Организация работает с 2009 года, но на воинский учет решили поставить только в 2023 году. Какой предусмотрен штраф, если организация не состоит на учете в военном комиссариате? Нужно ли ставить на учет работников, которым исполнилось 45 лет и более (солдаты)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
За то, что работодатель (организация) не состоит на учете в военном комиссариате, административная ответственность не предусмотрена. 45-летний гражданин (состав "солдаты") ещё не достиг предельного возраста пребывания в запасе, и работодатель обязан передавать по нему сведения в военкомат и, как следствие, несет ответственность за их непредоставление.
Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, в течение 5 дней со дня принятия их на работу или увольнения направляются в соответствующие военкоматы или органы местного самоуправления (ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) и подп. "а" п. 32 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719, далее - Положение).
При этом граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны состоять на воинском учете в военном комиссариате по месту жительства или месту пребывания, в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания (подп. "а" п. 50 Положения).
Таким образом, сведения о работниках направляются в военные комиссариаты по месту жительства / месту пребывания работника.
За нарушение военно-учетной обязанности предусматривается ответственность, которая выражается в применении к виновным лицам установленных законом мер государственного принуждения с целью пресечения противоправного поведения и недопущения его повторения впредь. За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций (п. 9 Положения).
Административная ответственность за нарушения в области воинского учета предусмотрена главой 21 КоАП РФ. В частности, ст. 21.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за несообщение в военкомат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете (в редакции с 1 октября - любое непредставление или несвоевременное представление в установленном законом порядке сведений, необходимых для ведения воинского учета). Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области воинского учета составляет 3 года (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
За то, что работодатель (организация) не состоит на учете в военном комиссариате, административная ответственность не предусмотрена.
При этом не все категории работников подлежат воинскому учету. Согласно п. 14 Положения воинскому учету в организациях подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывники), и граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные). Пунктом 1 ст. 53 Закона N 53-ФЗ установлен предельный возраст пребывания в запасе в зависимости от состава запаса, к которому отнесен гражданин. В рассматриваемом случае речь идет о гражданине, включенном в состав "солдаты". И в 2015 году, и в настоящее время предельный возраст пребывания в запасе для данного гражданина - 50 лет (с 01.01.2024 предельный возраст пребывания в запасе для лиц, относящихся к указанному составу запаса, будет увеличен до 55 лет).
Согласно п. 3 ст. 53 Закона N 53-ФЗ гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе, переводится военным комиссариатом либо иным органом, осуществляющим воинский учет, в отставку и снимается с воинского учета.
Таким образом, 45-летний гражданин (состав "солдаты") ещё не достиг предельного возраста пребывания в запасе, и работодатель обязан передавать по нему сведения в военкомат и, как следствие, несет ответственность за их непредоставление.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим
Ответ прошел контроль качества
12 сентября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.