Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Обязательность проведения государственной экспертизы проектной документации при строительстве автомобильной дороги 4 категории по смыслу п. 1 ч. 3.3 и п. 2 ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ

Обязательность проведения государственной экспертизы проектной документации при строительстве автомобильной дороги 4 категории по смыслу п. 1 ч. 3.3 и п. 2 ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ

В п. 2 ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ указано, что не требуется проведение госэкспертизы, если не требуется получение разрешения на строительство. В п. 1 ч. 3.3 ст. 49 ГрК РФ такое указание отсутствует. При строительстве автомобильной дороги 4 категории за счет средств бюджета нужно ли проводить госэкспертизу проектной документации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Указанные в обращении нормы градостроительного законодательства соотносятся между собой как норма, устанавливающая общее правило, и норма, регулирующая частный случай, и не противоречат друг другу.

Проектная документация на строительство автомобильной дороги IV категории подлежит государственной экспертизе, если сметная стоимость строительства подлежит проверке на достоверность ее определения.

Обоснование позиции:

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) экспертиза проектной документации может быть государственной и негосударственной. Государственная экспертиза проводится в обязательном порядке только в случаях, предусмотренных законодательством. В иных случаях проводится либо негосударственная экспертиза, либо государственная экспертиза - на усмотрение заказчика.

Нормы ст. 49 ГрК РФ изложены таким образом, что идет речь об экспертизе в целом (государственной и негосударственной в совокупности), но некоторое внимание акцентируется на исключениях из общего правила в части проведения государственной экспертизы. Так, чч. 2, 3 ст. 49 ГрК РФ установлены исключения из общего правила о необходимости проведении экспертизы проектной документации. В свою очередь, в ч. 3.3 ст. 49 ГрК РФ оговариваются исключения из данных исключений, в частности, пунктом 1 определено, что проектная документация на объекты, указанные в чч. 2, 3 ст. 49 ГрК РФ, подлежит обязательной государственной экспертизе, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения (ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ). Фактически данная норма говорит, что, если объекты, указанные в чч. 2, 3 ст. 49 ГрК РФ, подлежат строительству, реконструкции и т.д. за счет бюджетных или "околобюджетных" средств (ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ), и стоимость такого строительства и т.д. более 10 млн руб., проектная документация на такие объекты подлежит государственной экспертизе, поскольку на нее исключения, установленные чч. 2, 3 ст. 49 ГрК РФ, не распространяются.

Таким образом, в ч. 3.3 ст. 49 ГрК РФ указаны уточнения к применению чч. 2, 3 ст. 49 ГрК РФ.

В ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ перечислены случаи, при которых проектная документация подлежит обязательной государственной экспертизе, в том числе указано, что государственная экспертиза необходима в отношении проектной документации на объекты, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта которых подлежит проверке на предмет достоверности ее определения, за исключением случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта линейных объектов и сооружений на них для выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

Следовательно, в данной норме указаны общие случаи проведения государственной экспертизы в обязательном порядке.

Фактически п. 2 ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ включает в себя и информацию, содержащуюся в п. 1 ч. 3.3 ст. 49 ГрК РФ, и является общей нормой по государственной экспертизе. По отношению к пункту 2 ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ пункт 1 ч. 3.3 ст. 49 ГрК РФ имеет уточняющий характер, конкретизирующий отдельные ситуации, и даже, по нашему мнению, несколько разъясняющий особенности проведения экспертизы проектной документации. Отсутствие подобных уточнений зачастую приводит к различному толкованию общих норм и правовой неопределенности.

Таким образом, по нашему мнению, норма, изложенная в п. 1 ч. 3.3 ст. 49 ГрК РФ, носит специальный характер как по отношению к общей норме об объектах, не подлежащих экспертизе, так и уточняющий и разъясняющий характер по отношению к п. 2 ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ.

Случаи, при которых не требуется получения разрешения на строительство, определены в ч. 17 ст. 51 ГрК РФ и в постановлении Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. N 1816. К таким случаям относится и строительство автомобильной дороги IV категории.

Следовательно, исходя из логики п. 2 ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ, такая проектная документация подлежит государственной экспертизе при стоимости строительства за счет бюджетных средств более 10 млн руб.

При рассмотрении вопроса с точки зрения п. 1 ч. 3.3 ст. 49 ГрК РФ установлено следующее.

Частью 3 ст. 49 ГрК РФ определено, что не требуется проведение экспертизы (любой экспертизы) проектной документации в отношении объектов, строительство которых допускается в отсутствие разрешения на строительство.

Далее вступает в действие п. 1 ч. 3.3 ст. 49 ГрК РФ, которая, как указано выше, носит специальный характер по отношению к чч. 2, 3 ст. 49 ГрК РФ. Согласно этой норме проектная документация на объекты, указанные в ч. 3 ст. 49 ГрК РФ, подлежит обязательной государственной экспертизе, если сметная стоимость строительства за счет бюджетных средств более 10 млн руб. (подлежит проверке на достоверности сметной стоимости).

Таким образом, несмотря на то, что строительство автомобильной дороги IV категории осуществляется в отсутствие разрешения на строительство, полагаем, что проектная документация на такой объект, в случае если он строится за счет бюджетных средств и сметная стоимость строительства более 10 млн руб. (ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ), подлежит государственной экспертизе как с точки зрения п. 1 ч. 3.3 ст. 49 ГрК РФ, так и по смыслу п. 2 ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ. Косвенно это подтверждается, например, в постановлении АС Московского округа от 21 сентября 2023 г. N Ф05-22565/23, постановлении Десятого ААС от 23 мая 2023 г. N 10АП-6271/23.

Однако должны заметить, что на практике встречается и иная позиция (смотрите решение АС Челябинской области от 26 октября 2022 г. по делу N А76-5323/2022). Поэтому, несмотря на обозначенное мнение по данному вопросу, окончательное решение может быть принято только судом.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ермакова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

3 мая 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.