Ответственность общественно-государственного движения по договорам, заключенным лицами, правопреемником которых оно является
Организация оказывала услуги Общероссийскому общественно-государственному движению (ОГД), которое позднее реорганизовалось и изменило наименование, но стало правопреемником предыдущего ОГД.
Первоначальное ОГД не выполнило обязательства по оплате. Организация подала иск с указанием о правопреемстве. От нового ОГД поступил отзыв, в котором долг они признают, но денег нет, так как по акту приемки от первоначального ОГД денег не передавалось. Соответственно, дело остается на усмотрение суда.
Услуга была оказана качественно, о чем свидетельствуют подписанные акты.
Что делать? Каким образом будет платить новое ОГД? Какова судебная практика по подобного рода вопросам?
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ) впредь до принятия федеральных законов о государственно-общественных и общественно-государственных объединениях указанные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти. Особенности правового положения российского движения детей и молодежи определяются в соответствии с Федеральным законом "О российском движении детей и молодежи".
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 N 261-ФЗ "О российском движении детей и молодежи" (далее - Закон N 261-ФЗ) указанное движение (далее - Движение) является добровольным, самоуправляемым общероссийским общественно-государственным движением, преследующим цели, перечисленные в этой норме.
В силу ч. 2 ст. 2 Закона N 261-ФЗ правовое положение, цели, организационные и имущественные основы деятельности Движения, в том числе порядок реорганизации и ликвидации Движения, определяются названным Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом Движения.
Из ч. 6 ст. 2 Закона N 261-ФЗ следует, что к деятельности Движения применяются также положения ГК РФ и Закона N 82-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных Законом N 261-ФЗ.
На основании ст. 3 и ст. 9 Закона N 82-ФЗ общественные движения могут регистрироваться в качестве юридических лиц.
Положениями ч. 6 ст. 23 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что правоспособность Движения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации Движения. Аналогичные положения содержатся также в п. 1.13 устава Движения*(1).
Таким образом, Движение является юридическим лицом.
Юридические лица могут приобретать права и обязанности других юридических лиц либо в результате так называемого точечного или сингулярного правопреемства (то есть в результате совершения договоров, включая, например, договоры об уступке права требования или о переводе долга, предусмотренные главой 24 ГК РФ), либо в результате универсального правопреемства, то есть одномоментного перехода всех прав и обязанностей одного юридического лица к другому, которое согласно ст. 57 и ст. 58 ГК РФ происходит в результате реорганизации юридических лиц.
В связи с этим отметим, что Движение является вновь созданным юридическим лицом, на что указывают нормы ч. 1 и ч. 2 ст. 23 Закона N 261-ФЗ, согласно которым движение подлежит созданию на съезде и считается созданным с момента принятия решений о создании Движения и об утверждении его устава. Иными словами, само по себе Движение создано в результате учреждения, а не реорганизации.
Вместе с тем, согласно ч. 7 ст. 23 Закона N 261-ФЗ, учредители Движения, как и иные общественные организации, свободны в своем праве принять решение о реорганизации в форме присоединения к Движению в соответствии с названным Федеральным законом и принятыми ими на основании уставных документов решениями. Соответственно, Движение может приобрести права и обязанности других юридических лиц, в том числе вытекающих из договора, в результате присоединения к нему других общественных организаций.
Порядок такой реорганизации Законом N 261-ФЗ напрямую не урегулирован, поэтому в данной ситуации следует руководствоваться положениями ст. 25 Закона N 82-ФЗ и п. 3 ст. 58 ГК РФ, согласно которым при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица, а также его имущество.
При этом данными нормами, а также иными положениями ГК РФ и Закона N 82-ФЗ не установлено, что переход обязанностей одного юридического лица к другому в результате присоединения, зависит от того, передавались ли одновременно с этими обязанностями какие-либо права или имущество.
Соответственно, Движение отвечает по обязательствам присоединившихся к нему лиц независимо от того, передавались ли этими лицами при присоединении какие-либо денежные средства, иное имущество или нет. Правоприменительная практика указывает на обязательность исполнения Движением обязательств, вытекающих из договоров, заключенных присоединенными к нему другими общественными движениями, в том числе общественно-государственными (смотрите, например, решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.05.2024 по делу N А40-15661/2024).
Таким образом, если Движение действительно является правопреемником другого движения, заключившего указанный в вопросе договор, оно отвечает за исполнение обязательств по этому договору всем имеющимся у него имуществом, которое принадлежит ему на праве собственности (ч. 5 ст. 2 Закона N 261-ФЗ). Источники формирования такого имущества перечислены в ст. 22 Закона N 261-ФЗ.
При этом в ч. 5 ст. 2 Закона N 261-ФЗ подчеркивается, что Российская Федерация или участники Движения не отвечают по обязательствам Движения, а Движение не отвечает по обязательствам Российской Федерации или участников Движения.
Соответственно, удовлетворить свои требования за счет третьих лиц организация, оказавшая услуги, в рассматриваемой ситуации не может. При отказе Движения добровольно удовлетворить требования организация, в пользу которой было вынесено решение суда, может обратиться за его принудительным исполнением в ФССП на основании выданного судом исполнительного листа (ст. 5, п. 1 ч. 1 ст. 12, ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
18 октября 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Размещен в сети Интернет по адресу https://будьвдвижении.рф/download/MQ==/ZG9jdW1lbnRz/ZmlsZQ==/