Условие ученического договора о полном возмещении стоимости обучения, а не пропорционально фактически не отработанному после обучения времени, не применяется
© saiarlawka999@gmail.com / Фотобанк Фотодженика |
Работодатель – юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования. По ученическому договору работодатель обязуется обеспечить возможность обучения, а ученик – пройти такое обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору в течение установленного сторонами срока.
Согласно ч. 2 ст. 207 Трудового кодекса в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством. Это правило должно применяться с учетом ст. 249 ТК РФ, которая предусматривает, что работник, уволившийся без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Однако право сторон на установление иного порядка возмещения имеет пределы. Согласно ст. 9 и ст. 232 ТК РФ трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством, трудовым договором может конкретизироваться материальная ответственность сторон, но ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем – выше, чем это предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами.
Таким образом, сумма затрат на обучение, исчисленная пропорционально фактически не отработанному времени, является максимально возможной ко взысканию. Условие же ученического договора о полном возмещении стоимости обучения и иных затрат, понесённых работодателем на обучение, а не пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, ухудшает положение работника по сравнению с нормами действующего трудового законодательства и не подлежит применению. Сказанное подтвердил недавно Восьмой КСОЮ (Определение Восьмого КСОЮ от 11 августа 2022 г. № 8Г-15083/2022).
Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца.
Между лечебным учреждением и гражданином был заключен
договор, по условиям которого гражданин обязался: успешно пройти обучение в ординатуре; отработать в учреждении после окончания обучения не менее 5 лет; возместить учреждению в полном объеме денежные средства на обучение в случае расторжения трудового договора по инициативе работника до истечения пятилетнего срока работы.
Гражданин успешно прошел обучение в ординатуре, трудоустроился в учреждение, затем был также направлен на повышение квалификации. Проработав чуть больше года, он уволился по собственному желанию. При увольнении он возместил расходы, понесенные учреждением на его обучение в ординатуре, но не в полном размере. Учреждение обратилось в суд с иском, в котором требовало взыскать с гражданина все затраты на обучение, включая и расходы на повышение квалификации.
Суд отказал и пояснил, что условия заключенного договора о полном возмещении работодателю стоимости обучения, а не пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, ухудшают положение работника по сравнению с нормами действующего трудового законодательства, в частности, ст. 249 ТК РФ, в связи с чем не подлежат применению при разрешении спора.
Повышение же квалификации производилось для нужд работодателя, соглашение о возмещении затрат и о сроке, в течение которого работник обязан отработать в учреждении по окончании курсов повышения квалификации, не заключалось, поэтому суд в удовлетворении требований о взыскании этих расходов также отказал.