Товарный знак
Старший партнер патентно-адвокатского бюро «Гардиум», патентный поверенный № 1947. В практике более 20 лет.
Содержание
- Что такое товарный знак и зачем он нужен
- Товарный знак, торговая марка, бренд, логотип — в чем различия
- Виды товарных знаков
- Как оформить права на свой товарный знак
- Что дает регистрация
- Как регистрируются товарные знаки
- Этапы регистрации
- Срок действия товарного знака
- Международная регистрация товарного знака
- Еще раз о главном
В сфере бизнеса постоянно мелькает понятие «бренд», ведутся дискуссии о влиянии, которое «сильный бренд» оказывает на потребителей. Зачастую это понятие воспринимается как синоним термина «товарный знак», хотя таковым не является, и используется только на практике, не будучи закрепленным в законодательстве. Гражданский Кодекс (ГК РФ) оперирует исключительно термином «товарный знак». Что же это такое, как его создать, проверить и зарегистрировать? Как он связан с брендом и какие гарантии дает? Разбираемся с юристом по интеллектуальной собственности.
Регистрация товарного знака с гарантиями
Что такое товарный знак и зачем он нужен
Под товарным знаком, согласно ст. 1477 ГК РФ, понимается обозначение, используемое для индивидуализации услуг и товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Задача такого обозначения – помочь потребителю отличить товары и услуги одних производителей от схожих товаров и услуг других производителей.
Товарный знак, торговая марка, бренд, логотип — в чем различия
Средства индивидуализации товаров и услуг, охраняемые ГК РФ
Юридическое понятие |
Описание |
Пример |
Товарный знак (ст. 1477 ГК РФ) |
Обозначение как способ индивидуализации товаров и услуг лица, которому принадлежит исключительное право |
Товарный знак KFC |
Коммерческое обозначение (ст. 1538 ГК РФ) |
Обозначение, которое индивидуализирует (выделяет) предприятие (бизнес); Регистрация не требуется |
Сеть супермаркетов «Верный» |
Фирменное наименование (ст. 1473 ГК РФ) |
Обязательный атрибут юридического лица, являющегося коммерческой организацией. Может входить в состав коммерческого обозначения |
ООО «Ромашка» |
Понятия, не используемые в законодательстве
Не юридическое понятие |
Описание |
Пример |
Торговая марка |
Торговая марка – калька с английского термина trademark (отсюда символ ™). В сущности, это синоним товарного знака, однако в российском законодательстве не закреплен |
|
Бренд |
Бренд – эмоции и ассоциации, закрепленные в сознании потребителей за конкретными товарами и услугами. Товарный знак превращается в бренд в случае, если имеет бо́льшую ценность и бо́льшее влияние на потребителя, чем товарные знаки конкурентов, вызывает яркие ассоциации с товарами или услугами компании. Становление бренда во многом зависит от потребителей, репутации компании и грамотно построенной бренд-стратегии. |
|
Логотип |
Рисунок, знак, эмблема, символ или шрифтовое написание товарного знака. Используется с целью повысить узнаваемость компании, но сам по себе не подлежит регистрации |
|
Название |
Наименование |
«Магнит» |
Виды товарных знаков
В соответствии со ст. 1482 ГК РФ, в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и иные обозначения или их комбинации. Этот перечень расширен в подзаконном акте – Приказе министерства экономического развития РФ от 20 июля 2015 г. №482, в соответствии с которым также выделяются световые, звуковые, изменяющиеся, голографические, позиционные, осязательные, обонятельные, цветовые, вкусовые и комбинированные товарные знаки.
Вид товарного знака |
Описание |
Примеры |
Дополнительная характеристика |
Словесный |
Состоит из отдельных слов или словосочетаний, образующих слоганы и лозунги за исключением слов, вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров конкретной категории. Обладают наибольшей различительной способностью, поскольку могут восприниматься не только визуально, но и на слух |
Слово, слоган, домен: «Превосходя ожидания» (корпоративный слоган Nissan) |
Самый простой и дешевый в регистрации вид товарного знака |
Изобразительный |
Обозначение, направленное на визуальное восприятие |
Логотип, изображение, персонаж: |
Зачастую решающую роль играет цвет, используемый в обозначении |
Объемный |
Трехмерное обозначение, образованное комбинациями линий и фигур, определенным образом расположенных в пространстве. При этом форма, обуславливающая различительную способность такого знака, не является общепринятой, легко узнается потребителем и ассоциируется у него с определенным производителем |
Тара, упаковка |
Такое обозначение выделяется на полке среди других товаров |
Комбинированный |
Соединяет в себе несколько разновидностей обозначений |
Товарный знак Starbucks сочетает в себе графическое и словесное обозначение Товарный знак Coca-Cola включает графическое, словесное и объемное (форма бутылки) обозначение |
Такой вид товарных знаков предоставляет максимальный объем защиты |
Редкие виды
Вид товарного знака |
Описание |
Пример |
Звуковой |
Обозначение, рассчитанное на слуховое восприятие; может использоваться самостоятельно или дополнять словесные /изобразительные товарные знаки |
Позывной радиостанции «Европа плюс»: СкачатьМелодия звонка на телефонах Nokia: Скачать |
Цветовой |
Регистрация такого обозначения сопряжена с существенными сложностями, т.к. по общему правилу в заявке должны быть точно указаны характеристики регистрируемого объекта, а цвет сам по себе является характеристикой. Поэтому необходимо доказать, что цвет может отличать отмеченную им продукцию, предоставив данные о длительности использования цветового обозначения, о затратах на рекламу, соцопросы об ассоциациях конкретного цвета с определенной компанией и др. |
Сбербанк зарегистрировал в качестве товарного знака определенный оттенок зеленого (Pantone 349), компания «Тиффани» – бирюзового (Pantone 1837) |
Обонятельный |
Химическая формула вещества, регистрируемая при наличии детального словесного описания. При этом запах не должен быть естественным свойством продукции (например, запах фруктов для фруктового сока) |
В 2012 г. парфюмер Наталья Коляго зарегистрировала товарный знак в виде бирки с характерным запахом кожи |
Тактильный/осязаемый |
Тактильно-сенсорное изображение, предназначенное для воспроизведения на ощупь. Обычно используется на продукции для слабовидящих. |
Товарный знак, зарегистрированный НКО «Фонд взаимопомощи незрячих и слабовидящих с активной жизненной позицией» в 2012 г. |
Изменяющийся |
Мультимедийное изображение |
Логотип компании Metro-Goldwyn-Mayer |
Голографический |
Голограмма с изображениями в виде букв или рисунков. Ее основная функция – предотвращение фальсификации товаров. Такие обозначения обычно регистрируются платежными системами |
GDS Video |
Как оформить права на свой товарный знак
Оформлять право на товарный знак НЕ обязательно, но в этом случае могут возникнуть нежелательные последствия.
Важно отметить, что до недавнего времени подать заявку в Роспатент могли только ИП и юрлица. Но скоро такая возможность появится и у физлиц и самозанятых, соответствующий законопроект был одобрен Государственной Думой и подписан Президентом.
Залогом охраноспособности (возможности зарегистрировать обозначение как товарный знак в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ) является различительная способность обозначения. Это значит, что регистрируемый знак не должен являться:
- Обозначением, уже вошедшим во всеобщее употребление.
- Общепринятым символом и/или термином.
- Характеристикой товара, указывающей на его вид, назначение, качество и др.
- Формой товара, определяемой его назначением.
Иными словами, под различительной способностью понимается наличие у обозначения характеристик, необходимых для идентификации товара.
Нельзя зарегистрировать государственные символы, наименования международных организаций и иные знаки отличия, знаки, схожие с ними до смешения, а также ложные обозначения или обозначения, способные ввести потребителей в заблуждение либо противоречащие принципам морали, гуманности и общественным интересам. Более подробно все ограничения перечислены в ст. 1483 ГК РФ.
При регистрации товарного знака выдается свидетельство, удостоверяющее исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров и услуг, указанных в свидетельстве.
Что дает регистрация
Товарные знаки являются инструментами, позволяющими индивидуализировать продукцию, способствовать формированию положительных ассоциаций у потребителей и продвижению товаров и услуг на рынке. Этим обусловлена их значимость для российских производителей.
Основное преимущество регистрации товарного знака – это не только повышение конкурентоспособности производителя в силу его узнаваемости, но и защита правообладателя от недобросовестной конкуренции.
Также можно выделить и такие плюсы как:
- возможность выхода на маркетплейсы: товарный знак, принадлежащий конкретному производителю, выделяет его товары и услуги на фоне остальных предложений;
- возможность размещения знака на вывесках и наружной рекламе, что повышает его узнаваемость и укрепляет ассоциации потребителей с конкретным производителем, способствуя формированию бренда;
- защита от подделок, поскольку ст. 1515 ГК РФ предусматривает ответственность за незаконное использование товарного знака;
- защита на таможне: товарные знаки вносятся в ТРОИС (Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности), в связи с чем проверка товаров на таможне и выявление контрафактных товаров происходит гораздо эффективнее и обо всех попытках нарушений сообщается правообладателю;
- возможность запуска франшизы: без зарегистрированного товарного знака это сделать не получится (ст. 1027 ГК РФ).
При этом в рамках бухгалтерского учета товарный знак может учитываться как нематериальный актив (НМА) на балансе предприятия.
Нарушения исключительного права на товарный знак пресекаются по законодательству РФ, и таких дел немало. Например, если производитель использует чужой товарный знак, его товар считается контрафактным (ст. 1515 ГК РФ), и подлежит изъятию и уничтожению. Показательным является решение АС Ярославской области № А82-11307/2020 от 18.08.2020, когда была уничтожена партия незаконно продаваемых (контрафактных) кроссовок, помеченных товарными знаками Nike, FILA.
Как регистрируются товарные знаки
В Российской Федерации за регистрацию отвечает Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент). Подать заявку можно на сайте Госуслуг или Роспатента.
Если вы цените свое время, нервы и стремитесь минимизировать риски отказа, можно воспользоваться услугами профессионалов и поручить регистрацию своего товарного знака патентному бюро. Пока патентные поверенные занимаются регистрацией обозначения, вы сможете сосредоточиться на разработке бренд-стратегии и развитии бизнеса, чтобы при получении готового свидетельства через несколько месяцев сразу приступить к использованию товарного знака и построению узнаваемого бренда.
Этапы регистрации
Прежде чем подавать заявку, следует убедиться, что обозначение, предназначенное к регистрации, является охраноспособным, в особенности оно не должно быть сходно до степени смешения с уже зарегистрированными товарными знаками. Это крайне важно, поскольку иначе товарный знак не будет зарегистрирован, как, например, в деле 2006 года, когда обозначение «AMRO НЕВСКОЕ» не было зарегистрировано в качестве товарного знака ввиду сходства до степени смешения с ранее зарегистрированным знаком пива «Невское» (Постановление Президиума ВАС № 2979/06 от 26.09.2006).
Исключительное право на товарный знак возникает в связи с его государственной регистрацией, включающей в себя следующие этапы:
- Подача заявки на регистрацию товарного знака.
- Оплата первой части госпошлины.
- Формальная экспертиза заявки.
- Экспертиза по существу.
- Оплата второй части госпошлины.
- Внесение сведений в Государственный реестр товарных знаков, выдача свидетельства на товарный знак.
- Публикация информации о государственной регистрации знака.
Как уже было указано выше, заявку можно подать на сайте Госуслуг или Роспатента. Заявка на регистрацию товарного знака должна быть полной, а именно: должна содержать все необходимые элементы, включая заявление о регистрации, подлежащее регистрации обозначение с его детальным описанием, перечень товаров, в отношении которых осуществляется регистрация знака (ст. 1492 ГК РФ). Более того, заявка должна отвечать критерию индивидуальности, то есть подаваться на один товарный знак.
Важным этапом является публикация Роспатентом сведений о поданных заявках в официальном бюллетене (ст. 1493 ГК РФ). Таким образом, уже с момента подачи заявка становится публичной и любое заинтересованное лицо может ознакомиться с ее материалами. Очень важно, что именно по дате подачи заявки устанавливается приоритет товарного знака, на основании которого у заявителя возникает право на первоочередную регистрацию при попытке конкурентов зарегистрировать схожие обозначения.
Не следует забывать, что заявитель может воспользоваться правом выставочного или конвенционного приоритета в соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности 1883 г. (ст. 1495 ГК РФ). Возможна ситуация, когда даты приоритета разных товарных знаков совпадают, в случае чего законодательством предусматривается регистрация только одного обозначения, определяемого на основании соглашения между заявителями (ст. 1496 ГК РФ).
После подачи заявки необходимо уплатить пошлину:
- Госпошлина за подачу заявки и проведение формальной экспертизы взимается за каждый класс Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), по которому требуется регистрация, и составляет 3500 рублей. Если таких классов более 5, то за 6-й и каждый последующий взимается 1000 рублей.
- Госпошлина за проведение экспертизы по существу составляет 11 500 рублей за один класс МКТУ, для которого проводится регистрация, и 2500 рублей за каждый класс свыше одного.
Реквизиты для уплаты пошлин указаны на сайте Роспатента:
Формальная экспертиза, которая заключается в проверке правильности заполнения документов и факта оплаты пошлины, в среднем проводится в течение месяца. В случае положительного результата заявка отправляется на экспертизу по существу, которая в среднем занимает 12 месяцев и заключается в проверке обозначения на соответствие требованиям законодательства, то есть на охраноспособность. Экспертиза по существу также включает в себя проверку отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации товарного знака. По итогам настоящей процедуры принимается решение о государственной регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации (ст. 1499 ГК РФ).
В случае получения удовлетворительных результатов экспертизы по существу необходимо уплатить госпошлину за регистрацию товарного знака.
- На 2022 год она составляет 16 000 рублей за пять классов МКТУ, за каждый класс свыше 5-ти взимается дополнительная плата 1000 рублей.
- Выдача свидетельства также сопровождается уплатой пошлины в размере 2000 рублей.
Таким образом, госпошлина за регистрацию товарного знака составит 33 000 рублей, однако при электронной подаче заявок (в том числе через Госуслуги или с помощью патентного поверенного, обладающего доступом к электронному кабинету Роспатента) предусмотрены скидки до 30%. Тогда госпошлина составит 23 100 рублей.
Весь процесс регистрации от подачи заявки до выдачи свидетельства и публикации соответствующих сведений в официальных источниках (ст. 1506 ГК РФ) может занять до 18 месяцев.
Порядок регистрации кажется достаточно простым, зачем же тогда обращаться в патентные бюро? Одним из основных преимуществ обращения к профессионалам являются их глубинные знания порядка работы Роспатента, поскольку патентные поверенные зачастую начинают карьеру именно там. Благодаря этому, проводимая ими проверка обозначения до подачи заявки значительно более эффективна. По ее результатам можно сделать объективный вывод о возможности регистрации товарного знака.
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
Перейти к онлайн-поиску по базам ФИПС, доменам и названиям ОООЕсли после проверки окажется, что обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, эксперты предложат варианты того, как его доработать, чтобы оно стало охраноспособным. Более того, патентные поверенные имеют безусловный опыт в корректном заполнении всех документов, отслеживают сроки оплаты пошлин и готовят ответы на уведомления Роспатента.
Срок действия товарного знака
Срок действия исключительного права на товарный знак составляет 10 лет с даты подачи заявки. По заявлению правообладателя срок может быть продлен еще на 10 лет неограниченное количество раз (ст. 1491 ГК РФ).
Если в ходе использования товарного знака меняются какие-либо реквизиты, об этом надлежит сообщать в Роспатент.
Международная регистрация товарного знака
Законодательством РФ предусмотрена возможность оформления исключительного права на товарный знак посредством его международной регистрации в соответствии с Мадридским соглашением. Оно охватывает 124 страны и дает правообладателю возможность выбрать на территории каких стран он желает получить охрану своего знака. Следует помнить, что с увеличением охвата стран, где будет действовать товарный знак, увеличивается и стоимость процедуры регистрации.
В данном случае международная заявка на регистрацию товарного знака (при этом в России товарный знак должен быть уже зарегистрирован) подается в Роспатент, который передает ее в Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), где заявка проходит экспертизу соответствия данным, содержащимся в национальном реестре, после чего регистрируется товарный знак.
При регистрации заявки по процедуре Мадридского соглашения пошлины включают:
- 4900 рублей за каждый класс МКТУ до 3 включительно, и 400 рублей за каждый класс свыше 3-его;
- 653 швейцарских франка (на данный момент это около 67 500 рублей) за черно-белый знак, 903 франка (примерно 93 400 рублей) за цветное обозначение;
- За каждый класс МКТУ свыше 3-го и каждую страну выплачивается 100 франков (10 300 рублей).
Таким образом, минимальная общая сумма пошлин при регистрации товарного знака по процедуре, предусмотренной Мадридским соглашением, составит 176 100 рублей. Проверить стоимость регистрации своего товарного знака можно на сайте ВОИС, воспользовавшись специальным калькулятором пошлин.
Для того чтобы минимизировать риски отказов, сэкономить на своевременной уплате таких существенных пошлин и обеспечить беспрепятственную международную регистрацию заявки, целесообразно воспользоваться услугами патентных поверенных.
Еще раз о главном
Подводя итоги, следует отметить, что:
- Товарный знак представляет собой нематериальный актив бизнеса.
- Товарный знак необходимо регистрировать, чтобы защитить бренд и способствовать развитию бизнеса.
- Обозначение, подлежащее регистрации, должно быть охраноспособным, иначе в регистрации будет отказано.
- Регистрацию товарных знаков осуществляет Роспатент, процесс занимает в среднем от 6 до 8 месяцев.
- Охрана товарного знака осуществляется в течение 10 лет, после чего ее срок может быть продлен еще на 10 лет неограниченное количество раз.
- Проверить обозначение и зарегистрировать товарный знак помогут патентные бюро.
Ирина Резникова
Старший партнер патентно-адвокатского бюро «Гардиум», патентный поверенный № 1947.
В практике более 20 лет.
На правах рекламы © 2024 «Гардиум», «Гарант.ру»
Реклама | https://legal-support.ru