Имеет ли право гостиница запрещать проведение на ее территории фото- и видеосъемки (за исключением съемки в номерах), а также взимать плату за проведение такой съемки?
В первую очередь отметим, что действующее законодательство прямого ответа на данный вопрос не содержит. Отсутствует и опубликованная судебная практика по данному вопросу.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Согласно ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) к числу принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации относятся, в частности, свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом и установление ограничений доступа к информации только федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона N 149-ФЗ граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных Законом N 149-ФЗ и другими федеральными законами. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9 Закона N 149-ФЗ). В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 10 Закона N 149-ФЗ).
Вместе с тем в соответствии с пп. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В частности, собственник помещений вправе на основании договора предоставлять третьим лицам за плату возможность осуществлять в помещении фото- и видеосъемки (смотрите апелляционное определение Московского городского суда от 18 декабря 2013 N 11-41887/13). Соответственно, с учетом принципа свободы договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ), полагаем, правомерен и отказ от предоставления такой возможности.
Обнаруженная нами судебная практика исходит из того, что юридическое лицо вправе установить запрет на проведение фото- и видеосъемки на территории предприятия без разрешения руководства предприятия в целях обеспечения безопасности производственного процесса, соблюдения коммерческой тайны (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"), а также защиты права работников на сохранение их персональных данных и неприкосновенность частной жизни (ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", ст. 86 ТК РФ). Смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 10 апреля 2017 г. по делу N 33-2676/2017, кассационное определение СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 02 июня 2011 г. по делу N 33-2558/2011, определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 17 мая 2011 г. по делу N 33-4679/2011. В то же время судебных актов, свидетельствующих о возможности привлечения к ответственности за нарушение данного запрета третьих лиц (не являющихся работниками организации), нами не обнаружено.
Кроме того, о праве организаций устанавливать на своей территории запрет на проведение фото- и видеосъемки либо устанавливать плату за проведение такой съемки косвенно свидетельствуют и нормативные правовые акты отдельных органов государственной власти, устанавливающие такого рода правила для подведомственных организаций. Так, Рекомендациями по разработке среднесрочных планов управления государственных природных заповедников и национальных парков (приложение 2 к приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 3 декабря 2007 г. N 491) предусмотрено привлечение средств в виде платы за коммерческие видео- и фотосъемки. Положением о Каракольском природном парке "Уч Энмек" (приложение к постановлению Правительства Республики Алтай от 13 февраля 2004 г. N 22) установлено, что все виды аудио-, видео-, кино- и фотосъемок на территории парка производятся с разрешения дирекции парка.
В заключение отметим, что окончательное решение в случае возникновения спора по данному вопросу может принять только суд с учетом всех обстоятельств конкретного дела.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
Ответ прошел контроль качества
6 июля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.