Между учредителем, подведомственным автономным учреждением и физическим лицом (медицинский работник) был заключен договор об осуществлении единовременной компенсационной выплаты в 2018 году (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1640) (Республика Татарстан). Физическое лицо преждевременно расторгло с учреждением трудовой договор в 2019 году, чем нарушило обязательство по осуществлению трудовой деятельности в течение пяти лет по основному месту работы. Автономное учреждение обратилось в суд с иском на медицинского работника о взыскании части единовременной выплаты. В связи с этим судом указано на отсутствие у автономного учреждения полномочий по взысканию с медицинского работника части единовременной компенсационной выплаты. На учредителя возложена обязанность по обеспечению возврата предоставленных средств при прекращении медицинским работником трудового договора до истечения пятилетнего срока. На какой код дохода учредителю зачислить возврат от медицинского работника? Какими проводками отразить в бухгалтерском учете (учредителю и автономному учреждению)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Доходы в виде возмещения медработником части единовременной компенсационной выплаты следует отразить органу исполнительной власти с применением счета 0 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат" по АнКВД 130 и подстатье 134 КОСГУ, КБК 000 1 13 02992 02 0000 130 "Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов субъектов Российской Федерации".
Обоснование вывода:
Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам осуществляется за счет средств субсидий из федерального бюджета, предоставляемых бюджету субъекта РФ в целях софинансирования указанных расходных обязательств, и средств бюджета субъекта РФ. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам утверждены постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1640 (далее - Правила N 1640). В свою очередь, на региональном уровне таким нормативным документом является постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 22.04.2020 N 319 (далее - Порядок N 319).
Так, Министерство здравоохранения Республики Татарстан должно перечислять средства в форме субсидий медицинским организациям для осуществления единовременных компенсационных выплат. В свою очередь, медицинские организации в течение 10 рабочих дней с момента поступления средств на их счет перечисляют полученные единовременные компенсационные выплаты на счет, открытый медицинским работником в кредитной организации (пп. 9, 10 Порядка N 319).
Вместе с тем в случае, если работник не отработает пятилетний срок в медицинском учреждении, он обязан возвратить в течение 30 рабочих дней со дня прекращения трудового договора в доход бюджета Республики Татарстан часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора (подп. "б" п. 7 Правил N 1640, подп. "б" п. 7 Порядка N 319). В данном случае обязанность по обеспечению возврата предоставленных средств при прекращении медицинским работником трудового договора с медицинской организацией до истечения пятилетнего срока возложена на Министерство здравоохранения Республики Татарстан (п. 11 Порядка N 319).
Таким образом, по нашему мнению, участвовать в возврате единовременных компенсационных выплат медицинская организация не должна. Соответственно, в ее учете корреспонденции счетов отражаться не будут.
Факт увольнения работника и нарушение условий ранее заключенного договора можно рассматривать как новое обстоятельство, которое следует учитывать в текущем финансовом году. В бюджетном учете уполномоченного органа (министерства) начисление задолженности сотрудника по возмещению части единовременной компенсационной выплаты целесообразно отражать в учете путем начисления новых доходов, согласно новым основаниям с использованием счета 0 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат". Аналогичного мнения в отношении рассматриваемой в вопросе ситуации придерживается и финансовое ведомство (смотрите письмо Минфина России от 25.10.2019 N 02-07-10/82188).
Доходы от компенсации затрат относятся на статью аналитической группы подвида доходов бюджетов 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" (п. 12.1.3 Порядка N 85н) в увязке с подстатьей 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ (подп. 9.3.4 п. 9 Порядка N 209н). Полагаем, что в соответствии с нормами приказа Минфина России от 08.06.2021 N 75н возврат части единовременной компенсационной выплаты можно отнести на КБК 000 1 13 02992 02 0000 130 "Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов субъектов Российской Федерации" (смотрите также, к примеру, письмо Минфина России от 05.03.2020 N 02-05-11/16700).
Компенсация затрат по экономическому смыслу наиболее близка к понятию "возмещение ущерба", поэтому в целях начисления доходов можно использовать п. 34 Стандарта "Доходы", согласно которому доходы от возмещения ущерба признаются в бюджетном учете на дату возникновения права требования к плательщику. Доходы должны признаваться в учете в сумме, указанной в соответствующих документах, и в соответствии с этими документами, подтверждающими право требования (п. 35 Стандарта "Доходы"). Соответственно, моментом начисления доходов может считаться дата предъявления требований к медработнику (это может быть распоряжение, решение и т.д.).
Суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных учреждением, отражаются по дебету счета 0 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 401 10 134 "Доходы от компенсации затрат", 0 401 40 134 "Доходы будущих периодов от компенсации затрат" (п. 86 Инструкции N 162н).
В соответствии с положениями Стандарта "Доходы" при возникновении права на предъявление требования по компенсации затрат до получения согласия работника с такими требованиями либо до вступления судебного решения в законную силу такая задолженность отражается в качестве операции по признанию доходов будущих периодов, то есть в корреспонденции с кредитом счета 0 401 40 000 "Доходы будущих периодов" (п. 301 Инструкции N 157н). В случае, если работник не оспаривает размер или обязанность по возмещению расходов учреждения, доходы от компенсации затрат подлежат отражению в качестве доходов текущего года (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 03.09.2018 N 02-05-11/62851).
Таким образом, в бюджетном учете органа исполнительной власти могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1.1 Дебет КДБ 1 209 34 567 Кредит КДБ 1 401 10 134
- отражена задолженность медработника в части возмещения единовременной компенсационной выплаты при его согласии на такое возмещение;
1.2 Дебет КДБ 1 209 34 567 Кредит КДБ 1 401 40 134
- отражена задолженность медработника в части возмещения единовременной компенсационной выплаты до получения его согласия или при оспаривании размеров или обязанности по возмещению задолженности;
1.3 Дебет КДБ 1 401 40 134 Кредит КДБ 1 401 10 134
- при получении согласия медработника или на основании вступившего в силу решения суда отражено признание доходов текущего года;
2. Дебет КДБ 1 210 02 134 Кредит КДБ 1 209 34 667
- денежные средства в погашение задолженности по компенсации затрат поступили в доход бюджета субъекта РФ (на лицевой счет администратора доходов).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Ответ прошел контроль качества
18 апреля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.