Обязаны ли стороны заполнять раздел 10 транспортной накладной (ТН)? Можно ли не заполнять раздел 10 ТН, сославшись в разделе 10 на УПД? Какие могут быть последствия при представлении в налоговый орган ТН без заполненного раздела, если организация является поставщиком продукции?
Обязаны ли стороны заполнять раздел 10 транспортной накладной (ТН)? Можно ли не заполнять раздел 10 ТН, сославшись в разделе 10 на УПД? Какие могут быть последствия при представлении в налоговый орган ТН без заполненного раздела, если организация является поставщиком продукции?
Обязанность по заполнению раздела 10 ТН вытекает из самого наличия данного раздела, то есть раздел 10 ТН предусмотрен в форме ТН, утвержденной постановлением Правительства России от 21.12.2020 N 2200, поэтому подлежит заполнению. В т.ч. этот раздел подтверждает выдачу груза водителем и приемку груза покупателем.
По нашему мнению, УПД не может заменить транспортную накладную (по форме ТН или 1-Т), поскольку одна из ее функций - подтверждение заключения договора перевозки груза (п. 20 ст. 2 УАТ). УПД же перевозку не подтверждает (смотрите также материал: Энциклопедия решений. В каких случаях надо оформлять транспортную накладную, а в каких - товарно-транспортную? (февраль 2024 г.) (Накладная как часть универсального передаточного документа). Поэтому и ссылка в разделе 10 ТН на УПД не заменяет обязанность заполнения раздела 10 ТН.
Нами не найдено писем Минфина России и арбитражной практики о наличии налоговых последствий или об их отсутствии именно при незаполнении раздела 10 ТН. Между тем налоговый орган может отказать в вычете НДС или в расходах по налогу на прибыль в части расходов, оказанных транспортной организацией, либо формально ссылаясь на то, что незаполнение раздела 10 ТН свидетельствует об отсутствии документов, подтверждающих доставку груза, либо если транспортная организация окажется недобросовестным налогоплательщиком, в т.ч. ссылаясь на то, что незаполнение раздела 10 ТН свидетельствует об отсутствии документов, подтверждающих доставку груза, так как для заказчика именно ТН является подтверждением заключения договора перевозки и, соответственно, основанием для отражения понесенных расходов (на транспортировку) в целях налогового учета (смотрите письма ФНС России от 02.07.2019 N СД-4-3/12855@, Минфина России от 28.08.2018 N 03-03-06/1/61110, от 06.09.2016 N 03-03-06/1/52112, постановление Восьмого ААС от 22.01.2020 N 08АП-15617/19).
Ниже рассмотрена практика при отсутствии транспортной накладной.
Отрицательная практика: По мнению Минфина России, затраты на транспортные услуги сторонних организаций на доставку товаров могут быть учтены организацией в составе материальных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной по утвержденной форме N 1-Т или транспортной накладной. Аналогичного подхода придерживаются и некоторые суды, правда, при наличии иных свидетельств о нереальности хозяйственной операции.
Положительная практика: Согласно позиции налоговых органов 2021 года при отсутствии транспортной накладной иные документы могут быть расценены как документы, косвенно подтверждающие произведенные расходы. Судебные органы также считают, что отсутствие товарно-транспортных накладных не является препятствием для признания расходов на транспортные услуги сторонних организаций при наличии иных подтверждающих документов (договоров об оказании услуг по перевозке, расчетов тарифов, протоколов разногласий, путевых листов, счетов-фактур, платежных документов на оплату услуг и банковских выписок, приемо-сдаточных актов и т.д.).
Исходя из вышеизложенного:
- стороны обязаны заполнять раздел 10 ТН;
- по нашему мнению, нельзя не заполнять раздел 10 ТН, сославшись в разделе 10 ТН на УПД;
- при реальности услуг перевозки, если не заполнен раздел 10 ТН, иные документы могут подтвердить перевозку груза, в т.ч. экспедиторские расписки (но экспедиторские расписки оформляются по договору транспортной экспедиции, а не по договору перевозки, смотрите ниже вопросы к ознакомлению по договорам экспедиции), но претензии со стороны налогового органа не исключены.
Что касается того, может ли бухгалтерия заполнить раздел 10 ТН за покупателя, то у бухгалтерии на это нет полномочий, так как они не представляют покупателя и в приемке груза не принимали участие. Кроме того, при таком заполнении, если при проверке сотрудники покупателя дадут показания, что раздел 10 ТН заполняли не они (проставлены не их подписи), то налоговые риски увеличатся.
Помимо этого, рекомендуем ознакомиться с условиями договоров между организацией и покупателями. Если в договоре указаны транспортные накладные, то необходимо донести до руководства покупателя о несоблюдении условий договора сотрудниками покупателя в части заполнения раздела 10 ТН, в т.ч. объяснить, что именно этот раздел, подтверждая приемку груза покупателем, подтверждает, что организация этот груз доставила именно транспортным средством, понеся соответствующие расходы. Если и руководство покупателя отказывается заполнять раздела 10 ТН, то организация, оценивая риски, самостоятельно принимает решение о поставке товара таким покупателям, но, как указано выше, заполнение раздела 10 ТН со стороны покупателя иными лицами, например бухгалтерией организации, неправомерно.
Обращаем внимание, что наше мнение является экспертным мнением и может отличаться от мнения других экспертов. Поэтому, учитывая неопределенность, считаем необходимым обратиться за разъяснениями в Минфин России по данному вопросу.
Выполнение письменных разъяснений финансовых органов по вопросам применения законодательства о налогах и сборах признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. Также это является основанием, при наличии которого на сумму соответствующей недоимки налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) не начисляются пени (подп. 3 п. 1 ст. 111, п. 8 ст. 75 НК РФ) (смотрите материал: О разъяснениях налогового законодательства (интервью с С. Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса). - Специально для Системы ГАРАНТ, январь 2018 г.).
Обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/. Также возможно обращение в контакт-центр ФНС России по телефону: 8-800-222-2222.
Обращения в Минфин России в письменном виде направляются по адресу: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, а также на сайте: https://minfin.gov.ru/ru/appeal/.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Нужна ли для вычета НДС товарно-транспортная накладная? (февраль 2024 г.)
- Вопрос: Использование в целях налогообложения форм, заменяющих поручение экспедитору и экспедиторскую расписку (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2022 г.);
- Вопрос: Документы, которые клиенту необходимо получить у экспедитора для исключения налоговых рисков (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2021 г.);
- Вопрос: Необходимость и оформление транспортной накладной и экспедиторских документов для клиента по договору транспортной экспедиции (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2021 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Игнатов Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
18 февраля 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.