Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Как уведомить налоговую инспекцию о непревышении доходов суммы 60 млн. руб. для освобождения от НДС?

Как уведомить налоговую инспекцию о непревышении доходов суммы 60 млн. руб. для освобождения от НДС?

Организация применяет УСНО (доходы). За 2024 год доходы будут меньше 60 млн руб., поэтому организация в 2025 году не должна будет подавать в ИФНС уведомление об освобождении от НДС. В этом случае ИФНС сама определяет сумму дохода организации за 2024 год. Если по данным ИФНС доходы организации будут больше 60 млн руб., то ИФНС заблокирует расчетный счет в 2025 году, и организация должна будет уплачивать НДС.
Каким образом доказать ИФНС (какой документ подать в ИФНС) до блокировки счета, что оборот по дебету счета 51 - расчетный счет, на котором сумма больше 60 млн руб. - это сумма возврата на расчетный счет депозитов, размещенных организацией для получения процентов (доходов) из прибыли прошлых лет?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Денежные средства, поступившие на расчетный счет, не являющиеся доходами по УСН, не участвуют в расчете предельного размера доходов при определении наличия права на освобождение от НДС.

Обязанность представления декларации по НДС обусловлена превышением доходов суммы 60 млн руб., а не суммы, поступившей на расчетный счет.

Ввиду отсутствия оснований для подачи декларации по НДС налоговая инспекция не вправе приостановить операции по счетам организации в банке.

Информация для налогового органа о непревышении лимита будет содержаться в декларации по УСН, где будет указана сумма доходов организации за налоговый период. Таким образом, документом, подтверждающим отсутствие оснований для представления декларации по НДС за 1 квартал 2025, будет являться декларация по УСН за 2024 год.

Обоснование позиции:

С 2025 года организации (и ИП), применяющие УСН, становятся налогоплательщиками НДС. Объясняется это изменениями, внесенными Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ в т. ч. в ст. 346.11 НК РФ (положения, согласно которым плательщики УСН на сегодняшний день не признаются налогоплательщиками НДС, исключаются). При этом в зависимости от годового дохода для таких лиц предусмотрены некоторые особенности.

В соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ в будущей редакции Закона N 176-ФЗ организации и ИП, применяющие УСН, освобождаются от исполнения обязанностей плательщика НДС, если за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, у указанных организации или ИП сумма доходов, определяемых в соответствии со ст. 346.15 и подп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.

При применении УСН доходы признаются кассовым методом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Однако не все денежные средства, поступившие на расчетный счет или в кассу плательщика УСН, учитываются при определении налогооблагаемой базы.

Так, суммы, перечисленные с депозитного счета на расчетный счет организации, не являются доходом от реализации, и такие суммы не учитываются при определении налоговой базы организацией, применяющей УСН (письма Минфина России от 25.11.2008 N 03-11-04/2/177, от 25.04.2007 N 03-11-04/2/107).

Соответственно данные суммы не участвуют в расчете предельного размера доходов при определении наличия права на освобождение от НДС, так как сумма 60 млн рублей считается по тем же правилам учета доходов, что и доходы для расчета налога по УСН.

Сумма полученных доходов за налоговый период указывается в строке 113 налоговой декларации по УСН, утвержденной приказом ФНС России от 25.12.2020 N ЕД-7-3/958@ (п. 5.4 Порядка заполнения налоговой декларации).

Таким образом, информацию о сумме доходов организации за 2024 г. налоговый орган может получить из налоговой декларации по УСН за 2024 г.

Налогоплательщики НДС, применяющие УСН, с 2025 г. должны не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, представлять декларацию по НДС в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Непредставление налоговой декларации в течение 20 рабочих дней по истечении срока, установленного НК РФ для их представления, является основанием для приостановления налоговым органом операций по счетам налогоплательщика в банке и его электронных денежных средств (п. 6 ст. 6.1, подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Лица же, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС по ст. 145 НК РФ, не представляют декларации по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ). Таким образом, основания для подачи декларации по НДС в рассматриваемой ситуации отсутствуют (постановление АС Центрального округа от 18.01.2024 N Ф10-6115/23 по делу N А83-8318/2022).

Срок представления декларации по УСН за 2024 год - не позднее 25.03.2025 (п. 1 ст. 346.23 НК РФ). Срок представления декларации по НДС за 1 квартал 2025 - 25.04.2025 (п. 5 ст. 174 НК РФ). Таким образом, к моменту наступления срока подачи декларации по НДС за 1 квартал 2025 г. налоговый орган уже будет располагать информацией о непревышении суммы доходов, полученных организацией за 2024 год, 60 млн руб.

В случае же приостановления операций по счетам по причине непредставления декларации по НДС такие действия налогового органа не будут признаваться правомерными.

На основании абзаца 2 п. 9.2 ст. 76 НК РФ в случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение налогового органа, начисляются проценты. Они подлежат уплате указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.

При этом начисление процентов не ставится в зависимость от наличия прямого ущерба у налогоплательщика (постановление Девятнадцатого ААС от 18.12.2023 N 19АП-6628/23).

Также согласно п. 1 ст. 35 НК РФ налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей (письмо Минфина России от 07.06.2019 N 03-02-07/1/41805).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Как уплачивать НДС при УСН с 2025 года (октябрь 2024 г.);

- Энциклопедия решений. Начисление процентов в случае нарушения налоговым органом правил приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке (октябрь 2024 г.);

- Энциклопедия решений. Приостановление налоговым органом операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей (октябрь 2024 г.) (Ответственность за неправомерную блокировку счета);

- Вопрос: Можно ли взыскать проценты и компенсацию убытков с налоговой инспекции за незаконное приостановление операций по расчетному счету налогоплательщика? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2024 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Школина Марина

Ответ прошел контроль качества

21 октября 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.