Является ли администрация налогоплательщиком НДС и налога на прибыль при реализации имущества казны? Нужно ли подавать налоговую декларацию по НДС и по налогу на прибыль?
У администрации, как у уполномоченного органа на распоряжение имуществом казны, на балансе (счет 108) учтены плиты железобетонные в количестве 60 шт., стоимость 1 плиты была 4100 руб., общая стоимость 254 200,00 руб. В октябре была проведена оценка в связи с продажей данных плит, стоимость увеличилась: после оценки 30 шт. плит стали стоить 168 000,00 руб (1 шт. - 5600,00 руб.) и 32 шт. стали стоить 256 000,00 руб. (1 шт. - 8000,00 руб.). Продажа была осуществлена через аукцион ИП. Является ли администрация налогоплательщиком НДС и налога на прибыль? Нужно ли сдавать налоговую декларацию по НДС и по налогу на прибыль?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При реализации имущества казны НДС уплачивает покупатель как налоговый агент.
Объекта налогообложения налогом на прибыль при реализации имущества казны не возникает.
Администрации необходимо представить в налоговый орган декларацию по НДС, если не применяется освобождение от обязанностей налогоплательщика, и декларацию по налогу на прибыль.
Обоснование вывода:
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров на территории РФ. Пунктом 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ установлены перечни операций, не признаваемых объектами обложения НДС, а также освобождаемых от обложения НДС. Реализация администрацией как уполномоченным органом на распоряжение имуществом, составляющим казну соответствующего муниципального образования, имущества казны в эти перечни не включена. Следовательно, операция по реализации имущества казны подлежит обложению НДС (письмо Минфина России от 24.08.2016 N 03-07-11/49543).
Налоговая база в этом случае определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога, а НДС уплачивается налоговыми агентами - покупателями муниципального имущества (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). Налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (абзац четвертый п. 3 ст. 161 НК РФ). Счета-фактуры также составляются налоговыми агентами (п. 3 ст. 168 НК РФ).
Налоговая база при реализации имущества, составляющего имущество казны, определяется расчетным путем (п. 4 ст. 164 НК РФ) исходя из того, что стоимость реализуемого имущества включает НДС, если в договоре и (или) в отчете об оценке прямо не указано, что рыночная стоимость имущества определена без НДС (смотрите п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, постановления Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 N 3139/12, ФАС Уральского округа от 30.04.2014 N Ф09-1870/14, Семнадцатого ААС от 26.12.2013 N 17АП-14744/13). В письме Минфина России от 26.07.2013 N 03-07-14/29784 указано, что при реализации имущества организациям и индивидуальным предпринимателям, в том числе признаваемым субъектами малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, осуществляемой как в соответствии с Законом N 159-ФЗ, так и Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ, цена имущества исчисляется исходя из рыночной стоимости, то есть независимо от порядка налогообложения НДС, применяемого в отношении указанного имущества (смотрите дополнительно определение Верховного Суда РФ от 06.04.2017 N 309-ЭС16-17994).
В ситуациях, когда в отчете об оценке или в договоре указано, что рыночная стоимость объекта была определена без НДС, налог должен рассчитываться сверх цены договора, так как гражданское законодательство не предусматривает уменьшение согласованной сторонами договорной цены имущества на сумму НДС (письма Минфина России от 19.04.2019 N 03-07-11/28261, ФНС России от 28.07.2017 N СД-4-3/14806@, постановления АС Дальневосточного округа от 20.06.2017 N Ф03-2087/17, ФАС Поволжского округа от 20.01.2014 N Ф06-1533/13).
Доходы, полученные от продажи имущества казны, то есть имущества, в отношении которого орган власти осуществляет функции управления в соответствии с предметом ведения, являются доходами казны и, следовательно, объекта обложения налогом на прибыль организаций не возникает (письма Минфина России от 02.12.2016 N 03-03-05/71652, от 27.08.2015 N 03-03-05/49365, от 03.11.2006 N 03-03-04/4/174).
Уплата НДС налоговым агентом при реализации имущества казны, а также отсутствие объекта налогообложения НДС, дохода при налогообложении прибыли (подпункты 4, 4.1 ст. 146, п. 3 ст. 161, подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ) не освобождает администрацию от представления соответствующих деклараций (подп. 4 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 80 НК РФ).
Вместе с тем, если администрация применяет освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС по ст. 145 НК РФ, то в такой ситуации она не представляет декларацию по НДС (письма Минфина России от 11.11.2019 N 03-07-07/86820, ФНС России от 04.06.2015 N ГД-4-3/9650@).
Если освобождение от обязанностей налогоплательщика не применяется, то в налоговый орган необходимо представить декларацию по НДС. При этом администрация муниципального образования не отражает в ней продажу имущества казны (в рассматриваемой ситуации - плит). Фактически представляется нулевая декларация по НДС.
Пунктом 2 ст. 289 НК РФ предусмотрено, что некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций по упрощенной форме по истечении налогового периода (смотрите дополнительно письма Минфина России от 19.08.2015 N 03-03-06/4/47832, ФНС России от 15.09.2015 N ГД-4-3/16258@). Однако специалисты Минфина России считают, что представлять налоговую декларацию по упрощенной форме в соответствии с п. 2 ст. 289 НК РФ можно только в том случае, если некоммерческая организация за налоговый период не имела доходов (расходов), учитываемых при налогообложении (смотрите письма от 28.06.2019 N 03-03-07/47370, от 26.10.2017 N 03-03-06/1/70306).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена
Ответ прошел контроль качества
1 декабря 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.