Можно ли закупать товары из перечня по ст. 28 Закона N 44-ФЗ у единственного поставщика, который не является учреждением уголовно-исправительной системы?
Учреждение планирует закупить офисную мебель (стол секторальный). На территории района есть учреждение уголовно-исправительной системы, которое предоставило коммерческое предложение о возможности поставить данный товар по цене 10 000 руб. У заказчика также есть коммерческое предложение, стоимость которого меньше, чем стоимость предложения учреждения уголовно-исправительной системы.
Можно ли в такой ситуации заключить прямой договор с поставщиком, у которого цена предложения меньше, но который не является учреждением уголовно-исправительной системы?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком, не являющимся учреждением или предприятием уголовно-исправительной системы, на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (или п. 5 той же статьи в случае, если заказчик относится к соответствующим категориям заказчиков).
Обоснование вывода:
Положения статьи 28 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) обязывают заказчика в случае заключения по результатам применения конкурентных способов контракта с участником закупки, являющимся учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы (далее - организации УИС) предоставлять таким организациям определенное нормой данной статьи преимущество при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, приведенных в соответствующем перечне, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 08.12.2021 N 3500-р.
Информация о предоставлении преимущества в соответствии со ст. 28 Закона N 44-ФЗ организациям УИС включается в извещении о закупке (п. 13 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ). Само же преимущество в силу ч. 1 ст. 28 Закона N 44-ФЗ заключается в том, что при заключении с организацией УИС по результатам конкурентной закупки контракта его цена, цена каждой единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ) увеличивается на 15% соответственно от цены контракта, предложенной этим участником, единицы товара, работы, услуги, определенной на основании предложения этого участника о сумме цен единиц товара, работы, услуги. При этом такое увеличение не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, начальные цены единиц товара, работы, услуги.
При этом из содержания ст. 28 Закона N 44-ФЗ вовсе не следует, что заказчик должен осуществлять закупки товаров, работ, услуг из соответствующего Перечня исключительно у организаций УИС, а сама норма указывает на предоставление преимущества таким организациям исключительно при проведении конкурентных способов закупки.
Из ч. 1 ст. 24, ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ следует, что закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент) может проводиться только в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, большинство пунктов которой, определяющих случаи закупки у единственного контрагента, требует наличия для этого специальных оснований*(1). Исключения, когда специального основания для заключения контракта с единственным контрагентом не требуется, составляют закупки на основании п. 4 и (для отдельных категорий заказчиков, рассмотренных в отдельном материале) п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Такие закупки заказчик вправе осуществлять в зависимости только от суммы каждого контракта и общей суммы закупки, которые не должны превышать предусмотренных законом пределов закупок на основании каждой отдельной нормы п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, отметим, что на основании п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без ограничения суммы такой закупки может осуществляться заказчиком в случае, если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и (или) предприятием УИС, в том числе для нужд исключительно организаций, предприятий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1292. Вместе с тем закупка товаров, работ услуг из данного перечня у единственного поставщика по п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ является правом заказчика, а не обязанностью.
В то же время для закупки по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (или же п. 5 той же нормы) не требуется каких-либо дополнительных оснований, помимо соблюдения суммы контракта и годового лимита, поэтому заказчик вправе закупить по этому основанию как товары из перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 08.12.2021 N 3500-р, так и из перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1292.
Соответственно, заказчик вправе заключить указанный в вопросе контракт с единственным поставщиком, не являющимся учреждением или предприятием уголовно-исправительной системы, на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (или п. 5 той же статьи в случае, если заказчик относится к соответствующим категориям заказчиков).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
30 июля 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите Энциклопедию решений. Условия применения закупки у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ (Закупка у единственного контрагента при наличии специальных оснований).