Нужны ли нам заморские спецы и бизнесмены
На рассмотрение Госдумы в начале марта 2014 года был внесен законопроект, предусматривающий поправки в Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее – закон о гражданстве), направленные на упрощение порядка получения российского гражданства для иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся предпринимателями, инвесторами, квалифицированными специалистами, а также для иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших профессиональное образование в российских образовательных и научных организациях1.
Согласно Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года, утвержденной Президентом России 13 июня 2012 года (далее – Концепция) одним из основных направлений формирования и реализации государственной миграционной политики, является переселение на постоянное место жительства в Россию иностранных граждан на долгосрочной основе. С целью дальнейшего поступательного развития российской экономики предпочтение будет отдаваться иностранным гражданам – высококвалифицированным специалистам разного профиля, предпринимателям и инвесторам. А также молодежи, имеющей востребованные на российском рынке труда профессии и специальности.
Таким образом государство планирует частично компенсировать естественную убыль населения России за счет переселения мигрантов на постоянное место жительства.
По мнению разработчиков Концепции в настоящее время миграционная привлекательность России по сравнению с другими странами, принимающими мигрантов, невысока и распространяется преимущественно на граждан государств – участников СНГ. Мигранты новых поколений, прибывающие в Россию из этих стран, по сравнению с их предшественниками обладают более низким уровнем образования, знаниями русского языка и профессионально-квалификационной подготовкой.
Из-за несовершенства системы управления миграционными процессами в России наблюдается большое количество незаконных мигрантов. По данным ФМС России в 2013 году на территорию нашей страны въехало более 17 млн иностранных граждан, но только около 7 млн были поставлены на миграционный учет, и всего-лишь 1,27 млн оформили разрешение на работу.
СТАТИСТИКА По наихудшему прогнозу Росстата численность населения страны на начало 2025 года составит чуть более 136,7 млн человек, что на 7,3 млн человек меньше, чем на начало текущего года. По наилучшим ожиданиям Росстата это число будет больше на 12,5 млн и составит 149,2 млн человек. |
Все это приводит к необходимости совершенствования законодательного регулирования системы миграционной политики.
В нашем материале мы подробно рассмотрим кто может получить по действующему на сегодняшний момент порядку получения иностранными гражданами российского гражданства и готовящиеся поправки в закон о гражданстве, направленные на упрощение получения российского гражданства определенными категориями иностранных граждан.
Гражданство по "упрощенке"
Статья 13 закона о гражданстве позволяет дееспособному иностранцу или лицу без гражданства, возраст которых достиг 18 лет, обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации (далее – гражданство) в общем порядке, если они:
- проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы страны не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории РФ для лиц, прибывших в Россию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту их жительства;
- обязуются соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство;
- имеют законный источник средств к существованию;
- обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором РФ или законом о гражданстве либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;
- владеют русским языком.
Срок проживания на территории РФ, установленный п. "а" ч. 1 ст. 13 закона о гражданстве, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры;
- обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для России;
- предоставление лицу политического убежища на территории РФ;
- признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законодательством.
Лицо, имеющее особые заслуги перед Россией, может быть принято в гражданство без соблюдения условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13 закона о гражданстве.
Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство России без соблюдения предусмотренных п. "а" ч. 1 ст. 13 закона о гражданстве, и без представления вида на жительство.
Дееспособные иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство в упрощенном порядке без соблюдения пятилетнего срока проживания, предусмотренного п. "а" ч. 1 ст. 13 закона о гражданстве, если указанные граждане и лица:
- имеют хотя бы одного родителя, имеющего российской гражданство и проживающего на территории РФ;
- имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;
- являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее образование в созданных в РФ организациях, осуществляющих образовательную деятельность, после 1 июля 2002 года.
Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство в упрощенном порядке без соблюдения пятилетнего срока проживания, предусмотренного п. "а" ч. 1 ст. 13 закона о гражданстве, если указанные граждане и лица:
- родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
- состоят в браке с гражданином РФ не менее трех лет;
- являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами РФ;
- имеют ребенка, являющегося гражданином РФ, – в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином РФ, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;
- имеют сына или дочь, достигших возраста 18 лет, являющихся гражданами РФ и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, – в случае, если другой родитель указанных граждан РФ, являющийся гражданином РФ, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах.
Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства на территории РФ по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство в упрощенном порядке без соблюдения пятилетнего срока проживания, предусмотренного п. "а" ч. 1 ст. 13 закона о гражданстве, и без представления вида на жительство.
В гражданство принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных п. "а", п.п. "в"-"д" ч. 1 ст. 13 закона о гражданстве, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории РФ.
В гражданство принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13 закона о гражданстве, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:
- ребенок, один из родителей которого имеет гражданство РФ, – по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства РФ. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории РФ;
- ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство РФ, – по заявлению этого родителя;
- ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, – по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство РФ.
В случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, члены их семей, являются участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта РФ, они могут быть приняты в гражданство в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных п. "а", п. "в" и п. "д" ч. 1 ст. 13 закона о гражданстве.
Что нового?
Как видно, на данный момент, законом о гражданстве предусмотрен достаточно обширный перечень случаев, когда иностранные граждане или лица без гражданства могут вступить в гражданство в упрощенном порядке, но следует отметить, что, как правило, в большинстве случаев, это применимо к лицам, так или иначе связанным со странами-бывшими участниками СССР.
Планируется, что обсуждаемый законопроект дополнит этот перечень положениями, предусматривающими условия приема в гражданство в упрощенном порядке для иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся предпринимателями, инвесторами, квалифицированными специалистами, а также для иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших профессиональное образование в российских образовательных и научных организациях. Причем, на "причастность" этих категорий лиц к бывшим странам-участникам СССР, акцента уже не делается.
Перечислим более подробно какие лица будут подпадать под действия норм, в случае их принятия:
- лица, которые получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных российских организациях и осуществляют трудовую деятельность в России в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство;
- лица, которые являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность на территории РФ не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство, и чья ежегодная выручка в этот период времени от реализации товаров (работ, услуг) в результате осуществления предпринимательской деятельности составляет не менее 10 млн руб.;
- лица, которые являются инвесторами, чья доля вклада в уставном (складочном) капитале российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории РФ составляет не менее 10%. При этом размер уставного (складочного) капитала, а также размер чистых активов такого юридического лица должны составлять не менее 100 млн руб. каждый либо сумма уплаченных таким юридическим лицом налогов в бюджетную систему РФ и обязательных страховых платежей – не менее 6 млн руб. в год на протяжении не менее трех лет со дня осуществления инвестиций;
- лица, которые осуществляют не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство трудовую деятельность в России по профессии, включенной в перечень профессий иностранных граждан – квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство в упрощенном порядке, утвержденный Минтрудом России.
Таким образом, в случае принятия законопроекта, перечень случаев получения гражданства в упрощенном порядке значительно расширится.
ЦИТАТА
Алексей Захаров, президент рекрутингового портала Superjob.ru:
"Наличие либо отсутствие гражданства никак не мешает высококвалифицированному специалисту работать на благо той или иной страны. Множество наших соотечественников трудятся в Европе, Америке или Азии, не имея гражданства, как и множество европейцев трудится в США, а американцев – в Европе. Там, где им больше нравится и там, где интереснее".
Для чего это нужно?
Причины привлечения иностранных граждан достаточно очевидны – нехватка рабочей силы, отсутствие демографического роста, естественная убыль населения, эмиграционный отток работоспособных граждан, в том числе высококвалифицированных кадров и одаренной молодежи. Если сейчас слово мигрант ассоциируется исключительно с дешевой низкоквалифицированной работой, то в случае принятия обсуждаемого законопроекта, можно предположить, что среди сообщества мигрантов, возможно, станут появляться грамотные специалисты, состоятельные предприниматели и талантливые ученые.
Так например, в соответствии с приказом Минтруда России № 768н от 20 декабря 2013 г. "Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан – квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации не распространяются", который утверждается каждый год, в список специальностей и профессий входят, в частности: артист хореографического жанра, директор завода, генеральный директор акционерного общества, циркач, дирижер, постановщик трюков, звукорежиссер, корреспондент, инженер.
Тем самым подразумевается, что специалистов, перечисленных в приложении к данному приказу в нашей стране не хватает.
Вместе с этим не стоит также опускать тот факт, что, возможно, будут и те, кто под предлогом участия в развитии экономики России получит гражданство по упрощенному порядку, а на деле будет просто паразитировать на территории нашей страны.
ЦИТАТА
Алексей Захаров, президент рекрутингового портала Superjob.ru:
"Никакой очереди из высококвалифицированных специалистов, мечтающих сменить гражданство на российское, не наблюдается. И не предвидится. Есть большая очередь низкоквалифицированных работников из стран с отсталой экономикой и ужасными условиями даже не жизни, а существования. Именно эти работники и воспользуются облегченным порядком получения российского гражданства. И это будет еще одной огромной коррупционной кормушкой".
Остается загадкой почему государство выбрало вариант развития российской экономики с помощью иностранных граждан, а не пошло по пути пересмотра и развития системы подготовки кадров, а также поддержки предпринимательства внутри страны.
Документы по теме:
- Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"
- Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года (утв. Президентом РФ 13 июня 2012 г.)
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 768н от 20 декабря 2013 г. "Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан – квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации не распространяются"
Новости по теме:
- Русскоязычным гражданам зарубежных стран могут упростить прием в гражданство РФ – ИА "ГАРАНТ", 4 марта 2014 г.
- Граждан стран бывшего СССР предлагают принимать в гражданство РФ в упрощенном порядке – ИА "ГАРАНТ", 26 февраля 2014 г.
- Законопроект об упрощенном порядке получения российского гражданства отдельными категориями лиц одобрен Госдумой – ИА "ГАРАНТ", 26 февраля 2014 г.
- ОП РФ не поддержит законопроект об упрощенном приеме иностранных инвесторов в российское гражданство – ИА "ГАРАНТ", 20 февраля 2014 г.
- Для отдельных лиц могут установить упрощенный порядок получения российского гражданства – ИА "ГАРАНТ", 26 декабря 2013 г.
_____________________________
1 С полным текстом законопроекта № 464776-6 "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" вы можете ознакомится на официальном сайте Госдумы.