Новости и аналитика Аналитические статьи Запущен портал "Онлайнинспекция.рф", или Диалог и труд все перетрут

Запущен портал "Онлайнинспекция.рф", или Диалог и труд все перетрут

Уже больше года в нашей стране действует система "Открытое правительство", предполагающая как повышение прозрачности работы госорганов, так и упрощение процедуры оказания государственных услуг. В рамках "Открытого правительства" выделяется подсистема "Открытое министерство", предусматривающая соответствующий формат деятельности министерств и входящих в их состав федеральных служб и агентств – предоставление полной информации о своей деятельности, получение обратной связи от общества и реализация его запросов, оказание госуслуг в электронной форме, учреждение общественных советов и т. д.

Не стал исключением и Роструд – 5 ноября текущего года ведомство запустило новую уникальную интернет-систему "Онлайнинспекция.рф", с помощью которой можно получить информационную и консультационную поддержку в сфере трудового права от специалистов ведомства, а также обратиться с жалобой. Этот принципиально новый для деятельности службы портал был разработан в рамках комплексного проекта "Открытая инспекция труда".

В день открытия ресурса заместитель руководителя Роструда Михаил Иванков презентовал проект "Онлайнинспекция.рф" в пресс-центре РИА Новости.

Надо отметить, что Роструд занимает лидирующие позиции среди федеральных государственных органов по доле "результативных" проверок. По итогам 2012 года ведомство вошло в первую пятерку наиболее результативных надзорно-контрольных органов по результатам ежегодного мониторинга Минэкономразвития России, а выявлением нарушений оканчивалось 76% проверок. Во многом это связано с тем, что Роструд проводит проверки по обращениям граждан, связанным с нарушением их трудовых прав. Однако Михаил Иванков подчеркнул, что в настоящее время перед Рострудом стоит задача кардинальным образом изменить принципы своей работы.

Более подробно о системе "Открытое правительство" и возможностях, которые она предоставляет, читайте в нашем материале "Открытое правительство: новый формат работы исполнительных органов".

В настоящее время работа контрольно-надзорных органов в стране строится по классической схеме: "Профилактика-выявление-пресечение". На сегодняшний день сохраняется противостояние инспектора и работодателя – инспектор заинтересован, прежде всего, выявлять и пресекать правонарушения, а первостепенная задача работодателя заключается в прохождении проверки с наименьшими потерями.

В то же время, некоторые западные страны уже приступили к формированию несколько иной модели контрольно-надзорной деятельности, предполагающей активное сотрудничество между государством в лице инспекторов и поднадзорными объектами. В рамках такой модели все участники этого процесса – работники, работодатели и инспекторы – преследуют общие цели соблюдения трудового законодательства. Задача перехода к такой модели работы была поставлена и Рострудом.

Цитата

Михаил Иванков, заместитель руководителя Роструда

"Мы полагаем, что уже сейчас созрела ситуация, при которой служба [Роструд. - Ред.] может и должна не только развивать инструменты взаимодействия с работниками, для того, чтобы работник мог более эффективно и оперативно получать защиту своих прав, но и выстраивать эффективные инструменты взаимодействия именно с работодателями. Это, как мы считаем, позволит нам одним из первых в стране начать переход от классической модели санкций (модели выявления правонарушений) к модели соответствия, то есть к содействию соблюдению требований законодательства о труде привлечь и работников, и работодателей. Мы полагаем, что изменятся миссия, технологии и направленность деятельности самой федеральной инспекции труда, у работников будет сформирована потребность в цивилизованных условиях труда, им будут предоставлены эффективные инструменты защиты своих трудовых прав, а работодатель должен быть переориентирован с решения задачи пройти проверку с наименьшими потерями к решению задачи активного обеспечения соблюдения трудового законодательства."

Перед ведомством, по словам Михаила Иванкова, стоит также задача уменьшить количество невыявленных правонарушений, то есть тех правонарушений, которые неизвестны специалистам службы и о которых зачастую не догадывается работник и не знает сам работодатель.

Во многом решению этих задач будет способствовать проект "Онлайнинспекция.рф". 

"Онлайнинспекция.рф" представляет собой комплекс консультативных и правовых сервисов, которые помогут и работникам, и работодателям в защите своих интересов в сфере трудовых отношений. В настоящее время портал предоставляет следующие возможности.

 

1. Получить руководство по решению той или иной проблемы в сфере трудовых отношений с помощью сервиса "Трудовой навигатор", включающего в себя разделы для работников и для работодателя. Раздел, адресованный работникам, включает в себя 15 инструкций по наиболее типичным и востребованным трудовым ситуациям, среди которых: "Мне не выплачена заработная плата", "Я считаю, меня незаконно привлекли к дисциплинарной ответственности", "Со мной не заключен трудовой договор в письменной форме", "Мне не оплачена сверхурочная работа" и т. д. Каждая инструкция раскрывает ряд последовательных действий, которые необходимо совершить работнику для защиты своих трудовых прав.

Раздел для работодателей пока включает в себя всего пять инструкций ("При оформлении на работу", "При заполнении трудовой книжки", "При изменении условий трудового договора" и т. д.) и рассчитан в основном на малые предприятия, только начинающие свою деятельность и не имеющие возможности оплачивать работу квалифицированных специалистов в сфере кадрового дела.

Кроме того, "Трудовой навигатор" позволяет скачать образцы необходимых заявлений (в том числе в суд и в прокуратуру), поскольку нередко работники и работодатели испытывают затруднения при составлении документов в произвольной форме.

На портале посетители могут оставить свои пожелания по поводу иных трудовых ситуаций, которые должны быть включены в состав "Трудового навигатора" в первую очередь.

 

2. Сообщить о проблеме. Благодаря этому сервису работники могут заявить о неправомерных действиях работодателя, заполнив соответствующее заявление в электронном виде непосредственно на портале. Для этого предлагается выбрать соответствующий раздел из рубрикатора. Наиболее часто работники, уже успевшие оценить преимущества "Онлайнинспекции.рф", сталкиваются с задержками выплаты зарплаты (28 проблем), невыплатой расчета при увольнении (23 проблемы), незаконными увольнениями (11 проблем) и т.д.1 Кроме того, активно обжалуются и иные, не поименованные в рубрикаторе прямо, нарушения трудовых прав (24 проблемы).

Обязательным условием направления жалобы является предоставление информации о заявителе, позволяющей его идентифицировать. При этом гражданин может как сделать эти сведения открытыми для остальных посетителей, так и скрыть их, выбрав какой-либо ник на портале (но и в таком случае в Роструд поступит именно персонифицированная информация).

Ответ на заявление от специалистов Роструда поступит на указанный в заявлении адрес электронной почты в течение 30 дней с момента его подачи.

 

3. Ознакомиться с часто задаваемыми вопросами. Раздел "Вопрос-ответ" сегодня содержит около 100 наиболее часто встречающихся в практике Роструда вопросов. Ответы на них имеют необычный формат и состоят из двух частей – в первой дается краткий ответ в доступной обычному гражданину форме, а вторая содержит правовое обоснование ответа со ссылками на нормы трудового законодательства.

Со временем планируется довести количество распространенных вопросов до 1000, а также систематизировать их в тематическом рубрикаторе и внедрить интеллектуальную поисковую систему.

 

4. Задать свой вопрос дежурному инспектору. Квалифицированный ответ специалиста Роструда будет направлен заявителю в течение в течение трех суток с момента публикации вопроса на портале. Иными словами, срок представления ответа сокращен в 10 раз по сравнению с общим порядком2. Все технологии подготовки ответов, по словам Михаила Иванкова, уже отработаны, и заявленный срок должен соблюдаться для всех вопросов независимо от их сложности.

 

5. Оценить рейтинг конкретного работодателя. Система рейтингов включает в себя два подраздела: сведения о работодателях, удостоенных сертификата доверия, а также сведения о работодателях, на которых поступили жалобы.

К первым относятся работодатели, которые по своей инициативе продекларировали свою готовность к соблюдению трудовых прав работников и наличие необходимых внутренних ресурсов для этого, что впоследствии было подтверждено проверкой. Этот механизм действует уже несколько лет, и на сегодняшний момент более тысячи работодателей, взявших на себя повышенные обязательства по обеспечению трудовых прав, получили сертификаты доверия.

Во второй рейтинг попадают работодатели, в отношении которых проводятся проверки по жалобам работников – как поступивших через портал, так и поданных в подразделения Роструда лично или по почте. Кроме того, в этот рейтинг заносятся также работодатели, у которых были выявлены недочеты по итогам плановой проверки.

Поиск в обоих подразделах можно проводить по региону, а также по названию работодателя. Этот сервис также будет развиваться, как и сами технологии построения рейтингов – в том числе с учетом результатов работы портала. При этом для целей рейтингования будут учитываться только те жалобы, которые были признаны обоснованными.

Михаил Иванков отметил, что вопрос времени нахождения работодателя в рейтинге недобросовестных работодателей сейчас обсуждается, и уже есть несколько вариантов его решения. Первый из них, который задействован в настоящее время, предполагает исключение работодателя из рейтинга через какое-то время после того, как проблема была устранена. Но поступают и другие предложения, в том числе от фокус-групп, с помощью которых проводилось тестирование портала. В частности, существует мнение о необходимости оставлять работодателя в рейтинге даже при условии устранения им проблемы с соответствующей пометкой о разрешении трудового конфликта.

 

6. Принять участие в обсуждении связанных с трудовыми отношениями вопросов на форуме. Помимо обсуждения спорных трудовых ситуаций, пользователи имеют возможность выдвигать инициативы и предлагать способы решения тех или иных проблем. Кроме того, на форуме можно оставить оценку работе сервисов "Онлайнинспекция.рф" и Роструда в целом.

 

7. Узнать о решенных проблемах. Пока этот раздел не заполнен, поскольку "Онлайнинспекция.рф" только начала работу, однако впоследствии все посетители портала смогут отслеживать ход разрешения трудового конфликта и оставлять свои комментарии по этому поводу.

Кроме того, этот ресурс призван также стать инструментом общественного контроля за деятельностью Роструда, и в частности, будет использован при построении рейтинга инспекций.

 

8. Ознакомиться с новостями трудового законодательства и деятельности Роструда.

О мерах в области борьбы с безработицей читайте в нашем материале "Мы работы не боимся: о тенденциях государственной политики в сфере занятости".

Как подчеркнул Михаил Иванков, на сегодняшний день "Онлайнинспекция.рф" находится только на первом этапе своего развития.

В скором времени планируется запустить новые сервисы:

  • электронная система досудебного обжалования, которая будет полезна и работникам, и работодателям;
  • система памяток для работников с условным названием "Имею право" в виде энциклопедий решенных трудовых проблем;
  • профиль работодателя;
  • профиль инспекции;
  • рейтинг инспекций Роструда;
  • система проверочных листов для работодателей, с помощью которой работодатель может самостоятельно пройти проверку и убедиться, что нарушения трудового законодательства отсутствуют, либо увидеть, что предстоит сделать.

Кроме того, Роструд планирует запуск инновационного сервиса "Электронный инспектор". Сервис позволит работодателю не просто пройти внутреннюю самопроверку, но и выработает персональные рекомендации. Эти своеобразные "дорожные карты" будут направлены как на решение тех проблем, которые уже существуют у того или иного работодателя, так и на разработку плана действий по созданию еще более благоприятных условий для работника.

Наконец, позже будет запущен еще один сервис – "Привлекательный работодатель". С его помощью соискатели смогут оценить того работодателя, к которому планируют пойти на работу, и увидеть реальную ситуацию в сфере соблюдения трудового законодательства внутри организации.

 

Одной из главных задач проекта "Онлайнинспекция.рф" должно стать единое для государства, работодателя и работника понимание положений трудового законодательства, в том числе в части организации и проведения проверок. Все эти вопросы должны стать открытыми как для работодателя, так и для работника. Более того, размещенные на ресурсе ответы на вопросы и предлагаемые варианты решения трудовых конфликтов станут обязательными и для инспекторов Роструда, что позволит исключить привлечение работодателя к ответственности, если он действовал в соответствии с инструкцией или ответом на вопрос.

 

Документы по теме:

Новости по теме:

 

 

____________________________

1 По состоянию на 9 октября 2013 года.
2 Часть 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".