Версия от 29 декабря 2018 года:
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Лицензирование отдельных видов деятельности
Тарифы и цены
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Строительство, градостроительство и архитектура
Сельское хозяйство
Транспорт и связь
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Основы государственно-правового устройства
Бюджетная система
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2018 г. N 47-П "По делу о проверке конституционности пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества "Инкар", акционерных обществ "Лизинговая компания "КАМАЗ" и "Новая перевозочная компания"
КС не усмотрел противоречий в налоговой льготе для организаций в отношении движимого имущества, учтенного с 01.01.2013 в качестве основных средств.
Норма, освобождающая организации от налога на движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств (кроме принятого в результате реорганизации/ликвидации юрлиц или от взаимозависимых лиц), не противоречит Конституции РФ.
По мнению Конституционного Суда, норма не предполагает, что на имущество, которое не признавалось объектом налогообложения у первоначального (предыдущего) собственника до сделки между взаимозависимыми лицами, реорганизации или ликвидации юрлиц, нужно платить налог лишь потому, что оно было учтено в результате реорганизации, ликвидации или передачи между взаимозависимыми лицами.
Более того, иное толкование данной нормы означает ее применение с обратной силой в отношении имущества, учтенного с 1 января 2013 г. до 1 января 2015 г., что недопустимо. Именно в этот период все движимое имущество, учтенное в качестве основных средств с 1 января 2013 г. (в т. ч. произведенное после этой даты), было полностью и без оговорок изъято из числа объектов, облагаемых налогом на имущество организаций.
Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 486-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
За госрегистрацию аттракционов надо уплатить госпошлину.
Установлены размеры госпошлины за регистрацию аттракционов. Они зависят от степени потенциального биомеханического риска аттракционов и конкретных регистрационных действий.
Положения о размерах госпошлины вступают в силу через 1 месяц со дня официального опубликования данного закона.
Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 493-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"
Списание налоговых долгов, освобождение услуг от НДС и дивидендов от налога на прибыль: поправки к НК РФ.
Скорректирован НК РФ.
Согласно поправкам передача имущества и (или) имущественных прав по соглашениям о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве реализацией товаров, работ и услуг не признается.
Налоговые долги будут списывать, если суд возвратил заявление о признании должника банкротом или прекратил производство по делу о банкротстве из-за отсутствия средств на судебные расходы.
От НДС освобождаются:
- медицинские услуги иностранных юрлиц и ИП, которые работают в международном медицинском кластере;
- услуги, оказываемые при международных воздушных перевозках непосредственно в международных аэропортах России (по перечню Правительства РФ).
Ранее от НДС освобождались услуги по обслуживанию воздушных судов, которые определены Правительством РФ и оказываются непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве России. Теперь от НДС освобождаются только услуги по аэронавигационному обслуживанию.
От налога на прибыль освобождаются некоторые виды дивидендов, получаемых от иностранных компаний.
Поправки вступают в силу со дня опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок.
Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 477-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
Тарифы по взносам на травматизм в наступающем году не изменятся.
Определены страховые тарифы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на 2019-2021 гг.
Тарифы и порядок уплаты взносов остаются прежними. Сохраняется и льгота по уплате взносов при использовании труда инвалидов.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 г.
Приказ Федеральной налоговой службы от 20 декабря 2018 г. N ММВ-7-3/828@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья в электронной форме"
Добыча углеводородного сырья: подаем декларацию по налогу на дополнительный доход.
ФНС утвердила форму, электронный формат и порядок заполнения декларации по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Декларация подается лично или через представителя. Ее можно направить по почте (с описью вложения) или в электронном виде по ТКС.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 декабря 2018 г. Регистрационный N 53107.
Приказ Федеральной налоговой службы от 20 декабря 2018 г. N ММВ-7-3/830@ "Об утверждении формы заявления о согласовании порядка распределения расходов по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, порядка ее заполнения и порядка согласования порядка распределения расходов по налогу на дополнительный доход"
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья: ФНС подготовила документы для согласования порядка распределения расходов.
С 1 января 2019 г. вводится налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Дополнительный доход в целях налогообложения уменьшается на фактические расходы по добыче углеводородного сырья на участке недр и расчетные расходы.
Налогоплательщик обязан вести раздельный учет фактических расходов по каждому участку недр, в отношении которого исчисляется налог.
Фактические расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены к конкретному участку недр или к расходам от иной деятельности, учитываются отдельно по каждому участку недр. Чтобы согласовать порядок распределения этих расходов, налогоплательщик может обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением. ФНС утвердила форму заявления, порядок ее заполнения и правила согласования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 декабря 2018 г. Регистрационный N 53103.
Приказ Федеральной налоговой службы от 20 декабря 2018 г. N ММВ-7-3/829@ "Об утверждении формы уведомления об освобождении от исполнения обязанности налогоплательщика по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, формата ее представления в электронной форме"
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов: форма уведомления об освобождении от обязанностей налогоплательщика.
С 2019 г. вводится налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Утверждены форма и формат уведомления об освобождении от исполнения обязанностей плательщика по данному налогу.
Подать уведомление можно будет в отношении отдельных участков недр, отказавшись тем самым от применения налога на дополнительный доход. При этом недропользователь будет уплачивать НДПИ.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 декабря 2018 г. Регистрационный N 53106.
Приказ Федеральной налоговой службы от 20 декабря 2018 г. N ММВ-7-3/827@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых в электронной форме"
В декларации по НДПИ появился новый раздел.
ФНС обновила форму и формат декларации по НДПИ и порядок ее заполнения. В ней введен новый раздел для исчисления и уплаты налога при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, в отношении которой исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Приказ вступает в силу по истечении 2 месяцев со дня опубликования. Декларация представляется за налоговый период, следующий за месяцем вступления приказа в силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 декабря 2018 г. Регистрационный N 53108.
Приказ Федеральной налоговой службы от 18 декабря 2018 г. N ММВ-7-3/818@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 10.02.2017 N ММВ-7-3/178@"
Акцизы: появились формы реестров счетов-фактур по нефтяному сырью и средним дистиллятам.
ФНС утвердила формы:
- реестра счетов-фактур, выставленных поставщиком средних дистиллятов лицу, занимающемуся переработкой средних дистиллятов;
- реестра счетов-фактур, выставленных поставщиками нефтяного сырья лицу, занимающемуся переработкой нефтяного сырья.
На основании этих реестров можно получить вычет по акцизам.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 декабря 2018 г. Регистрационный N 53105.
Приказ Федеральной налоговой службы от 04 декабря 2018 г. N ММВ-7-17/785@ "Об утверждении Перечня иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами"
К автоматическому обмену страновыми отчетами подключилось еще больше государств и территорий.
ФНС составила новый перечень государств (территорий), с компетентными органами которых совершается автоматический обмен страновыми отчетами.
Список государств расширен с 49 до 53 за счет включения Катара, Китая, Коста-Рики и Нигерии. Перечень территорий увеличен с 2 до 4 за счет Бермуд и Кюрасао.
Прежний перечень утрачивает силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 декабря 2018 г. Регистрационный N 53122.
Приказ Федеральной налоговой службы от 4 декабря 2018 г. N ММВ-7-17/784@ "Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией"
ФНС будет обмениваться финансовой информацией с еще большим числом стран.
ФНС обновила список государств (территорий), с которыми она обменивается финансовой информацией. Речь идет о сведениях, полученных от российских организаций финансового рынка, об их клиентах, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
Перечень стран увеличился с 62 до 75, а список территорий - с 11 до 13. В числе новых - Азербайджан, Аруба, Багамы, Бахрейн, Гренада, Катар, Кувейт, Маршалловы острова, Монако, ОАЭ, Гонконг, Макао.
Прежний приказ утратил силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 декабря 2018 г. Регистрационный N 53123.
Приказ Федеральной налоговой службы от 7 ноября 2018 г. N ММВ-7-2/628@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)"
Обновлены формы документов, используемых налоговыми органами.
Утверждены новые формы документов, предусмотренных НК РФ и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
В частности, это требование о представлении уведомления о контролируемых иностранных компаниях, требование о представлении пояснений, решение о проведении выездной налоговой проверки, протокол допроса свидетеля, требование о представлении документов (информации), постановление о назначении экспертизы, акт налоговой проверки, решение о принятии обеспечительных мер (всего 58 форм).
Также прописаны основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки; требования к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе; порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов.
Прежние формы признаны утратившими силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 декабря 2018 г. Регистрационный N 53094.
Приказ Федеральной налоговой службы от 26 ноября 2018 г. N ММВ-7-21/664@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 05.12.2016 N ММВ-7-21/668@"
Декларация по транспортному налогу: новые штрих-коды и правила заполнения.
В форме декларации по транспортному налогу изменились штрих-коды. Пересмотрены коды видов транспортных средств, а также коды налоговых льгот и вычетов. Скорректирован порядок заполнения декларации. В частности, отменена норма, согласно которой по кодам строк 023, 025, 027 исчисленная сумма авансовых платежей по налогу в отношении большегрузов, зарегистрированных в реестре ПЛАТОН, принимает значение "0".
Приказ вступает в силу по истечении 2 месяцев со дня опубликования и применяется с налогового периода 2019 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 декабря 2018 г. Регистрационный N 53069.
Информация Федеральной налоговой службы от 18 декабря 2018 г. "Порядок налогообложения объектов капитального строительства физлиц изменится с 2019 года"
ФНС сообщила об изменениях с 2019 г. в налогообложении имущества граждан.
С 2019 г. число регионов, в которых имущество граждан будет облагаться налогом исходя из кадастровой стоимости, увеличится с 63 до 70. В них к налогообложению привлекаются зарегистрированные в упрощенном порядке без определения инвентаризационной стоимости садовые, дачные дома, хозпостройки площадью более 50 кв. м, гаражи. Это коснется и жилых помещений, введенных в эксплуатацию с 2013 г., по которым не определялась инвентаризационная стоимость, но есть кадастровая оценка. Понижающий коэффициент 0,2 применяется к первому налоговому периоду расчета налога, 0,4 - ко второму, 0,6 - к третьему.
В остальных регионах для расчета налога инвентаризационная стоимость объектов индексируется на коэффициент-дефлятор 1,481.
Гражданам налог не пересчитают, если это повлечет увеличение налога.
В случае оспаривания кадастровой стоимости ее новое значение будут учитывать с периода налогообложения по оспоренной стоимости.
Предпенсионеры освобождаются от налога по одному объекту определенного вида.
Банковская деятельность
Информация Банка России от 21 декабря 2018 г. "Об отзыве у банка "Донхлеббанк" лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации"
Донхлеббанк остался без банковской лицензии и лицензии на работу с ценными бумагами.
С 21 декабря 2018 г. ЦБ РФ отозвал у ПАО "Донхлеббанк" (Ростов-на-Дону, 298 место в банковской системе) лицензию на осуществление банковских операций. Одновременно аннулирована лицензия на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Банк финансировал комплексные строительные проекты группы компаний, принадлежащих его основному собственнику. При реализации ряда проектов возникли трудности, что привело к образованию значительного объема проблемных активов. Было выявлено значительное снижение собственных средств (капитала), что создало реальную угрозу интересам кредиторов и вкладчиков.
ЦБ РФ неоднократно применял меры надзорного воздействия, в том числе дважды ограничивал привлечение денег физлиц.
В ПАО "Донхлеббанк" действует временная администрация до назначения конкурсного управляющего либо ликвидатора. Банк участвует в системе страхования вкладов. Вкладчикам, в том числе ИП, выплатят страховое возмещение.
Информация Банка России от 21 декабря 2018 г. "Об отзыве у банка "РУССОБАНК" лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации"
РУССОБАНК лишился лицензии из-за сомнительных транзакций.
21 декабря 2018 г. ЦБ РФ отозвал лицензию у АО АКБ "РУССОБАНК". Кредитная организация занимала в общей системе 268 место. Ее руководство проводило сомнительные транзитные операции, связанные с теневой продажей наличных денег розничными торговыми предприятиями, а также выводом этих средств за рубеж. К банку неоднократно применялись меры надзорного воздействия.
Одновременно аннулирована лицензия на профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.
Сейчас в банке работает временная администрация до назначения ликвидатора.
Банк - участник системы страхования. Вкладчики могут получить страховое возмещение в размере 100% остатка средств, но не более 1,4 млн руб. в совокупности на одного вкладчика.
Лицензирование отдельных видов деятельности
Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 484-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности"
Запрет на сбыт электроэнергии без лицензии отсрочен на полтора года.
Введение запрета на сбыт электроэнергии без лицензии перенесено с 1 января 2019 г. на 1 июля 2020 г.
Поправки вступают в силу со дня опубликования.
Приказ Минфина России от 14 августа 2018 г. N 172н "О форме лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Минфин вводит новый бланк лицензии на производство и оборот алкоголя.
В лицензиях на розничную продажу алкогольной продукции теперь будут указывать координаты стационарного торгового объекта или объекта общепита.
Бланки ранее выданных лицензий менять не требуется.
Приказ вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 декабря 2018 г. Регистрационный N 53063.
Тарифы и цены
Приказ Минфина России от 14 декабря 2018 г. N 267н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11 мая 2016 г. N 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов"
Минфин поднял цены на бренди, коньяк и водку.
Минимальная закупочная цена на бренди у производителя увеличивается с 228 до 239 руб. за 0,5 л готовой продукции, на коньяк - с 314 до 329 руб. Минимальная розничная цена на бренди - 307 руб., на коньяк - 388 руб. за 0,5 л.
Повысились минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%. Розничная цена на водку увеличена на 10 руб. до 215 руб. за 0,5 л (крепостью свыше 39% до 40%).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 декабря 2018 г. Регистрационный N 53080.
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 488-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статьи 4.4 и 4.5 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
В России вводят единую систему мониторинга маркированных товаров.
Для защиты от фальсифицированных или контрафактных товаров в России создается единая информсистема мониторинга оборота маркированных товаров. Она постепенно должна охватить все отрасли промышленности. Правительство будет включать такие товары в специальный перечень. На них будут наносить машиночитаемый код маркировки, состоящий из кода идентификации и кода проверки. Система сможет проследить движение таких товаров от производителя до конечного потребителя.
Кабмин должен определить:
- оператора системы и порядок ее работы;
- информацию для обязательной передачи в систему;
- характеристики средств идентификации;
- размер платы за предоставление кодов маркировки.
Производители подлежащих маркировке товаров получат доступ к системе бесплатно.
Закон вступает в силу с 1 января 2019 г.
Приказ Федеральной налоговой службы и Министерства энергетики РФ от 20 декабря 2018 г. N ММВ-7-15/826@/1189 "Об утверждении состава и порядка представления Минэнерго России в ФНС России сведений о соглашениях о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей"
О невыполнении соглашений о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей ФНС узнает от Минэнерго.
Минэнерго передает в ФНС России сведения:
- о заключенных и расторгнутых соглашениях о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей;
- об организациях, которые не выполнили условия таких соглашений или выполнили их не в полном объеме.
Приведены формы и сроки представления данных. Они направляются по системе межведомственного электронного документооборота, а при отсутствии технической возможности - на электронных носителях с сопроводительным письмом в бумажном виде.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 декабря 2018 г. Регистрационный N 53100.
Строительство, градостроительство и архитектура
Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 478-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
"Долевка" будет возможна только для почти готовых домов.
Уточнен порядок регулирования деятельности застройщиков.
С 1 июля 2019 г. застройщик напрямую (без счетов эскроу) может привлекать средства граждан исходя из степени готовности домов и количества заключенных договоров. Конкретные показатели установит Правительство РФ. Изменились требования о привлечении средств в строительство объектов, разрешение на возведение которых выдано до 1 июля 2018 г.
Если застройщик получает кредит на строительство, то дольщики должны вносить средства на счета эскроу, открытые в уполномоченном банке, который предоставил кредит. Прописаны правила на случай рефинансирования кредита.
Средства дольщиков можно использовать на содержание помещений, машино-мест со дня ввода их в эксплуатацию, если права на такие помещения не зарегистрированы.
После ввода объекта в эксплуатацию, но до кадастрового учета застройщик вправе заключать договоры участия в долевом строительстве без уплаты взносов в фонд и без использования счетов эскроу. Однако это правило не применяется в отношении объектов, разрешения на строительство которых получены до 1 июля 2018 г.
Солидарная ответственность контролирующих застройщика лиц за убытки, причиненные дольщикам, заменена на субсидиарную.
Уточнен порядок предоставления сведений в Единую информационную систему жилищного строительства.
Ряд поправок связан с банкротством застройщика. Реестр требований жилых помещений заменен на реестр требований участников строительства. Введены дополнительные требования к конкурсному управляющему. Уточнен порядок передачи имущества застройщика-банкрота новому застройщику.
Закреплены особенности банкротства жилищно-строительных кооперативов.
Пересмотрены полномочия Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства.
Федеральный закон вступает в силу со дня его опубликования. Предусмотрен ряд переходных положений.
Сельское хозяйство
Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 491-ФЗ "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"
Правительство будет утверждать ежегодный доклад о реализации госпрограммы сельского хозяйства не в мае, а в июле.
В доклад включат следующие данные:
- индексы валовой продукции, инвестиций, доходов сельских граждан;
- показатели потребления основных продуктов питания на человека в год;
- показатели доли российских продуктов питания на потребительском рынке;
- рентабельность сельскохозяйственного производства;
- прогноз развития сельского хозяйства на предстоящий год и при необходимости предложения о корректировке государственной программы.
Результаты реализации подпрограмм оценит специально созданная экспертная комиссия.
Закон вступает в силу с 1 января 2019 г.
Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 475-ФЗ "О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
С 2020 г. для большинства граждан вводится запрет на рыболовные сети.
Урегулированы вопросы любительского рыболовства. Оно предполагает вылов для личных нужд, а также в рамках официальных физкультурных и спортивных мероприятий.
Предусмотрят суточную норму вылова. Установлен запрет на подводную охоту в местах массового отдыха и с аквалангами. По общему правилу нельзя будет использовать сети. Исключение - Север, Сибирь и Дальний Восток. Там сети можно будет использовать в установленные периоды. При этом сети будут поштучно маркировать - укажут ФИО рыболова, характеристики сети и ее учетный номер.
Переходные положения в отношении договоров о предоставлении рыбопромысловых участков, на основании которых организуется любительское и спортивное рыболовство, будут действовать с 1 января 2019 г. Остальные нормы применяются с 1 января 2020 г.
Транспорт и связь
Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 492-ФЗ "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи со строительством, с реконструкцией объектов транспортной инфраструктуры федерального и регионального значения, предназначенных для обеспечения транспортного сообщения между Таманским и Керченским полуостровами, и объектов инженерной инфраструктуры федерального и регионального значения на Таманском и Керченском полуостровах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части продления срока действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Закон о Крымском мосте действует до конца 2019 г.
Продлен срок действия закона, регулирующего вопросы транспортного сообщения между Таманским и Керченским полуостровами, до конца 2019 г. Изменения необходимы в связи с продлением сроков окончания строительства отдельных объектов транспортной инфраструктуры.
Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Приказ Министерства транспорта РФ от 18 сентября 2018 г. N 334 "О внесении изменений в Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 473"
Пассажиры смогут получить деньги за невозвратные билеты на поезда в случае болезни или если поезд отменен.
Минтранс уточнил правила ж/д перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа. Невозвратные билеты можно переоформить только на аналогичные. Обнаруженные в поездах дальнего следования безбилетники смогут купить только безвозвратные билеты.
Определены случаи, при которых можно вернуть деньги за неиспользованный невозвратный билет. Первый - внезапная болезнь пассажира или следующего с ним члена семьи, смерть члена семьи либо травмирование пассажира в результате несчастного случая, подтвержденные на дату отправления поезда. Гражданин получит стоимость билета без стоимости плацкарты, плату за сервисное обслуживание и иные платежи (кроме сбора за резервирование мест в поездах дальнего следования) при возврате билета в кассу станции посадки в течение 5 суток с момента отправления поезда. Однако нужно уплатить сбор за оформление возврата денег.
Второй случай - отмена или задержка отправления поезда либо непредоставление пассажиру места по билету. Гражданин получает полную стоимость проезда, сборы, плату за сервисное обслуживание (при наличии) и иные платежи. Сбор за оформление возврата денег не взимается.
Приказ вступает в силу с 1 января 2019 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 декабря 2018 г. Регистрационный N 53066.
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Изменились условия функционирования СЭЗ в Крыму и Севастополе и порядок деятельности международных компаний.
Основные поправки касаются функционирования СЭЗ в Крыму и Севастополе.
Без торгов можно будет заключить договор аренды государственного или муниципального земельного участка, расположенного в СЭЗ, для реализации договора об условиях деятельности. Отдельно урегулированы вопросы реализации участниками инвестпроектов. Контролировать их выполнение будут высшие исполнительные органы госвласти Крыма и Севастополя.
Уточнен порядок получения статуса участника СЭЗ. Особый режим в СЭЗ не будет распространяться на деятельность филиалов и представительств участников, расположенных за пределами зоны.
Прописаны случаи замены свидетельства о включении в единый реестр участников СЭЗ (выдачи дубликата).
Предусмотрен мониторинг исполнения договоров об условиях деятельности в СЭЗ.
Ряд поправок касается деятельности международных компаний. Урегулированы вопросы применения МСФО и российского законодательства по вопросам составления финансовой отчетности. Закреплены случаи и порядок включения в уставы арбитражных соглашений о передаче в третейский суд, администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением, всех корпоративных споров, связанных с участием в международных компаниях. Уточнены основания прекращения статуса международных компаний. Пересмотрен порядок выпуска ценных бумаг и выплаты дивидендов.
Федеральный закон вступает в силу со дня опубликования. До 1 января 2029 г. уставы международных компаний должны быть приведены в соответствие с указанными изменениями.
Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 496-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Закон об экологической экспертизе: что изменилось?
Скорректированы Закон об экологической экспертизе и другие акты.
Срок проведения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) по всем объектам сокращен с 3 до 2 месяцев. Возможность продлить срок по заявлению заказчика при этом осталась.
С 2019 г. в объекты ГЭЭ федерального уровня будет входить проектная документация объектов I категории. Указано, что эта норма не применяется к документации объектов капстроительства в следующих случаях:
- объекты введены в эксплуатацию или разрешение на их строительство выдано до 2019 г.;
- документация представлена на экспертизу до 2019 г.;
- подготовка документации предусмотрена утвержденной до 2019 г. проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа.
Полученные до 2019 г. разрешения на выбросы загрязняющих веществ для объектов I и II категорий будут действовать до истечения срока их действия либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия разрешений.
Поправки вступают в силу со дня опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок.
Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 495-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации"
Повышение пенсионного возраста не отразится на порядке наследования для нетрудоспособных граждан.
ГК РФ предусматривает особые правила наследования для нетрудоспособных лиц. Например, дети, супруги, родители и иждивенцы наследодателя, относящиеся к данной категории, наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (так называемая обязательная доля). Нетрудоспособными лицами считаются в т. ч. пенсионеры.
В связи с повышением пенсионного возраста особый порядок наследования решено сохранить за женщинами и мужчинами, достигшими 55 и 60 лет соответственно.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 г.
Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 487-ФЗ "О внесении изменения в статью 25.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Корпорация развития МСП получит господдержку для развития кредитования малого бизнеса.
Чтобы обеспечить предпринимателей кредитами, Корпорация развития МСП выдает независимые гарантии. Указано, что для исполнения обязательств по ним Корпорация с 2019 по 2029 г. включительно будет получать господдержку.
Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 480-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 35 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"
В 2019-2020 гг. для большинства субъектов малого и среднего бизнеса не будет плановых проверок.
В 2019-2020 гг. в отношении субъектов малого и среднего бизнеса плановые проверки можно проводить только в следующих случаях:
- в рамках госконтроля установлены категории риска, классы (категории) опасности;
- деятельность связана со здравоохранением, образованием, социальной сферой, теплоснабжением, электроэнергетикой, энергосбережением;
- в течение предыдущих 3 лет были совершены грубые правонарушения;
- речь идет о лицензируемых видах деятельности;
- плановые проверки проводятся в рамках контроля работы аудиторских организаций, в рамках федерального государственного пробирного надзора, госнадзора за радиационной безопасностью, за защитой гостайны, за использованием атомной энергии.
Все остальные виды плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего бизнеса запрещены с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г.
Отменены плановые проверки в рамках федерального госконтроля за тарифами в сфере водоснабжения и водоотведения. Обязательные плановые проверки сохранены только в рамках регионального госконтроля.
Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 479-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Инвесторам возместят ущерб при ликвидации игорной зоны до истечения 10 лет со дня ее создания.
Президент РФ подписал закон по вопросам ликвидации игорной зоны и изменения ее границ, если такое изменение влечет невозможность ведения деятельности. Правительству РФ запрещено принимать соответствующие решения до истечения 10 лет со дня создания зоны.
Решение, принятое по истечении 10 лет, должно предусматривать, что ликвидация игорной зоны или изменение ее границ возможны не ранее чем через 3 года. Убытки организатора азартных игр либо иных лиц, которым переданы земли и (или) расположенные на них объекты в этой игорной зоне, не возмещаются.
Если зона ликвидируется (меняются ее границы) до истечения 10 лет со дня ее создания на основании закона, то реальный ущерб, причиненный организатору азартных игр либо иным лицам, будет компенсирован.
Федеральный закон вступает в силу со дня опубликования. Предусмотрены переходные положения.
Дополнение пунктом 27.1 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 26 декабря 2018 г.)
Временным управляющим нельзя назначать кандидата, которого предложил аффилированный с должником кредитор.
Президиум Верховного Суда добавил еще один пункт в ранее утвержденный обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве.
Временным управляющим не может быть кандидат, которого предложил кредитор, аффилированный по отношению к должнику. Это относится и к ситуациям, когда предложение исходит от того, кто формально не аффилирован с должником, но может определять его действия.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 ноября 2018 г. N 950 "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок"
Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проекта санитарно-защитной зоны выполняется за 30 дней.
С 2 месяцев до 30 дней сокращен предельный срок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта санитарно-защитной зоны. Санитарно-эпидемиологическое заключение на такой проект выдается в течение 15 рабочих дней.
Для деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных болезней, нужно санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам условий выполнения работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе в области генной инженерии. Такое заключение действительно 5 лет.
Санитарно-эпидемиологическое заключение надо переоформить, если меняется вид работ, группа патогенности возбудителя инфекционной болезни.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 декабря 2018 г. Регистрационный N 53135.
Основы государственно-правового устройства
Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2018 г. N 3-ФКЗ "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Крым и Севастополь сами регулируют градостроительные отношения до конца 2020 г., а имущественные и земельные отношения - до начала 2023 г.
Продлен срок, в течение которого региональными актами Крыма и Севастополя по согласованию с федеральными властями устанавливаются особенности регулирования отдельных правоотношений:
- до 31 декабря 2020 г. - для градостроительных отношений;
- до 1 января 2023 г. - для имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета и госрегистрации недвижимости.
Ранее был предусмотрен единый срок, который истекал 1 января 2019 г.
Изменения позволят завершить мероприятия по интеграции Крымского региона в экономическую и правовую системы России.
Закон вступает в силу с 1 января 2019 г.
Бюджетная система
Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 494-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Что такое налоговые расходы публично-правовых образований и где их будут учитывать.
В БК РФ прописали понятие "налоговые расходы публично-правового образования". Это выпадающие доходы бюджетов, обусловленные налоговыми льготами и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на ОСС.
Названные расходы будут ежегодно оцениваться и учитываться при формировании основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, а также при анализе эффективности реализации государственных и местных программ. Для муниципалитетов данная норма вводится в действие с 1 января 2020 г.
Вместе с проектом закона о федеральном бюджете в Госдуму также будут вносить отчеты об оценке налоговых расходов РФ за отчетный и текущий финансовые годы, а также на очередной финансовый год и плановый период.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после даты опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.
Приказ Федерального казначейства от 10 октября 2018 г. N 37н "Об утверждении формы и порядка представления информации о потребности в осуществлении централизованных закупок программного обеспечения для ведения бюджетного учета и формирования потребности для осуществления централизованных закупок программного обеспечения для ведения бюджетного учета"
О необходимости закупить ПО для ведения бюджетного учета нужно уведомить Казначейство!
Федеральные органы власти, деятельностью которых руководит Правительство РФ, должны сообщать Федеральному казначейству о потребности в ПО для ведения бюджетного учета в целях его дальнейшей закупки.
Установлена форма для подачи таких сведений. Она представляется до 1 июля на бумажном носителе либо через систему межведомственного электронного документооборота. Указываются потребности федерального органа, его территориальных органов и подведомственных ФКУ. Приведен список соответствующих товаров, работ и услуг.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 декабря 2018 г. Регистрационный N 53111.
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Постановление Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2018 г. N 46-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И. Леоновой и Н.Я. Тимофеева"
Жильцы многоквартирных домов, перешедшие на индивидуальное отопление, вправе платить только за отопление в целях содержания общего имущества.
КС признал неконституционной норму, которая не позволяет жильцам многоквартирных домов платить за отопление в целях содержания общего имущества отдельно от отопления жилых/нежилых помещений.
Данная норма неправомерно обязывает тех, кто живет в домах с центральным отоплением, но перешел на индивидуальное отопление помещений и при этом обеспечивает там требуемый температурный режим, платить за фактически не используемую ими для обогрева энергию, поступающую по централизованным сетям.
Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
Регионы могут отложить "мусорную" реформу на год, а мегаполисы - на три.
С 1 января 2019 г. Россия переходит на новую систему обращения с отходами через регионального оператора, который будет собирать плату с жителей отдельно от остальной "коммуналки".
Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю разрешено отложить реформу до 1 января 2022 г. Остальные регионы, которые пока не могут перейти на новые правила, могут получить отсрочку до 1 января 2020 г. В таком случае они будут вывозить мусор по своему плану, согласованному с федеральным центром. Плата за вывоз пока остается в составе общей платы за коммунальные услуги.
Регламентированы действия региональных властей в тех случаях, когда конкурсный отбор регионального оператора признан несостоявшимся или его деятельность досрочно прекращена.
Объекты размещения отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющие необходимой документации, можно включать в специальный перечень и использовать без лицензии до 1 января 2023 г. После этой даты их нужно обустроить и рекультивировать.
Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 482-ФЗ "О внесении изменений в статью 164 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Внесены изменения, касающиеся непосредственного управления многоквартирными домами и выделения жилья сиротам.
Граждане, которые самостоятельно управляют своим многоквартирным домом, не будут размещать в ГИС ЖКХ договоры о выполнении работ:
- по содержанию систем внутридомового газового оборудования;
- по эксплуатации лифтов и подъемных платформ для инвалидов;
- по аварийно-диспетчерскому обслуживанию.
Эти договоры станут размещать в ГИС ЖКХ лица, которые выполняют данные работы.
Также уточнено ограничение на общее количество квартир, выделяемых сиротам в одном доме. Согласно поправкам оно не касается домов с числом квартир менее 10 и населенных пунктов с численностью жителей ниже 10 тыс. человек.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2018 г. N 1616 "Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Кабмин определил порядок временного управления многоквартирными домами.
Если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали способ управления домом, не реализовали выбранный способ или не определили управляющую компанию, то ее назначит орган местного самоуправления. Она будет работать до выбора жильцами способа управления или до заключения договора с компанией, определенной собственниками или по итогам открытого конкурса, но не более 1 года. Будет сформирован перечень временных управляющих компаний.
Правительство РФ установило:
- порядок назначения временных управляющих компаний;
- правила формирования и обновления перечня таких организаций.
Постановление вступает в силу со дня введения норм ЖК РФ о временном управлении многоквартирными домами.
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Постановление Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2018 г. N 45-П "по делу о проверке конституционности части первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.В. Трофимовой"
Право на сохранение среднего заработка после увольнения должно быть у всех, кого увольняют из-за ликвидации юрлица.
КС признал, что сохранение среднемесячного заработка в течение 2 месяцев трудоустройства после увольнения гарантировано сейчас не всем работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации.
Оспоренная норма ТК лишает данной выплаты тех, кто приобрел право на нее после прекращения организации-работодателя. Следовательно, данная норма не соответствует Конституции РФ и должна быть скорректирована. При этом законодатель вправе установить как виды гарантий для увольняемых в связи с ликвидацией организации, так и порядок их предоставления.
До внесения изменений работодатели должны либо выплачивать указанным работникам повышенное выходное пособие, либо использовать иные законные механизмы.
Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 476-ФЗ "Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2019 год"
Определен ожидаемый период выплаты накопительной пенсии на 2019 г.
Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии на 2019 г. составит 252 месяца (21 год).
Этот показатель применяется для расчета размера накопительной пенсии и определяется на основании статистических данных о продолжительности жизни получателей данной пенсии.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 г.
Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 481-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
МРОТ вырастет на 117 рублей.
С 1 января 2019 г. текущий размер МРОТ (11 163 руб.) увеличат на 117 руб.
Постановление Правления Пенсионного фонда России от 3 декабря 2018 г. N 502п "Об утверждении форм заявлений и уведомлений, инструкций по их заполнению, порядка доведения до сведения застрахованных лиц указанных форм заявлений, уведомлений и инструкций по их заполнению"
Граждане подают заявление о выборе пенсионного фонда по новым формам.
ПФР обновил следующие документы в сфере пенсионного обеспечения:
- заявления застрахованных граждан о переходе и о досрочном переходе из ПФР в НПФ, из НПФ в ПФР, из одного НПФ в другой с инструкциями по заполнению;
- уведомления гражданина о замене выбранного страховщика и об отказе от смены страховщика с инструкциями по заполнению;
- порядок доведения до сведения застрахованных лиц названных форм и инструкций.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 декабря 2018 г. Регистрационный N 53132.
Постановление Правления Пенсионного фонда России от 29 октября 2018 г. N 464п "Об утверждении Порядка оформления электронного документа, содержащего сведения об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста"
Статус предпенсионера подтвердит электронный документ.
ПФР установил правила оформления электронного документа, в котором содержатся сведения об отнесении гражданина к предпенсионерам. Такой документ формируется автоматически на основании имеющихся у Фонда сведений. При их отсутствии гражданин информируется о возможности получения сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, а также его дополнения и уточнения.
Документ направляется гражданину на его электронный адрес не позднее 3 рабочих дней со дня регистрации его запроса.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 декабря 2018 г. Регистрационный N 53099.
Постановление Правления Пенсионного фонда России от 6 декабря 2018 г. N 507п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 января 2017 г. N 3п"
Обновились формы представления в ПФР сведений для индивидуального (персонифицированного) учета.
ПФР утвердил новые формы и электронные форматы:
- сведений о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ);
- сведений по страхователю, передаваемых в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1);
- данных о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР);
- сведений о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ).
Установлен порядок заполнения форм.
Прежний приказ утратил силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 декабря 2018 г. Регистрационный N 53092.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам клинических рекомендаций"
Президент РФ подписал закон о применении клинических рекомендаций при оказании медпомощи.
Урегулированы вопросы разработки клинических рекомендаций и их применения при оказании медпомощи.
Минздрав утвердит перечень заболеваний или состояний, в соответствии с которым будут составляться клинические рекомендации. Разработкой рекомендаций займутся медицинские профессиональные некоммерческие организации. Документ необходимо пересматривать не реже 1 раза в 3 года. Уточнен порядок организации оказания медпомощи.
Страховые медорганизации на основе клинических рекомендаций будут проводить экспертизу качества медпомощи.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 г., за исключением некоторых положений. Клинические рекомендации по новым правилам должны быть утверждены до конца 2021 г. Прежние клинические рекомендации (протоколы лечения) применяются до их пересмотра и утверждения, но не позднее 31 декабря 2021 г.
Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 497-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Продлено действие дополнительных гарантий для отдельных категорий граждан при приеме в вуз.
До 1 января 2021 г. продлено действие нормы о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа и ветеранам боевых действий особого права приема на обучение по программам бакалавриата и специалитета в пределах квоты. Условие - успешное прохождение вступительных испытаний.
Дополнено содержание Положения о госаккредитации образовательной деятельности. Речь идет о правилах учета сведений о независимой оценке качества подготовки обучающихся при проведении госаккредитации.
Уточнен порядок приема на подготовительные отделения вузов.
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с признанием недействительными решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2018 г.)
ВС представил правовые позиции по оспариванию решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства.
Президиум Верховного Суда изучил практику споров вокруг решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства. В целях единообразия выработан ряд правовых позиций.
Например, собрание кредиторов должника вправе принять решение по вопросу, прямо не отнесенному Законом о банкротстве к его компетенции. Такое решение не должно препятствовать процедурам банкротства и исполнению арбитражным управляющим его обязанностей, вторгаться в сферу компетенции иных лиц.
Собрание также вправе отменить собственное решение, принятое ранее. Это возможно, пока оно не начало влиять на права и законные интересы лиц, не входящих в сообщество кредиторов.
Нарушение порядка уведомления о проведении собрания, из-за чего кредитор не смог в нем участвовать, - повод признать решения этого собрания недействительными.
Собрание не вправе переизбирать отдельных членов комитета кредиторов.
Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство
Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов и международных коммерческих арбитражей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2018 г.)
Верховный Суд уделил внимание третейским судам.
Президиум Верховного Суда утвердил обзор судебной практики по делам об оспаривании и принудительном исполнении решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей.
Арбитражное соглашение - основание компетенции третейского суда и международного коммерческого арбитража. Его можно оформить не только самостоятельным документом. Такое соглашение может содержаться и в отдельных положениях договора. Стороны вправе заключить альтернативное соглашение, позволяющее истцу по своему усмотрению обратиться в определенный третейский суд, международный коммерческий арбитраж или в суд. Если же по такому соглашению только одна сторона вправе пойти в суд, то оно недействительно в части, лишающей этого вторую сторону. В таком случае каждая сторона вправе обратиться как в обычный суд, так и в третейский.
Еще один блок вопросов - компетенция третейских судов. Они не вправе рассматривать споры, вытекающие из публичных правоотношений. К их компетенции не относятся также дела по приватизации и споры из контрактов, заключенных по 44-ФЗ.
Это лишь некоторые правовые позиции, которые вошли в обзор.
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 декабря 2018 г. N 43 "О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2011 года N 21 "О практике применения судами законодательства об исполнении приговора" и от 22 декабря 2015 года N 58 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания"
Пленум Верховного Суда разобрался с назначением и исполнением уголовных наказаний.
Пленум Верховного Суда уточнил и дополнил разъяснения по назначению уголовного наказания и исполнению приговора. Он указал, как применять принудительные работы, когда можно отменить условное осуждение, как решать вопрос о заключении под стражу осужденного, который уклоняется от отбывания наказания. Пленум ответил и на другие вопросы, возникшие в судебной практике.
Принудительные работы могут быть альтернативой лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести либо первое тяжкое преступление, если статья УК прямо предусматривает этот вид наказания наряду с лишением свободы. В случае такой замены дополнительное к лишению свободы наказание не назначается.
Самого факта опьянения еще недостаточно, чтобы признать его отягчающим обстоятельством. Если суд сочтет это таким обстоятельством, он должен мотивировать свое решение в приговоре.
При злостном уклонении от уплаты штрафа его заменяют любым другим основным наказанием, кроме лишения свободы. В таком случае нужно учитывать размер назначенного штрафа и его неуплаченной части.
Судебные решения по вопросам, связанным с исполнением приговора, могут быть обжалованы в вышестоящую инстанцию, а также пересмотрены по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.