Работодатель не вправе запретить трудоустройство сотрудника у конкурентов
Wavebreakmedia / Depositphotos.com |
Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ пояснили, что действующее законодательство РФ не предусматривает запрет на трудоустройство работника к работодателю-конкуренту, в том числе если такие действия могут привести к неблагоприятным последствиям для настоящего работодателя. Обоснованием такого вывода являются конституционные нормы о свободе труда и свободном распоряжении своими способностями (ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 37, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Трудовое законодательство также защищает права работника, регламентируя это в нормах о том, что трудовые договоры, соглашения, локальные нормативные акты не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в договор, то они не подлежат применению (ст. 8 – 9 Трудового кодекса).
В этой связи работодатель не вправе предусматривать такой запрет ни в каком документе (трудовом договоре, дополнительном соглашении и т. д.) как во время действия трудового договора, так и после прекращения трудовых отношений с ним. Даже если договоренность с работником о запрете на его трудоустройство к конкуренту работодателя, который занимается теми же видами деятельности, в той же области, будет достигнута, запрет не будет соответствовать закону и не будет применяться. Такого же мнения придерживаются специалисты Минтруда (письмо Минтруда России от 19 октября 2017 № 14-2/В-942).
При этом эксперты обращают внимание, что действующим законодательством предусмотрена защита информации, представляющей коммерческую тайну, к которой относятся сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющих действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа, и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ "О коммерческой тайне", далее Закон № 98-ФЗ).
Обладатель информации (работодатель) вправе требовать от работников с доступом к коммерческой тайне соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности с момента установления им в отношении такой информации режима коммерческой тайны (ст. 10 Закона № 98-ФЗ. Неразглашение коммерческой тайны в силу ст. 57 ТК РФ может предусматриваться в качестве дополнительных условий трудового договора (допсоглашения к нему).
Для закрепления этого условия в трудовой договор (или в дополнительное соглашение к нему) необходимо внести положение о том, что в силу своих трудовых обязанностей работник допускается к информации, составляющей коммерческую тайну, и должен выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны. Если же исполнение работником своих трудовых обязанностей не предполагает работы с информацией, составляющей коммерческую тайну, доступ работника к такой информации осуществляется с его согласия (ч. 2 ст. 11 Закона № 98-ФЗ).
Для охраны конфиденциальности информации в рамках трудовых отношений согласно ч. 1 ст. 11 Закона № 98-ФЗ работодатель обязан:
- ознакомить под расписку работника, доступ которого необходим для исполнения трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну;
- ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;
- создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Если работодателем были соблюдены все вышеперечисленные условия установления режима коммерческой тайны и обеспечения доступа к ней работника, то работник при разглашении п. 9 ст. 3 Закона № 98-ФЗ им сведений, составляющих такую тайну, несет полную материальную ответственность за причиненный этим прямой действительный ущерб (ст. 238 ТК РФ, п. 7 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Следует иметь в виду, что если режим коммерческой тайны сохраняется и после увольнения работника, то работодатель вправе потребовать возмещения убытков, причиненных ему разглашением такой информации, имевшим место в течение срока действия режима коммерческой тайны (п. 2 ст. 15 ГК РФ, ч. 4 ст. 11 Закона № 98-ФЗ). Лицо,требующее возмещения убытков, должно доказать не только факт разглашения коммерческой тайны, наличие и размер понесенных им убытков, но и причинно-следственную связь между правонарушением и убытками (определение ВАС РФ от 20 августа 2007 г. № 9609/07, определение СК по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 26 февраля 2020 г. по делу № 8Г-14/2020[88-5107/2020]).
Экспертами службы Правового консалтинга ГАРАНТ разработаны примерные формы положения о коммерческой тайне и дополнительного соглашения к трудовому договору о неразглашении информации, составляющей коммерческую тайну.