Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Нормы и правила строительства котельной на дизельном топливе

Нормы и правила строительства котельной на дизельном топливе

Возле многоквартирного жилого дома собираются формировать земельный участок под строительство котельной на дизельном топливе. Есть ли какие либо нормы, отступы, санитарно-защитные нормы строительства котельной между земельными участками жилых домов и котельных?

В вопросе содержится практическая ситуация, затрагивающая направление деятельности, которое не входит в перечень тематик Правового консалтинга. Также данный вопрос во многом зависит от характеристик планируемого к строительству объекта. В этой связи дать детальный ответ на поставленный в обращении вопрос не представляется возможным.

Вместе с тем считаем возможным отметить следующее.

В соответствии с п. 5.2, 5.3, 5.13 Свода правил СП 89.13330.2016 "Котельные установки". Актуализированная редакция СНиП II-35-76 (утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16 декабря 2016 г. N 944/пр) размещение котельных на территории жилой застройки населенных пунктов должно осуществляться в соответствии с СП 42.13330.

В зависимости от тепловой мощности, вида топлива, назначения и места расположения схемы планировочной организации земельного участка котельные могут включать в себя здания и сооружения вспомогательного характера. В состав схем котельных могут входить:

- главный корпус (котельный зал);

- дымовые трубы;

- вспомогательные помещения и административно-бытовой комплекс (возможно, сблокированные с главным корпусом);

- здания (помещения) химводоподготовки;

- склады соли и реагентов;

- резервуары холодного и горячего водоснабжения, противопожарные резервуары;

- водозаборные и очистные сооружения;

- склады жидкого и твердого топлива;

- насосные станции, приемные и расходные емкости жидкого топлива;

- узлы железнодорожного, автомобильного и непрерывного транспорта;

- трансформаторная подстанция;

- газорегуляторный пункт.

Проектирование таких объектов должно осуществляться в соответствии с СП 31.13330, СП 32.13330, СП 34.13330, СП 37.13330, СП 56.13330, СП 41.13330, СП 119.13330, СП 4.13130, СП 155.13130.

Выбор и отвод земельного участка для строительства котельной следует проводить в соответствии с проектами планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов, генеральными планами предприятий, схемами генеральных планов групп предприятий (промышленных зон) и схемами теплоснабжения этих объектов в порядке, установленном в ГрК РФ.

Размеры земельных участков котельных, располагаемых в районах жилой застройки, следует принимать в соответствии с СП 42.13330.

Размеры земельных участков для отдельно стоящих отопительных котельных, располагаемых в жилых зонах, следует принимать по проекту, но не более указанных в таблице 12.4 (п. 12.27 Свод правил СП 42.13330.2016 "Градостроительство).

Для котельных большой мощности, выполняющих функции районных тепловых станций, размеры земельных участков следует определять проектом.

Расстояния от зданий и сооружений до отдельно стоящей котельной, а также от оборудования, расположенного на открытых площадках, до жилых и общественных зданий необходимо определять согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200 (п. 5.13 Свода правил СП 89.13330.2016).

Согласно п. 5.22 Свода правил СП 89.13330.2016 "Котельные установки". Актуализированная редакция СНиП II-35-76 (утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16 декабря 2016 г. N 944/пр) противопожарные расстояния между зданиями котельной и жилыми и общественными зданиями и сооружениями производственного, складского и технического назначения в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности принимать в соответствии с СП 4.13130. Расстояния от резервуаров жидкого топлива до жилых и общественных зданий следует определять в соответствии с СП 155.13130.

В частности, смотрите подраздел 6.9 Требования к котельным Свода правил СП 4.13130.2013. В силу п. 6.9.1 Свода правил СП 4.13130.2013 данный подраздел распространяется на котельные централизованного и автономного теплоснабжения, а также на помещения с дизель-генераторами и наружные дизель-генераторные установки.

Согласно примечанию 3 Таблицы 12.4 Свода правил СП 42.13330.2016 размеры санитарно-защитных зон от котельных определяются в соответствии с требованиями, приведенными в СанПиН 2.1.3684.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

В этой связи рекомендуем для ознакомления следующую информацию:

- Вопрос: Каким образом снять или уменьшить санитарно-защитную зону котельной? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2022 г.) (Возможно ли прекратить существование санитарно-защитной зоны действующей котельной в зоне строительства многоквартирных жилых домов? Возможно ли уменьшить санитарно-защитную зону действующей котельной в зоне строительства многоквартирных жилых домов?);

- Вопрос: Установление санитарно-защитной зоны для котельной (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2022 г.);

- Вопрос: Если выбросы котельной 3 категории не превышают предельно допустимые нормы, обязательна ли разработка санитарно-защитной зоны вокруг котельной? (ответ Горячей линии ГАРАНТ, сентябрь 2021 г.).

Отметим, что размеры санитарно-защитных зон котельных зависят от их класса и типа используемого топлива (смотрите раздел 10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Производство электрической и тепловой энергии при сжигании минерального топлива"):

К классу I относятся:

Тепловые электростанции (далее - ТЭС) установленной электрической мощностью 600 МВт и выше, использующие в качестве топлива уголь и мазут.

К классу II относятся:

ТЭС установленной электрической мощностью 600 МВт и выше, работающие на газовом и мазутном топливе.

ТЭЦ и районные котельные тепловой мощностью 200 Гкал/час и выше, работающие на угольном и мазутном топливе.

К классу III относятся:

Золоотвалы ТЭС.

ТЭЦ и районные котельные тепловой мощностью от 200 Гкал/час, работающие на газовом топливе и мазутном топливе (последнее - как резервное топливо).

К классу IV относятся:

ТЭЦ и районные котельные тепловой мощностью менее 200 Гкал, работающих на твердом, жидком и газообразном топливе.

Согласно разделу VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:

- промышленные объекты и производства первого класса - 1000 м;

- промышленные объекты и производства второго класса - 500 м;

- промышленные объекты и производства третьего класса - 300 м;

- промышленные объекты и производства четвертого класса - 100 м;

- промышленные объекты и производства пятого класса - 50 м.

В этой связи рекомендуем ознакомиться со следующей судебной практикой.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Чукотского автономного округа от 21 декабря 2023 г. по делу N 33-243/2023: (Согласно пункту 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I-III класса опасности является обязательной. Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в селе Кепервеем в здании котельной N 1 установлено 6 котлов марки "Универсал-6", мощностью 0, 523 Гкал/час каждый, котлы работают на каменном угле, общая тепловая мощность котельной составляет 3, 138 Гкал/час; в здании котельной N 2 - установлено 11 котлов, в том числе 2 котла марки "КВр-2ТТ", мощностью 1, 72 Гкал/час каждый, котлы работают на каменном угле, три котла марки "КВр-1, 25 ТТ", мощностью 1, 08 Гкал/час каждый, котлы работают на каменном угле, и шесть котлов марки "Универсал-6", мощностью 0, 86 Гкал/час каждый, котлы работают на дизельном топливе, общая тепловая мощность котельной составляет 11, 84 Гкал/час; в селе Илирней в здании котельной установлено 3 котла марки "КВр-1, 4ГЖ" мощностью 1, 204 Гкал/час каждый, котлы работают на дизельном топливе, общая тепловая мощность котельной составляет 3, 612 Гкал/час; в селе Анюйск в здании котельной N 1 установлено 4 котла марки "Братск-М", мощностью 1, 14 Гкал/час каждый, котлы работают на каменном угле, общая тепловая мощность котельной составляет 4, 56 Гкал/час; в здании котельной N 2 установлено 2 котла марки "Универсал-6", мощностью 0, 46 Гкал/час каждый, котлы работают на каменном угле, общая тепловая мощность котельной составляет 0, 92 Гкал/час; в селе Островное в здании котельной установлено 3 котла марки "КВм-1, 86 КБ", мощностью 1, 6 Гкал/час каждый, котлы работают на каменном угле, общая тепловая мощность котельной составляет 4, 8 Гкал/час. В силу пункта 10.4.1 раздела 10 Производство электрической и тепловой энергии при сжигании минерального топлива таблицы 7.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 все указанные котельные, работающие на твердом и жидком топливе, относятся к IV классу опасности, поскольку их тепловая мощность менее 200 Гкал/час. В силу раздела VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон: промышленные объекты и производства четвертого класса - 100 м. При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что постановление Правительства РФ от 3 марта 2018 года N 222 распространяется только на те объекты, для которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, вышеназванные котельные не относятся к объектам I-III классов опасности, для которых разработка проекта СЗЗ является обязательной, а относятся к IV классу, для которых размеры санитарно-защитной зоны уже установлены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, коллегия находит верным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований).

Решение Билибинского районного суда Чукотского автономного округа от 21 июля 2023 г. по делу N 2-85/2023: В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 районные котельные тепловой мощностью менее 200 Гкал, работающих на твердом, жидком и газообразном топливе относятся к IV классу в соответствии с санитарной классификацией, для которых размер санитарно-защитной зоны установлен 100 метров. Стороной истца и стороной ответчика в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что котельные относится к IV классу опасности (п. 7.1.4 Сан Пин 2.2.1/2.1.1.1200-03), в то время как разработка проектов санитарно-защитных зон является обязательной только для объектов I-III класса опасности.

Рекомендуем также для общего ознакомления интернет-источник Класс опасности котельной https://enmsk.ru/blog/klass-opasnosti-kotelnoj/ Дизельная котельная: какой класс опасности? Другие виды топлива, будь это дизель, мазут или уголь, не относятся к категории опасных.

Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.

Мы постарались оказать максимальное содействие в решении вопроса. Просим учесть, что изложенная в вопросе практическая ситуация затрагивает направление деятельности, которое не входит в перечень тематик Правового консалтинга.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван

Ответ прошел контроль качества

12 июля 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.