Освобождение гражданина, признанного банкротом, от оплаты жилищно-коммунальных услуг
Освобождается ли физическое лицо от оплаты жилищно-коммунальных услуг в случае признания его банкротом и завершения процедуры реализации имущества должника? Управляющая организация не заявляла требования как кредитор.
Согласно п. 5 ст. 213.28 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1. По общему правилу, сформулированному в п. 3 ст. 213.28 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (смотрите также решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 09.12.2019 по делу N 2-3335/2019).
Таким образом, гражданин, в отношении которого завершена процедура банкротства, вправе требовать списания с него той части долга за жилищно-коммунальные услуги, которая образовалась до подачи заявления о признании банкротом (смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда от 5 июля 2021 г. по делу N 33АП-2427/2021). Правовым основанием списания долгов по жилищно-коммунальным услугам является судебный акт о завершении реализации имущества гражданина и положения п. 3 ст. 213.28 Закона о банкротстве.
Однако денежные обязательства по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, имеют статус текущих платежей (ст. 5 Закона N 127-ФЗ). Требования кредиторов по текущим платежам, в том числе не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством РФ (п. 5 ст. 213.28 Закона N 127-ФЗ, п. 44 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13 октября 2015 г. N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", решение Вологодского городского суда Вологодской области от 29 сентября 2020 г. по делу N 2-5878/2020, решение Павловского городского суда Нижегородской области от 16 апреля 2019 г. по делу N 2-85/2019).
Как особо отмечено в п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 60, требования кредиторов по текущим платежам подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.
Таким образом, требования по взысканию задолженности по жилищно-коммунальным платежам, образовавшейся после принятия заявления о признании должника банкротом, в том числе не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации его имущества, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством РФ.
2. То обстоятельство, что управляющая организация не участвовала в мероприятиях конкурса, правового значения не имеет. Законом N 127-ФЗ предусмотрен общий, рассчитанный на большинство кредиторов механизм уведомления их о праве заявить свои требования к должнику путем публикации в газете "Коммерсантъ" и на сайте ЕФРСБ. Поэтому каждый кредитор, действуя с необходимой долей внимательности и осмотрительности при наличии в нескольких общедоступных информационных ресурсах сведений о банкротстве должника, в том числе в сети Интернет, не лишен возможности обратиться в арбитражный суд с требованиями к должнику в установленный срок с даты опубликования сведений о признании должника банкротом.
Как следует из положений п. 3 ст. 213.7 Закона N 127-ФЗ, кредиторы и третьи лица, включая кредитные организации, в которых открыты банковский счет и (или) банковский вклад (депозит) гражданина-должника, считаются извещенными об опубликовании сведений, указанных в п. 2 ст. 213.7 Закона N 127-ФЗ, по истечении пяти рабочих дней со дня включения таких сведений в ЕФРСБ, если не доказано иное, в частности, если ранее не было получено уведомление, предусмотренное абзацем восьмым п. 8 ст. 213.9 Закона N 127-ФЗ. То есть наличие опубликованного сообщения порождает неопровержимую презумпцию осведомленности кредитора о введении в отношении гражданина процедуры банкротства.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
31 мая 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.