Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Права потребителя при оказании медицинских услуг ненадлежащего качества

Права потребителя при оказании медицинских услуг ненадлежащего качества

В частной медицинской организации гражданке были оказаны платные медицинские услуги. Качеством оказанных медицинских услуг (проведенной операции) гражданка не была удовлетворена. Ее состояние не улучшилось, она обращалась в другие медицинские организации, где ей рекомендовали платно сделать повторную операцию.
Куда можно обратиться за защитой своих прав, а также компенсацией морального вреда? Можно ли взыскать расходы на повторную операцию или потребовать проведения повторной операции от медицинской организации, где были оказаны медицинские услуги?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В случае оказания медицинской организацией платных медицинских услуг ненадлежащего качества потребитель-пациент вправе требовать полного возмещения вреда, включая безвозмездное устранение недостатков (выполнение за свой счет повторной операции) или возмещение понесенных потребителем-пациентом расходов на устранение недостатков выполненной работы (оказанной услуги) иными медицинскими организациями. Кроме того, потребитель вправе выдвигать иные требования, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей, в том числе взыскание пеней, штрафа и компенсации морального вреда.

Доказательствами ненадлежащего качества медицинских услуг могут быть любые сведения, однако в первую очередь - заключение судебно-медицинской экспертизы. При этом бремя доказывания отсутствия своей вины и правомерности своих действий возложено на медицинскую организацию. 

Обоснование вывода:

Согласно ст. 84 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон) граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.

Частью 7 ст. 84 Закона предусмотрено, что порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии с п. 52 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.05.2023 N 736 (далее - Правила), вред, причиненный жизни или здоровью пациента в результате оказания платных медицинских услуг ненадлежащего качества, подлежит возмещению исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из п. 10 Правил следует, что медицинская помощь при предоставлении платных медицинских услуг организуется и оказывается:

а) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации;

б) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

в) на основе клинических рекомендаций;

г) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее - стандарт медицинской помощи).

Таким образом, при оказании платных медицинских услуг должны соблюдаться все требования нормативных правовых актов к качеству медицинской помощи.

Если при оказании медицинских услуг пациенту причинен вред здоровью, то он возмещается в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Так, в силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (п. 1 ст. 1064 ГК РФ).

Статьей 1068 ГК РФ определено, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Из ст. 1084 ГК РФ следует, что вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

В ст. 1085 ГК РФ указано, что при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение (смотрите п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина").

Частью 8 ст. 84 Закона также установлено, что к отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей).

В соответствии со ст. 13 Закона о защите прав потребителей за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пеней), установленной законом или договором.

На основании ст. 29 Закона о защите прав потребителей гражданин при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
  • соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
  • безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем. Назначенный потребителем срок устранения недостатков товара указывается в договоре или в ином подписываемом сторонами документе либо в заявлении, направленном потребителем исполнителю (ст. 30 Закона о защите прав потребителей).

За нарушение предусмотренных сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей.

В ст. 31 Закона о защите прав потребителей прописано, что требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов на устранение недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные п. 1 ст. 28 и п. 1 и п. 4 ст. 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

Кроме того, ст. 1099, 1100 ГК РФ, ст. 15 Закона о защите прав потребителей предоставляют гражданину право требовать возмещения морального вреда, причиненного нарушением изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) его прав как потребителя. Порядок такой компенсации урегулирован § 4 главы 59 ГК РФ. При этом ухудшение состояния здоровья человека вследствие ненадлежащего оказания ему медицинской помощи, в том числе по причине дефектов ее оказания (постановка неправильного диагноза и, как следствие, неправильное лечение пациента, непроведение пациенту всех необходимых диагностических и лечебных мероприятий, ненадлежащий уход за пациентом и т.п.) причиняет страдания, то есть причиняет вред пациенту, что является достаточным основанием для компенсации морального вреда (смотрите определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22.03.2021 N 18-КГ20-122-К4).

Таким образом, в случае оказания медицинской помощи ненадлежащего качества медицинская организация обязана по требованию потребителя безвозмездно устранить недостатки (выполнение за свой счет повторной операции) или возместить понесенные потребителем-пациентом расходы на устранение недостатков оказанной услуги иными медицинскими организациями.

Помимо этого, нормами ГК РФ, Закона о защите прав потребителей предусмотрено взыскание по требованию потребителя компенсации морального вреда, неустойки (пеней) за просрочку устранения недостатков при наличии таковой, а также штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).

Защита прав потребителей осуществляется судом (п. 1 ст. 17 Закона о защите прав потребителей). Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора (п. 2 ст. 17 Закона о защите прав потребителей). При подаче иска потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины (п. 3 ст. 17 Закона о защите прав потребителей).

Доказательством оказания медицинских услуг ненадлежащего качества могут быть любые полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (ч. 1 ст. 55 ГПК РФ).

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (чч. 1 и 3 ст. 67 ГПК РФ).

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ч. 1 ст. 196 ГПК РФ).

При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает судебно-медицинскую экспертизу. Доказательством по делу является заключение эксперта, сформулированное на основе проведенной экспертизы (ч. 1 ст. 79 ГПК РФ).

Кроме того, доказательствами могут служить результаты Федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности, осуществляемого в соответствии со ст. 87 Закона и постановлением Правительства РФ от 29.06.2021 N 1048 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности" органами Росздравнадзора*(1).

Доказательством оказания медицинских услуг ненадлежащего качества может служить в том числе надлежащим образом зафиксированное медицинской документацией выявление врачом-специалистом показаний для проведения повторного медицинского вмешательства (операции или др.).

Необходимо отметить, что при рассмотрении судом спора по иску пациента-потребителя к медицинской организации о взыскании ущерба, причиненного оказанием медицинских услуг ненадлежащего качества, и компенсации морального вреда бремя доказывания соответствия качества медицинской помощи требованиям законодательства возлагается на медицинскую организацию (п. 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22.03.2021 N 18-КГ20-122-К4, определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 05.12.2017 N 5-КГ17-176, определение СК по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 01.11.2023 по делу N 8Г-28661/2023[88-33570/2023], определение СК по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.10.2023 по делу N 8Г-19918/2023[88-20535/2023], определение СК по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 19.10.2023 по делу N 8Г-8318/2023[88-9185/2023]), которая должна представить соответствующие доказательства отсутствия своей вины и правомерности своих действий. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Василевицкий Александр 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса 

30 ноября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Отметим, что постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в 2023 году введен мораторий на проведение проверок, в том числе на проведение внеплановых проверок, если отсутствуют соответствующие основания.