Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Как можно обязать единственного поставщика заключить договор? Из-за его отказа мы не можем выполнить обязательство по гособоронзаказу. Какая ответственность за уклонение от заключения договора?

Как можно обязать единственного поставщика заключить договор? Из-за его отказа мы не можем выполнить обязательство по гособоронзаказу. Какая ответственность за уклонение от заключения договора?

В соответствии с п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Согласно п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Принудительное заключение договора допускается лишь как исключение, прямо предусмотренное либо законом, либо добровольно принятым на себя обязательством.
Такие исключения предусмотрены, в частности, чч. 6 и 6.1 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о гособоронзаказе). Согласно первой из упомянутых норм государственный оборонный заказ обязателен для принятия единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), определенным законодательными актами Российской Федерации и актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, при условии, что государственный оборонный заказ обеспечивает уровень прибыли при расчете цены на поставляемую продукцию по государственному оборонному заказу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в отношении определения цены государственного контракта, а также государственными унитарными предприятиями и (или) иными организациями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке продукции по государственному оборонному заказу, в случае, если претенденты на размещение государственного оборонного заказа путем использования государственным заказчиком конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) отсутствуют или по результатам такого определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) не определен головной исполнитель.
Часть 6.1 ст. 6 Закона о гособоронзаказе указывает на то, что заключение контракта обязательно для хозяйствующего субъекта, занимающего в соответствии со статьей 14 указанного закона доминирующее положение, при условии отсутствия у него обоснованных экономических или технологических причин для отказа от заключения контракта.
Как видим, обязанность заключить контракт возникает лишь при соблюдении определенных условий. В частности, в первом из перечисленных случаев необходимо, во-первых, чтобы потенциальный контрагент был определен в качестве такового законом РФ, актом Президента или Правительства РФ*(1), а, во-вторых, чтобы государственный оборонный заказ обеспечивал уровень прибыли при расчете цены на поставляемую продукцию по государственному оборонному заказу в порядке, установленном Правительством РФ в отношении определения цены государственного контракта. Во втором случае необходимо, чтобы потенциальный контрагент, во-первых, занимал доминирующее положение*(2), а во-вторых, чтобы у него не имелось обоснованных экономических или технологических причин для отказа от заключения контракта.
Лишь при соблюдении вышеуказанных условий потенциальный контрагент может быть в судебном порядке понужден в заключению договора в рамках выполнения государственного оборонного заказа*(3), а к нему и к его должностным лицам может быть применена административная ответственность, предусмотренная ч. 2 ст. 7.29.2 и ч. 1 ст. 7.29.2 (или ст. 14.31) КоАП РФ.

 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

11 ноября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например, распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 2280-р.
*(2) Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о гособоронзаказе доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, при котором он осуществляет или имеет возможность осуществлять поставки продукции по государственному оборонному заказу, сырья, материалов и комплектующих изделий, выполнение работ, оказание услуг, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, и в отношении этого хозяйствующего субъекта выполняется хотя бы одно из следующих условий:
1) хозяйствующий субъект включен в установленном порядке в реестр единственных поставщиков (исполнителей, подрядчиков);
2) хозяйствующий субъект является единственным производителем продукции по государственному оборонному заказу, использование которой, и (или) ее составных частей, и (или) комплектующих изделий при выполнении государственного оборонного заказа предусмотрено конструкторской или иной документацией либо требованиями государственного заказчика.
*(3) Здесь же укажем на то, что по смыслу положений Закона о гособоронзаказе, на наш взгляд, у лиц, отвечающих критериям, предусмотренным чч. 6 и 6.1 ст. 6 этого закона, обязанность заключить договор может возникнуть только с государственным заказчиком, но не с лицами, входящими в кооперацию головного исполнителя. Однако правоприменительной практики и разъяснений по этому вопросу мы не обнаружили.