ООО, применяющее УСН, планирует заключить с физическим лицом договор, в соответствии с которым физическое лицо разработает логотип на безвозмездной основе. Каков в данной ситуации порядок формирования налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Налогоплательщик, применяющий УСН, для которого физическое лицо разработало логотип в рамках гражданско-правового договора на безвозмездной основе, при расчете налога, связанного с применением УСН, должен включить в налогооблагаемую базу доход в виде безвозмездно выполненных для него работ по созданию логотипа, стоимость которых определяется исходя из рыночных цен на идентичные работы, без учета налога на добавленную стоимость.
Обоснование вывода:
В рассматриваемой ситуации в рамках договора гражданско-правового характера физическое лицо выполняет работу по созданию логотипа организации.
Договор является безвозмездным. Полагаем, что в данном случае договор носит все признаки договора подряда.
В общем случае согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
В соответствии со ст. 250 НК РФ, внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ. При этом в силу п. 8 ст. 250 НК РФ к внереализационным доходам отнесены доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.
Имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги) (п. 2 ст. 248 НК РФ).
При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с главой 25 НК РФ остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.
Таким образом, налогоплательщик, применяющий УСН, для которого физическое лицо разработало логотип по гражданско-правовому договору на безвозмездной основе, при расчете налога, связанного с применением УСН, должен включить в налогооблагаемую базу доход в виде безвозмездно выполненных для него работ по созданию логотипа, стоимость которых определяется исходя из рыночных цен на идентичные работы, без учета налога на добавленную стоимость.
К сведению:
Согласно определению, приведенному в Толковом словаре системы ГАРАНТ, логотип - специально разработанное, оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы (или группы товаров данной фирмы). Разработка логотипа осуществляется для того, чтобы заставить потребителей узнавать компанию или выбранный продукт. Фирменный знак и логотип фирмы образуют "фирменный блок", в который могут войти поясняющие надписи (страна производства товара, почтовый адрес, телефон и телекс фирмы), а также "фирменный лозунг" (техническое и коммерческое "кредо" фирмы), объединенные в единую композицию. То есть "фирменный блок" предназначен для индивидуализации товара и его производителя.
В главе 76 ГК РФ выделены следующие средства индивидуализации:
- фирменное наименование (ст.ст. 1473-1476 ГК РФ);
- товарный знак и знак обслуживания (ст.ст. 1477-1515 ГК РФ);
- наименование места происхождения товара (ст.ст. 1516-1537 ГК РФ);
- коммерческое обозначение (ст.ст. 1538-1541 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 1482 ГК РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Другими словами, логотип и фирменный знак могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий
Ответ прошел контроль качества
1 ноября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.