Применение ККТ бюджетной организацией при оказании услуг населению по выдаче справок
Бюджетная организация оказывает услуги населению по выдаче справок (о сейсмологических событиях в регионе) и получает денежные средства от физических лиц на лицевой счет учреждения, открытый в казначействе. При оказании услуги физическому лицу выставляется счет-оферта, на основании которого осуществляется денежный перевод на лицевой счет по соответствующим реквизитам.
Возникает ли в данном случае у учреждения обязанность по использованию ККТ? В каком случае возможно оказание названных услуг населению без применения ККТ?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Бюджетная организация, оказывающая услуги населению по выдаче справок (о сейсмологических событиях в регионе) и получающая денежные средства от физических лиц на лицевой счет учреждения, открытый в казначействе, должна применять ККТ.
Оказание услуг населению без использования ККТ возможно в том случае, если сделки с физическими лицами совершает агент от своего имени за счет принципала, в связи с чем денежные средства принимает агент, и он же применяет ККТ, зарегистрированную на себя.
Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим законом.
Определение термина "организация" в Законе N 54-ФЗ не раскрывается.
Для целей Налогового кодека организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 11 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут среди прочего создаваться в организационно-правовых формах учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения (подп. 8 п. 3 ст. 50 ГК РФ).
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (пп. 1, 2 ст. 123.21 ГК РФ).
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (п. 1 ст. 123.22 ГК РФ).
В статье 1.1 Закона N 54-ФЗ раскрывается, что следует понимать под расчетами. Это, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.
В итоге предусмотренная Законом N 54-ФЗ обязанность применения организациями ККТ при осуществлении расчетов не делает каких-либо изъятий из данного понятия. В связи с этим некоммерческие организации, к числу которых относятся и бюджетные учреждения, обязаны применять ККТ. Смотрите также письма Минфина России от 22.02.2024 N 30-01-11/15629, от 07.02.2024 N 30-01-11/10126 (можно ознакомиться в сети Интернет).
Статьей 2 Закона N 54-ФЗ установлены особенности применения ККТ, в том числе случаи, при которых организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут не применять ККТ.
Так, ККТ не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ).
Расчеты с физическими лицами за оказанные бюджетной организацией услуги по выдаче справок (о сейсмологических событиях в регионе) не названы в Законе N 54-ФЗ среди случаев-исключений, когда можно не применять ККТ.
Таким образом, бюджетная организация, оказывающая услуги населению по выдаче справок (о сейсмологических событиях в регионе) и получающая денежные средства от физических лиц на лицевой счет учреждения, открытый в казначействе, должна применять ККТ.
Следует учитывать, что положения Закона N 54-ФЗ возлагают обязанность применять ККТ и выдавать (направлять) кассовые чеки покупателям (клиентам) на организацию, индивидуального предпринимателя, непосредственно осуществляющих расчеты, в частности, прием (получение) денежных средств за товары, работы и услуги.
Указанный закон не содержит положений о том, что организация или индивидуальный предприниматель - поставщик товара (работы, услуги), осуществляющие расчет с покупателем (клиентом), обязанные применять ККТ, вправе перепоручить исполнение указанной обязанности третьим лицам.
Применение ККТ и формирование кассового чека не могут рассматриваться как услуга, которую вправе оказывать любой субъект предпринимательской деятельности, поскольку являются обязанностью пользователя ККТ, которую он должен исполнять лично в соответствии с требованиями Закона N 54-ФЗ.
В связи с этим организация, в том числе агент (иное третье лицо), не участвующая в расчетах, не вправе применять ККТ за поставщика товаров (работ, услуг) (письмо Минфина России от 21.12.2023 N 30-01-15/124245 (можно ознакомиться в сети Интернет)). Смотрите также письмо ФНС России от 02.05.2023 N ЗГ-3-20/6089@.
При осуществлении расчетов с клиентами - физическими лицами через организацию-агента следует учитывать, что согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ права и обязанности по сделке, в том числе обязанность применения ККТ, могут возникать как у агента, так и принципала (письмо Минфина России от 02.04.2024 N 30-01-15/29603 (можно ознакомиться в сети Интернет)).
В соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Соответственно, если агент совершает сделку с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, обязанность по применению ККТ и выдаче (направлению) кассового чека (бланка строгой отчетности) покупателю (клиенту) возникает у агента (письмо Минфина России от 01.04.2024 N 30-01-11/29226 (можно ознакомиться в сети Интернет)).
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. При совершении расчетов по такой сделке обязанность регистрировать и применять ККТ возникает у принципала (письма Минфина России от 03.04.2024 N 30-01-15/30314 (можно ознакомиться в сети Интернет), от 23.07.2021 N 30-01-15/59231, от 12.03.2021 N 03-00-03/17554).
Таким образом, оказание услуг населению без использования ККТ возможно в том случае, если сделки с физическими лицами совершает агент от своего имени за счет принципала, в связи с чем денежные средства принимает агент, и он же применяет ККТ, зарегистрированную на себя.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. ККТ у комиссионеров (агентов) (октябрь 2024 г.);
- Вопрос: Применение ККТ агентом, который принимает оплату от розничных покупателей и выдает им товар (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2024 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Давыдова Ольга
Ответ прошел контроль качества
14 октября 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.