Версия от 27 мая 2023 года:
Банковская деятельность
Валютное регулирование и валютный контроль
Ценные бумаги, фондовый рынок
Антимонопольное законодательство
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Информация, реклама и СМИ
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Банковская деятельность
Информационное сообщение Банка России от 24 мая 2023 г. "Плановое завершение действия временных мер регуляторной поддержки банков"
Банк России не будет продлевать послабления, действующие до конца первого полугодия 2023 г.
Банк России поэтапно отменяет регуляторные послабления, которые были введены из-за антироссийских санкций.
Например, решено не продлевать отсрочку при формировании резервов на возможные потери по ссудам, прочим активам и условным обязательствам кредитного характера юрлиц. Это связано с восстановлением прибыльности сектора и предоставленными долгосрочными послаблениями по надбавкам к достаточности капитала. При этом отсрочка по кредитам физлицам и субъектам МСП (если платежи просрочены менее чем на 90 календарных дней) сохраняет свое действие до конца 2023 г. Указано, по каким требованиям возможно отложенное признание потерь до конца 2023 г. и до конца 2024 г.
Не будет продлена возможность не признавать дефолт по заемщику, обусловленный санкциями, а также применять финализированный подход в отношении отдельных сегментов кредитных требований для банков, которые используют подход на основе внутренних рейтингов.
Также не будет продлено неприменение мер за нарушение ряда норм "антиотмывочного" законодательства.
Одновременно указаны послабления, действие которых планируется продлить до конца 2023 г.
Информационное сообщение Банка России от 23 мая 2023 г. "Банк России повышает с июня нормативы обязательных резервов"
ЦБ РФ повышает нормативы обязательных резервов.
С 1 июня 2023 г. ЦБ РФ повышает нормативы обязательных резервов:
- на 0,5 п.п. до 4,5% по всем категориям резервируемых обязательств в рублях для банков с универсальной лицензией и небанковских кредитных организаций;
- на 0,5 п.п. до 6% по всем категориям резервируемых обязательств в иностранной валюте (кроме валют недружественных стран) для всех кредитных организаций;
- на 1 п.п. до 8,5% по всем категориям резервируемых обязательств в валютах недружественных стран для всех кредитных организаций.
Новые нормативы применяются с регулирования размера обязательных резервов за июнь 2023 г.
Валютное регулирование и валютный контроль
Перечень поручений по итогам совещания по экономическим вопросам (утв. Президентом РФ от 18 мая 2023 г. N Пр-1011)
Президент РФ поручил установить лимит на покупку валюты для зарубежных сделок.
Необходимо установить лимит в 1 млрд долл. США в месяц на покупку резидентами валюты на внутреннем рынке для зачисления на зарубежные счета и проведения разрешенных сделок. При этом целесообразно определить случаи, когда такой лимит применяться не будет.
Следует проработать вопрос о снижении процентных ставок по долгосрочным кредитам.
Необходимо уточнить существующие и установить дополнительные индикаторы для определения цены на нефть для налогообложения нефтегазовых компаний, в т. ч. в целях снижения скидки к мировой цене на нефть.
Поручено следить за ситуацией на рынке ипотечного кредитования и при необходимости принимать дополнительные меры для поддержки такого кредитования.
Ценные бумаги, фондовый рынок
Указ Президента РФ от 22 мая 2023 г. N 364 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 5 июля 2022 г. N 430 "О репатриации резидентами - участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации"
Предусмотрен обязательный выпуск замещающих евробонды облигаций.
Российские организации для исполнения обязательств по еврооблигациям обязаны до 1 января 2024 г. выпустить замещающие облигации. Дополнительный выпуск замещающих облигаций возможен неограниченное число раз. Объем выпуска замещающих бумаг должен быть аналогичен объему выпуска еврооблигаций, по которым не исполнены обязательства.
Если держатели евробондов не приобрели замещающие бумаги в течение срока их размещения, то обязательства перед ними исполняются путем передачи денежных средств (в установленном ЦБ РФ порядке).
Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Антимонопольное законодательство
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 21 марта 2023 г. N 147/23 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса"
Торги на право заключения договоров владения и пользования госимуществом перевели в электронную форму.
ФАС утвердила новый порядок проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом и иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества.
В частности, установлено, что конкурсы и аукционы проводятся в электронной форме и являются открытыми по составу участников и форме подачи предложений. Их проведение осуществляется на электронных площадках, перечень операторов которых утвержден в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок. Определены виды имущества, в отношении которого соответствующие договоры могут заключаться путем проведения конкурса.
Ранее действовавший порядок признан утратившим силу.
Приказ вступает в силу с 1 октября 2023 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 мая 2023 г. Регистрационный N 73371.
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Постановление Правительства РФ от 16 мая 2023 г. N 753 "Об утверждении перечня критериев, предъявляемых к единственным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, и перечня критериев отбора лекарственных препаратов для медицинского применения при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)"
Установлены требования к единственным поставщикам при закупке лекарств.
Определены критерии, предъявляемые к единственному поставщику (подрядчику, исполнителю) при закупке лекарств. Он должен являться юрлицом - производителем препарата. Все стадии производства должны происходить на территории ЕАЭС.
Поставщик не должен находиться под контролем иностранного инвестора или группы лиц. Он должен иметь опыт исполнения контрактов (договоров) на поставку лекарств, заключенных в течение 3 лет, предшествующих дате направления обращения, содержащего предложение об определении единственного поставщика.
Поставщик должен обладать исключительным правом на изобретение, относящееся к химическому соединению, охраняющим фармакологически активное действующее вещество препарата, со сроком действия не менее срока, на который определяется единственный поставщик.
Постановление вступает в силу с 1 января 2024 г.
Информация, реклама и СМИ
Постановление Правительства РФ от 22 мая 2023 г. N 810 "Об утверждении Правил аккредитации организаций, осуществляющих аутентификацию на основе биометрических персональных данных физических лиц, оснований ее приостановления и прекращения и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 г. N 1799"
Установлены правила аккредитации организаций, занимающихся аутентификацией на основе биометрии.
Вместо правил аккредитации организаций, владеющих биометрическими системами идентификации и аутентификации и оказывающих соответствующие услуги, установлены правила аккредитации организаций, осуществляющих аутентификацию на основе биометрических персональных данных.
Аккредитацию проводит Минцифры. Организации представляют в ведомство заявление с приложением документов, подтверждающих выполнение требований для аккредитации.
Решение об аккредитации принимается в течение 50 рабочих дней. Не позднее 2 рабочих дней в перечень аккредитованных организаций вносится соответствующая запись.
Аккредитация действует бессрочно. Указаны основания ее приостановления и прекращения.
Постановление вступает в силу с 1 июня 2023 г. и действует до 1 июня 2029 г.
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Приказ МЧС России от 11 апреля 2023 г. N 327 "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, утвержденный приказом МЧС России от 7 июня 2021 г. N 364"
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований в рамках пожарного надзора расширен.
МЧС дополнило перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, которые используются в рамках федерального государственного пожарного надзора. Один из новых - наличие информации о происшествии, связанном с аварийным режимом работы электросети и (или) электрооборудования на объекте надзора, которое не повлекло возникновение и распространение пожара.
Индикаторы нужны для оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении внепланового контрольного мероприятия и выборе его вида.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 мая 2023 г. Регистрационный N 73332.
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 апреля 2023 г. N 314н "Об утверждении Порядка оказания Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации бесплатной помощи застрахованному лицу или лицу, имеющему право на получение страхового обеспечения"
Минтруд обновил порядок оказания гражданам бесплатной помощи в получении пособий.
Теперь Социальный фонд России, а не ФСС оказывает гражданам бесплатную помощь, необходимую для получения пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, социального пособия на погребение. Случаи оказания помощи не меняются. Уточнено, какие документы потребуются.
Порядок оказания помощи Фондом социального страхования признан утратившим силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 мая 2023 г. Регистрационный N 73394.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 апреля 2023 г. N 256н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах"
Обновлены правила учета сведений о зарегистрированных в системе ОПС.
Минтруд утвердил новую инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах. Она заменит инструкцию 2020 г.
В частности, отражено появление ФПСС. Урегулированы регистрация в системе, представление страхователями и сроки приема и учета сведений территориальными органами Фонда, контроль за достоверностью сведений, хранение и уничтожение содержащих сведения документов.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 мая 2023 г. Регистрационный N 73380.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Приказ Министерства просвещения РФ от 14 апреля 2023 г. N 272 "Об утверждении аккредитационных показателей, методики расчета и применения аккредитационных показателей по образовательным программам среднего профессионального образования"
Разработаны новые аккредитационные показатели для программ среднего профобразования.
На период 1 сентября 2023 г. до 1 сентября 2029 г. для программ среднего профессионального образования установлены новые аккредитационные показатели. Утверждена методика их расчета.
К аккредитационным показателям относятся:
- доля педагогических работников с опытом не менее года в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности;
- наличие электронной информационно-образовательной среды;
- доля обучающихся, выполнивших как минимум 70% заданий диагностической работы;
- наличие внутренней системы оценки качества образования.
Для каждого определены значение и количество баллов.
Прежние аккредитационные показатели утрачивают силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 мая 2023 г. Регистрационный N 73369.
Приказ Министерства просвещения РФ от 14 апреля 2023 г. N 271 "Об утверждении аккредитационных показателей, методики расчета и применения аккредитационных показателей по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования"
С нового учебного года для школ будут действовать новые аккредитационные показатели.
На период с 1 сентября 2023 г. до 1 сентября 2029 г. установлены новые аккредитационные показатели по программам начального, основного и среднего общего образования. Они заменят показатели 2021 г.
Дополнительно установлены методики расчета и применения показателей.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 мая 2023 г. Регистрационный N 73365.
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Указ Президента РФ от 24 мая 2023 г. N 382 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим спасательных воинских формирований, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, работникам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"
Президент установил единовременные выплаты для пострадавших в зоне СВО спасателей.
В случае смерти военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы и работников МЧС, выполнявших задачи на территориях новых регионов и Украины в период проведения СВО, членам их семей положена единовременная выплата в размере 5 млн руб. в равных долях. При получении увечья спасателю выплатят 3 млн руб.
Указ вступает в силу со дня подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 г.
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Постановление Конституционного Суда РФ от 22 мая 2023 г. N 25-П "По делу о проверке конституционности части третьей статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина М.В. Пискарева"
КС защитил право осужденных находиться в СИЗО в условиях не хуже, чем для подозреваемых и обвиняемых.
Осужденного гражданина перевели из колонии в СИЗО в связи с расследованием другого уголовного дела. Он обратился в суд с жалобой на то, что его содержали в перенаселенных камерах. Но суды указали, что осужденным в колониях положено по 2 кв. м. жилой площади, хотя для подозреваемых и обвиняемых определена норма в СИЗО 4 кв. м. на человека.
Конституционный Суд РФ указал, что оспариваемая норма не противоречит Конституции. Она не предполагает, что для таких лиц, как заявитель, размер площади в камере СИЗО определяется по нормам, установленным в колониях (2 кв. м.). Осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, оставленные в СИЗО или переведенные туда, должны помещаться в те же условия, что и заключенные под стражу подозреваемые, обвиняемые. Законом не устанавливаются разные нормы санитарной площади в камере в зависимости от статуса лица.
Законодатель может предусмотреть более высокие нормы площади на осужденного либо ввести льготный зачет времени его содержания в СИЗО.
Дело заявителя подлежит пересмотру. Он вправе требовать возмещения вреда, связанного с нарушением условий его содержания.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 мая 2023 г. N 12 "О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2008 года N 3 "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы"
Пленум ВС РФ уточнил свои разъяснения об уголовной ответственности уклонистов.
Пленум ВС РФ дал отдельные разъяснения относительно преступлений, связанных с прохождением военной службы. В связи с этим соответствующий блок вопросов исключается из его ранее подготовленных указаний. Теперь они касаются только рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения альтернативной гражданской службы.
Также часть редактуры обусловлена законодательными изменениями.
В частности, уточняется, что для граждан, не пребывающих в запасе, но имеющих воинские звания и призванных на службу, ее началом считают дату издания приказа регионального военного комиссара о направлении к месту службы. С этого дня лицо приобретает статус военнослужащего по призыву и за уклонение от обязанностей может подлежать ответственности за преступления против военной службы.
Под уклонением от призыва понимают неявку без уважительной причины на медосвидетельствование, профпсихотбор и заседание призывной комиссии, а также неявку в указанные в повестке время и место для отправки к месту службы. Уголовная ответственность наступает лишь в случае, если призывник таким образом намеревался избежать обязанности нести службу. При этом должны установить факт его надлежащего оповещения о явке в военкомат, а также отсутствие уважительных причин для его неявки. Порядок такого уведомления и перечень упомянутых причин - в законе.
Даны пояснения относительно ситуации, когда гражданин лишь временно уклоняется от прохождения альтернативной службы, т. е. возвращается к месту ее несения спустя определенный период.
Внесены уточнения, связанные с квалификацией действий в случае, когда для уклонения от призыва используют поддельные документы.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 мая 2023 г. N 11 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы"
ВС разъяснил правила рассмотрения судами военных преступлений.
Преступления в период мобилизации или вооруженных конфликтов, ведения боевых действий (особые периоды) характеризуются повышенной общественной опасностью. За них предусмотрено более строгое наказание, чем в мирное время.
Преступления и грубые дисциплинарные проступки разграничены по последствиям. К признакам существенного вреда интересам службы относятся подрыв авторитета командира, срыв выполнения учебно-боевых задач, нарушение конституционных прав и свобод личности.
К ситуациям, в которых военнослужащие не вправе уклоняться от возложенных на них обязанностей, ссылаясь на крайнюю необходимость и угрозу жизни, добавлены ликвидация последствий стихийных бедствий и другие чрезвычайные обстоятельства.
Ответственность за неисполнение приказа наступает не только при открытом отказе, но и в случае, когда лицо принимает к исполнению приказ, но в действительности сознательно его не исполняет. Не образует преступления неисполнение заведомо незаконного приказа. Таковым считается приказ, направленный на преступление или нарушение законодательства либо не имеющий отношения к военной службе при условии осознания этих обстоятельств подчиненным.
Совершенное военнослужащим насилие, не причинившее вреда, считается преступлением, если оно представляло опасность для жизни и здоровья потерпевшего.
Скорректировано понятие оскорбления военнослужащего. Это унижение его чести и достоинства, затрагивающее его личные, профессиональные качества.
Разъяснены особенности квалификации таких преступлений, как дезертирство, оставление места службы, сдача в плен, повреждение, уничтожение, утрата военного имущества, нарушение правил обращения с оружием, правил эксплуатации военной техники, несения боевого дежурства.