавец приступает к работе, у него уже было свидетельство о регистрации бренда. Если занимаетесь перепродажей — должны быть документы, подтверждающие, что правообладатель разрешил пользоваться товарным знаком. Такими документами могут быть лицензионное соглашение, франшиза или письмо-согласие. За нарушения прав на товарные знаки OZON блокирует продавцов без возможности восстановления или открытия нового кабинета.
Бывают случаи, когда продавцы регистрируют свои бренды, проходят проверку и начинают работу, но на витрину выкладывают не свои товары. Так, например, ИП Харипова Земфира Флюровна заплатила больше 50 000 руб. ООО «Кондитерской фабрике "К-АРТЕЛЬ"». Она пыталась продавать на OZON жевательную резинку «Turbo», но права на этот бренд в РФ принадлежат кондитерам, поэтому пришлось выплачивать компенсацию.
ООО «Мисс Монро» создали и продавали домики для кукол с изображением героев из мультфильма «Три кота». ООО «Сеть телевизиоонных станций» — правообладатель товарных знаков героев-котиков и исключительных прав на изображения, увидели нарушение и потребовали компенсацию. Исковые требования в размере больше 50 000 руб. суд удовлетворил полностью, «Мисс Монро» обязали заплатить.
Товарные знаки на Wildberries
Вайлдберриз — самый крупный маркетплейс в России. При регистрации продавца площадка требует показать товарный знак или заявку на регистрацию товарного знака. Это условие рассчитано на начинающих предпринимателей, которые планируют вести бизнес добросовестно: можно придумать бизнес-идею и быстро начать реализацию товаров, а не ждать год, пока бренд зарегистрируют.
В остальном требования по товарным знакам Wildberries ничем не отличаются от других маркетплейсов. За любое нарушение чужих прав кабинет сразу заблокируют, а если площадка получит иск — платить компенсации будет продавец.
Преподаватели на многих плохих курсах по Вайлдберриз учат тому, что в Роспатент можно направить абсолютно любое название без оплаты госпошлины. Продавец прикрепляет подтверждение, что какую-то заявку он направил в Роспатент, и начинает торговлю. Благодаря такому «обучению» начинающие предприниматели получают миллионные штрафы.
Например, ИП Тизларишвили Семен Васильевич выставил на Вайлдберриз 246 товаров на общую сумму 1 195 501 руб. под брендом «UNIHIT». Товарный знак «UNIHIT» принадлежит ИП Дубских Дмитрию Андреевичу, и когда он увидел, что кто-то другой использует название, обратился в суд с требованием получить компенсацию 2,3 миллиона руб. Суд удовлетворил иск частично: Тизларишвили обязали выплатить 1,2 миллиона руб.
ИП Симонов Андрей Сергеевич начал продавать косметику на Вайлдберриз под брендом «7DAYS». Такое название уже зарегистрировала как товарный знак для косметики Кузнецова Людмила Александровна, и хотя Симонов не пытался скопировать бренд полностью, а отрисовал свой логотип — названия были признаны схожими до степени смешения. Суд взыскал в пользу Кузнецовой больше 100 тысяч руб.
Товарные знаки на Яндекс.Маркет
Яндекс.Маркет внимательно следит за регистрацией брендов: требует свидетельство на товарный знак при регистрации кабинета продавца, а еще контролирует, чтобы товары с другими названиями, отличными от того, что указано в свидетельстве на товарный знак, не попали на прилавок. Если на продавца поступит жалоба за нарушение прав на товарный знак — Яндекс.Маркет моментально отключают кабинет.
Товарные знаки на LaModa
Товарный знак LaModa требует предъявить при регистрации продавца. Уже на этапе, когда вы только хотите подать заявку, маркетплейс спрашивает документ, подтверждающий право на бренд.
Каждый товар отдельно маркетплейс не проверяет, и, конечно, не следит за нарушениями авторских прав на лекала одежды. Вся ответственность за нарушения лежит на продавцах. Если выяснится, что продавец нарушает чужие права, кабинет блокируют без возможности восстановления.
ООО «Ультима Туле Дистрибуция» продавало расчески бренда Rebel на ЛаМоде, Вайлдберриз и других площадках. Товарный знак Rebel принадлежит Кузнецову Илье Сергеевичу, который провел контрольные закупки и обратился в суд за компенсацией в размере 2 000 000 руб. и возмещением судебных издержек больше 100 000 руб. Суд снизил размер компенсации до 200 000 руб., в итоге ООО «Ультима Туле Дистрибуция» должны заплатить больше 300 тысяч руб.
ООО «ОЛКИДС» торговали детскими комбинезонами на ЛаМоде, Вайлдберриз, Озоне и на своем сайте. Прав на товарные знаки общество не нарушало, а сами модели одежды скопировали у ООО «АрктиЛайн». Правообладатель доказал, что ответчик украл дизайн, а не создал его самостоятельно, и «ОЛКИДС» обязали выплатить 1 235 466 руб. компенсации и больше 100 000 руб. судебных издержек.
Товарные знаки на СберМегаМаркет
СберМегаМаркет не требует свидетельства о регистрации товарного знака при открытии кабинета продавца. Вместо этого он полностью перекладывает ответственность за любые нарушения на продавцов. В договоре прописано, что площадка является просто витриной и никакой ответственности не несет.
Если работать без товарного знака на СберМегаМаркете, как и на любой другой площадке, можно получить иск с требованием компенсации до 5 000 000 руб. В случае, если правообладатель напишет в поддержку, площадка сразу заблокирует кабинет продавца, который нарушает чужие права.
Товарные знаки на AliExpress
Работать с АлиЭкспресс сложнее, чем с другими маркетплейсами: площадка стала международной, поэтому нужно смотреть за соблюдением чужих прав не только на территории РФ, но и при отправке в любое другое государство. Если вы планируете отправлять продукцию за границу — нужно регистрировать международный товарный знак в тех странах, куда будете делать поставки.
Если отправить бренд, зарегистрированный на территории РФ, в другое государство, и окажется, что торговой маркой там кто-то владеет, партию остановят на таможне, конфискуют и утилизируют. Возможно, попросят заплатить компенсацию за нарушение — стоимость будет рассчитываться исходя из законодательства конкретной страны.
Товарный знак AliExpress спрашивают при регистрации кабинета продавца. Можно предъявить и другие документы, которые подтверждают, что вы имеете право использовать этот бренд. За нарушение прав на чужую интеллектуальную собственность рекламный кабинет заблокируют и потребуют штраф 100 000 руб. — это условие договора.
Как зарегистрировать товарный знак
Товарные знаки в России регистрирует государственный орган Роспатент. Чтобы зарегистрировать товарный знак, нужно правильно составить заявку по гособразцу, оплатить госпошлину и подождать около года, пока специалисты проверяют ваш бренд на уникальность и соответствие закону.
В качестве товарного знака для работы на маркетплейсах можно зарегистрировать:
название — словесное обозначение;
название + логотип — комбинированное обозначение;
логотип — изобразительное обозначение.
Товарные знаки регистрируют в определенных классах МКТУ — международного классификатора товаров и услуг. Это значит, что тот же бренд «7DAYS» могут зарегистрировать на себя одновременно две неконкурирующие компании, например, продавцы еды и косметики. Но конкурентам получить одинаковые или очень похожие названия не дадут.
Этапы регистрации товарного знака
Проверка
Узнайте, можно ли зарегистрировать название, товарный знак
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
Перейти к онлайн-поиску по базам ФИПС, доменам и названиям ОООПеред тем, как оплачивать госпошлину и отправлять заявку, нужно убедиться, что бренд уникален и соответствует требованиям закона. По закону нельзя регистрировать в качестве товарного знака:
слова, которые напрямую указывают на сферу деятельности в определенном классе, например, обувная компания не может зарегистрировать слово «обувь»: оно может быть частью названия, но правовой охраны не будет;
общепринятые наименования товаров, услуг и их аббревиатуры, которые вошли в обиход потребителей в определенном классе МКТУ, например, благодаря экспертам «Гардиума» общепринятым признали слово «дихлофос» — его нельзя зарегистрировать как название для отравы от насекомых;
бранные, жаргонные слова и всё, что противоречит морально-этическим нормам;
качественные прилагательные: удобная, прочная, качественная и подобные;
официальную государственную символику: название городов, стран, флаги, гербы;
сочетания букв и цифр, которые не имеют различительной способности: «ФРМмрвж», «12385» и подобные зарегистрировать не получится.
Уникальность обозначения можно быстро проверить с помощью онлайн-сервиса. Если похожих обозначений нет — можно приступать к регистрации товарного знака. Если нашлись похожие названия в нужных вам классах МКТУ — нужно изменить название или доработать уникальность логотипа.
Составление заявки
Заявка на регистрацию товарного знака в Роспатент оформляется по государственному образцу. При заполнении роль будет играть шрифт, отступы, порядок написания слов. Бюрократические тонкости важно соблюсти полностью, иначе заявку отклонят, а госпошлину не вернут.
При подаче заявки нужно заранее определить, в каких классах МКТУ вы планируете вести деятельность. Чем больше классов, тем выше стоимость госпошлины, но если не зарегистрировать все нужные классы за раз, потом процедуру нужно будет проходить заново. После того, как заявка отправлена в Роспатент, расширить количество классов МКТУ нельзя.
К заявке прикладывают квитанцию об оплате первой части госпошлины:
3500 руб. до 5 классов МКТУ + 1000 руб. за каждый дополнительный класс — за регистрацию заявки и формальную экспертизу;
11 500 руб. за 1 класс МКТУ + 2500 руб. за каждый дополнительный класс МКТУ — за экспертизу товарного знака.
Пакет документов для регистрации товарного знака:
заявка — заполняется по форме Роспатента;
квитанция об оплате госпошлины;
изображение товарного знака;
перечень классов МКТУ;
доверенность на представителя, если пользуетесь услугами патентного поверенного.
Заявку можно отправить заказным письмом или в электронном виде: через портал «Госуслуги» или через сайт ФИПС. При подаче заявки в электронном виде будет скидка 30% на госпошлину.
Формальная экспертиза
Формальная экспертиза — первый этап проверки. Здесь специалисты Роспатента смотрят только на правильность оформления документов, оплату госпошлины и другие бюрократические детали. Если все хорошо — приступают к проверке самого обозначения.
Экспертиза по существу
На этом этапе Роспатент проверяет сам товарный знак на уникальность и соответствие закону. Специалисты будут смотреть не только по открытым базам, но и среди заявок, которые подали на регистрацию раньше вашей, а свидетельства еще не выдали.
Если в Роспатенте возникнут вопросы или найдут совпадения — пришлют предварительный отказ в регистрации или письмо с просьбой уточнить информацию. Ответить на письмо нужно в течение 6 месяцев, иначе будет отказ в регистрации.
Как защитить товарный знак от отказа
Регистрация товарного знака
После прохождения проверок заявитель получает письмо о возможности регистрации из Роспатента и оплачивает вторую часть госпошлины:
16 000 руб. за регистрацию в пяти классах МКТУ + 1000 руб. за каждый дополнительный класс — в эту стоимость входит и электронное свидетельство о регистрации товарного знака;
2000 руб. за выдачу бумажного свидетельства, если оно вам нужно.
После оплаты госпошлины Роспатент завершит процесс регистрации и пришлет вам свидетельство в электронном или бумажном виде. У вас появится товарный знак.
Как упростить процесс получения товарного знака
Ежегодно в Роспатент поступает более 90 000 заявок на регистрацию товарного знака. Только треть из них получают защиту, остальным в регистрации отказывают: кто-то недостаточно хорошо проверил знак и во время экспертизы нашли похожий, другие неправильно составили документы. Чтобы избежать подобных проблем и не разбираться самостоятельно в бюрократических тонкостях, компании обращаются к патентным поверенным.
Патентные поверенные — специалисты по регистрации интеллектуальной собственности с опытом более 4 лет. Они сдают сложный экзамен в Роспатенте, подтверждают свою квалификацию и попадают в реестр Роспатента. Если специалист есть в реестре, значит он точно сможет помочь в регистрации.
В «Гардиуме» работают патентные поверенные с опытом от 15 лет в регистрации товарных знаков. Они проведут все необходимые проверки, если нужно — доработают ваш товарный знак, чтобы он точно прошел регистрацию в Роспатенте, правильно составят документы.
Патентные поверенные «Гардиума» сделают всё, чтобы вы как можно быстрее получили свидетельство о регистрации товарного знака и смогли продавать свои товары на любых маркетплейсах.
Кристина Гучмазова
Ведущий юрист по интеллектуальному праву, патентный поверенный №2412
Мнение редакции
С регистрацией товарных знаков предприниматели получают ряд преимуществ: возможность продавать франшизы, эффективно защищать свой бренд от конкурентов, продавать товары через маркетплейсы. При этом, они могут зарегистрировать в качестве товарного знака различные индивидуализирующие элементы - как традиционные (словесные и изобразительные обозначения), так и «нетрадиционные» - запахи, звуки, цвета. С регистрацией последних на практике сопряжены существенные сложности. Заявителям необходимо доказать различительную способность таких обозначений. Рекомендуем обращаться к квалифицированным патентным поверенным.
На правах рекламы © 2023 «Гардиум», «Гарант.ру»
Реклама | https://legal-support.ru