Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Применение ставки 2% по упрощенному налогу в Арктическом районе Республики Саха (Якутия)

Применение ставки 2% по упрощенному налогу в Арктическом районе Республики Саха (Якутия)

ООО на УСН зарегистрировано в Арктическом районе Республики Саха (Якутия). Пунктом 4 ч. 4.1 ст. 6 закона Республики Саха (Якутия) от 07.11.2013 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)" установлена ставка по упрощенному налогу в размере УСН 2% для организаций с объектом налогообложения "доходы", осуществляющих предпринимательскую деятельность в районах, в том числе являющихся арктическими. Часть деятельности ООО (грузоперевозки) ведется за пределами Арктического района, а часть - в пределах.
Вправе ли ООО применять льготный режим налогообложения вне зависимости от доходов, полученных вне территории Арктического района?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Учитывая, что ООО на УСН в данном случае зарегистрировано на территории Арктического района Республики Саха (Якутия) и частично осуществляет предпринимательскую деятельность на указанной территории, этого достаточно для применения ООО налоговой ставки, предусмотренной п. 4 ч. 4.1 ст. 6 закона Республики Саха (Якутия) от 07.11.2013 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)", в отношении всех полученных им доходов.

Обоснование позиции:

Пункт 1 ст. 346.20 НК РФ предусматривает возможность установления законами субъектов РФ налоговых ставок по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (далее - налог), в пределах от одного до шести процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков, если объектом налогообложения по налогу являются доходы.

Согласно п. 4 ч. 4.1 ст. 6 закона Республики Саха (Якутия) от 07.11.2013 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон РС) для организаций и индивидуальных предпринимателей на УСН с объектом налогообложения "доходы", осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории пятой группы муниципальных образований, указанной в ч. 1.1 ст. 7 Закона РС (далее - 5 группа муниципальных образований) (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в п. 1 ч. 4.1 ст. 6, в чч. 4.2, 4.2.2, абзаце втором ч. 4.5 ст. 6 Закона РС), установлена налоговая ставка в размере двух процентов.

Как видим, данная льготная ставка установлена для отдельной категории налогоплательщиков, а не в отношении отдельных доходов, а потому она подлежит применению в отношении всех доходов, полученных поименованной в ней категорией налогоплательщиков.

Возможность применения указанной пониженной налоговой ставки обусловлена выполнением двух требований:

- применение объекта налогообложения по налогу "доходы";

- осуществление предпринимательской деятельности на территории 5 группы муниципальных образований.

Первое требование в рассматриваемой ситуации выполняется. Что касается второго требования, то каких-либо критериев его выполнения Закон РС не предусматривает. Из буквального толкования п. 4 ч. 4.1 ст. 6 Закона Республики Саха следует, что оно считается выполненным при условии фактического осуществления налогоплательщиком предпринимательской деятельности на территории 5 группы муниципальных образований. При этом ограничений, согласно которым анализируемая льготная ставка не может применяться налогоплательщиками, которые осуществляют предпринимательскую деятельность не только на территории 5 группы муниципальных образований, но и за их пределами, законом не установлено.

Напоминаем, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Таким образом, учитывая, что ООО на УСН в данном случае зарегистрировано на территории 5 группы муниципальных образований (в Арктическом районе Республики Саха (Якутия)) и частично осуществляет предпринимательскую деятельность на указанной территории, полагаем, что этого достаточно для применения ООО налоговой ставки, предусмотренной п. 4 ч. 4.1 ст. 6 Закона РС, в отношении всех полученных им доходов.

Официальных разъяснений и материалов судебной практики по вопросам применения п. 4 ч. 4.1 ст. 6 Закона РС нами не обнаружено. Выраженная позиция является нашим экспертным мнением. Не исключено, что налоговый орган будет придерживаться иной позиции по данному вопросу. Для более объективной оценки налоговых рисков ООО целесообразно обратиться за соответствующими письменными разъяснениями непосредственно в Минфин Республики Саха (Якутия) (п. 4 ст. 1, подп. 2 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 34.2 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

27 мая 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.