Покупатель приобрел в магазине жакет. Через неделю потребитель обратился в магазин с просьбой вернуть денежные средства, так как жакет не подошел по размеру. Сотрудник магазина отказался удовлетворить просьбу потребителя, сославшись на то, что жакет утратил товарный вид и имеются следы эксплуатации. Установлены ли законодательством критерии, по которым можно определить, был товар в употреблении или нет?
В первую очередь отметим, что у потребителя в случае, когда речь идет о товаре надлежащего качества, отсутствует самостоятельное право требовать возвратить ему уплаченные по договору купли-продажи денежные средства. Потребитель вправе лишь предъявить требование об обмене на аналогичный товар. В свою очередь, право на возврат денежных средств возникает только при условии, что аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу (п. 1, п. 2 ст. 25 закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", далее - Закон N 2300-I).
При этом обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, возможно в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Обмен возможен при условии, что указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания (п. 1 ст. 25 Закона N 2300-I).
По общему правилу факт, что товар не был в употреблении, сохранен его товарный вид и т.п., определяет продавец, при этом законодательство в области защиты прав потребителей не устанавливает для этого каких-то специальных критериев, проверка проводится визуально. Кроме того, на продавца не возлагается обязанность, как в случае, когда речь идет о товаре ненадлежащего качества, провести за свой счет экспертизу товара, которая покажет, был ли товар в употреблении.
Полагаем, если продавец отказывается обменять товар надлежащего качества или вернуть потребителю деньги в случае отсутствия в продаже аналогичного товара по той причине, что спорный товар якобы был в употреблении, потребитель вправе обратиться за восстановлением своего нарушенного права в суд (ст. 17 Закона N 2300-I) и ходатайствовать в судебном заседании о назначении экспертизы, которая даст ответ на вопрос, использовался ли товар. Также потребитель вправе обратиться в экспертную организацию самостоятельно и приобщить заключение эксперта к материалам дела.
Отметим, что окончательное решение по делу может принять только суд с учетом всех представленных ему сторонами доказательств, при этом никакие из них не имеют для суда заранее установленной силы (ч. 2 ст. 67 ГПК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария
Ответ прошел контроль качества
30 марта 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.