Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Могут ли в муниципальном казенном учреждении работать супруги?

Могут ли в муниципальном казенном учреждении работать супруги?

Могут ли в муниципальном казенном учреждении работать супруги? Муж является руководителем, жена - бухгалтер 1 категории (ведет учет доходов и основных средств, в комиссии по списанию ТМЦ не состоит). В администрации поселения имеется соглашение о передаче функций по ведению бухгалтерского учета МКУ (муниципальное казенное учреждение), таким образом, супруга непосредственно подчиняется начальнику финансового отдела администрации. Служебные записки о выплате премии пишутся начальником финансового отдела администрации на имя руководителя МКУ, а он, в свою очередь, подписывает приказ о выплате премии. Есть ли в данной ситуации конфликт интересов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Законодательство не содержит норм, устанавливающих запрет на совместную работу родственников в муниципальных казенных учреждениях, в том числе при условии прямого подчинения одного из этих лиц другому.

Сама по себе трудовая деятельность близких родственников в муниципальном казенном (бюджетном) учреждении не является и конфликтом интересов. Исключения составляют следующие случаи:

1) если учреждение своим локальным нормативным правовым актом об антикоррупционной политике относит подобные ситуации к конфликту интересов;

2) если руководитель муниципального казенного учреждения совершает в отношении работающего в этом же учреждении родственника (в том числе брата) действия, приводящие к конфликту интересов заинтересованных лиц (например, повышает ему одному заработную плату, выплачивает одному ему премии и пр.).

Обоснование вывода:

Для определенных случаев законодательством установлен ряд ограничений в отношении совместной работы лиц, состоящих в родстве или свойстве. Так, например, гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

На работников муниципальных учреждений (не являющихся муниципальными служащими) эта норма не распространяется. Специальных же норм, устанавливающих запрет на совместную работу родственников, в муниципальных учреждениях, в том числе при условии прямого подчинения одного из этих лиц другому, законодательство не содержит*(1).

Вместе с тем приведенную в вопросе ситуацию необходимо также рассматривать с позиции возможного конфликта интересов между руководителем учреждения и его родственником - женой, которая находится в подчинении у руководителя.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 ст. 10 Закона N 273-ФЗ, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

В ч. 3 ст. 10 Закона N 273-ФЗ перечислены категории лиц, на которых возлагается обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Руководители муниципальных казенных (бюджетных) учреждений в данной норме не указаны. В то же время п. 4 ч. 3 ст. 10 Закона N 273-ФЗ установлено, что обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается и на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Так, согласно ст. 27 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) лицами, заинтересованными в совершении некоммерческой организацией (каковой является и муниципальное бюджетное учреждение в силу ст. 9.1, 9.2 Закона N 7-ФЗ), тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами, признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации, крупными потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации. Заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации. Заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы некоммерческой организации, прежде всего в отношении целей ее деятельности, и не должны использовать возможности некоммерческой организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации.

Нормы Закона N 7-ФЗ не ставят наличие конфликта интересов (заинтересованности) в некоммерческой организации в зависимость от наличия родственных связей. Таким образом, руководителю некоммерческой организации, законодателем не запрещено иметь в подчинении родственников, в том числе близких (смотрите, например, решение Белоярского районного суда Свердловской области от 06.09.2019 N 2а-743/2019, ответ 1, ответ 2 Роструда).

Также необходимо отметить, что ч. 1 ст. 13.3 Закона N 273-ФЗ закрепляет обязанность организации по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции.

В ч. 2 ст. 13.3 Закона N 237-ФЗ приведен перечень мер по предупреждению коррупции, которые могут быть приняты в организации. Так, организация может определить подразделения или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничать с правоохранительными органами; разрабатывать и внедрять в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; принимать Кодексы этики и служебного поведения работников организации; предотвращать и урегулировать конфликт интересов; не допускать составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

В контексте вышеприведенной нормы локальными нормативно-правовыми актами муниципального бюджетного учреждения может быть установлен запрет на совместную работу близких родственников или прямого подчинения друг другу. Также муниципальное учреждение вправе установить, что такая ситуация подпадает под понятие конфликта интересов. Однако в отсутствие такого запрета совместная трудовая деятельность близких родственников сама по себе конфликтом интересов не является.

Также судебная практика исходит из того, что о конфликте интересов свидетельствуют действия руководителя некоммерческой организации в отношении своего близкого родственника - подчиненного, например, по повышению только ему заработной платы или по выплате только ему премии и т.д. (решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.10.2016 по делу N 2а-3153/2016).

Поэтому если руководитель муниципального учреждения не совершал (не будет совершать) в отношении работающего в учреждении лица, состоящего в близких родственных отношениях, те или иные действия, приводящие к конфликту интересов заинтересованных лиц (повышение ему одному заработной платы, выплата одному ему премии и пр.), возникновение конфликта интересов представляется маловероятным.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Ответ прошел контроль качества

31 мая 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------

 

*(1) Ранее ст. 20 Кодекса законов о труде РФ, действовавшего до вступления в силу Трудового кодекса РФ, был установлен запрет на совместную службу на одном и том же государственном или муниципальном предприятии, в учреждении, организации лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Однако Трудовой кодекс РФ, вступивший в силу 1 февраля 2002 года, ограничений на совместную работу родственников не устанавливает.