Мы работы не боимся: о тенденциях государственной политики в сфере занятости
К безработным, применительно к определениям Международной Организации Труда (МОТ), относятся лица в возрасте 15-72 лет, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:
|
По данным официальной статистики, показатели обеспеченности граждан рабочими местами улучшаются с каждым годом. Средний показатель уровня безработицы за первое полугодие текущего года составил, по сведениям Роструда, приблизительно 1,3-1,4% от численности экономически активного населения страны (около 1 млн чел.)1. Следует учитывать, что речь идет о так называемой зарегистрированной безработице, для определения которой учитываются только те граждане, которые признаны безработными службой занятости. В соответствии с данными Росстата, уровень безработицы составляет на сегодняшний день 5,2% (3,9 млн чел.). Такая разница между данными Роструда и Росстата объясняется тем, что Росстат использует методологию МОТ, согласно которой безработными признаются граждане, которые занимаются поиском работы, используя при этом любые способы (обращение к знакомым, в частные агентства по подбору персонала, изучение вакансий в специализированных СМИ и Интернете и т. д.).
Вместе с тем, на рекрутинговом портале Superjob.ru сейчас зарегистрировано более 9 млн резюме соискателей (11,9% от численности экономически активного населения), и еще около120 тыс. резюме добавляются ежедневно)2.
Конституция РФ в качестве одного из базовых прав человека и гражданина закрепила право на защиту от безработицы, что находит выражение в принимаемых государством нормативных актах.
Основные направления государственной политики в сфере занятости закреплены в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее — Закон о занятости). Несколько последних лет охарактеризовались активным принятием поправок в указанный закон и конкретизацией его положений в подзаконных актах.
Однако Закон о занятости определяет безработных как граждан, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (ч. 1 ст. 3). Следовательно, большинство закрепленных в нем мер поддержки распространяются только на тех нетрудоустроенных граждан, которые встали на учет в службу занятости.
Вместе с тем, в последние годы государство с целью борьбы с безработицей довольно интенсивно изменяет и дополняет законодательство о труде в целом. К таким поправкам можно отнести, в частности, следующие:
1. Определение стратегических направлений государственной политики в сфере занятости. Так, были приняты следующие документы:
- Государственная программа "Содействие занятости населения", принятая на 2013-2020 годы и иные программные документы (распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2149-р, распоряжение Правительства РФ от 19 июня 2013 г. № 1000-р, приказ Минтруда России от 26 июня 2013 г. № 280 "Об утверждении детального плана-графика реализации государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов"). Среди закрепленных программой мероприятий — дифференцированная политика использования труда мигрантов, стимулирование работодателей к улучшению условий труда и т.д.
- Прогноз баланса трудовых ресурсов на 2013-2015 годы, размещенный на официальном сайте Минтруда России. В соответствии в этим прогнозом в ближайшие два года прогнозируется снижение числа трудоспособных граждан в связи с сокращением численности населения, что, впрочем, будет частично компенсировано повышением количества работающих лиц старше пенсионного возраста и мигрантов (постановление Правительства РФ от 3 июня 2011 г. № 440 "О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов").
2. Детальная регламентация деятельности Роструда. Этот блок актов конкретизировал порядок, сроки и результаты оказания некоторых государственных услуг в сфере содействия занятости.
- Правительством РФ утвержден порядок регистрации граждан в органах службы занятости. Установлено, что первоначально гражданин регистрируется в целях поиска подходящей работы, но если найти такую работу для него не удалось, он может быть зарегистрирован в качестве безработного. Основания отказа в регистрации гражданина в качестве безработного закреплены в закрытом перечне (например, если зарегистрированный в целях поиска подходящей работы гражданин дважды в течение 10 дней с момента постановки на учет откажется от двух вариантов подходящей работы, включая временную).
Важным является и определение критериев подходящей работы (она должна соответствовать профессиональной пригодности и уровню подготовки работника, условиям последнего места работы, состоянию здоровья соискателя и транспортной доступности рабочего места), а также категорий безработных, которым можно предлагать общественные работы и работу временного характера и т.д. (постановление Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы");
- Утвержден стандарт государственной услуги по оказанию содействия в трудоустройстве и поиску работников. В частности, закреплены критерии принятия решения об оказании госуслуги, состав, последовательность и сроки реализации административных процедур (например, время оказания услуги для впервые обратившегося гражданина не должно превышать 20 минут), а также их результаты (приказ Минтруда России от 13 ноября 2012 г. № 524н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников").
- Приняты акты, позволяющие облегчить гражданам поиск работы путем их социализации и оказания им психологической помощи. Так, в начале января 2013 года Минтруд России утвердил два стандарта оказания государственных услуг нетрудоустроенным гражданам. Одна из этих услуг заключается в социальной адаптации соискателей силами служб занятости. Она предполагает индивидуальный анализ причин, вызывающих трудности в поиске работы, а также обучение технологиям поиска работы, составления резюме, прохождения собеседования с работодателем (в том числе в форме тренингов) и т.п. (приказ Минтруда России от 9 января 2013 г. № 3н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда"). Помимо этого, получила реализацию норма ст. 7.1-1 Закона о занятости о возможности получения безработными гражданами бесплатной психологической поддержки. При этом гражданин может как обратиться за получением этой услуги по своей инициативе, так и согласиться с соответствующим предложением службы занятости. Соискатель проходит психологическое тестирование, и затем участвует в групповых тренингах (максимально допустимое время — четыре часа) либо получает индивидуальные консультации (продолжительностью не более 90 минут) (приказ Минтруда России от 9 января 2013 г. № 4н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан").
- Уточнен порядок информирования о состоянии рынка труда, правах в области занятости и защиты от безработицы. Так, предусматриваются несколько способов предоставления таких сведений: по заявлению гражданина (в том числе иностранного гражданина или лица без гражданства), по телефону, а также путем размещения информации в сети Интернет на официальном сайте Минтруда России. Кроме того, закреплен состав предоставляемых сведений (основные показатели рынка труда и их динамика, перечень наиболее востребованных профессий с указанием средней зарплаты и т. д.) (приказ Минтруда России от 22 февраля 2013 г. № 74н "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан и работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы").
- Определена процедура, сроки и результаты госуслуги по предоставлению социальных выплат безработным гражданам. В частности, установлено, что основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отсутствуют (приказ Минтруда России от 29 июня 2012 г. № 10н "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными").
- Урегулирован порядок взаимодействия служб занятости как с соискателями, так и с организациями-работодателями при организации оплачиваемых общественных работ. В принятом стандарте закреплены требования к отбору видов общественных работ и конкретных работодателей, а также детально прописаны все этапы процедуры направления безработного для участия в общественных работах (приказ Минтруда России от 11 февраля 2013 г. № 52н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ"). Был также принят стандарт по организации временного трудоустройства, касающийся несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, некоторых категорий граждан в возрасте от 18 до 20 лет, инвалидов, лиц предпенсионного возраста и других групп граждан, испытывающих трудности в трудоустройстве (приказ Минтруда России от 12 февраля 2013 г. № 58н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые").
Во многих стандартах предусмотрена возможность обращения за получением госуслуги в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных услуг и средств электронной подписи, что свидетельствует о желании государства максимально облегчить прохождение процедуры трудоустройства безработными гражданами.
Вместе с тем, минимальный размер пособия по безработице остается неизменным еще с 2009 года и составляет 4900 руб.
3. Введение в трудовое законодательство института дистанционной занятости (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). По усмотрению работника запись в трудовую книжку о дистанционной работе можно не заносить, а по согласованию сторон работник может получить возможность самостоятельно определить режим труда и отдыха. В основу взаимодействия работника и работодателя был положен обмен электронными документами, подписанными усиленной квалифицированной электронной подписью. Подробнее об этом читайте в нашем материале "Удаленная работа: новации".
4. Запрет на использование в объявлениях о вакансиях дискриминационных критериев отбора сотрудников (пол, раса, цвет кожи, национальность, язык, происхождение, имущественное, семейное, социальное и должностное положение, возраст, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность или непринадлежность к общественным объединениям или каким-либо социальным группам). Правило о запрете подобной дискриминации при приеме на работу было введено Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 162-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившем в силу 14 июля.
Среди подобных не связанных с деловыми качествами работника требований наиболее часто встречаются ограничения по полу и возрасту соискателя. Предполагалось, что такие нововведения позволят оказать поддержку гражданам, находящимся в социально уязвимом положении и потому подверженным дискриминации. Однако опрос наших пользователей показал, что более половины респондентов не считают, что эта инициатива окажется результативной.
Диаграмма 1. Считаете ли вы, что отсутствие информации о предпочтительном возрасте кандидатов в объявлениях поможет найти работу быстрее?
38% - да
58% - нет
4% - безразлично отношусь к этой инициативе
Время проведения опроса: 4-10 марта 2013 года
Место проведения опроса: Россия, все округа
Размер выборки: 318 респондентов
Большинство опрошенных полагают, что отсев сотрудников по дискриминационным требованиям будет происходить непосредственно на собеседованиях, а это, напротив, увеличит сроки поиска работы для таких соискателей. Мнение о бессмысленности такого запрета поддерживают и многие эксперты.
Еще более актуальными и интересными являются меры, направленные на обеспечение занятости отдельных категорий населения. К последним относятся такие группы граждан, как:
1. Пенсионеры по старости. Незанятые граждане, получающие пенсию по старости, могут быть зарегистрированы в качестве ищущих работу, но не в качестве безработных (ч. 3 ст. 3 Закона о занятости). Недавно регионы получили право организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации лиц, которым была назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить свою трудовую деятельность (Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 162-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Отдельные гарантии установлены для граждан предпенсионного возраста при отсутствии возможности их трудоустройства. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Закона о занятости, им может быть назначена пенсия на период до достижения возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочная трудовая пенсия (не ранее, чем за два года до наступления соответствующего возраста).
2. Инвалиды. Субъекты федерации обязаны устанавливать квоты при приеме на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников для тех организаций, в которых трудятся свыше 100 человек (к примеру, в Приморском крае и Нижегородской области соответствующая квота составляет 2%).
2 июля 2013 года были приняты поправки в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которые предоставили регионам устанавливать такие квоты и для организаций, в которых работают не менее 35 и не более 100 человек. В этом случае размер квоты не должен превышать 3% от среднесписочной численности работников (Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 183-ФЗ "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). В некоторых субъектах предусмотрены также субсидии работодателям при приеме на работу инвалидов, связанные с оплатой труда инвалидов, оснащением дополнительного рабочего места (в среднем размер компенсации за обустройство одного рабочего места составляет около 50-66 тыс. руб., а иногда (Краснодарский край, Самарская область, Иркутская область) — до 100 тыс. руб.), в том числе с приобретением специального оборудования и т. д. (Приморский край, Ярославская область, Новосибирская область, Курская область и т. д.).
3. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. С 1 января 2012 года регионы получили право разрабатывать условия и программы профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации для этой группы безработных (Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Эта услуга предоставляется бесплатно, и кроме того, нередко компенсируются расходы на проезд к месту обучения и найм жилья, а также предоставляется возможность пройти бесплатное медицинское освидетельствование. В некоторых субъектах женщины получают ежемесячную стипендию на время обучения (к примеру, в Ярославской области ее размер составляет 2500 руб.). Предельный срок обучения также устанавливается регионами (например, в Приморском крае он составляет три месяца, в Ханты-Мансийском АО — восемь месяцев).
4. Безработные граждане, готовые переехать в другой регион. При наличии подходящих вакансий в другом регионе нетрудоустроенный гражданин может по своей инициативе или согласившись с предложением службы занятости получить поддержку в переезде, в том числе и при переезде с семьей (приказ Минтруда России от 7 марта 2013 г. № 92н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости"). Поскольку оказание содействия таким гражданам также относится к региональным полномочиям (п. 8 ч. 1 ст. 7.1-1 Закона о занятости), конкретный состав и размер денежной поддержки устанавливается законами субъектов федерации. Как правило, оплачиваются проезд к месту работы, суточные расходы, а также выплачивается единовременное пособие. Иногда компенсируются и расходы на провоз имущества (Томская область), наем жилья (Ярославская область). Некоторые регионы публикуют на официальных сайтах служб занятости перечень вакансий, открытых в других местностях, при переезде в которые и последующем замещении вакансии можно получить государственную поддержку.
5. Мигранты. С обеспечением занятости российских граждан тесно связана госполитика в области использования труда мигрантов. Законодатель пытается восполнить правовые пробелы, позволяющие принимать на работу мигрантов в обход требований трудового законодательства. Так, с 1 января 2013 года применяется уточненный порядок исчисления взносов в ПФР в отношении этой группы работников. Если раньше мигранты относились к застрахованным лицам только при заключении с ними трудового договора на срок более шести месяцев (это позволяло работодателям неоднократно заключать договоры на меньший срок и экономить тем самым на суммах страховых взносов), то теперь учитывается общий период работы у одного работодателя в течение календарного года, в том числе по нескольким договорам (подробно об этом читайте в нашем материале "Страховые взносы по мигрантам").
Требования к мигрантам, а также к использующим их труд работодателям, в последние годы не только уточняются, но и постоянно ужесточаются. К примеру, с 1 декабря 2012 года мигранты обязаны проходить тестирование на знание русского языка для работы в некоторых сферах. Кроме того, мигрантов могут депортировать при нарушении ими ПДД в ходе коммерческих перевозок, обязать получить российские водительские права, а также обязать оформлять медицинский полис до въезда в Россию. В ряде СМИ прошла информация о том, что подготовлены и скоро будет внесены в Госдуму законопроекты о повышении страховых взносов за трудовых мигрантов до 28% фонда оплаты труда и о повышении ставки налога на прибыль для таких работодателей до 30%.
Общие настроения общества по отношению к трудовым мигрантам отражают законодательные инициативы, размещенные на сайте "Российская общественная инициатива" — о незамедлительной депортации мигранта сразу после окончания срока трудового договора (аналогичный законопроект был внесен на рассмотрение Госдумы депутатами), о ротационной основе их труда (после одного года работы запрет въезда на три года), о создании трудовых городков для работающих мигрантов и даже о введении налога на рождение детей мигрантов на территории России. Половина россиян считают, что мигранты лишают их рабочих мест3.
О тенденциях и противоречиях миграционного законодательства читайте в аналитической статье "Миграционному кодексу Российской Федерации БЫТЬ?!".
6. Несовершеннолетние граждане и молодые специалисты. Закон о занятости предусматривает организацию регионами временного трудоустройства подростков в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет (ч. 8 ст. 7.1-1 Закона о занятости, приказ Минтруда России от 12 февраля 2013 г. № 58н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые"). В некоторых регионах эта мера оказалась довольно эффективной. Так, по итогам 2011 года в Тульской области более 40% таких выпускников после участия во временных работах получили работу на постоянной основе.
Выпускники государственных вузов, обучавшиеся на бюджетных местах и по очной форме обучения, также вскоре могут получить гарантии трудоустройства. В Госдуме находится на рассмотрении законопроект о введении квот при приеме на работу молодых специалистов с организацией рабочих мест для них за счет средств работодателей. Большинство посетителей нашего портала (73%) поддерживают эту инициативу, тогда как профессионалы нередко относятся к этой идее отрицательно.
7. Военнослужащие. Закон о занятости давно содержит правило о преимущественном праве прохождения подготовки, повышения квалификации и поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия для военнослужащих, уволенных с военной службы, а также их супругов (ст. 13, ч. 3 ст. 23).
С июля 2013 года право на прохождение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в приоритетном порядке получили и граждане, прошедшие военную службу по призыву (в течение трех лет после увольнения с военной службы) (Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 162-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Судебная практика также подтверждает право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, пройти в год увольнения профессиональную подготовку вне зависимости от того, насколько далеко находится учебное заведение от места его службы (определение Военной коллегии ВС РФ от 15 декабря 2011 г. № 210-В11-24).
Законодатель уделил внимание и такому способу борьбы с безработицей, как содействие самозанятости населения (ч. 8 ст. 7.1-1 Закона о занятости). Регионы вправе предусмотреть такие меры, как помощь безработному в составлении бизнес-плана, проведение тренингов и распространение обучающей литературы по организации собственного дела, финансовая поддержка (в том числе возмещение расходов на подготовку документов для регистрации организаций или ИП, их нотариальное заверение, на оплату госпошлины и изготовление печатей и штампов и т. д.). В некоторых субъектах предусмотрены и единовременные выплаты на организацию своего дела — например, в Оренбургской области ее размер составляет 67 620 руб.
Наша справка |
Правда, в отношении уже трудящихся самозанятых граждан государственная политика оказалась непоследовательной. После двукратного увеличения страховых взносов для ИП с начала текущего года и последовавших за этим сокращения числа ИП и серьезного общественного резонанса в Госдуму были внесены два законопроекта — об исчислении суммы взноса из одного МРОТ для индивидуальных предпринимателей с суммой годового дохода менее 300 тыс. руб., а если годовой доход индивидуального предпринимателя превышает 300 тыс. руб. — исходя из одного МРОТ плюс 1% от суммы такого превышения (сейчас сумма страховых взносов исчисляется исходя из двух МРОТ), а также о "налоговых каникулах" для впервые регистрирующихся ИП сроком на два года.
Многие эксперты относятся к нововведениям государственной политики борьбы с безработицей в отношении отдельных категорий населения довольно скептически. Так, президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров отмечает: "Это инициативы, которые в большинстве случаев пытаются бороться со следствиями разных проблем, при этом не учитывая причины этих самых проблем. Надо не с безработицей бороться, а занятостью заниматься. Тогда безработица сама собой исчезнет".
С 1 января 2012 года вступили в силу изменения в Закон о занятости, дополнившие его ст. 7.1-1, определяющей полномочия регионов в области содействия занятости населения (Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Как правило, субъекты федерации принимают свои законы и целевые программы, в которых определяются показатели и сроки работы по снижению уровня безработицы в регионе. Одновременно действуют федеральные стандарты оказания государственных услуг, которыми обязаны руководствоваться региональные службы занятости при их предоставлении.
Оказание регионами государственных услуг в сфере обеспечения занятости граждан (ч. 8 ст. 7.1-1 Закона о занятости) обеспечивается за счет средств самого субъекта. Для частичной компенсации затрат регионов предусмотрены предоставляемые на конкурсной основе субсидии из федерального бюджета, порядок предоставления и размер которых регулярно устанавливается Правительством РФ начиная с 2008 года (постановление Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. № 1089, постановление Правительства РФ от 14 декабря 2009 г. № 1011, постановление Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1146, постановление Правительства РФ от 15 декабря 2012 г. № 1307).
Организация социальных выплат безработным гражданам (пособия по безработице, материальная помощь, стипендии и т. д.) по-прежнему относится к полномочиям Российской Федерации, однако это полномочие передано для реализации регионам с компенсацией их расходов за счет субвенций из федерального бюджета.
Закон о занятости закрепил еще одну гарантию граждан в сфере занятости — возможность заключить со страховой организацией договор страхования на случай потери работы. Требования к этому договору не определены, поэтому его условия устанавливаются самими страховыми организациями — как в качестве самостоятельного договора, так и в составе иного договора (например, ипотечного). Чаще всего страхователи предъявляют требования к возрасту (не менее 25 лет и не более 55-60 лет) и общему трудовому стажу (от шести месяцев до одного года).
Инфографика:
Трудовые права и возможности работников в свете последних изменений в законодательстве
О том, что запрещено указывать в объявлениях о работе, как происходит наем дистанционного работника, кому положены дополнительные отпуска, кого не могут принять на государственную гражданскую службу и о других изменениях в трудовом законодательстве, узнайте из инфографики.
Новости по теме:
- Утвержден федеральный госстандарт оказания психологической поддержки безработных граждан — ИА "ГАРАНТ", 4 июня 2013 г.
- Утвержден перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в службы занятости — ИА "ГАРАНТ", 25 февраля 2013 г.
- Минтруд подготовил прогноз баланса трудовых ресурсов на 2013-2015 годы — ИА "ГАРАНТ", 22 января 2013 г.
Документы по теме:
- Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"
- Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2149-р
- Постановление Правительства РФ от 3 июня 2011 г. № 440 "О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов"
________________________
1 По данным официального сайта Роструда.
2 Следует иметь в виду, что часть соискателей не удаляет свои резюме на рекрутинговых порталах после трудоустройства. К тому же нередко поиском подходящих вакансий занимаются те, кто имеют работу, но желали бы ее сменить. Поэтому эту статистику уровня безработицы также нельзя считать полностью объективной.
3 По данным опроса ФОМ, проведенного в июне 2012 года. С полными результатами исследования можно ознакомиться здесь.