Новый год, старые времена
Праздники часто представляются чем-то незыблемым – кажется, будто наши родители, бабушки с дедушками и более далекие предки всегда отмечали Новый год примерно так же и тогда же, как в наши дни. Пожилые люди, наоборот, бывают уверены, что зимние праздники "правильно" отмечались в их времена, а сейчас "испортились". Однако на деле все не так просто. График праздников меняется постоянно – не только с течением веков, но и на протяжении жизни одного поколения.
Так, 15 лет назад россияне очень удивились бы, если бы узнали, что мы не выходим на работу почти неделю после Нового года. 70 лет назад не поверили бы, что даже 1 января может являться нерабочим днем. А 120 лет назад – поинтересовались бы, зачем так серьезно относиться к Новому году, если есть Рождество, и каким образом отдых во время праздников может предписываться трудовым правом, а не церковными традициями.
Мы вспомнили, как и когда Новый год праздновался на протяжении истории нашей страны, всегда ли и для всех ли он был временем отдыха, а также поинтересовались, ждут ли нас в ближайшее время какие-то перемены в графике "зимних каникул".
Информация о календаре древних славян довольно противоречива. По одним данным, началом года считалось зимнее солнцестояние (21-22 декабря по нынешнему календарю), по другим – весеннее равноденствие (20 марта). Скорее всего, календари различались в разных славянских племенах и местностях. После того, как в конце X века Русь приняла христианство, официально стал использоваться юлианский календарь, счет времени в котором велся "от сотворения мира" (считалось, что это событие произошло в 5508 году до нашей эры).
Предполагалось, что мир был сотворен 1 марта, соответственно, именно эта дата считалась днем начала следующего года. Но в 1492 году царь Иван III утвердил решение Московского собора о переносе Нового года на 1 сентября. Это решение было принято, чтобы соответствовать византийским традициям. В Византии начало года отсчитывали от 1 сентября, так как именно в этот день в 312 году первый христианский император Рима Константин победил своего соперника, последнего языческого императора Рима Максентия.
В 1699 году (то есть в 7208 году "от сотворения мира") будущий император, а на тот момент еще царь Петр I издал указ "О писании впредь генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира". Благодаря этому Русское царство сблизилось с западными странами, где такое летосчисление применялось с VIII века. При этом григорианский календарь, используемый в католических странах с 1582 года, Петр I вводить не стал. Русское царство, а затем Российская империя продолжали использовать юлианский календарь вплоть до XX века. Поэтому в России даты на 14 дней отставали от западных.
Считалось, что Иисус Христос родился 25 декабря, а летосчисление велось "от его рождества" – значит, Новый год следовало бы праздновать именно в этот день. Но для удобства начало года было принято отсчитывать от ближайшей ровной даты, 1 января. По инициативе Петра I в этот день в 1700 году прошло празднование Нового года в государственных масштабах. Вскоре после издания вышеупомянутого указа о смене летосчисления царь выпустил дополнительный указ, посвященный торжествам в честь этого события. На Красной площади в Москве 1 января были устроены массовые гуляния с фейерверками ("огненными потехами"). Жителям столицы приказали в этот день "перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых", а также "из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов".
Впрочем, впоследствии в России, как и в других христианских странах, более важным праздником все-таки стали считать Рождество. В дореволюционной России этот праздник отмечался 25 декабря по юлианскому календарю, то есть за пять дней до Нового года. Новогодние торжества, таким образом, воспринимались лишь как дополнение к рождественским. То же самое происходило и в католических странах, где Рождество праздновалось (и до сих пор празднуется) 25 декабря по григорианскому календарю.
В конечном счете идея рождения Иисуса Христа слилась в сознании русских людей с архаичными представлениями о рождении юного божества, символизирующего наступление нового годичного цикла. Многие славянские традиции уцелели, став частью Святок — периода с православного Рождества (25 декабря по юлианскому календарю, 7 января по ныне действующему григорианскому) до Крещения Господня (6 января по юлианскому календарю, 19 января по григорианскому). В этот период люди занимались гаданиями, плясками, носили маскарадные костюмы. Во многом эта традиция жива до сих пор.
Что касается нерабочего времени и новогодних каникул, то в дореволюционные времена еще нельзя было говорить о трудовом праве в привычном нам варианте. Большую часть населения России составляли крестьяне, которые не являлись наемными работниками. Помещикам были важны результаты их труда, а не рабочее время. Зима являлась для крестьян естественным периодом отдыха, поэтому у них не возникало сложностей с празднованием Рождества и святочными гуляниями – особенно если учесть, что церковная традиция напрямую запрещает работу в христианские праздники.
То же касается дворян, мещан, купцов, ремесленников: о них нельзя рассуждать в категориях трудового права, отношения между работодателями и сотрудниками тех времен легче описывать в категориях военной службы (государство и дворяне-чиновники) или патриархального семейства (дворяне и слуги, ремесленники и ученики).
Более-менее приблизились к понятной нам схеме трудовых отношений фабричные рабочие XIX века. Именно в ходе урегулирования отношений между рабочими и владельцами фабрик начало зарождаться трудовое право. Однако говорить о гарантированных новогодних или каких-либо еще праздниках было еще рано. Даже длина рабочего дня не была законодательно ограничена вплоть до 1897 года. Как правило, рабочие трудились по 14-16 часов в день с понедельника по субботу. Теоретически владелец фабрики мог самостоятельно решать, давать ли им отдыхать в праздничные дни. Впрочем, христианские традиции в стране были довольно сильны, поэтому отдых в Рождество, как правило, дозволялся.
В 1897 году рабочий день ограничили для мужчин 11,5 часами (10 часами в субботу), а для женщин и детей – 10 часами во все рабочие дни, с понедельника по субботу (Закон от 2 июня 1897 г. "О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности"). Что касается праздников, то тот же закон запрещал работу в воскресенье, в Рождество, в Новый год и другие "высокоторжественные праздники" (коих насчитывалось 14 в году). Более того, в канун Рождества работа должна была оканчиваться до полудня. Правда, рабочие-мужчины могли по особому соглашению работать сверхурочно, в том числе в праздники, и многие владельцы фабрик активно этим пользовались.
Практически сразу после Октябрьской революции Россия перешла на григорианский календарь. 26 января 1918 года председатель Совета народных комиссаров РСФСР Владимир Ленин подписал декрет "О введении в Российской республике западноевропейского календаря". Согласно документу, следующий день после 31 января 1918 года предписывалось считать не 1 февраля, а 14 февраля. Русская православная церковь не признала это решение и пользуется юлианским календарем до сих пор. Поэтому православное Рождество (25 декабря по юлианскому календарю) стало праздноваться 7 января. Впрочем, власть это уже не волновало: после революции было объявлено об отделении церкви от государства.
Как результат, с зимними праздниками возникли большие сложности. Празднование Рождества теперь противоречило официальной атеистической идеологии. Что же касается Нового года, то он после смены календаря стал приходиться на Рождественский пост. Как известно, в период поста христиане должны соблюдать умеренность во всем, то есть ни о каких гуляниях речи идти не может. Это создало предпосылки для четкого разделения общества на два лагеря: кто-то продолжал блюсти христианские традиции, праздновал Рождество и не обращал внимания на Новый год – а кто-то принял новую идеологию, стал праздновать Новый год и не замечать Рождество. Особенно упорные сторонники юлианского календаря продолжили отмечать так называемый "старый Новый год", наступающий 14 января по григорианскому стилю. Эта традиция прижилась и сохранилась до сих пор – ее соблюдают многие россияне, даже те, кто понятия не имеет о календарной реформе.
Стоит отметить, что с Новым годом советская власть также примирилась далеко не сразу. Изначально все традиции зимних праздников (например, украшение елки) были приписаны Рождеству. С ними активно боролись как с имеющими религиозное происхождение. В СМИ и на плакатах распространялись соответствующие лозунги и стихи. Вот один из характерных примеров:
Скоро будет Рождество –
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придет капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Елку срубит топором,
Отпустивши злую шутку.
Впрочем, традиции огромной страны нельзя переломить в короткий срок. Особенно если учесть, что большевикам в ту пору приходилось решать гораздо более важные задачи, нежели формирование идеологии в отношении зимних праздников. Неизбежно возникла путаница, во многих местностях Рождество продолжали праздновать вполне официально. Сам Владимир Ленин порой посещал рождественские елки для детей, что по недоразумению оказалось отражено в официальных хрониках. Когда новая власть приступила к формированию трудового законодательства, Рождество, как один из популярных народных праздников, даже было объявлено нерабочим днем (Постановление Пленарного заседания Совета профессиональных союзов от 2 января 1919 г.). Однако уже в 1929 году это решение было отменено, а празднование Рождества запретили.
Официальная "реабилитация" традиции зимних праздников состоялась в 1935 году. В номере от 28 декабря газета "Правда" опубликовала подробное письмо Первого секретаря Киевского обкома ВКП(б) Павла Постышева, посвященное оправданию этой традиции. Постышев писал: "В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны?". В итоге встреча 1936 года была организована централизованно в масштабах всей страны, а наступление следующего, 1937, года отмечалось с большой помпезностью. В Москве установили две "главных" елки в парке Горького и на Манежной площади, в Доме Союзов провели Бал-карнавал отличников учебы. В 1939 году была издана знаменитая повесть Аркадия Гайдара "Чук и Гек", завершающаяся радостным празднованием Нового года.
Так Новый год стал официальным советским праздником. О Рождестве, естественно, на государственном уровне никто больше не вспоминал. Старые пропагандистские рассказы и картинки про Ленина на елке прочно связали с Новым годом и только с ним. Потихоньку праздник обрастал советской атрибутикой: елку украсила красная звезда в сочетании с игрушками в виде пионеров, трактористов и "царицы полей" кукурузы. На новогодних утренниках детям рассказывали о величии СССР.
Впрочем, одновременно широкую славу обрели такие архаические языческие персонажи, как Дед Мороз и Снегурочка. В отличие от образа Иисуса Христа, языческие мифы считались уже отмершими и потому безобидными для атеистической идеологии. В 1953 году на елке в Доме Союзов Дед Мороз и Снегурочка пели:
В дружный круг у елки встанем
И споем со всей страной:
"Славься, наш великий Сталин!
Славься, Сталин наш родной!"
Стоит отметить, что первые попытки создания образа Деда Мороза, приносящего детям подарки на зимние праздники, предпринимались еще в XIX веке. Ознакомившиеся с западными традициями россияне пытались придумать персонажа, аналогичного Санта Клаусу (святому Николаю) или "рождественскому деду". Однако эта традиция приживалась плохо: языческий дух зимы и холода Мороз все же был по преимуществу злым персонажем. И лишь в советские годы добрый Дед Мороз стал общепризнанным символом Нового года.
31 декабря и 1 января долгое время оставались обычными рабочими днями. Новый год считался в первую очередь детским праздником, поэтому власти не видели смысла в освобождении взрослых от работы. Лишь 23 декабря 1947 года был выпущен Указ Президиума Верховного совета СССР "Об объявлении 1 января нерабочим днем". Любопытно, что тем же указом День Победы 9 мая (считавшийся выходным с 1945 года) был объявлен рабочим днем. Некоторые историки утверждают, что таким образом Иосиф Сталин пытался принизить значение Победы и "поставить на место" ветеранов, которые благодаря своему жизненному опыту могли представлять серьезную опасность для власти. Так или иначе, 9 мая снова объявили выходным днем лишь в 1965 году, когда пост генсека ЦК КПСС занимал Леонид Брежнев (Указ Президиума ВС СССР от 25 апреля 1965 г.).
При этом 1 января в 1965 году так и осталось нерабочим днем. За минувшие годы отношение к Новому году изменилось: теперь это было не столько время утренников и елок для детских коллективов, сколько семейное торжество. Именно тогда начали складываться позднесоветские новогодние традиции, знакомые большинству современных россиян: шампанское, салат "Оливье", песня "В лесу родилась елочка" (написанная поэтессой Раисой Кудашевой и композитором Леонидом Бекманом в 1903-1905 годах), фильм "Ирония судьбы" (1975 год), открытки с Дедом Морозом и сказочными зверушками. В отличие от 1 мая, 9 мая и 7 ноября, Новый год был мало политизирован. Хотя, конечно, какие-то попытки увязать всенародный праздник с государственной идеологией предпринимались. В частности, с 1941 года эпизодически озвучивались радиообращения представителей верховной власти к народу, а в 1971 году Леонидом Брежневым была введена традиция новогодних телеобращений главы государства, которая жива и в наши дни.
В целом же власть не пыталась изменить семейный характер праздника. Советские новогодние фильмы, как правило, были посвящены любви, дружбе, неформальным производственным отношениям и прочим темам, важным для частной жизни, а не для государства. Праздник остался детским в том смысле, что даже взрослым разрешалось в это время побыть детьми, подурачиться, поиграть в снежки, слепить снеговика, обратить взор не на "великие свершения", а на "мещанские" заботы вроде праздничного стола и подарков. Получается, что в середине XX века взрослые граждане СССР не "отняли" у детей праздник, а присоединились к нему.
С 1947 года и до распада СССР в 1991 году нерабочим днем неизменно являлось только 1 января. В 1993 году выходным было объявлено также 2 января (Закон РСФСР от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР"). Одновременно выходным днем стало 7 января. Несмотря на то, что 12 декабря 1993 года была принята Конституция РФ, закреплявшая светский характер государства, новая российская власть признала Рождество официальным праздником. Таким образом она отдала дань моде на возрождение христианских традиций, а также проявила солидарность с западными странами, где Рождество по-прежнему считалось более важным праздником, чем Новый год. Любопытно, что при этом сохранило свой праздничный статус 7 ноября (продолжавшее именоваться Днем Великой Октябрьской социалистической революции). Возрождая дореволюционные традиции, власти пока не решались отказаться и от традиций коммунистических.
Тем же нормативным актом был закреплен перенос праздничных дней: теперь, если праздник выпадал на субботу или воскресенье, следующий понедельник считался нерабочим днем. Благодаря этому россияне больше не расстраивались, если праздник совпадал с выходным: количество нерабочих дней по сравнению с обычной неделей все равно увеличивалось.
В 1980-1990-е годы в Россию начали проникать новогодние традиции зарубежных стран. Во-первых, всей стране стал известен американский Санта-Клаус в упряжке с оленями, появляющийся из камина под звуки песни Jingle Bells и кладущий подарки в чулки. Во-вторых, стало модно ассоциировать каждый год с тем или иным животным, как принято в Китае (хотя сами китайцы отмечают Новый год позже, в январе-феврале – каждый год устанавливается новая дата). В начале 1990-х годов старенький Дед Мороз из папье-маше или пластика и советские комедии были признаками "неправильного" Нового года, а яркий новенький Санта, голливудские фильмы и чествование животного-символа – атрибутами удачного праздника.
Но со временем, по мере роста антиамериканских настроений, Дед Мороз отвоевал свои позиции. В 2000-е годы Санта-Клаус постепенно начал превращаться едва ли не в отрицательного персонажа. Теперь многие россияне считают его символом "потребительского и бездуховного" праздника, а истинное веселье символизирует Дед Мороз. Китайские животные при этом сохранили свои позиции. Начиная с ноября, россияне начинают интересоваться, кто же будет покровительствовать им в следующем году – лошадь, овца, обезьяна или иное из 12 животных?
Сторонники возрождения дореволюционных традиций первое время после крушения СССР надеялись, что празднование Нового года потеряет популярность, и его место снова займет Рождество. Они указывали, что православное Рождество по-прежнему отмечается по юлианскому календарю, а значит, 1 января выпадает на период поста. Тем не менее, сменить главный зимний праздник так и не удалось. Большинство россиян сейчас широко отмечают Новый год, а Рождество всерьез празднуют лишь религиозные люди. В массовой культуре возродились лишь отдельные элементы христианского праздника – например, елочные игрушки-ангелы и комнатные декорации в виде яслей с младенцем Иисусом. Из религиозных торжеств большую популярность, чем Рождество, обрела Пасха. Появилось даже выражение "пасхальный христианин" – человек, называющий себя верующим, но посещающий церковь только один раз в год в этот праздник.
В 2001 году на смену КзоТ пришел ТК РФ. Первоначально он содержал практически тот же список нерабочих праздничных дней, что и ранее действовавший кодекс в редакции 25 сентября 1992 г. Был введен лишь один дополнительный выходной – День защитника Отечества, 23 февраля. Кроме того, в кодексе закрепили в качестве выходного День Конституции, 12 декабря (до этого россияне отдыхали в этот день в соответствии с Указом Президента РФ от 9 декабря 1994 г. № 2167 "О нерабочем дне 12 декабря").
Серьезные изменения в список официальных праздников были внесены Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 201-ФЗ "О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации". Во-первых, Новый год теперь предписывалось праздновать целых пять дней, с 1 по 5 января. Рождество также осталось нерабочим днем, то есть фактически 6 января было единственным рабочим днем в недельной череде зимних праздников. Во-вторых, вместо 7 ноября нерабочим было объявлено 4 ноября, которое предписали считать "Днем народного единства". Рабочим днем стало 2 мая (до этого в честь Дня весны и труда нерабочими были два дня: 1 и 2 мая). Также рабочим днем объявили День Конституции 12 декабря.
В 2012 году график новогодних каникул снова изменился (Федеральный закон от 23 апреля 2012 г. № 35-ФЗ). С этого времени отдых длится с 1 по 8 января. Однако на поверку это означает не удлинение, а уменьшение каникул. Дело в том, что одновременно было решено переносить выходные дни, совпадающие с новогодними праздниками, не на следующий рабочий день, а присоединять к любому из других праздничных дней по усмотрению Правительства РФ. Теперь за счет "лишних" новогодних выходных удлиняются майские праздники.
Это решение было принято в связи с тем, что слишком длинные новогодние каникулы вызывали недовольство немалой части населения. Кто-то утверждал, что его близкие за 10 дней выпивают слишком много спиртного. Кто-то сетовал по поводу отмены выходного 2 мая. Ранее с учетом переноса выходных майские праздники становились достаточно длинным периодом отдыха, и дачники использовали его для посевных работ. Теперь же, утверждали владельцы огородов, праздничные дни отобраны у них и отданы любителям "просто побездельничать" на Новый год. Также высказывалось мнение, что новый график праздников рассчитан на тех, кто может зимой улететь отдыхать в теплые страны. Малообеспеченные граждане при этом потеряли возможность лишние пару дней погреться на майском солнышке.
Новая редакция ТК РФ должна была удовлетворить и любителей Нового года, и сторонников майских праздников. Зимние каникулы почти не уменьшились, а весенние на пару дней увеличились.
Однако голоса недовольных до сих пор не смолкают. Отдельным гражданам кажется, что длинные новогодние каникулы – это в принципе слишком большая роскошь. Да и вообще россияне, по их мнению, слишком много отдыхают. В начале декабря 2014 года Госсовет Республики Татарстан внес в Госдуму законопроект1, отменяющий перенос праздничных дней, совпавших с выходными. Авторы документа указывают, что за 1992-2014 годы число нерабочих праздничных дней выросло с девяти до 14. С учетом переносов их количество увеличивается почти до двух десятков в год. В Госсовете Татарстана считают, что это негативно влияет на производство и экономику.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Критики этой позиции заявляют, что там, где работу прерывать объективно нельзя, она и не прерывается. Магазины не закрываются, предприятия непрерывного цикла не останавливаются, предприниматели не откладывают важные встречи и переговоры, платные клиники и учреждения сферы услуг продолжают работу. Для многих компаний, занятых в индустрии развлечений и туризма, зимние праздники, наоборот, являются авральным периодом.
Фактически единственная сфера, где каникулы действительно обычно длятся больше недели без всяких оговорок, – это госструктуры (не считая экстренных служб). Если в начале января россиянину надо получить какую-либо справку, он может столкнуться с большими сложностями. По мнению критиков, необходимо разработать законопроект, который обязывал бы чиновников организовывать дежурства в праздничные дни (а возможно, и в обычные выходные: ведь большинству россиян трудно отпрашиваться с работы ради посещения госучреждения). При этом не стоит отнимать праздники у обычных граждан, которые и так далеко не всегда могут рассчитывать на полноценный отдых.
Еще один свежий законопроект2, внесенный в Госдуму в ноябре группой депутатов, поднимает другую популярную тему. Многие граждане недовольны тем, что 31 декабря является рабочим днем. Ведь традиционно именно эта дата ассоциируется с Новым годом. Именно в этот день принято собирать стол, приглашать гостей, общаться и развлекаться до утра. 1 января для многих – уже не праздник, а отдых после праздника. Россияне сетуют, что 31 декабря им приходится вставать рано утром (хотя перед бессонной ночью хотелось бы выспаться), идти на работу (хотя там уже никто не думает о трудовом процессе), приезжать домой вечером и судорожно, впопыхах готовиться к приему гостей. Депутаты предложили внести 31 декабря в число нерабочих дней, а 8 января сделать рабочим. Таким образом, каникулы не удлинятся, а просто сдвинутся.
Какие бы инициативы не разрабатывались, график праздников на 2015 год уже утвержден (постановление Правительства РФ от 27 августа 2014 г. № 860 "О переносе выходных дней в 2015 году"). Нерабочие дни 3 и 4 января (суббота и воскресенье) будут перенесены на 9 января и 4 мая. Как результат, россияне будут отдыхать с 1 по 11 января, с 1 по 4 мая, а также с 9 по 11 мая. Также нерабочими будут 21-23 февраля, 7-9 марта, 12-14 июня и 4 ноября, приходящееся на среду.
До начала всероссийских "зимних каникул" остается меньше двух недель. Наверное, в новогоднюю ночь лучше всего будет забыть о предыстории праздника и о возможных будущих переменах, и просто хорошо отдохнуть. В конце концов, главное никогда не меняется: год начинается заново, будто бы с чистого листа.