Нюансы применения ККТ и указание в кассовом чеке "агентских" реквизитов
Договором аренды субаренда не предусмотрена, в то же время у арендодателя есть основания полагать, что без его согласия арендатор передал предмет аренды в пользование другому лицу. По крайней мере, в кассовом чеке онлайн-кассы, применяемой на месте расчета по адресу предмета аренды, пользователем указано другое лицо - не арендатор, и, насколько известно арендодателю, осуществляемая деятельность ведется без франшизы и без участия платежного агрегатора.
Разрешено ли юридическому лицу (или индивидуальному предпринимателю) выдавать с помощью зарегистрированной на себя онлайн-кассы чеки за реализуемые сторонним лицом товары и услуги, выступая в качестве агента? Каким образом сообщать в налоговый орган о возможном нарушении пользователем законодательства о применении контрольно-кассовой техники?
1. В силу п. 1 ст. 4.3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон о ККТ) контрольно-кассовая техника после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением случаев, предусмотренных Законом о ККТ. И потому в общем случае при осуществлении расчетов с покупателями (клиентами) агентом или иным посредником (при непосредственном взаимодействии между ними) у такого посредника возникает обязанность по применению ККТ и выдаче (направлению) кассового чека (смотрите письма Минфина России от 12.03.2021 N 03-00-03/17554, ФНС России от 11.11.2019 N ЕД-4-20/22760@); в отношении этого же расчета дополнительное применение контрольно-кассовой техники продавцом товара (работы, услуги) (принципалом, комитентом) не требуется (смотрите письмо Минфина России от 14.10.2019 N 03-01-15/78699).
Соответствующему применению посредником онлайн-кассы, зарегистрированной на него же, сопутствует указание в кассовом чеке специфических реквизитов (письмо ФНС России от 29.06.2022 N АБ-4-20/8078@, ответ с официального сайта ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", февраль 2020 года), в частности:
- реквизиты "признак агента" (тег 1057) и "признак агента по предмету расчета" (тег 1222), значения которого приведены в таблице 7. В примечании к данной таблице указано, что в чеке соответствующий бит должен указывать, что пользователь осуществляет расчет, являясь соответствующим агентом (агент, комиссионер, поверенный и т.д.);
- реквизит "данные поставщика", значения которого в зависимости от типа версии ФФД приведены в таблицах 23, 61, 99, где указываются данные лица, являющегося принципалом агента в соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ, а именно, наименование и телефон поставщика;
- реквизит "ИНН поставщика" (в зависимости от типа версии ФФД - п. 9 примечаний к таблице 21, п. 11 примечаний к таблице 59, п. 11 примечаний к таблице 97).
То есть законодательство предусматривает для пользователя, являющегося соответствующим агентом, свой статус при применении ККТ в определенных случаях обозначать установленными реквизитами, в частности, тегами 1057 и 1222. Но правовое положение участников гражданского оборота непосредственно Законом о ККТ не определяется у него другая сфера регулирования.
2. При этом, повторим, ККТ применяется при каждом расчете лицом, которое взаимодействует с покупателем (клиентом). Нюансы фискализации продавцам и посредникам разъяснены чиновниками для интернет-магазинов, но полагаем, что по аналогии этот же подход применим и к иным посредникам между продавцом товара и покупателем: Закон о ККТ не содержит положений, в соответствии с которыми при получении агентами по приему платежей денежных средств за товары (работы, услуги) от покупателей (клиентов) без выдачи (передачи) соответствующих товаров (работ, услуг) покупателям (клиентам), указанные поставщики товаров (работ, услуг) осуществляющие выдачу (передачу) покупателям (клиентам) соответствующего товара (работы, услуги) вправе не применять контрольно-кассовую технику. Также нет и положений о том, что поставщик товара (работы, услуги) вправе поручить агенту по приему платежей оказывать услуги по формированию кассового чека, направлению кассового чека плательщику в электронной форме и передаче фискальных данных в налоговые органы, и на этом основании не применять контрольно-кассовую технику эти процедуры не являются услугами, которые пользователь ККТ вправе перепоручить третьим лицам, в том числе агенту по приему платежей, а являются обязанностью пользователя контрольно-кассовой техники, которую он должен исполнять лично. Поставщик товара (работы, услуги) вправе поручить агенту по приему платежей оказывать ему услуги по приему (получению) и выплате денежных средств от покупателя (клиента), которые он уплачивает (выплачивает) поставщику товара (работы, услуги) за товар (работу, услугу) передаваемый (выдаваемый) этому покупателю (клиенту), и при оказании которых указанный агент по приему платежей обязан применять контрольно-кассовую технику; при передаче указанного товара покупателю поставщик (!) товара также обязан применить ККТ (сформировав кассовый чек с реквизитом "признак способа расчета" (тег 1214), имеющий значение, равное "4", и реквизит "признак предмета расчета" (тег 1212), имеющий значение, равное "1" (товар). В случае если при осуществлении расчета за товары одновременно осуществляется передача товара покупателю, то сумма такого расчета может сразу учитываться поставщиком товара как реализация с формированием одного кассового чека, содержащего реквизит "признак способа расчета" (тег 1214), имеющий значение, равное "4" (полная оплата, в том числе с учетом аванса (предварительной оплаты) в момент передачи предмета расчета). При этом агент по приему платежей не вправе формировать такой кассовый чек с указанным реквизитом, поскольку он не осуществляет выдачу товара покупателю, а осуществляет только прием предоплаты за товар от покупателя. Смотрите письма ФНС России от 06.10.2023 N АБ-4-20/12817@, от 02.05.2023 N ЗГ-3-20/6089@, от 06.09.2023 N АБ-4-20/11334@.
А в письме ФНС России от 29.03.2024 N ЗГ-2-20/4958 сообщено: когда пользователь является агентом ... и осуществляет расчеты с покупателем (клиентом) путем приема (получения) денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке, а также путем зачета предварительной оплаты и (или) аванса в момент передачи предмета расчета, в условиях, обеспечивающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом... (в пункте выдачи заказов), то такой пользователь при указанных расчетах должен применять контрольно-кассовую технику по месту осуществления этих расчетов, формировать кассовые чеки и выдавать их покупателям (клиентам) в момент расчета.
Сказанное позволяет нам полагать, что при определенных формах взаимодействия посредника с клиентом (покупателем) поставщик не обязан будет применять ККТ ни на этапе получения оплаты за товар, ни при передаче товара клиенту; но если он в какой-то момент самостоятельно взаимодействует с покупателем (клиентом), то эта обязанность по фискализации расчета не может быть им делегирована посреднику.
3. Что касается контроля и надзора за соблюдением российского законодательства о применении контрольно-кассовой техники, то он осуществляется налоговыми органами (п. 1 ст. 7 Закона о ККТ). В свою очередь, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ при осуществлении расчетов, обязаны соблюдать требования отраслевого законодательства в отношении видов деятельности, при осуществлении которых они применяют ККТ: в т.ч. обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах в установленном порядке, применять контрольно-кассовую технику с установленным внутри корпуса фискальным накопителем, соответствующую требованиям законодательства, выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в предусмотренных Законом о ККТ случаях (пп. 1 и 2 ст. 5 Закона о ККТ). Налоговые органы информируют организации, индивидуальных предпринимателей и физических лиц по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (п. 7 ст. 7 Закона о ККТ). В интересующем случае это значит, что лицо, полагающее, что его права нарушены, вправе обратиться в ФНС России (или налоговые органы по месту учета), указав детально, в чем он видит некорректное исполнение законодательства пользователем, повлекшее нарушение его прав (возможно, в этом обращении / жалобе следует в территориальном органе по месту учета уточнить, зарегистрирована ли арендатором по адресу и месту расчета онлайн-касса, указано ли при регистрации онлайн-кассы, что она будет применяться агентом и пр.) (пример ответа на подобное обращение смотрите письмо УФНС России по г. Москве от 29.01.2018 N 17-15/017245). Сделать это можно, в том числе используя сервис "Обратиться в ФНС России" (https://www.nalog.gov.ru/rn77/service/obr_fts/).
Кроме того, схожий функционал реализован в мобильном приложении "Проверка чека ФНС России" - с его помощью можно в один клик отправить жалобу в налоговые органы, если с покупкой что-то не так: не найден чек или указана неверная сумма). Для этого необходимо отсканировать QR-код из кассового чека или ввести данные чека вручную.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. ККТ у комиссионеров (агентов) (сентябрь 2024);
- Энциклопедия решений. Контроль за применением ККТ (сентябрь 2024).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Ответ прошел контроль качества
6 октября 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.