Новости и аналитика Правовые консультации Проверки В организации была проведена камеральная проверка ФСС России в 2017 году за период 2014-2016 гг., в результате проверки были не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 2008,60 руб. Согласно акту проверки ФСС России требует доплатить страховые взносы в сумме не принятых к зачету расходов, то есть 2008,60 руб. в счет уплаты страховых взносов по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017. Отказ ФСС России в возмещении связан с выплатой пособия по нетрудоспособности внешнему совместителю в октябре 2016 года. В апреле 2017 года внешний совместитель вернул организации ошибочно выплаченные денежные средства. Неверная сумма, которая была предъявлена к зачету в октябре 2016 года, не была перечислена ФСС России. Сверка данных между органом ФСС России и налоговым органом по данному факту была произведена в июне 2017 года. Требование об уплате недоимки в сумме 2008,60 руб. и пени выставила налоговая инспекция в мае 2018 года. Правомерно ли требование ФСС России? Надо ли начислять на сумму возвращенного работником пособия страховые взносы?

В организации была проведена камеральная проверка ФСС России в 2017 году за период 2014-2016 гг., в результате проверки были не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 2008,60 руб. Согласно акту проверки ФСС России требует доплатить страховые взносы в сумме не принятых к зачету расходов, то есть 2008,60 руб. в счет уплаты страховых взносов по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017. Отказ ФСС России в возмещении связан с выплатой пособия по нетрудоспособности внешнему совместителю в октябре 2016 года. В апреле 2017 года внешний совместитель вернул организации ошибочно выплаченные денежные средства. Неверная сумма, которая была предъявлена к зачету в октябре 2016 года, не была перечислена ФСС России. Сверка данных между органом ФСС России и налоговым органом по данному факту была произведена в июне 2017 года. Требование об уплате недоимки в сумме 2008,60 руб. и пени выставила налоговая инспекция в мае 2018 года. Правомерно ли требование ФСС России? Надо ли начислять на сумму возвращенного работником пособия страховые взносы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Требования об уплате недоимки и пени по страховым взносам правомерны.
Если сотрудник вернул сумму перечисленной ему переплаты в виде пособия, то ранее выплаченная работнику сумма не может признаваться объектом обложения страховыми взносами, поскольку факт их выплаты уже отсутствует. Поэтому на сумму возвращенного работником пособия страховые взносы не начисляются.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 2, пп. 15 п. 1 и п. 2.1 ст. 32 НК РФ, п. 8 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ (далее - Закон N 243-ФЗ) с 2017 года функции по администрированию страховых взносов передаются налоговым органам, которые осуществляют в отношении плательщиков страховых взносов права и обязанности, предусмотренные НК РФ в отношении налогоплательщиков.
В этой связи положения НК РФ о направлении налоговыми органами требования об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов о взыскании указанных платежей распространяются и на плательщиков страховых взносов (п. 8 ст. 69 НК РФ, письмо Минфина России от 21.10.2016 N 03-02-08/61943). При этом с 01.01.2017 взыскание задолженности по страховым взносам (кроме взносов на "травматизм") производится ФНС как в отношении недоимки, возникшей в 2017 году, так и в отношении задолженности прошлых периодов (о чем будет сказано ниже).
По общему правилу требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2 ст. 69 НК РФ). При этом недоимка - сумма налога, сбора или страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (п. 2 ст. 11 НК РФ). Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ст. 70 НК РФ (п. 1 ст. 70 НК РФ).
Вместе с тем необходимо учитывать, что в силу ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ (далее - Закон N 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами ПФР и ФСС РФ в порядке, действовавшем до дня вступления в силу этого закона.
Таким образом, территориальные органы ПФР и ФСС РФ в прежнем порядке продолжают проводить камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, и выносить решения по ним. То есть недоимка может быть выявлена в ходе проверок, осуществляемых органами ПФР и ФСС, в отношении страховых взносов, подлежащих уплате за периоды, истекшие до 01.01.2017.
Кроме того, частью 1 ст. 19 Закона N 250-ФЗ на органы ПФР и ФСС РФ возлагается обязанность по передаче налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР и ФСС РФ по результатам контрольных мероприятий, проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности). Исключения составляют сведения о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах контролирующего органа, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган ПФР (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Таким образом, в налоговые органы передаются сведения о бесспорной задолженности по страховым взносам, в том числе задолженности по пеням.
В силу ч. 2 ст. 4 Закона N 243-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации (смотрите также письмо ФНС России от 20.06.2017 NГД-4-8/11682@).
Для целей реализации положений Законов N 243-ФЗ и N 250-ФЗ разработан Порядок обмена информацией территориальных отделений ПФР и ФСС с управлениями ФНС по субъектам РФ, утвержденный ФНС России и Правлением ПФР 21.09.2016 N ММВ-23-1/20/4И@.
Напомним, что в 2016 году страховые взносы взимались на основании Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), который утратил силу с 1 января 2017 года (п. 5 ст. 18 Закона N 250-ФЗ).
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков-организаций в 2016 году признавались, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ). На основании ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
В силу ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, пп. 1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" соответствующими страховыми взносами не облагаются пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В соответствии с ч. 4 ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету.
Если орган ФСС отказал в зачете пособия, то в отношении выплаченной работнику суммы возникает вопрос о начислении на данную выплату страховых взносов (письмо ФНС России от 05.03.2018 N ГД-4-11/4193@, письмо Минфина России от 01.09.2017 N 03-15-07/56382), который до настоящего времени не решен: в правоприменительной практике в настоящее время не сложилось единой точки зрения по вопросу о том, облагаются ли такие суммы страховыми взносами.
Согласно ч. 4 ст. 15 Закона N 255-ФЗ суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, могут быть взысканы с него только при:
- выявлении счетной ошибки;
- недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, и т.п.).
В то же время нет каких-либо ограничений на возмещение сотрудником в добровольном порядке средств выплаченного ему пособия, в возмещении которого ФСС отказал.
Если сотрудник вернул сумму перечисленной ему переплаты в виде пособия, в зачете которого ФСС было отказано, то ранее выплаченная работнику сумма не может признаваться объектом обложения страховыми взносами, поскольку факт их выплаты уже отсутствует (письма Минтруда России от 26.02.2016 N 17-3/В-76, ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13963)*(1).
Соответственно, поскольку в результате таких действий факт выплаты пособия уже отсутствует (средства возвращены работодателю), у страхователя не возникает и обязанности по начислению страховых взносов.
Однако страхователь (организация) обязан перечислить возвращенную работником сумму в качестве средств обязательного социального страхования, не погашенных в компенсационном порядке исполнением встречной обязанности фонда по возмещению произведенных расходов (смотрите, например, постановление Седьмого АСС от 20.03.2017 N 07АП-1140/17, АС Западно-Сибирского округа от 02.06.2017 N Ф04-1267/17 по делу N А27-15252/2016, АС Западно-Сибирского округа от 14.04.2016 N Ф04-1163/16 по делу N А27-13861/2015). Обязанности страхователя начислять страховые взносы на суммы непринятых к зачету расходов законодательство не предусматривает.
Таким образом, требования налоговой инспекции об уплате недоимки и пени по страховым взносам правомерны.

К сведению:
Решение по результатам налоговой проверки выступает одним из оснований для внесения информации в карточку расчетов с бюджетом местного уровня (далее - карточка РСБ). При этом информация вносится в Блок начислений (раздел II карточки РСБ) на дату вступления соответствующего решения в законную силу.
Вместе с тем если в решении указано о необходимости подачи уточненного расчета, то организации следует исправить ошибки в отчетности, представляемой в ФСС РФ, начиная с расчетного периода, за который было выплачено пособие в октябре 2016 г. (по формам, действовавшим в расчетные периоды, за которые вносятся соответствующие изменения, связанные с непринятием к зачету указанных сумм расходов). До 01.01.2017 организация формирует корректирующий расчет по форме 4-ФСС, утвержденной приказом ФСС РФ от 26.02.2015 N 59).
На наш взгляд, производить исправления в отчетности по страховым взносам за 2016 год в форме 4-ФСС в рассматриваемой ситуации возможно в следующем порядке:
1. Сумму, указанную в строке 1 таблицы 2 Раздела 1 (т.е. расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности, произведенные за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), следует уменьшить на сумму излишне начисленного пособия.
2. Итоговая сумма, указанная в строке 15 таблицы 2 Раздела 1, также уменьшится на сумму излишне начисленного пособия.
3. В таблице 1 Раздела 1 уменьшится строка 15, в которой отражаются расходы на цели обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные плательщиком страховых взносов (страхователем) с начала расчетного периода. Данный показатель должен соответствовать показателю контрольной строки 15 графы 4 таблицы 2 Расчета.
4. Сумму необлагаемых выплат в отчетности за 2016 год в рассматриваемом случае корректировать нет необходимости. Сумма облагаемых выплат также не подлежит корректировке, поскольку объекта обложения страховыми взносами в рассматриваемом случае, на наш взгляд, не возникает.
Уменьшение суммы пособий не требует исправлений расчёта по форме РСВ-1 ПФР за 2016 год.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Налогообложение и учет не принятых ФСС к зачету сумм пособий;
- Энциклопедия решений. Основание для выставления и направления требования об уплате налога (сбора), страховых взносов, пеней, штрафа, процентов;
- Энциклопедия решений. Извещение о рассмотрении материалов проверки ПФР и ФСС РФ (за периоды до 2017 года);
- Энциклопедия решений. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки ПФР и ФСС РФ (за периоды до 2017 года);
- Энциклопедия решений. Сообщение плательщику страховых взносов о выявленных при камеральной проверке ошибках с требованием представить пояснения или внести исправления (за периоды до 2017 года).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

15 мая 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В общем случае, как отметил Минфин России в письме от 01.09.2017 N 03-15-07/56382, суммы начисленных работнику выплат, которые не являются выплатами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию по причине непринятия к зачету территориальным органом ФСС РФ по результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с главой 34 НК РФ в общеустановленном порядке.
Однако в том случае, когда работодатель взыскал с работника сумму неправомерно выплаченного пособия в соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона N 255-ФЗ, в том числе вследствие счетной ошибки, или работником возвращена указанная сумма, соответствующие суммы, ранее выплаченные работнику, не могут признаваться объектом обложения страховыми взносами, поскольку факт их выплаты уже отсутствует. Так разъясняли Минтруд России и ФСС РФ в период действия Закона N 212-ФЗ (письма Минтруда России от 26.02.2016 N 17-3/В-76, ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13963).