Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Использование для обоснования НМЦК прошлогодних коммерческих предложений

Использование для обоснования НМЦК прошлогодних коммерческих предложений

Заказчику нужно провести электронный аукцион по Закону N 44-ФЗ. Для обоснования НМЦК заказчик предполагает использовать коммерческие предложения со сроком действия до 31.12.2024. Срок поставки товара по условиям закупки планируется в 2025 году, оплата - также в 2025 году.
Будет ли являться нарушением, если НМЦК будет обоснована по коммерческим предложениям, срок действия которых до 31.12.2024, а по условиям закупки поставка и оплата будет в 2025 году?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Для обоснования НМЦК заказчик может использовать без корректировки цены коммерческих предложений, датированных не более шести месяцев от периода определения НМЦК. Цены коммерческих предложений, датированных более ранней датой, должны быть пересчитаны в порядке, предусмотренном п. 3.18 Рекомендаций.

Обоснование вывода:

Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) и в предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения методов, перечисленных в ч. 1 ст. 22 указанного Закона. Приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен или "анализ рынка" (далее также - метод СРЦ) (ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ), который заключается в определении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Сопоставимость цен определяется с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, то есть таких условий, различия между которыми не оказывают существенного влияния на соответствующие результаты или эти различия могут быть учтены с применением соответствующих корректировок таких условий (чч. 3, 16 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). При этом заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (ч. 4 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 (далее - Рекомендации), разъясняют возможные способы определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом, с применением методов, предусмотренных законом (п. 1.2 Рекомендаций), и применяются с учетом особенностей рынков конкретных товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 1.3 Рекомендаций). Вместе с тем обязательной силы этот документ не имеет (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 13.07.2015 N Д28и-2094, от 18.12.2015 N Д28и-3771, от 12.01.2016 N Д28и-60).

Раздел III Рекомендаций определяет порядок применения метода СРЦ. В целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом, заказчику рекомендуется осуществить несколько перечисленных в п. 3.7 Рекомендаций процедур, включая направление запросов о предоставлении ценовой информации не менее чем пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (п. 3.7.1 Рекомендаций). При этом рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными контрагентами (п. 3.19 Рекомендаций). Расчет итогового показателя предполагается по формуле, указанной в п. 3.21 Рекомендаций, предполагающей определение средней величины.

Также, как следует из п. 3.14 Рекомендаций, при использовании в целях определения НМЦК ценовой информации из источников, указанных в пункте 3.7 Рекомендаций, целесообразно в порядке, предусмотренном п. 3.16 Рекомендаций, привести полученные цены товара, работы, услуги к сопоставимым с условиями планируемой закупки коммерческим и (или) финансовым условиям поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также привести цены прошлых периодов (более шести месяцев от периода определения НМЦК) к текущему уровню цен в порядке, предусмотренном п. 3.18 Рекомендаций (в указанном пункте приведен порядок расчета коэффициента для пересчета цен прошлых периодов к текущему уровню цен).

Как видно, в п. 3.14 Рекомендаций буквально приведен "срок годности" цены коммерческого предложения для целей определения НМЦК - шесть месяцев (полгода) от периода определения НМЦК. Соответственно, цены коммерческих предложений, составленных более ранней датой, заказчику целесообразно пересчитать в порядке, предусмотренном п. 3.18 Рекомендаций. Отметим, что дата определения НМЦК, даты осуществления закупки и дата исполнения обязательств по контракту, заключенному по результатам такой закупки, очевидно, могут находиться в разных временных периодах, в том числе и в разных календарных годах. В связи с этим следует обратить внимание, что определенный в п. 3.14 Рекомендаций "срок годности" цен коммерческих предложений не учитывает период исполнения обязательств по контракту, планируемому к заключению. При этом ни Закон N 44-ФЗ, ни Рекомендации не обязывают (да и не могут этого делать) заказчика пересчитывать цены коммерческих предложений к уровню цен, которые могут сложиться в будущем, при исполнении контракта, после его заключения.

Как следует из приведенной информации в вопросе, в рассматриваемой ситуации исполнение контракта (поставка и оплата) планируется в 2025 году. При этом не указано, когда именно заказчик намерен осуществить закупку: в мае 2024 года либо позднее. Учитывая дату составления коммерческого предложения в рассматриваемом случае - "до 31.12.2024", шестимесячный срок годности коммерческого предложения еще может быть не исчерпан (май - пятый месяц года). В такой ситуации заказчик вправе использовать цены указанных в вопросе коммерческих предложений для обоснования НМЦК.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

7 мая 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.