Бюджетное учреждение в 2020 году произвело оплату проведения государственной экспертизы проектной документации по объекту капитального строительства по КФО 5 (КВР 244) до начала строительства объекта. Государственная экспертиза не входит в сметный расчет по строительству. Работы по строительству оплачиваются по КФО 6 (КВР 407) и относятся на счет 106 00. Строительство продолжается и еще не завершено. Можно ли затраты на государственную экспертизу по КФО 5 списать на счет 401.20, перенести на КФО 6? Как отражаются расходы, учтенные по КФО 5 и КФО 6, в ф. 0503790?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
На конец отчетного периода расходы на государственную экспертизу ПСД в бухгалтерском учете бюджетного учреждения должны быть отражены на счете 5 106 11 000, списывать их на счет 5 401 20 000 некорректно, перевод капитальных вложений с КФО 5 на КФО нормами действующего законодательства не предусмотрен. Считаем, что в Сведениях (ф. 0503790) расходы, отраженные по разным КФО на счете 0 106 11 000, целесообразно отражать одной суммой.
Обоснование вывода:
В целях строительства (реконструкции) объектов капитального строительства бюджетным учреждениям из бюджета предоставляются субсидии на цели осуществления капитальных вложений (КФО 6) (ст. 78.2 БК РФ), бюджетные инвестиции (КФО 1) (ст. 79 БК РФ).
В то же время предоставление бюджетных инвестиций или субсидий на осуществление капвложений может быть предусмотрено при наличии проекта инвестиционной программы, включающего утвержденную проектную документацию (смотрите, например, Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 716, письмо Минфина России от 17.02.2014 N 02-01-11/6361). В противном случае в целях финансового обеспечения расходов бюджетного учреждения для разработки проектной документации, проведения экспертизы ПСД может быть предоставлена субсидия на иные цели (КФО 5). Поэтому если на момент проведения экспертизы объект не был включен в инвестиционную программу, значит, оснований для отражения расходов по КФО 6 тоже не было.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ). Такая документация входит в состав обязательных документов для получения разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта (ст. 51 ГрК РФ).
Стоимость проектной документации и ее экспертизы при осуществлении капитального строительства, как правило, предусмотрена сметой строительства и составляет существенную величину стоимости объекта недвижимости. Однако, как следует из вышеизложенного, возникают случаи, когда возможно заключение отдельных договоров или контрактов в отношении данных расходов. Но и в такой ситуации стоимость проектной документации для строительства, как и стоимость ее экспертизы могут формировать объем капитальных вложений в строящийся объект и быть учтены на счете 0 106 01 000 (п. 15 Стандарта "Основные средства", п. 127 Инструкции N 157н).
Правилами осуществления учреждениями вложений в нефинансовые активы не предусматривается формирование показателей только по счетам 7 101 10 000, 7 106 10 000, 5 101 00 000, 6 101 00 000 (смотрите, в частности, п. 13.2 письма Минфина России и Федерального казначейства от 01.12.2021 NN 02-06-07/97427, 07-04-05/02-29373). Однако ни в письмах Минфина России и Федерального казначейства, ни иными действующими нормативными актами не установлено ограничение на отражение капитальных вложений по КФО 5. То есть на отчетную дату по счету 5 106 00 000 в разделе "Нефинансовые активы" Баланса (ф. 0503730) могут числиться остатки.
При этом инвентарные объекты, созданные за счет средств целевых субсидий и (или) субсидий на цели осуществления капитальных вложений, не могут быть приняты к учету по кодам видов финансового обеспечения 5 и 6 (письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 22.02.2013 NN 02-14-05/5145, 42-7.4-05/5.1-11). Перед принятием к учету в качестве инвентарных объектов фактические вложения, сформированные на счетах 5 106 01 000 и 6 106 01 000, подлежат переносу на КФО 4.
В рассматриваемой ситуации строительство объекта еще не закончено, поэтому необходимости в переводе капитальных вложений с КФО 5 и КФО 6 на КФО 4 у бюджетного учреждения нет. На конец отчетного периода у учреждения должны быть сформированы показатели на счетах 5 106 01 000 и 6 106 01 000, списывать их на счет 0 401 20 000 некорректно, перевод капвложений с КФО 5 на КФО 6 не предусмотрен нормами действующего законодательства.
Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений закреплен в Инструкции N 33н.
Общий порядок формирования Сведений о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения (далее - Сведения (ф. 0503790)) предусмотрен пп. 75-76 Инструкции N 33н.
В Сведениях (ф. 0503790) раскрывается информация об имеющихся на отчетную дату объектах незавершенного строительства, а также о сформированных на отчетную дату вложениях в объекты недвижимого имущества, источником финансового обеспечения которых являлись средства соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ (информация по счету 0 106 11 000 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество").
В группе граф 17-20 указываются показатели объемов капитальных вложений, отраженные по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 106 11 000:
- стоимость фактически сформированных капитальных вложений на начало отчетного периода (графа 17 - показатель по счету на начало отчетного периода);
- увеличение объема капитальных вложений за отчетный период (графа 18 - дебетовые обороты по счету);
- уменьшение капитальных вложений за отчетный период (графа 19 - кредитовые обороты по счету);
- стоимость фактически сформированных капитальных вложений на конец отчетного периода (графа 20 - показатель по счету на конец отчетного периода).
Обратим внимание, что показатели Сведений (ф. 0503790) подлежат сопоставлению с показателями Сведений о движении нефинансовых активов учреждения (далее - Сведения (ф. 0503790)) по объектам капитальных вложений, отраженных на счете 0 106 11 000. Особенностью является тот факт, что соответствие показателей обеспечивается с учетом принятия к учету вложений при приобретении (создании) объекта за счет разных источников финансового обеспечения (КФО).
В свою очередь, Сведения (ф. 0503768) заполняются в соответствии с п. 68 Инструкции N 33н. Так, на основании данного пункта Сведения (ф. 0503768) формируется учреждением раздельно по видам финансового обеспечения (деятельности).
С учетом изложенного можно предположить, что расходы, отраженные по разным КФО на счете 0 106 11 000, целесообразно отражать единой суммой в Сведениях (ф. 0503790). Этот вывод косвенно следует из п. 75 Инструкции N 33н: информация по соответствующему объекту капитальных вложений раскрывается в Сведениях (ф. 0503790) по отдельной строке отчета в общей сумме произведенных операций с капитальными вложениями без обособления по видам расходов, формирующих капитальные вложения в указанный объект. Вместе с тем наличие в Сведениях (ф. 0503790) не только показателя по счету 6 106 11 000, но и по счету 5 106 11 000 следует отразить в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503760).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Ответ прошел контроль качества
24 декабря 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.