Может ли одно юридическое лицо инициировать налоговую проверку в отношении другого юридического лица?
Может ли одно юридическое лицо инициировать налоговую проверку в отношении другого юридического лица, если есть основания полагать, что вторым юридическим лицом нарушается налоговое законодательство?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заявление третьего лица о возможных нарушениях законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не относится к налоговым рискам и само по себе не является безусловным основанием для проведения выездной налоговой проверки.
Обоснование вывода:
Наиболее распространенными мероприятиями (формами) налогового контроля являются налоговые проверки. Иные мероприятия налогового контроля в большинстве своем осуществляются в ходе проведения налоговых проверок и при рассмотрении материалов налоговых проверок в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля.
В настоящее время основы планирования выездных налоговых проверок закреплены в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция), утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Концепция общедоступна, при желании с ее текстом может ознакомиться любой налогоплательщик.
Концепция разработана с целью построения единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок. В основе данной системы лежит тщательный, всесторонний и постоянно проводимый анализ информации о налогоплательщиках, поступающей в ФНС из различных источников (как внутренних, так и внешних).
К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, которую налоговые органы получают самостоятельно в процессе выполнения возложенных на них функций. В частности, используются такие информационные ресурсы, как государственные реестры по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ, ЕГРИП), по учету организаций и физических лиц (ЕГРН), данные налоговой и бухгалтерской отчетности, сведения о доходах физических лиц, сведения, полученные в ходе проведенных камеральных и выездных налоговых проверок, другие информационные ресурсы налоговых органов ("Камеральные налоговые проверки" и "Выездные налоговые проверки" (в том числе в части сведений о проведенных ранее мероприятиях налогового контроля), "Расчеты с бюджетом", "Банковские счета", ПИК "Таможня", ПИК "Однодневка").
К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления (в том числе с Федеральной таможенной службой, Минтрансом России, Следственным комитетом России, Минприроды России, ПФ РФ, ФСС РФ и т.д.).
Кроме того, специалисты ФНС анализируют любую иную общедоступную информацию, в том числе материалы сети Интернет и средств массовой информации (рекламные объявления, содержащие сведения о реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг юридическими и физическими лицами, публикации и т.д.), информацию, поступающую от юридических и физических лиц (письма, жалобы, заявления и т.п.).
На основании анализа полученной информации налоговый орган выявляет вероятные зоны совершения налоговых правонарушений (так называемые зоны "риска") и определяет необходимые мероприятия налогового контроля.
При планировании выездных проверок налоговый орган оценивает рассматриваемые критерии не отдельно, а во взаимосвязи друг с другом, а также с иной имеющейся у него информацией о налогоплательщике. Кроме того, анализируется динамика изменений этих показателей.
В письме от 10.09.21 N СД-4-2/12900@ специалисты налогового ведомства пояснили, что основанием для рассмотрения вопроса о целесообразности проведения налоговой проверки являются результаты проведения соответствующих мероприятий налогового контроля, направленных на установление рисков совершения нарушений законодательства о налогах и сборах. Заявление третьего лица о том, что налогоплательщик нарушает налоговое законодательство, само по себе не является поводом для назначения выездной налоговой проверки.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок (январь 2024 г.);
- Энциклопедия решений. Критерии самостоятельной оценки рисков назначения выездных налоговых проверок (январь 2024 г.);
- Энциклопедия решений. Риск налоговой проверки: ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (январь 2024 г.);
- Вопрос: Каков порядок проведения плановых и внеплановых налоговых проверок (особенно выездных) в отношении ИП? Могут ли контрагенты ИП инициировать данные проверки? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2018 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шпилевая Ольга
Ответ прошел контроль качества
29 января 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.