Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Для каких объектов обязательно составлять декларацию пожарной безопасности?

Для каких объектов обязательно составлять декларацию пожарной безопасности?

Для каких объектов обязательно составлять декларацию пожарной безопасности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Собственник объекта защиты или лицо, которое владеет им на ином законном основании, должны в течение шести месяцев со дня приобретения такого права разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.

Декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации. Обязательна также декларация в отношении:

  • зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирных), спальных корпусов образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций, зданий медицинских организаций, предназначенных для оказания медицинской помощи в стационарных условиях (круглосуточно));
  • зданий класса функциональной пожарной опасности Ф4.1 - общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций;
  • зданий класса функциональной пожарной опасности Ф4.2 - образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования.

Для объекта защиты, для которого не предусмотрено проведение экспертизы проектной документации, собственник или лицо, которое владеет им на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое), может добровольно составить декларацию пожарной безопасности.

Многоквартирные жилые дома, в том числе общежития квартирного типа и одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные (классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4 соответственно), декларированию не подлежат, в том числе в добровольном порядке. 

Обоснование вывода:

Декларация пожарной безопасности - форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска (п. 7 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", далее - Закон N 123-ФЗ).

По общему правилу собственник объекта защиты или лицо, которое владеет им на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое), должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 Закона N 123-ФЗ в течение шести месяцев со дня приобретения такого права разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности. При этом разработка декларации пожарной безопасности не требуется для обоснования пожарной безопасности пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. (часть 5, часть 8 статьи 6).

Требования к декларации пожарной безопасности определены статьей 64 Закона N 123-ФЗ.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 64 декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3 - многоквартирные жилые дома, в том числе общежития квартирного типа; Ф1.4 - одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные); а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций, здания медицинских организаций, предназначенные для оказания медицинской помощи в стационарных условиях (круглосуточно) и предусматривает:

1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);

2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

В свою очередь, проведение экспертизы проектной документации регулируется ст. 49 ГрК РФ и иными нормативными актами в области градостроительной деятельности. По общему правилу части 1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 данной статьи. К таким случаям-исключениям, в частности, относятся (часть 2 ст. 49 ГрК РФ):

1) объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома;

2) дома блокированной застройки в случае, если количество этажей в таких домах не превышает трех, при этом количество всех домов блокированной застройки в одном ряду не превышает десяти и их строительство или реконструкция осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы РФ;

4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

Вместе с тем в случае, если объекты капитального строительства, указанные в пунктах 4 и 5 части 2 ст. 49, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной. Критерии отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан утверждаются Минстроем России (смотрите приказ от 10.04.2020 N 198/пр).

Также экспертиза проектной документации не проводится, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство (ч. 3 ст. 49 ГрК РФ), и ряде других случаев (смотрите ч. 3.1 и ч. 3.8 ст. 49). Отдельные случаи обязательного проведения экспертизы, в том числе для случаев-исключений, указаны в ч. 3.3 и ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ и др. (смотрите подробнее в Вопросе: Необходимо ли проходить государственную экспертизу проекта радиоканальной пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре или проверку достоверности сметной стоимости по этому проекту? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2021 г.).

При этом, как указано в ч. 2 ст. 64 Закона N 123-ФЗ, для оценки соответствия требованиям пожарной безопасности объекта защиты, для которого законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций, здания медицинских организаций, предназначенные для оказания медицинской помощи в стационарных условиях (круглосуточно); Ф1.3 - многоквартирные жилые дома, в том числе общежития квартирного типа; Ф1.4 - одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные; Ф4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций; Ф4.2 - здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования), собственник этого объекта защиты или лицо, которое владеет им на ином законном основании, может добровольно составить декларацию пожарной безопасности в отношении этого объекта защиты, которая предусматривает в том числе сведения о системе противопожарной защиты этого объекта защиты.

То есть частью 2 ст. 64 Закона N 123-ФЗ установлено право добровольного декларирования объектов защиты. Вместе с этим декларирование объектов защиты классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1, Ф4.2 является обязательным, независимо от площади и этажности здания. Объекты защиты класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 и Ф1.4 декларированию не подлежат, в том числе в добровольном порядке. Учитывая положения указанной статьи, декларация пожарной безопасности разрабатывается исключительно на здание в целом и пожарные отсеки в составе здания (всех классов функциональной пожарной опасности). Вместе с этим в отношении частей зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (например, частные детские сады, расположенные в многоквартирном доме) декларация пожарной безопасности разрабатывается в обязательном порядке (при её составлении оценивается все здание в целом) (смотрите п. 1 письма МЧС России от 15 мая 2020 г. N 2-4-14-5147 "О разъяснении по вопросам пожарной безопасности").

В соответствии с ч. 5 ст. 64 Закона N 123-ФЗ, лицо, представившее декларацию пожарной безопасности, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности утверждены приказом МЧС России от 16.03.2020 N 171 "Об утверждении Административного регламента МЧС России по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности и формы декларации пожарной безопасности". Согласно данному документу в органы МЧС России не представляется на регистрацию декларация ПБ владельцами объектов защиты специального назначения, на которых федеральный государственный пожарный надзор осуществляют федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации (п. 2).

Необходимо упомянуть и об объектах защиты, введенных в эксплуатацию до вступления в силу Закона N 123-ФЗ (1 мая 2009 г.), в котором впервые появились требования к декларации ПБ. Согласно ч. 4 ст. 4 Закона N 123-ФЗ в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64 и др.) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. Следовательно, требование о составлении пожарной декларации относится к исключениям, и её необходимо составлять и для объектов, сданных в эксплуатацию до дня вступления в силу Закона N 123-ФЗ, т.е. до 1 мая 2009 года. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

  • Письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 6 декабря 2021 г. N ИГ-117-1465-11-2 "О декларации пожарной безопасности";
  • Письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 3 марта 2021 г. N ИГ-117-264-11-2 "О Декларации пожарной безопасности". 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Обухова Наталья 

Ответ прошел контроль качества 

19 января 2024 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.