Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Применение ККТ бюджетной организацией при оказании услуг населению по выдаче справок

Применение ККТ бюджетной организацией при оказании услуг населению по выдаче справок

Бюджетная организация оказывает услуги населению по выдаче справок (о сейсмологических событиях в регионе) и получает денежные средства от физических лиц на лицевой счет учреждения, открытый в казначействе. При оказании услуги физическому лицу выставляется счет-оферта, на основании которого осуществляется денежный перевод на лицевой счет по соответствующим реквизитам.
Возникает ли в данном случае у учреждения обязанность по использованию ККТ? В каком случае возможно оказание названных услуг населению без применения ККТ?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Бюджетная организация, оказывающая услуги населению по выдаче справок (о сейсмологических событиях в регионе) и получающая денежные средства от физических лиц на лицевой счет учреждения, открытый в казначействе, должна применять ККТ.

Оказание услуг населению без использования ККТ возможно в том случае, если сделки с физическими лицами совершает агент от своего имени за счет принципала, в связи с чем денежные средства принимает агент, и он же применяет ККТ, зарегистрированную на себя.

Обоснование позиции:

Согласно п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим законом.

Определение термина "организация" в Законе N 54-ФЗ не раскрывается.

Для целей Налогового кодека организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 11 НК РФ).

В силу п. 1 ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут среди прочего создаваться в организационно-правовых формах учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения (подп. 8 п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (пп. 1, 2 ст. 123.21 ГК РФ).

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (п. 1 ст. 123.22 ГК РФ).

В статье 1.1 Закона N 54-ФЗ раскрывается, что следует понимать под расчетами. Это, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.

В итоге предусмотренная Законом N 54-ФЗ обязанность применения организациями ККТ при осуществлении расчетов не делает каких-либо изъятий из данного понятия. В связи с этим некоммерческие организации, к числу которых относятся и бюджетные учреждения, обязаны применять ККТ. Смотрите также письма Минфина России от 22.02.2024 N 30-01-11/15629, от 07.02.2024 N 30-01-11/10126 (можно ознакомиться в сети Интернет).

Статьей 2 Закона N 54-ФЗ установлены особенности применения ККТ, в том числе случаи, при которых организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут не применять ККТ.

Так, ККТ не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ).

Расчеты с физическими лицами за оказанные бюджетной организацией услуги по выдаче справок (о сейсмологических событиях в регионе) не названы в Законе N 54-ФЗ среди случаев-исключений, когда можно не применять ККТ.

Таким образом, бюджетная организация, оказывающая услуги населению по выдаче справок (о сейсмологических событиях в регионе) и получающая денежные средства от физических лиц на лицевой счет учреждения, открытый в казначействе, должна применять ККТ.

Следует учитывать, что положения Закона N 54-ФЗ возлагают обязанность применять ККТ и выдавать (направлять) кассовые чеки покупателям (клиентам) на организацию, индивидуального предпринимателя, непосредственно осуществляющих расчеты, в частности, прием (получение) денежных средств за товары, работы и услуги.

Указанный закон не содержит положений о том, что организация или индивидуальный предприниматель - поставщик товара (работы, услуги), осуществляющие расчет с покупателем (клиентом), обязанные применять ККТ, вправе перепоручить исполнение указанной обязанности третьим лицам.

Применение ККТ и формирование кассового чека не могут рассматриваться как услуга, которую вправе оказывать любой субъект предпринимательской деятельности, поскольку являются обязанностью пользователя ККТ, которую он должен исполнять лично в соответствии с требованиями Закона N 54-ФЗ.

В связи с этим организация, в том числе агент (иное третье лицо), не участвующая в расчетах, не вправе применять ККТ за поставщика товаров (работ, услуг) (письмо Минфина России от 21.12.2023 N 30-01-15/124245 (можно ознакомиться в сети Интернет)). Смотрите также письмо ФНС России от 02.05.2023 N ЗГ-3-20/6089@.

При осуществлении расчетов с клиентами - физическими лицами через организацию-агента следует учитывать, что согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ права и обязанности по сделке, в том числе обязанность применения ККТ, могут возникать как у агента, так и принципала (письмо Минфина России от 02.04.2024 N 30-01-15/29603 (можно ознакомиться в сети Интернет)).

В соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Соответственно, если агент совершает сделку с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, обязанность по применению ККТ и выдаче (направлению) кассового чека (бланка строгой отчетности) покупателю (клиенту) возникает у агента (письмо Минфина России от 01.04.2024 N 30-01-11/29226 (можно ознакомиться в сети Интернет)).

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. При совершении расчетов по такой сделке обязанность регистрировать и применять ККТ возникает у принципала (письма Минфина России от 03.04.2024 N 30-01-15/30314 (можно ознакомиться в сети Интернет), от 23.07.2021 N 30-01-15/59231, от 12.03.2021 N 03-00-03/17554).

Таким образом, оказание услуг населению без использования ККТ возможно в том случае, если сделки с физическими лицами совершает агент от своего имени за счет принципала, в связи с чем денежные средства принимает агент, и он же применяет ККТ, зарегистрированную на себя.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. ККТ у комиссионеров (агентов) (октябрь 2024 г.);

- Вопрос: Применение ККТ агентом, который принимает оплату от розничных покупателей и выдает им товар (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2024 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Давыдова Ольга

Ответ прошел контроль качества

14 октября 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.