На каком основании стороны муниципального контракта на проведение авторского надзора могут изменить условия о казначейском сопровождении расчетов и сроке оплаты по контракту?
Заключен муниципальный контракт на проведение авторского надзора. Подрядчик обязан открыть казначейский счет в казначействе (деньги окружные). Он открыл. Теперь департамент финансов "перекинул" эти деньги на местный бюджет. Соответственно, возникает дополнительное соглашение, из которого должны исключить обязанность казначейского сопровождения. Но тогда и срок оплаты должен поменяться с десяти дней на семь рабочих дней.
Возможно ли это и на каком основании?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В описанной в вопросе ситуации изменение условий контракта может быть признано неправомерным.
Обоснование вывода:
Контракт по общему правилу заключается по итогам конкурентной закупки, при проведении которой проект контракта прилагается к извещению о ее осуществлении, на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, а также заявкой участника закупки, с которым заключается контракт (ч. 1 ст. 34, п. 5 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ)).
Иными словами, непосредственно нормы бюджетного законодательства, касающиеся казначейского сопровождения контрактов, налагают обязанности только на заказчика в части внесения соответствующих условий в извещение об осуществлении закупки и проект контракта, а другая сторона принимает на себя соответствующие обязательства в рамках гражданско-правовых отношений добровольно, подписывая указанный контракт.
При этом в силу ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ существенные условия контракта, к которым следует относить все условия, указанные в законе (п. 1 ст. 432 ГК РФ), то есть и условие о казначейском сопровождении и сроке оплаты по контракту, могут быть изменены только в случаях, предусмотренных этим Законом. Такие случаи предусмотрены положениями ст. 51, ст. 95 и ст. 112 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 46-ФЗ) постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия" (далее - Постановление N 680). В любых других случаях изменение контракта неправомерно (смотрите, например, постановление Семнадцатого ААС от 27.11.2014 N 17АП-13706/14) и влечет административную ответственность, предусмотренную чч. 4 и 5 ст. 7.32 КоАП РФ (постановление АС Уральского округа от 15.07.2015 N Ф09-4884/15).
Нормами Закона N 44-ФЗ возможность изменения порядка оплаты контракта, в том числе путем заключения дополнительного соглашения о казначейском сопровождении средств, непосредственно не предусмотрена (смотрите также письмо Минфина России от 03.03.2020 N 24-03-06/15902).
Вместе с тем согласно ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ по соглашению сторон допускается изменение любых существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2025 г., если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное указанной частью изменение осуществляется с соблюдением положений чч. 13-16 статьи 95 Закона N 44-ФЗ на основании решения местной администрации при осуществлении закупки для муниципальных нужд*(1). Однако из приведенной в вопросе практической ситуации наличие таких обстоятельств не следует. В связи с этим внесение таких изменений в контракт может быть признано неправомерным.
Дополнительно отметим, что буквальное толкование норм Постановления N 680 не позволяет применять его к контрактам на оказание услуг по строительному контролю и авторскому надзору, заключенных во исполнение контракта на выполнение строительных работ.
Предметом контракта должно быть непосредственно выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов, а также государственных и контролирующих органов.
Официальных разъяснений и судебной практики по этому вопросу обнаружить не удалось.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира
Ответ прошел контроль качества
30 мая 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В п. 1 письма Минфина России от 12.04.2022 N 24-01-07/31697 разъяснено, что обстоятельства непреодолимой силы являются лишь одним из обстоятельств, указанных в ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. Вместе с тем обращаем особое внимание на то, что согласно пояснительной записке к проекту Федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" целью принятия Закона N 46-ФЗ является защита национальных интересов РФ в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций. Поскольку Постановление N 680 принято на основании Закона N 46-ФЗ, полагаем, применение положений этого Постановления, как и ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, допустимо только при возникновении независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций. Иными словами, по причине введения политических или экономических санкций или мер ограничительного характера. Косвенно данная позиция подтверждается разъяснениями ФАС России, приведенными в письме от 17.03.2022 N МШ/22107/22.