Производитель молочной продукции закупает молоко у физического лица. От физического лица получены ВСД с количеством этого молока и сопроводительные документы (ТТН, договор купли-продажи). В закупочном акте нужно ли указывать и Уплачивать НДФЛ с суммы оплаты за молоко?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае организация не является налоговым агентом по НДФЛ в отношении выплат за приобретенное у физического лица молоко, поэтому она не должна удерживать НДФЛ с этих выплат и, соответственно, заполнять строку Удержан подоходный налог в закупочном акте.
Обоснование вывода:
Доходы, полученные физическими лицами от реализации принадлежащего им имущества, находящегося в РФ, являются объектом обложения НДФЛ независимо от налогового статуса продавцов (ст. 209, подп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ).
В общем случае в соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.
Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 227 и 228 НК РФ.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 228 НК РФ прямо установлено, что физические лица, получающие доход от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено главой 23 НК РФ, обязаны самостоятельно исчислить налог на доходы физических лиц с таких доходов.
Таким образом, в данной ситуации юридическое лицо, которое приобрело молоко у физического лица, не является налоговым агентом и не должно удерживать НДФЛ с сумм, причитающихся ему за выкупленное молоко.
Согласно п. 7.6 Методических рекомендаций по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5 (далее - Методические рекомендации), покупка сельхозпродукции оформляется закупочным актом, который утверждается руководителем организации. Приобретенные товары принимаются на склад по накладной (п. 7.7 Методических рекомендаций). Лица, получившие деньги под отчет на закупку товара у населения, должны представить авансовый отчет о фактическом использовании выданных им сумм с приложением утвержденного руководителем предприятия закупочного акта и копии накладной о сдаче товаров (п. 7.8 Методических рекомендаций).
Унифицированная форма закупочного акта (форма N ОП-5) утверждена постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132. В эту форму вносятся сведения о продавце, а также в ней ставится его подпись в подтверждение того факта, что он получил от покупателя оплату стоимости товара. Кроме того, здесь присутствуют строки, предназначенные для отражения информации о справке о наличии личного подсобного хозяйства у физлица продавца и о суммах удержанного подоходного налога.
В связи с тем, что согласно действующим в настоящее время нормам налогового законодательства организация-покупатель не является налоговым агентом по НДФЛ при покупке товаров у физических лиц и, как следствие, не имеет права удерживать у них данный налог, указанные строки форма N ОП-5 заполняться не должны.
Также обращаем внимание, что с 01.01.2013 форма N ОП-5 не является обязательной к применению, поэтому организация вправе не руководствоваться ею, а разработать иную форму закупочного акта как первичного учетного документа при обязательном наличии в нем реквизитов, предусмотренных ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
К сведению:
Глава 23 НК РФ не устанавливает обязанности лиц, не являющихся налоговыми агентами, представлять в налоговый орган сведения о полученных от них доходах физическими лицами. В силу п. 2 и п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ налогоплательщики, получившие доход от продажи имущества (молока), самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ, и представляют в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Вместе с тем в соответствии с п. 13 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц, получаемые от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории РФ, продукции животноводства (как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде). Указанные доходы освобождаются от налогообложения при одновременном соблюдении следующих условий:
- если общая площадь земельного участка (участков), который (которые) находится (одновременно находятся) на праве собственности и (или) ином праве физических лиц, не превышает максимального размера, установленного в соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";
- если ведение налогоплательщиком личного подсобного хозяйства на указанных участках осуществляется без привлечения в соответствии с трудовым законодательством наемных работников.
Для освобождения от налога налогоплательщик представляет документ, выданный соответствующим органом местного самоуправления, правлением товарищества собственников недвижимости, подтверждающий, что продаваемая продукция произведена налогоплательщиком на принадлежащем (принадлежащих) ему или членам его семьи земельном участке (участках), используемом (используемых) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, с указанием сведений о размере общей площади земельного участка (участков).
Таким образом, при соблюдении условий, установленных п. 13 ст. 217 НК РФ, доход налогоплательщика (физического лица), полученный от продажи выращенной в личном подсобном хозяйстве продукции животноводства, освобождается от обложения НДФЛ (письма Минфина России от 16.12.2020 N 03-04-06/110386, от 26.02.2019 N 03-01-11/12260). В таком случае налогоплательщик вправе не представлять налоговую декларацию по доходам от продажи продукции растениеводства, если нет иных доходов, подлежащих декларированию (письмо Минфина России от 17.07.2018 N 03-04-05/49816).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
2 июня 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.