LegalTech. Автоматизация юридических процессов
директор департамента сервисных и портальных решений, «Гардиум»
Содержание
Рынок юридических услуг – не самый гибкий и открытый к изменениям, однако он точно так же зависит от внешних факторов, как и любой другой, и подвержен влиянию развития информационных технологий. За пару десятилетий направление LegalTech шагнуло далеко вперед, и по прогнозам иностранных экспертов к 2024 году автоматизация затронет до 50% всего объема юридических функций.
LegalTech как целевое направление
В первую очередь важно понимать: автоматизация процессов – это уже даже не тренд, это реальность. И в ней компаниям необходимо искать новые подходы и инструменты как в организации своей работы, так и в коммуникациях – с клиентами, ведомственными структурами, посредниками. Запрос на автоматизацию становится ключевым и для компаний юридического профиля.
Управление IP активами в Gardium.pro →
Исследования зарубежного рынка юридических услуг в первый пандемийный год были оптимистичны, предрекая рост затрат на LegalTech втрое к 2025 году и автоматизацию до 50% процессов юридической функции к 2024. И российский рынок тоже двигался в этом направлении.
Пандемия, как и во всем мире, сильно повлияла на темпы внедрения автоматизации во всех отраслях, LegalTech в том числе. Спрос на программные решения и инструменты вырос в разы. Чаще стал возникать запрос и на соответствующий уровень подготовки кадров, различные образовательные программы и курсы. Например, Высшая школа экономики в 2022 году объявила первый в истории набор на магистерскую программу LegalTech. Вузы, которые активно сотрудничают с практикующими специалистами юридической отрасли, приглашают экспертов для проведения отдельных лекций и семинаров, посвященных именно LegalTech. Это важное направление работы и для юридических компаний – мы напрямую заинтересованы в появлении новых подготовленных кадров. Гардиум ведет такую работу со студентами, организует лекции и даже реализует формат Moot Court, так называемых кейс-чемпионатов для студентов старших курсов.
События 2022 года, несомненно, испортят оптимистичный прогноз развития юридического IT, и реальный процент, реальные траты предсказать сейчас трудно. Кризис почувствуют все: например, зарубежные IT-компании уже сокращают найм сотрудников.
На фоне санкций и других негативных явлений в экономике, связанных с разрывом многих международных отношений, все компании пересматривают свои расходы, в том числе в юридическом направлении. Большую часть функций стараются выполнять за счет уже имеющихся ресурсов, не переплачивая за аутсорс.
Вклад в автоматизацию процессов, развитие имеющихся инструментов становится особенно актуальным. Об этом говорил и президент Европейской Ассоциации LegalTech в России Хольгер Цшайге, выступая весной на Московском юридическом форуме. Он отмечал, что до 69% процентов юридических отделов и департаментов будут делать ставку именно на LegalTech для сокращения издержек. База для этого в России есть – это и внедрение электронного документооборота, и системы
Еще один полезный инструмент – поисковые системы по базам данных. Например, если компания решит самостоятельно проверить словесное обозначение перед регистрацией товарного знака, для этого требуется качественный поисковый сервис с понятным и удобным интерфейсом. И здесь, скорее всего, все будет зависеть от отрасли: в ритейле, экспорте ресурсов и других сферах, где намечается рост, будут увеличиваться и расходы на автоматизацию юридических процессов. Там же, где будет спад, например, в сфере услуг, спрос на автоматизацию будет снижаться.
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
Перейти к онлайн-поиску по базам ФИПС, реестрам доменов и названиям ОООВажно, что необходимость автоматизации и цифровизации процессов понимают и госорганы. Над этим работает Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, отдельные ведомства. Так, Роспатент в 2021 году занимался интеграцией с сервисами портала госуслуг и активно участвовал в реализации национальной программы “Цифровая экономика”, в отчете по итогам года анонсирован запуск 15 цифровых продуктов и сервисов. Такая работа приносит свои плоды: более 90% заявок на регистрацию товарных знаков в 2021 году были поданы в электронном виде. И еще одна цифра, которую озвучили в феврале на конференции о современных технологиях в бизнесе: количество онлайн-заседаний только в арбитражных судах достигло 400 тысяч в месяц. Подход к судебным разбирательствам и дальше будет меняться.
Скачок в развитии LegalTech произошел, и игнорировать это невыгодно, учитывая, что облачные технологии значительно удешевляют и ускоряют процессы внедрения LegalTech-продуктов в повседневную работу.
Почему автоматизация – необходимость
Удобство, адаптивность и индивидуализация подхода к работе с клиентом – новые базовые потребности современного общества. И это учитывается разработчиками при создании узкоспециальных программных продуктов наравне с трудностями в рутинной работе юридических компаний и отделов. Использование такого ПО позволяет оптимизировать работу: снизить издержки, риск ошибок, временные потери.
Опыт Гардиума
В Гардиуме мы используем несколько автоматизированных систем в ежедневной работе. Основные из них – это «Юрайт» для юридического делопроизводства и корпоративная информационная система (КИС) для управления продажами.
С «Юрайтом» работают юристы, патентоведы и патентные поверенные. Система позволяет эффективнее управлять процессами, экономить время на отдельных задачах. Одновременно «Юрайт» является бэкенд-системой для наших собственных интернет-решений – это личный кабинет для клиентов компании «Гардиум.Онлайн» и SaaS-сервис «Гардиум.Про».
«Гардиум.Про» – наша последняя разработка, представляет собой решение по управлению интеллектуальной собственностью для бизнеса. Через платформу можно автоматизировать многие процессы, настроить мониторинг нарушений исключительных прав на объекты и оценить перспективы регистрации товарного знака.
С КИС работает отдел продаж, на этой платформе фиксируются все контакты с клиентов от начала и до конца. Удобство этой системы в том, что ее можно сделать единой для нескольких юрлиц в группе компаний. Это упрощает не только непосредственно ведение дел и документооборот, но и внутреннюю коммуникацию.
Перспективы автоматизации юридической функции
Российский рынок LegalTech представлен в основном российскими же компаниями. В первую очередь развитие сферы касается именно программных продуктов для работников юридических фирм и отделов.
Разработчики ищут пути оптимизации повседневной рутины, например, при составлении документов и договоров, а также способы эффективнее анализировать законодательную базу и отдельные кейсы с помощью новых технологий. Так, автоматизация судебного делопроизводства позволила X5 Group, крупной рознично-торговой компании, сократить время составления отчетов до 1 минуты. заполнение данных по делам было автоматизировано на 90%, а это существенная экономия времени и усилий юристов.
Особый сегмент занимают разработки, призванные выявлять нарушения законодательства в интернете – одно из таких решений мы реализовали на платформе «Гардиум.Про». Система автоматически отслеживание потенциальные риски нарушения прав и уведомляет о них пользователя – например, о появлении доменного имени, сходного с зарегистрированным товарным знаком. Аналогов пока нет – в сервисах других разработчиков функция мониторинга, как правило, сосредоточена вокруг отслеживания сроков действия охранных документов, либо осуществляется в полуавтоматическом или ручном режиме.
В идеале направление LegalTech стремится к тому, чтобы полностью снять с юристов заботу о рутинных обязанностях. Те же зарубежные исследования показывают, что уже существующих на рынке решений достаточно, чтобы сократить количество сотрудников на не самой квалифицированной работе. Их могут заменить, например, чат-боты – они запускаются сейчас при переходе на многие сайты, в мобильных приложениях. По такому пути пошел «Ростелеком», передав чат-боту часть функционала младших юристов: по договорной работе, оказанию услуг связи, предоставлению учредительных документов.
Это, конечно, не означает, что технологии полностью заменят людей – как раз напротив, задача LegalTech в том, чтобы сохранить время квалифицированным юристам и помогать им – расширить возможности, открыть пространство для нестандартных и креативных решений.
Например, в Гардиуме мы используем некоторые наши решения для внешних сервисов во внутренней работе. Так, собственные технические разработки нам нужны для проверки возможности регистрации обозначений в качестве товарных знаков, для поиска словесных, изобразительных и комбинированных обозначений. Изначально эти поисковые механизмы создавались для самостоятельного использования пользователями наших продуктов, но позднее были интегрированы в «Юрайт». Работать стало проще: гораздо эффективнее провести проверку с использованием современных инструментов, в том числе с применением технологий искусственного интеллекта. Результат такой проверки можно получить в пределах нескольких секунд, может быть, минуты, в зависимости от объемов данных. Тогда как вручную на эту же работу ушло бы несколько часов.
Точно так же в КИС мы интегрировали сервисы по получению информации о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, данных бухгалтерской отчетности. Это на самом деле очень экономит ресурсы – когда есть возможность выполнять целый пул задач в одном месте.
Апгрейд бизнес-процессов
При разработке внутренних систем и программных решений применяются принципы Agile, используется методология Scrum. Это – уже классические подходы сферы информационных технологий. Но эти принципы подтягивают за собой и новые подходы к работе сотрудников. То есть техническая автоматизация процессов влияет и на организационную работу внутри компании. Поэтому, кроме разработки и развития автоматизированных инструментов, в Гардиуме много внимания уделяется методологии управления производственными процессами.
До организационной модернизации были определенные проблемы: иногда информация «терялась» между подразделениями, происходила путанница в зонах ответственности. От этого страдали клиенты. Внедрение Agile-подхода уже улучшило контакт между сотрудниками, повысило их вовлеченность в работу и, что самое главное, позволило подразделениям грамотно разделять обязанности, делегировать полномочия.
Частично «программистский» опыт применяется и при работе с клиентами. Так, в Гардиуме сформированы кроссфункциональные продуктовые EndToEnd (E2E) команды – каждая обладает всеми необходимыми компетенциями и оказывает услуги в полном объеме. В каждой такой команде есть свои менеджеры, юристы, патентоведы, делопроизводители. Клиент сразу закрепляется за одной командой, которая ведет его дело до самого конца. Это значительно повышает качество оказания услуг.
Безусловно, LegalTech еще есть куда развиваться. Существующим продуктам зачастую не хватает гибкости, в том числе структурной: возможности получить один продукт, одну платформу и выполнять на ней весь необходимый объем задач; перестраивать ее по мере необходимости. Нет еще доступной и глубокой аналитики отдельных кейсов, ситуаций, судебных дел. Но именно в этом видится путь для дальнейшего развития.
Главная проблема, конечно, в финансировании: отсутствуют заинтересованные в подобных разработках инвесторы. Но нет их не потому, что такой продукт никому не нужен. Проблема кроется скорее в том, что многие не понимают, что есть такая возможность – получить инструмент, платформу, созданную по индивидуальному запросу. Главные интересанты в LegalTech сейчас – представители бизнеса, но многим просто не хватает понимания, какие возможности можно для себя открыть через вдумчивую автоматизацию процессов.
Конечно, делать такие решения с нуля – непросто. Нельзя просто взять и скопировать чье-то решение с GitHub. В Гардиуме мы с этим столкнулись, когда придумали концепцию сервиса «Гардиум.Про». Чтобы сделать этот продукт по-настоящему функциональным, нам пришлось проделать колоссальную работу.
Во-первых, нужно было провести исследование, чтобы конкретизировать запросы рынка. Во-вторых, определиться со стартовым набором возможностей платформы. В-третьих, собрать все в максимально понятную и удобную архитектуру интерфейса, спроектировать для каждой функции свой отдельный пользовательский опыт. Это очень трудоемкие процессы, без которых приступать к непосредственно технической разработке нельзя. А после выпуска продукта его необходимо постоянно модернизировать, чтобы он не терял своей уникальности и актуальности.
LegalTech развивается и будет развиваться дальше, несмотря на экономические трудности и возможные геополитические барьеры. Применение технологий, автоматизация процессов и индивидуализация работы с клиентом в юридической сфере уже становится вопросом выживания на рынке и имиджа компании в глазах клиента и профессионального сообщества. Поэтому все траты LegalTech окупятся – возможно, они требуют больших вложений в начале, но в конечном итоге приведут к экономии.
Илья Кононенко
директор департамента сервисных и портальных решений «Гардиума».
Задать вопрос экспертуНа правах рекламы © 2024 «Гардиум», «Гарант.ру»
Реклама | https://legal-support.ru