ООО (УСН "доходы", МСП) заключен договор лизинга автомобиля. Автомобиль учитывается на балансе лизингополучателя, застрахован им по ОСАГО и каско. Договор лизинга заключен до 2022 года, его исполнение истекает до конца 2022 года. Кроме того, организация (лизингополучатель) праве применять упрощенные способы учета, в связи с чем организация не применяет ФСБУ 25/2018 по отношению к данному договору. В феврале 2022 года автомобиль попал в ДТП. В сентябре 2022 года истекает договор лизинга и будет заключен договор купли-продажи автомобиля. На момент купли-продажи автомобиль не отремонтирован, и не может передвигаться самостоятельно, так как решение по страховому случаю не принято до сих пор страховой компанией ввиду отсутствия от ГИБДД постановления или др. документа (следственные действия не завершены). Зарегистрировать автомобиль в ГИБДД после купли-продажи организация не сможет в силу перечисленных причин. При этом существует вероятность принятия решения страховой компанией о том, что автомобиль восстановлению не подлежит. Когда (какой датой) в бухгалтерском учете организация должна принять к учету (ввести в эксплуатацию) основное средство (автомобиль), если зарегистрировать в ГИБДД она сможет его только после ремонта?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В настоящее время организация не может учесть выкупленный автомобиль в составе основных средств.
Лизинговый автомобиль подлежит списанию из состава основных средств в том отчетном периоде, когда попал в аварию (в феврале 2022 г.).
При этом материальные ценности, оставшиеся от списания предмета лизинга после аварии и пригодные к дальнейшему использованию или для продажи (например, как запчасти, металлолом и т.п.), могут учитываться в составе запасов или в качестве долгосрочных активов к продаже (на отдельном субсчете как имущество, полученное в лизинг) либо в составе капитальных вложений.
При выкупе лизингового имущества и переходе в собственность лизингополучателя (в сентябре 2022 г.) производится внутренняя запись, связанная с переносом данных с субсчета по имуществу, полученному в лизинг, на субсчет собственных материальных ценностей.
Обоснование позиции:
ФСБУ 6/2020 "Основные средства" (подлежащий обязательному применению с 1 января 2022 года) не устанавливает порядка учета объектов основных средств, предназначенных для сдачи в аренду (лизинг). В то же время п. 7 ФСБУ 6/2020 поясняет, что особенности бухгалтерского учета предметов договоров аренды (субаренды), а также иных договоров, положения которых по отдельности или во взаимосвязи предусматривают предоставление за плату имущества во временное пользование, регулируются ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды" (обязательным к применению с 2022 года).
Однако в рассматриваемом случае договор лизинга заключен до 2022 года и его исполнение истекает до конца 2022 года, кроме того, организация праве применять упрощенные способы учета, в связи с чем организация не применяет ФСБУ 25/2018 по отношению к данному договору на основании п. 51 и п. 52 ФСБУ 25/2018.
С учетом ранее действующих нормативных документов (в частности, Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденного приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15 (далее - Указания), ПБУ 6/01 "Учет основных средств") предмет лизинга принимается лизингополучателем к бухгалтерскому учету в составе основных средств (в корреспонденции со счетом 01 "Основные средства", субсчет "Арендованное имущество") по первоначальной стоимости, определяемой исходя из всей суммы платежей, причитающихся к уплате по договору лизинга, включая предусмотренную договором лизинга выкупную цену (п. 8 Указаний).
Начисление амортизационных отчислений производится по сформированной первоначальной стоимости и исходя из установленных лизингополучателем самостоятельно сроков полезного использования.
При выкупе лизингового имущества и переходе его в собственность лизингополучателя при условии погашения всей суммы предусмотренных договором лизинговых платежей, на счетах 01 "Основные средства" и 02 "Износ основных средств" производится внутренняя запись, связанная с переносом данных с субсчета по имуществу, полученному в лизинг, на субсчет собственных основных средств (п. 11 Указаний).
Однако согласно п. 4 ФСБУ 6/2020 для целей бухгалтерского учета коммерческой организации объектом основных средств считается актив, характеризующийся одновременно следующими признаками:
а) имеет материально-вещественную форму;
б) предназначен для использования организацией в ходе обычной деятельности при производстве и (или) продаже ею продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для охраны окружающей среды, для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд;
в) предназначен для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;
г) способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Объект основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем, списывается с бухгалтерского учета (п. 40 ФСБУ 6/2020). Списание объекта основных средств обусловливается, например:
- прекращением использования этого объекта вследствие его физического или морального износа при отсутствии перспектив продажи или возобновления использования (подп. "а" п. 40 ФСБУ 6/2020);
- физическим выбытием этого объекта в связи с его утратой, стихийным бедствием, пожаром, аварией и другими чрезвычайными ситуациями (подп. "в" п. 40 ФСБУ 6/2020).
При этом объект основных средств подлежит списанию в том отчетном периоде, в котором он выбывает или становится неспособным приносить организации экономические выгоды в будущем (п. 41 ФСБУ 6/2020).
Обратите внимание, длительность процесса ликвидации объекта основных средств, а также наличие или отсутствие заключенного договора об утилизации или о реализации металлолома, а также наличие (или отсутствие) регистрации в ГИБДД не должны определять длительность нахождения неиспользуемого объекта в составе основных средств.
С учетом указанного полагаем, если автомобиль, передаваемый лизингополучателю в собственность по договору купли-продажи в сентябре 2022 года, не может быть использован организацией в своей деятельности (либо для предоставления в аренду) в течение периода более 12 месяцев и не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, то организации не следует учитывать его в составе основных средств.
Исходя из того, что организация (лизингополучатель) не может использовать в деятельности лизинговый автомобиль в результате аварии (ДТП), то, по нашему мнению, его следует списать из состава основных средств. При этом автомобиль подлежит списанию в том отчетном периоде, в котором он становится неспособным приносить организации экономические выгоды в будущем. В рассматриваемом случае, на наш взгляд, это период, когда автомобиль попал в аварию (ДТП в феврале 2022 г.).
В соответствии с п. 33 ФСБУ 6/2020 начисление амортизации объекта ОС прекращается с момента его списания с бухгалтерского учета. По решению организации допускается прекращать начисление амортизации с первого числа месяца, следующего за месяцем списания объекта ОС с бухгалтерского учета.
При списании ОС суммы накопленной амортизации и накопленного обесценения по данному объекту относятся в уменьшение его первоначальной стоимости (переоцененной стоимости) (п. 42 ФСБУ 6/2020).
Разница между суммой балансовой стоимости списываемого объекта основных средств и затрат на его выбытие с одной стороны и поступлениями от выбытия этого объекта с другой стороны признается доходом или расходом в составе прибыли (убытка) периода, в котором списывается объект основных средств (п. 44 ФСБУ 6/2020).
Расходы организации, связанные с аварией автотранспортного средства, относятся к прочим расходам (п. 13 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
Согласно Инструкции по применению Плана счетов для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 "Основные средства" может открываться субсчет "Выбытие основных средств".
С учетом указанного полагаем, что списание лизингового автомобиля в результате аварии может отражаться следующими записями по счетам бухгалтерского учета:
Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств", Кредит 01 "Основные средства, полученные в лизинг"
- списана первоначальная стоимость лизингового имущества;
Дебет 02 "Амортизация по имуществу, полученному в лизинг", Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств"
- списана сумма начисленной амортизации по предмету лизинга;
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы", Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств"
- списана остаточная стоимость лизингового имущества (поскольку, полагаем, оно еще не полностью самортизировано).
При этом материальные ценности, оставшиеся от списания лизингового имущества после аварии, по нашему мнению, в соответствии с договором лизинга должны учитываться на балансе лизингополучателя до передачи их в собственность (например, в составе запасов) на отдельном субсчете как имущество, полученное в лизинг. При выкупе лизингового имущества и переходе его в собственность лизингополучателя (в сентябре 2022 г.) производится внутренняя запись, связанная с переносом данных с субсчета по имуществу, полученному в лизинг, на субсчет собственных материальных ценностей.
Материальные ценности, пригодные к дальнейшему использованию или для продажи (например, как запчасти, металлолом и т.п.), по нашему мнению, могут учитываться:
- в составе запасов, если данные материальные ценности организация планирует продать в рамках обычного операционного цикла или использовать в течение периода не более 12 месяцев (на счете 10 "Материалы" или счете 41 "Товары" (в зависимости от направления их дальнейшего использования));
- в качестве долгосрочных активов к продаже, если материальные ценности предназначены для продажи, но не в рамках обычного операционного цикла, то есть продажа таких активов не является обычной деятельностью организации (на счете 41, субсчет "Долгосрочные активы к продаже" или на счете 10, субсчет "Прочие материалы");
- в составе капитальных вложений, если данные активы организация предполагает использовать в процессе создания, улучшения или восстановления объекта основных средств (на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы"). Подробнее рекомендуем ознакомиться в Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет списания основных средств при их ликвидации (демонтаже) в соответствии с ФСБУ 6/2020.
Материальные ценности, оставшиеся от списания непригодного к дальнейшему использованию автомобиля, являются прочим доходом организации (пункты 8, 9 ПБУ 9/99 "Доходы организации") и отражаются по кредиту счета 91, субсчет "Прочие доходы".
Обратите внимание, указанная позиция является нашим экспертным мнением и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной выше.
Исходя из того, что действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают способ ведения бухгалтерского учета в похожей ситуации, полагаем, что организации следует самостоятельно разработать способ учета и закрепить его в учетной политике (часть 4 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Выкуп лизингового имущества;
- Энциклопедия решений. Учет основного средства лизингополучателем на своем балансе;
- Энциклопедия решений. Амортизация предмета лизинга в бухгалтерском учете в соответствии с ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 25/2018;
- Вопрос: Автомобиль, находящийся в лизинге, числится на балансе лизингодателя, применяющего УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". В феврале 2017 года автомобиль попадает в аварию. В апреле 2017 года был составлен акт и получена сумма страхового возмещения от страховой организации по договору каско. Страхователем является лизингодатель. Автомобиль после аварии не подлежит восстановлению. Лизингополучатель выкупает поврежденный автомобиль у лизингодателя (договор купли-продажи). В дальнейшем планируется разобрать его и реализовать годные запчасти. Каков порядок бухгалтерского и налогового учета лизингополучателя, получившего страховое возмещение? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2017 г.)
- Вопрос: Организация приобрела автомобиль в лизинг. Автомобиль попал в аварию и восстановлению не подлежит. Организация выкупила его по остаточной стоимости в 2019 году и приняла к учету в качестве собственного основного средства. Автомобиль отремонтирован и продолжает использоваться в деятельности организации. Какие бухгалтерские проводки необходимо оформить? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2019 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Федорова Лилия
Ответ прошел контроль качества
22 сентября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.