Версия от 4 августа 2018 года:
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Валютное регулирование и валютный контроль
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Гражданское право, приватизация
Лицензирование отдельных видов деятельности
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Строительство, градостроительство и архитектура
Сельское хозяйство
Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя
Транспорт и связь
Информация, реклама и СМИ
Страховая деятельность
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Основы государственно-правового устройства
Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Семейное право
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Административные правонарушения, административная ответственность
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 234-ФЗ "О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Госпошлину за электронную регистрацию юрлиц и ИП решено отменить.
При подаче электронных документов для госрегистрации юрлиц и ИП, изменений в учредительные документы, ликвидации юрлица и прекращения деятельности ИП не надо платить госпошлину.
При личном обращении в регистрирующий орган и оформлении бумажного заявления размер и порядок уплаты госпошлины сохраняются.
Закон вступает в силу с 1 января 2019 г., но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 233-ФЗ "О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Пострадавших в результате ЧС освободят от госпошлины за восстановление любых утраченных документов.
Скорректирован НК РФ.
Граждане, пострадавшие в результате ЧС, освобождаются от госпошлины за выдачу нового паспорта взамен утраченного.
Установлено, что освобождение касается восстановления любых документов, утраченных в результате ЧС.
Закон вступает в силу с 01.01.2019, но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня опубликования.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования"
Имущественные налоги граждан решено объединить единым платежом.
Физлица могут уплачивать налоги через МФЦ, в которых по решению региональных властей организована возможность принимать средства в счет уплаты.
Введен институт единого налогового платежа физлица для уплаты транспортного, земельного налога и (или) налога на имущество. Средства в бюджет перечисляются физлицом добровольно на соответствующий счет Федерального казначейства. Платежи засчитываются налоговым органом самостоятельно в счет предстоящих платежей по указанным налогам либо в счет уплаты задолженности по ним. Закреплены правила такого зачета. Гражданину предоставлено право на возврат единого платежа, если решение о зачете не было принято.
Обеспечена возможность уточнять платежи. Инспекции могут делать это самостоятельно.
Введена ответственность местных администраций, организаций федеральной почтовой связи, МФЦ за нарушение срока перечисления в бюджет платежей, предусмотренных НК РФ.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 231-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"
Налоговики получают доступ к аудиторской тайне.
Должностным лицам налоговых органов предоставлено право истребовать у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов полученные ими при осуществлении аудиторской деятельности и оказании прочих связанных с ней услуг документы (информацию), служащие основаниями исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора) налогоплательщиком (плательщиком сбора, страховых взносов, налоговым агентом). Налоговый орган может истребовать указанные документы, если они не были предоставлены ему самим налогоплательщиком (плательщиком сбора, страховых взносов, налоговым агентом) при проведении в отношении него выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Также налоговики могут истребовать у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) документы (информацию) при поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. При этом аудиторская организация вправе проинформировать аудируемое лицо о получении требования налогового органа и передаче касающейся его информации, если запрос иностранного компетентного органа не содержит запрета на такое информирование.
Определены основания истребования названных документов (информации). Это решение руководителя (его заместителя) ФНС России. Установлены требования к его содержанию.
Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) должна представить налоговому органу истребуемые документы (информацию) в течение 10 дней после получения соответствующего требования.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 г., но не ранее чем через 1 месяц со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 230-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в части учета в налоговых органах структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, представительств иностранных религиозных организаций"
Уточнен порядок налогового учета отдельных международных и иностранных организаций.
Изменения касаются налогового учета структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, представительств иностранных религиозных организаций.
В частности, инспекции обязаны совершать необходимые действия по месту ведения деятельности организаций в России через филиал или представительства в течение 5 дней с момента получения соответствующих сведений, сообщенных Минюстом России, и в тот же срок выдать (направить) такой организации свидетельство о постановке на учет.
Изменения, внесенные в сведения об указанных организациях, занимающихся деятельностью в России, об их филиалах, представительствах подлежат учету по месту нахождения таких филиалов или представительств на основании сведений, сообщенных Министерством.
В случае выбытия филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации из соответствующего реестра, исключения представительства иностранной религиозной организации из реестра представительств иностранных религиозных организаций снятие с учета филиала или представительства производится по месту нахождения такого филиала или представительства на основании сведений, сообщенных Министерством.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования.
Приказ Федеральной налоговой службы от 09 апреля 2018 г. N ММВ-7-20/207@ "О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Федеральной налоговой службы от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@"
ККТ: актуализированы форматы фискальных документов.
Приведены в соответствие с законодательством о применении ККТ форматы фискальных документов, обязательные к использованию.
Изменения касаются, в частности, реквизитов фискальных документов и описания их значений.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 июля 2018 г. Регистрационный N 51693.
Приказ Минфина России от 29 июня 2018 г. N 146н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концессионные соглашения"
Для организаций госсектора установлен федеральный стандарт бухучета "Концессионные соглашения".
Утвержден федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора "Концессионные соглашения".
Приведены правила учета имущества, обязательств, доходов и расходов концедента, особенности раскрытия информации.
Стандарт используется при ведении бюджетного, бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений с 01.01.2020, составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности таких учреждений начиная с отчетности 2020 г.
Он применяется одновременно с федеральным стандартом "Концептуальные основы бухучета и отчетности организаций госсектора".
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 июля 2018 г. Регистрационный N 51673.
Информация Федеральной налоговой службы от 31 июля 2018 г. "ФНС России рассмотрела спор о правомерности продления выездной проверки по тем же основаниям, что и ранее"
Одинаковое основание для продления срока выездной проверки сначала до четырех, а затем до шести месяцев - правомерно!
В силу НК РФ срок выездной проверки не должен превышать 2 месяцев. Он может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях - до 6 месяцев.
Налогоплательщик посчитал незаконным второе продление срока из-за объема проверяемых документов и контрольных мероприятий.
ФНС России разъяснила, что необходимость и сроки продления проверки определяются в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела. Принятие такого решения находится под контролем вышестоящего налогового органа.
В данном случае решение о продлении проверки до 6 месяцев является законным, т. к. направлено на обеспечение проведения наиболее полного и всестороннего налогового контроля, способствует определению правильности исчисления, а также полноты и своевременности внесения платежей в бюджет.
При этом на лицо не возлагаются обязанности, не предусмотренные НК РФ. Не возникает препятствий для ведения предпринимательской деятельности.
Банковская деятельность
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
ЦБ РФ будет проводить контрольные сделки по аналогии с контрольными закупками.
Скорректированы Законы о банках, об аудиторской деятельности и о гособоронзаказе.
Указано, что при направлении ЦБ РФ, Агентством по страхованию вкладов в следственные органы заявлений и материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела они предоставляют сведения, составляющие банковскую тайну, включая сведения о конкретных операциях и сделках, а также о клиентах.
С 01.01.2019 ЦБ РФ сможет проводить с кредитными организациями контрольные сделки (по аналогии с контрольными закупками). Они будут организовываться в случаях обоснованного предположения о том, что деятельность кредитной организации может нанести ущерб ее кредиторам и вкладчикам или создать угрозу их законным интересам, выявления признаков нарушения кредитной организацией требований законодательства и (или) прав клиентов. То же касается некредитных финансовых организаций.
В Законе о гособоронзаказе уточнен режим использования отдельного счета.
Также в него введена глава об особенностях банковского сопровождения при переводе сопровождаемой сделки в иной уполномоченный банк.
В соответствии с ней сопровождаемая сделка может быть переведена на банковское сопровождение из уполномоченного банка в иной уполномоченный банк по 2 основаниям: принятие Правительством РФ по согласованию с Президентом РФ решения об исключении банка из категории уполномоченных; принятие Правительством РФ решения о переводе сопровождаемой сделки (сопровождаемых сделок) в иной уполномоченный банк, определенный таким решением.
Поправки вступают в силу со дня опубликования.
Постановление Правительства РФ от 21 июля 2018 г. N 857 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1711"
Уточнены условия выделения субсидий в связи с выдачей россиянам, имеющим детей, льготной ипотеки.
Скорректирован порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам, имеющим детей.
Получателями выступают российские кредитные организации (как и ранее) и ДОМ.РФ (новое наименование АИЖК).
Речь также идет о кредитах, выданных по 31 марта 2023 г. в случае рождения с 1 июля по 31 декабря 2022 г. второго ребенка и (или) последующих детей.
Уточнены направления субсидирования. В частности, средства выделяются на возмещение недополученных доходов по кредитам (займам), выданным на приобретение жилья (с учетом установленных требований), на погашение ранее оформленных кредитов на эти цели, по которым с 1 августа 2018 г. по 31 декабря 2022 г. (а при рождении с 1 июля по 31 декабря 2022 г. второго ребенка и (или) последующих детей - по 31 марта 2023 г.) заключены допсоглашения о рефинансировании. Прописаны условия.
Общая сумма кредитов (займов) не изменилась и составляет 600 млрд руб.
Дополнительно определено, что субсидии предоставляются по кредитам (займам), договор по которым заключен начиная с 1 января 2018 г., со дня предоставления кредита (займа) гражданам в течение 8 лет в связи с рождением с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г. не менее 2 детей (второго, третьего ребенка и (или) последующих детей), в т. ч. одновременно.
Поправки позволяют вводить процентную ставку по кредиту (займу) ниже 6% годовых. При этом субсидии выделяются исходя из уровня ставки 6% годовых.
Скорректированы отдельные условия предоставления субсидий, требования к кредитам (займам).
Установлено, что кредиты (займы), выданные до регистрации договора участия в долевом строительстве (договора уступки прав требования по указанному договору), но не ранее 1 января 2018 г., могут быть учтены начиная с любого отчетного месяца после регистрации договора.
Информация Банка России от 27 июля 2018 г. "Банк России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 7,25% годовых"
Ключевая ставка по-прежнему составляет 7,25%.
Банк России решил оставить ключевую ставку на прежнем уровне - 7,25%.
Ожидается, что в конце 2018 г. инфляция составит 3,5-4%, а в 2019 г. она временно превысит 4% из-за увеличения НДС. Годовые темпы роста потребительских цен вернутся к 4% в начале 2020 г.
Приведена аналитическая информация по денежно-кредитным вопросам, экономической активности и инфляционным рискам.
Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 14 сентября 2018 г.
Валютное регулирование и валютный контроль
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 248-ФЗ "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"
В валютном законодательстве прописали возможность зачета встречных требований и обязательств между российскими и иностранными операторами связи.
Скорректирован Закон о валютных регулировании и контроле.
Решено расширить перечень случаев, когда резиденты могут не зачислять на свои банковские счета инвалюту или рубли. Теперь это возможно при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров об оказании услуг международной электросвязи (включая международный роуминг) между операторами связи - нерезидентом и резидентом.
В частности, это могут быть расчеты с участием специализированных расчетных организаций, зарегистрированных на территориях государств - членов Международного союза электросвязи.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 247-ФЗ "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"
Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением...
В Закон о валютном регулировании внесена поправка.
Предусмотрена возможность зачисления резидентами, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе, денежных средств в иностранной валюте на счета, открытые Службе в уполномоченных банках (в валюте, в которой открыты такие счета), либо на счета, заведенные в уполномоченных банках федеральным госорганам, реализующим полномочия в сфере уголовного судопроизводства.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после даты его официального опубликования.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
Резидент признается исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки в случае введения в отношении него санкций иностранным государством.
Усовершенствованы правила валютного контроля.
Во-первых, резидент признается исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки в случае введения в отношении него санкций иностранным государством. ФНС России будет вести перечень таких резидентов.
Во-вторых, при предоставлении резидентами нерезидентам займов введена обязанность резидентов представлять уполномоченным банкам информацию о сроках исполнения нерезидентами обязательств по возврату займов.
Ряд изменений касается страхования российскими экспортерами дебиторской задолженности иностранных покупателей. В число разрешенных между резидентами валютных операций включены операции по уплате страховой премии, выплате страхового возмещения по договорам страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, а также операции по выплате вознаграждения и иностранной валюты по сделкам, обеспечивающим исполнение обязательств нерезидента по внешнеторговому договору (контракту).
Резидент признается исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки, если он обеспечил получение на банковские счета (свои или выгодоприобретателя) в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, полученной по сделке, обеспечивающей исполнение обязательств нерезидента по внешнеторговому договору (контракту). При этом полученная денежная сумма должна быть не ниже установленного значения.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24 июля 2018 г. N 123 "О Критериях включения в одно регистрационное удостоверение нескольких модификаций медицинского изделия, относящихся к одному виду медицинского изделия в соответствии с применяемой в Евразийском экономическом союзе номенклатурой медицинских изделий"
О включении нескольких модификаций медицинского изделия, относящихся к одному виду, в одно регистрационное удостоверение.
Утверждены Критерии включения нескольких модификаций медицинского изделия, относящихся к одному виду, в одно регистрационное удостоверение.
Выделены 6 критериев. Все они должны соблюдаться одновременно. Среди них производство модификаций одним производителем по одной технической документации; отнесение модификаций к одному классу потенциального риска применения; различные комплектации/технические параметры, не влияющие на принцип работы и функциональное назначение.
Решение вступает в силу по истечении 30 дней с даты опубликования.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 223-ФЗ "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года"
Скорректированы правила определения страны происхождения товаров в СНГ.
Ратифицирован Протокол, вносящий изменения в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ.
Протокол подписан в Ташкенте 3 ноября 2017 г. Он вносит изменения в основания непредоставления режима свободной торговли. Предусмотрено разграничение условий непредоставления режима свободной торговли при выпуске товаров и после выпуска товаров. Актуализирован перечень условий, при которых таможенный орган вправе не предоставить режим свободной торговли. Исключена возможность предоставления режима свободной торговли на основании письма уполномоченного органа без сертификата о происхождении товара формы СТ-1. Предусмотрена необходимость уведомления уполномоченным органом, выдавшим названный сертификат, таможенного органа страны ввоза об аннулировании этого сертификата. Закреплена норма о невлиянии опечаток в указанном сертификате на предоставление режима свободной торговли.
Также Протокол устанавливает основания, достаточные для предоставления режима свободной торговли после выпуска товаров.
Постановление Правительства РФ от 25 июля 2018 г. N 868 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. N 1417"
О декларировании производителями и импортерами товаров и упаковки, подлежащих утилизации.
Скорректировано Положение о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории России за предыдущий календарный год готовых товаров, в т. ч. упаковки.
Указано, что многооборотная упаковка товаров декларируется как товар.
При заполнении декларации теперь должны использоваться не только первичные учетные либо таможенные, но и товарно-сопроводительные документы.
Копии данных документов по запросу Росприроднадзора (его территориального органа) должны предоставляться в течение 10 рабочих дней.
Количество упаковки теперь указывается для каждого наименования упаковки в килограммах с точностью до одного килограмма. Ранее это касалось только товаров.
Указано, что если юрлицо или ИП одновременно является производителем товаров и импортером товаров, то декларация представляется в Росприроднадзор.
Обновлена форма декларации.
Гражданское право, приватизация
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 225-ФЗ "О внесении изменения в статью 1080 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"
Правила ответственности за совместно причиненный вред: поправка к ГК РФ.
Поправка касается статьи ГК РФ об ответственности за совместно причиненный вред.
Закреплено, что лицо, неправомерно завладевшее чужим имуществом, которое впоследствии было повреждено либо утрачено в результате действий другого лица, совершенных независимо от первого лица, отвечает за причиненный вред.
При этом непосредственный причинитель вреда не освобождается от его возмещения.
Лицензирование отдельных видов деятельности
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 249-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
О переоформлении лицензий и открытии публичного депозитного счета службе судебных приставов.
Прописано, что в случае если нормативным правовым актом изменяются наименование лицензируемого вида деятельности, перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, необходимость переоформления лицензии должна определяться этим актом.
Также указано, что публичные депозитные счета, владельцем которых является служба судебных приставов, подлежат открытию не позднее 1 января 2020 г.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 271-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики"
Промышленная безопасность, безопасность гидротехнических сооружений и в сфере электроэнергетики: законодательные нормы о подготовке и аттестации работников.
Введены нормы, посвященные подготовке и аттестации работников в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений и в сфере электроэнергетики.
Закреплена необходимость прохождения указанной аттестации не реже 1 раза в 5 лет. Категории работников, на которых возлагается такая обязанность, определит Правительство РФ.
Типовые дополнительные профессиональные программы в области промышленной безопасности опасных производственных объектов утверждаются Ростехнадзором по согласованию с МЧС России.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 г.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 255-ФЗ "О внесении изменений в статьи 7 и 22 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Об информационном обеспечении мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в регионах.
Скорректирован Закон об энергосбережении.
К полномочиям органов власти регионов относится информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
Указано, что данные полномочия могут осуществляться подведомственными учреждениями, к деятельности которых относится указанное обеспечение.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" по вопросам заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии"
О заключении договоров купли-продажи электроэнергии, производимой на технологически изолированных территориях.
Регионы уполномочены устанавливать предельные (минимальный/максимальный) уровни цен (тарифов) на электроэнергию (мощность) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, произведенную на соответствующих территориях.
Это необходимо для заключения двусторонних договоров купли-продажи электроэнергии. Тарифы устанавливаются на срок не менее 5 лет. При этом энергопринимающие устройства должны быть введены в эксплуатацию после 1 июля 2017 г.
Цель поправок - повышение инвестиционной привлекательности соответствующих территорий.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Строительство, градостроительство и архитектура
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 259-ФЗ "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"
О защите конкуренции в сфере строительства.
Скорректирован Закон о защите конкуренции.
Поправки касаются рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.
Указано, что жалобы в т. ч. могут подаваться в случаях незаконного отказа в приеме документов, заявлений; предъявления к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных нормативными правовыми актами.
До внесения изменений по данным основаниям могли быть обжалованы только действия организаций, эксплуатирующих коммунальные сети (электричество, вода, газ, тепло).
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 236-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
КоАП РФ: поправки в части ответственности региональных госорганов, контролирующих долевое строительство.
Скорректирован КоАП РФ. Поправки касаются нарушений законодательства должностными лицами органов, осуществляющих в регионах госконтроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
Так, введена ответственность (при отсутствии уголовно наказуемого деяния) за необоснованную выдачу положительного заключения о соответствии застройщика и проектной декларации установленным требованиям (об отказе в выдаче). Штраф для должностных лиц - от 50 до 100 тыс. руб.
За размещение в информационной системе жилищного строительства неполной, заведомо искаженной информации или ее отсутствие, нарушение порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения введен штраф до 30 тыс. руб. для должностных лиц и до 200 тыс. руб. для юрлиц. Предусмотрена ответственность за повторные нарушения.
Субъектами ЕИС являются, в частности, региональные госорганы в сфере долевого строительства, строительного надзора, госрегистрации прав на недвижимое имущество, статистики, а также застройщики и Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства.
Закон вступает в силу с 01.10.2018.
Сельское хозяйство
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 261-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О концессионных соглашениях" и статью 7 Федерального закона "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Для с/х производителей расширены возможности доступа к проектам, реализуемым в форме государственно-частного партнерства или концессионных соглашений.
Объектами концессионных соглашений, а также соглашений о государственно- и муниципально-частном партнерстве могут быть объекты производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения с/х продукции. При этом они должны соответствовать критериям, установленным Правительством РФ.
Решено отказаться от утверждения отдельных специальных перечней таких объектов.
Поправки позволят расширить доступ с/х производителей к механизмам государственно- и муниципально-частного партнерства, будут способствовать укреплению региональных экономик, модернизации с/х отрасли, реализации импортозамещающих масштабных проектов.
Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"
За что будут нести ответственность товарные агрегаторы?
Урегулирована деятельность информационных посредников между потребителями товаров (услуг) через Интернет и продавцами товаров (исполнителями услуг).
Введено понятие "владелец агрегатора информации о товарах (услугах)", т. е. вступающее с потребителями в возмездные отношения лицо (организация либо ИП), но само при этом не заключающее соответствующую сделку.
Закон обязывает владельцев подобных сервисов предоставлять на своих сайтах потребителям информацию о себе и продавце (исполнителе), а также обо всех произошедших в ней изменениях. Продавцы, в свою очередь, обязаны будут сообщать агрегатору достоверную информацию о себе и также размещать ее на своих сайтах. В случае изменения такой информации они должны проинформировать агрегатора в течение одного рабочего дня, одновременно уточнив информацию на своем сайте. Агрегатор, получив такую информацию, также в течение дня должен отразить изменения и на своем сайте.
Кроме того, на агрегаторов возлагается ответственность за убытки потребителя из-за недостоверных сведений о товаре либо продавце. При этом названы случаи освобождения агрегатора от ответственности.
Установлены случаи, в которых агрегатор по требованию потребителя обязан вернуть сумму предварительной оплаты товара (услуги). В частности, это ситуации, когда товар не доставлен (услуга не оказана) в срок и потребитель в связи с этим направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от них и сообщил об этом агрегатору. В возврате предоплаты может быть отказано, если продавец предоставит агрегатору подтверждение о передаче товара потребителю.
Закон вступает в силу с 01.01.2019.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 244-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части права органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на осуществление мероприятий по защите прав потребителей"
О защите прав потребителей на уровне муниципалитетов.
Скорректирован Закон об общих принципах организации местного самоуправления.
Предусмотрено право органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района осуществлять мероприятия по защите прав потребителей.
Транспорт и связь
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 253-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Поправки к Уставу ж/д транспорта.
Внесены изменения в Устав железнодорожного транспорта России.
Росжелдор по согласованию с ФАС России должен утвердить порядок проведения текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов, включающий в себя критерии определения обеспеченности инфраструктуры пунктами такого ремонта, перечень неисправностей груженых или порожних грузовых вагонов, требующих текущего отцепочного ремонта, ответственность за качество его проведения, порядок отцепки и прицепки вагонов в пути следования для проведения текущего отцепочного ремонта, сроки направления вагонов на указанный ремонт. Речь также идет о порядке определения размера платы перевозчику и (или) владельцу инфраструктуры в связи с такими отцепкой и прицепкой в случае, если текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов был проведен по причинам, не зависящим от названных лиц.
Расширен круг лиц, которые несут ответственность за убытки, возникшие в процессе перевозки в связи с произошедшими по их вине аварийными ситуациями, включая перевозку грузов, грузобагажа с соблюдением особых условий перевозки, загрязнение окружающей среды, перерывы в движении поездов. Согласно поправкам это не только грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), перевозчики, владельцы инфраструктур, но и иные физические и юридические лица. Указанная ответственность включает в том числе возмещение расходов на ликвидацию таких ситуаций.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после даты его официального опубликования.
Постановление Правительства РФ от 26 июля 2018 г. N 870 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Программа льготного автокредитования продлена.
На 2018-2020 гг. решено продлить действие программы льготного автокредитования.
Речь идет о предоставлении кредитным организациям субсидий на возмещение части затрат по кредитам, выданным в этот период на покупку автомобилей.
Скидка, предоставляемая при приобретении автомобиля на территории Дальневосточного федерального округа, увеличена до 25%.
Уточнены условия предоставления субсидий кредитным организациям. Автомобиль должен быть приобретен в 2018 г. или в 2017 г. В последнем случае дата ПТС - не ранее 1 декабря 2017 г. Срок действия кредитного договора не может превышать 36 месяцев, если такие договоры оформлены до 31 декабря 2017 г. включительно.
В договоре о предоставлении субсидии должны быть предусмотрены условия о его расторжении.
Расчеты субсидий необходимо предоставлять отдельно по общей скидке (10%) и по скидке 25% (при приобретении автомобиля на территории Дальневосточного федерального округа).
Напомним, что возмещаются затраты на уплату первоначального взноса.
Информация, реклама и СМИ
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в статью 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 12 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
За отсутствие возрастной маркировки продукции СМИ будут штрафовать.
Закреплено право производителя, распространителя продукции СМИ заключить с лицом, предоставившим ему для опубликования программу теле- и (или) радиопередач, перечень и (или) каталог информационной продукции, гражданско-правовой договор, по которому на указанное лицо возлагается обязанность отметить знаком информационной продукции такие программы, перечни и (или) каталоги.
Введена административная ответственность за опубликование в СМИ программ, перечней и (или) каталогов без размещения упомянутого знака либо со знаком, не соответствующим категории информационной продукции. Граждан будут штрафовать на сумму от 1 000 до 2 000 руб., должностных лиц - от 3 000 до 7 000 руб., юрлиц - от 10 000 до 50 000 руб.
Однако если имеется вышеуказанный гражданско-правовой договор, то ответственность возлагается на лицо, предоставившее программу, перечень и (или) каталог без размещения знака либо со знаком, не соответствующим категории информационной продукции.
Страховая деятельность
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
Минимальный размер уставного капитала страховщиков увеличивают.
Закон направлен на совершенствование процедуры лицензирования и повышение финансовой устойчивости страховых организаций.
Уточнены требования к страховщикам. Так, им запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность, не связанную со страховым делом. Минимальный размер уставного капитала страховщика увеличивается до 300 млн руб., а для перестрахования - до 600 млн руб. При этом предусматривается переходный период для приведения размера уставных капиталов в соответствие с новыми требованиями. Увеличение не касается страховых организаций, осуществляющих ОМС.
Скорректирован порядок лицензирования страховых организаций. Так, для получения лицензии на страхование надо представить бизнес-план. Уже работающие страховые компании должны представить в ЦБ РФ бизнес-план в течение 1 года.
Предусмотрена обязанность страховых организаций (кроме осуществляющих ОМС) утвердить положение об оценке страховых рисков и управлении ими.
Страховые тарифы должны рассчитываться в соответствии со стандартами актуарной деятельности.
Уточнен порядок прекращения страховой деятельности субъекта страхового дела или его ликвидации в связи с отзывом лицензии.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 г., за исключением положений об увеличении минимального размера уставного капитала, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.
Письмо Банка России от 23 июля 2018 г. N ИН-06-53/49 "Информационное письмо об отдельных вопросах определения имущественного интереса страхователя по договору ОСАГО"
С кем страховщик заключает договор ОСАГО в виде электронного документа?
ГК РФ предусмотрено, что страхователь должен обладать имущественным интересом в заключении договора страхования.
Законом об ОСАГО обязанность страхования возложена на владельцев транспортных средств (ТС). К ним относятся собственник ТС, а также лицо, владеющее ТС на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании.
Таким образом, страхователем по договору ОСАГО является законный владелец ТС или иное лицо, имеющее имущественный интерес в страховании. Указанные субъекты имеют возможность подать заявление о заключении договора в форме электронного документа.
В связи рисками заключения такого договора лицами, не имеющими имущественного интереса в страховании, Банк России полагает, что при заключении договора в электронной форме страхователь, не являющийся собственником ТС, должен быть указан в качестве лица, допущенного к управлению ТС.
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 262-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации"
Национальная система аккредитации: усовершенствования.
Усовершенствован порядок аккредитации.
В частности, предусмотрено право аккредитованного лица актуализировать свою область аккредитации в связи с изменением документов, в соответствии с которыми оно осуществляет свою деятельность, если эти изменения не связаны с установлением новых требований к компетенции аккредитованного лица.
Закреплена возможность сокращения области аккредитации аккредитованного лица, действие аккредитации которого было приостановлено в отношении всей области аккредитации, если это лицо не устранило выявленные нарушения только в отношении части области аккредитации.
В целях удаления с рынка недобросовестных лиц, в том числе выдающих сертификаты соответствия без проведения необходимых испытаний, расширены требования к деятельности аккредитованных лиц и экспертов по аккредитации, введены дополнительные основания приостановления или прекращения действия аккредитации.
Установлены особенности осуществления аккредитации национальным органом по аккредитации в отдельных сферах деятельности (сертификация систем менеджмента, персонала и др.).
Федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.
Введен запрет на рекламу работ или услуг по оценке (подтверждению) соответствия, выполняемых лицами, не имеющими аккредитации в национальной системе аккредитации.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 260-ФЗ "О внесении изменений в статьи 13 и 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в части совершенствования правового регулирования деятельности структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций"
Усовершенствован порядок создания на территории России структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
Закон направлен на совершенствование правового регулирования деятельности структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
Уточнен перечень оснований для отказа во внесении сведений о структурных подразделениях иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Отказ возможен, если представленные организацией документы и (или) содержащиеся в них сведения противоречат Конституции РФ и российскому законодательству.
Сокращен срок направления руководителем структурного подразделения в уполномоченный орган уведомления об адресе (месте нахождения) филиала или представительства и контактных телефонах. Это позволит более оперативно ставить структурные подразделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций на учет в налоговых органах.
Установлены требования к содержанию положения о филиале или представительстве иностранной некоммерческой неправительственной организации.
Кроме того, предусмотрена возможность исключения структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра в связи с принятием иностранной некоммерческой неправительственной организацией решения о его закрытии (прекращении его деятельности) на территории России.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 256-ФЗ "О внесении изменения в статью 22 Закона Российской Федерации "О государственной тайне"
Основания для отказа в допуске к гостайне приведены в соответствие с действующим законодательством.
К числу оснований для отказа в допуске к гостайне отнесены наличие статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против госвласти или об умышленном преступлении, наличие непогашенной или неснятой судимости за данные преступления, прекращение уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, если не истек срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности. Ранее речь шла о признании лица рецидивистом, о нахождении под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, о наличии неснятой судимости за эти преступления.
По-прежнему допуск к гостайне не предоставляется недееспособным или ограниченно дееспособным. При этом уточнено, что соответствующее решение суда должно вступить в законную силу.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 13.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Техническое состояние и эксплуатация аттракционов - под надзором регионов.
Расширен перечень вопросов, решение которых относится к полномочиям органов госвласти региона по предметам совместного ведения, реализуемым ими самостоятельно за счет бюджета субъекта (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Речь идет о региональном надзоре в области технического состояния и эксплуатации аттракционов (помимо самоходных машин и других видов техники). Перечень соответствующих требований и порядок надзора определит Правительство РФ.
Также к полномочиям органов госвласти региона по предметам совместного ведения отнесена госрегистрация самоходных машин и других видов техники, аттракционов (в порядке, установленном Правительством РФ).
Урегулированы вопросы проведения плановых (рейдовых) осмотров аттракционов.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после даты его официального опубликования.
Приказ Минфина России от 12 июля 2018 г. N 153н "О введении документа Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации"
На территории России вводятся в действие поправки к МСФО (IAS) 19 "Вознаграждения работникам".
На территории России вводится в действие документ МСФО "Внесение изменений в программу, сокращение программы или погашение обязательств по программе (Поправки к МСФО (IAS) 19)".
Он вступает в силу на территории России для добровольного применения - со дня его официального опубликования, для обязательного применения - в сроки, определенные в нем.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 июля 2018 г. Регистрационный N 51736.
Основы государственно-правового устройства
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного управления в сфере официального статистического учета"
В законодательство внесены поправки, касающиеся Росстата.
Функции Росстата по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета были переданы Минэкономразвития России.
В связи с этим внесены поправки в ряд законов (о физкультуре и спорте, контрактной системе, накопительной пенсии, о соцзащите чернобыльцев и инвалидов, о прожиточном минимуме и др.).
Поскольку указанными законами определены правоотношения, относящиеся в т. ч. к компетенции Росстата, изменениями уточнено указание на него как на "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации".
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.
Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 257-ФЗ "О внесении изменений в статьи 8 и 23 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" в части снятия иностранного гражданина или лица без гражданства с учета по месту пребывания в Российской Федерации"
Принимающей стороне предоставили возможность снимать иностранцев с миграционного учета по своей инициативе.
Расширен перечень оснований для снятия с миграционного учета. В их число включен факт убытия иностранного гражданина из места пребывания. По этому же основанию возможно снятие иностранца с учета по месту пребывания.
Принимающая сторона может направлять уведомление о снятии иностранца с учета по месту пребывания. При этом можно обратиться непосредственно в орган миграционного учета, воспользоваться услугами МФЦ либо почты.
Как отмечают авторы поправок, принимающая сторона, поставив на учет иностранца, ранее не имела возможности снять его с учета, даже если потеряла с ним контакт, расторгла трудовые отношения и т. д. При этом она может быть подвергнута взысканию, когда иностранец проживает не по месту учета.
Поправки позволят принимающей стороне действовать исходя из объективной информации о нахождении мигранта, а уполномоченному органу принимать меры по установлению фактического нахождения иностранца. В итоге повысится достоверность миграционного учета.
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 270-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Пересечение государственной границы на море: поправки к законодательству.
Скорректированы Закон о государственной границе и другие акты.
В Закон введена статья об особенностях пересечения государственной границы на море. Она предусматривает следующее.
В случаях, установленных Правительством РФ, допускается неоднократное пересечение границы без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля.
Во-первых, речь идет о пересечении границы российскими и иностранными судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств. В отношении них таможенный контроль не проводится только в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием).
Во-вторых, речь идет о пересечении границы российскими судами, прошедшими пограничный, таможенный и иные виды контроля при убытии с территории России, прибывающими на территорию нашей страны без цели захода в российские порты с последующим убытием с территории России.
Суда должны оснащаться техническими средствами контроля местоположения.
Неоднократное пересечение границы российскими судами будет осуществляться с предварительным уведомлением пограничных органов, иностранными судами - на основании разрешения пограничных органов.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 264-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Соцгарантии сотрудникам войск нацгвардии, членам их семей и иждивенцам: поправки.
Цель поправок - устранить правовую неопределенность по вопросам предоставления соцгарантий сотрудникам войск нацгвардии, имеющим специальные звания полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении.
Так, на указанных сотрудников распространено действие Законов о ветеранах, о госпособиях гражданам, имеющим детей, о пособиях детям погибших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.
Кроме того, внесены поправки, которые позволят лицам, находящимся на иждивении сотрудников войск нацгвардии, получать необходимое медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение.
Другие изменения направлены на предоставление всем категориям военнослужащих и сотрудников войск нацгвардии возможности подготовки в учебных воинских частях, учебных подразделениях и центрах войск нацгвардии, а также в образовательных организациях, учебных подразделениях и центрах других федеральных органов исполнительной власти на договорной основе.
Также закреплена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры предоставлять на безвозмездной основе войскам нацгвардии служебные и подсобные помещения, оборудование, средства и услуги связи. Оборудование помещений мебелью, оргтехникой и средствами связи и обеспечение технической эксплуатации этих помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) осуществляются за счет федерального бюджета.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Жилье для детей-сирот: поправки к законодательству.
Скорректированы законодательные акты, касающиеся обеспечения жильем детей-сирот, детей без попечения родителей, лиц из их числа (далее - сироты).
Согласно поправкам законные представители смогут подавать заявления о включении сирот в список на получение жилья. Органы опеки и попечительства смогут включать сирот в список, если заявления не были поданы. Сироты, которые не были включены в список до совершеннолетия или до приобретения ими полной дееспособности, смогут самостоятельно обращаться с заявлением о включении в список.
Единый порядок формирования списка и форму заявления установит Правительство РФ.
Указаны дополнительные случаи, когда сироты исключаются из списка. Помимо предоставления жилья и включения в список, к их числу решено отнести, например, прекращение у сироты российского гражданства.
Договор найма специализированного жилья, предоставляемого сиротам, теперь можно будет неоднократно заключать на новый 5-летний срок (ранее он заключался на новый 5-летний срок не более 1 раза).
Если совместное проживание ребенка с лишенными в его отношении родительских прав гражданами, иными лицами нарушает его права и законные интересы, то с требованием о принудительном обмене предоставленного по соцнайму жилья смогут обратиться в суд законные представители ребенка, орган опеки и попечительства либо прокурор. Уточнен порядок выселения лишенных родительских прав граждан, если их совместное проживание с детьми признано судом невозможным. Прописаны условия выселения сирот при неисполнении ими обязательств по договору найма специализированного жилого помещения.
Закупки жилья для сирот у собственников-физлиц согласно поправкам можно будет проводить путем запроса предложений, в т. ч. в электронной форме.
Поправки вступают в силу с 01.01.2019.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 226-ФЗ "О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Регионы могут компенсировать расходы на уплату взносов на капремонт совместно проживающим пенсионерам и инвалидам.
Инвалиды и неработающие собственники жилых помещений, достигшие 70 лет, могут быть частично освобождены от уплаты взносов на капремонт, достигшие 80 лет - полностью. Однако ранее в законодательстве не было предусмотрено льгот на случай, если пенсионеры и инвалиды проживают вместе.
В связи с этим ЖК РФ дополнен положениями, в соответствии с которыми регионы могут предоставить компенсацию расходов на уплату взноса на капремонт в том числе собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 или 80 лет и проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих инвалидов I и (или) II группы.
Закон вступает в силу с 1 января 2019 г.
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 252-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и статьи 1 и 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ"
Системы автоматического контроля выбросов/сбросов загрязняющих веществ: изменения.
Информация о показателях выбросов/сбросов загрязняющих веществ передается в госреестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Из состава госфонда данных государственного экологического мониторинга исключена информация о результатах производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора.
Программа производственного экологического контроля для отдельных объектов I категории дополнительно должна содержать программу создания системы автоматического контроля или сведения о ее наличии.
Срок создания системы автоматического контроля не может превышать 4 года со дня получения или пересмотра комплексного экологического разрешения.
Проектирование, строительство и реконструкция объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, должны осуществляться с учетом необходимости создания системы автоматического контроля выбросов/сбросов загрязняющих веществ.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением изменений в Закон об охране окружающей среды, которые вступают в силу с 1 января 2019 г.
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права граждан на получение информации о последствиях прекращения договоров об обязательном пенсионном страховании"
Обязательное пенсионное страхование: что нового?
Внесены поправки по вопросам ОПС.
В специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в т. ч. сведения о сумме дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, не подлежащего передаче в случае удовлетворения заявления застрахованного лица о досрочном переходе в ПФР, в НПФ или из НПФ в другой НПФ, или сумме убытка, не подлежащего гарантийному восполнению в случае удовлетворения заявления застрахованного лица о досрочном переходе. Эти сведения должны бесплатно предоставляться застрахованному лицу по его обращению.
Застрахованное лицо в случае подачи заявления о переходе (о досрочном переходе) в НПФ, из НПФ в другой НПФ или в ПФР может воспользоваться правом на отказ от смены страховщика по ОПС путем подачи в ПФР уведомления о таком отказе.
Теперь НПФ обязаны осуществлять расчет стоимости активов, составляющих пенсионные резервы, и совокупной стоимости пенсионных резервов фонда, текущей стоимости активов и стоимости чистых активов, составляющих пенсионные накопления, в порядке, определяемом Банком России. Ранее речь шла о расчете величины инвестиционного портфеля фонда и средств пенсионных резервов по рыночной стоимости.
Прописан еще один случай, когда требования кредиторов НПФ в связи с реорганизацией фонда, включая их заявления о переходе в другой фонд или ПФР, остаются без рассмотрения. Основанием для этого является подача кредитором уведомления об отказе от смены страховщика.
Предусмотрено использование системы межведомственного электронного взаимодействия при обмене информацией между ПФР и НПФ.
Уточнено, что заявление о переходе (о досрочном переходе) в НПФ, из НПФ в другой НПФ или в ПФР подается застрахованным лицом в ПФР не позднее 1 (а не 31) декабря текущего года. До подачи такого заявления застрахованное лицо должно быть уведомлено об условиях досрочного перехода.
Ряд поправок касается резерва ПФР по ОПС.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок.
Постановление Правительства РФ от 26 июля 2018 г. N 873 "О внесении изменений в типовую форму трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения"
Типовая форма трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения изменилась.
Скорректирована типовая форма трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения.
Расширен перечень обязанностей руководителей учреждений в сфере культуры, охраны здоровья, социального обслуживания, федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых проводится независимая оценка качества условий оказания услуг. Они должны обеспечивать выполнение плана по устранению недостатков, выявленных в ходе проведения независимой оценки качества условий оказания услуг. Дополнен перечень обязанностей работодателя. Речь идет об оценке эффективности работы руководителя с учетом результатов независимой оценки качества условий оказания услуг учреждением и выполнения упомянутого плана (в случае проведения такой оценки).
Уточнены положения о назначении стимулирующих выплат с учетом достижения показателей эффективности деятельности учреждения и работы руководителя.
Предусмотрена таблица для указания показателей эффективности работы руководителя.
Постановление вступает в силу по истечении 90 дней после его официального опубликования.
Семейное право
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в статьи 114 и 115 Семейного кодекса Российской Федерации"
Размер неустойки за несвоевременную уплату алиментов снижен, а также предусмотрена возможность освобождения от задолженности по ней.
Приняты изменения по вопросам начисления неустойки за несвоевременную уплату алиментов.
Ранее неустойка начислялась в размере 1/2 процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки. Этот размер снижен до 1/10 процента.
Предусмотрена возможность освобождения от уплаты задолженности не только по алиментам, но и по неустойке за их несвоевременную уплату.
Освобождение по соглашению сторон возможно, если речь не идет об алиментах на несовершеннолетних детей.
По иску лица, обязанного уплачивать алименты, суд может освободить его полностью или частично от задолженности по неустойке, если установит, что неуплата имела место в связи с болезнью этого лица или по другим уважительным причинам и его материальное и семейное положение не дает возможности погасить образовавшуюся задолженность.
Кроме того, размер неустойки может быть уменьшен судом с учетом материального и (или) семейного положения лица, обязанного уплачивать алименты, если неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства по уплате алиментов.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 268-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца одиннадцатого части второй статьи 16 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"
В случае призыва (поступления) на военную или приравненную к ней службу действие полиса ОМС приостановят.
Действие полиса ОМС решено приостанавливать в случае призыва (поступления) на военную или приравненную к ней службу на срок прохождения службы.
При поступлении на службу данные лица (кроме призывников) обязаны сдать полисы ОМС.
Определены основания для признания полиса ОМС недействительным.
Правительство РФ уполномочено утверждать порядок и методику определения численности застрахованных лиц (в т. ч. неработающих) для целей формирования бюджетов ФФОМС, ТФОМС, а также бюджетов регионов.
Численность неработающих застрахованных лиц в целях расчета годового объема бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом региона на ОМС неработающего населения, устанавливается на 1 января года, предшествующего очередному (ранее - на 1 апреля).
Дополнен перечень полномочий ТФОМС как страховщика.
Пересмотрены вопросы информационного взаимодействия госорганов и ФФОМС при ведении персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах.
Признана утратившей силу норма об обязанности ПФР предоставлять в ФФОМС сведения о работающих застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, необходимые для ОМС, в порядке, установленном соглашением между этими фондами.
С 1 октября 2018 г. вступают в силу нормы о предоставлении сведений, содержащихся в Едином госреестре записей актов гражданского состояния. Согласно поправкам данные о госрегистрации заключения и расторжения брака, установления отцовства, о внесении исправлений или изменений в соответствующие записи будут передаваться в т. ч. ТФОМС.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26 июня 2018 г. N 386н "О внесении изменений в Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 октября 2017 г. N 871н"
Закупки лекарств: изменения в правилах расчета НМЦК.
Скорректирован порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения.
В частности, установлены особенности применения оптовой надбавки при расчете НМЦК.
Использование референтной цены решено отложить до 1 января 2019 г.
До 1 июля 2019 г. в расчет цены за единицу лекарственного препарата принимаются данные заключенных контрактов без учета НДС, после указанной даты - данные исполненных контрактов без учета НДС и оптовой надбавки.
Уточнено, что принимается за цену единицы планируемого к закупке лекарственного препарата.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 июля 2018 г. Регистрационный N 51683.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 июля 2018 г. N 410н "О внесении изменения в приложение N 1 к Порядку проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2017 г. N 514н"
В перечень профилактических медосмотров детей в возрасте 1 года вернули осмотр офтальмологом.
В перечень профилактических медицинских осмотров детей в возрасте 1 года включен осмотр врачом-офтальмологом.
Это позволит своевременно диагностировать ретинобластомы, врожденную глаукому и косоглазие у данной категории детей.
Отметим, что ранее осмотр названным врачом входил в перечень профилактических медосмотров детей указанной категории, но с 1 января 2018 г. был отменен.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 июля 2018 г. Регистрационный N 51680.
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 258-ФЗ "О внесении изменения в статью 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
За военнослужащими - преподавателями учебных военных центров закрепили право на дополнительную жилплощадь.
Закон обеспечивает равные права на жилье для военнослужащих - преподавателей военных кафедр и учебных военных центров.
Он разработан во исполнение постановления КС РФ, который признал не соответствующей Конституции РФ норму, предоставляющую право на дополнительную жилую площадь только военнослужащим - преподавателям военных кафедр и лишающую такого права военнослужащих - преподавателей учебных военных центров.
Закон устраняет данное неравенство и закрепляет за военнослужащими - преподавателями учебных военных центров при федеральных вузах право на дополнительную жилплощадь.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 239-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Об ответственности за нарушение сроков и порядка оплаты гособоронзаказа.
Скорректирован КоАП РФ.
Поправки касаются ответственности должностного лица головного исполнителя гособоронзаказа за нарушение сроков и порядка оплаты товаров, работ, услуг, в т. ч. невыполнение обязанности по обеспечению авансирования организаций, входящих в его кооперацию.
Размер штрафа решено увеличить с 30 - 50 тыс. до 50 - 100 тыс. руб.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 235-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
КоАП РФ: у должностных лиц военной полиции новые полномочия.
В КоАП РФ внесены изменения, наделяющие должностных лиц военной полиции Вооруженных Сил РФ новыми полномочиями.
Они рассматривают отдельные административные дела в отношении военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, а также лиц гражданского персонала ВС РФ. Речь идет о нарушении запрета курения табака, о распитии алкоголя либо потреблении наркотиков, психотропных веществ, о появлении в общественных местах в состоянии опьянения. При этом правонарушение должно быть совершено на территории воинской части или в связи с исполнением служебных обязанностей.
Должностные лица военной полиции также составляют административные протоколы о незаконном обороте наркотиков и их потреблении, о невыполнении законных требований прокурора, следователя, дознавателя, о даче заведомо ложных показаний.
Кроме того, они наделены полномочиями применять меры обеспечения по делу об административном правонарушении в виде доставления и административного задержания.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после даты его официального опубликования.
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции"
Пересмотрена система федеральных судов общей юрисдикции и военных судов: появятся самостоятельные кассационные и апелляционные суды.
Решено создать структурно самостоятельные кассационные и апелляционные суды.
Кассационные и апелляционные суды отнесены к федеральным судам общей юрисдикции. Они действуют в пределах территории соответствующих судебных кассационных и апелляционных округов. Всего будет создано 9 кассационных и 5 апелляционных судов общей юрисдикции. Установлено, на территории каких регионов они действуют. Определены места их постоянного пребывания. Предусмотрена возможность образования постоянных судебных присутствий.
Кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Апелляционный суд общей юрисдикции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на судебные акты судов субъектов Федерации, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Кассационные и апелляционные суды действуют в составе президиума и судебных коллегий по гражданским, административным и уголовным делам.
В систему военных судов, помимо окружных (флотских) и гарнизонных военных судов, решено включить кассационный военный суд и апелляционный военный суд. Определены места их постоянного пребывания. Прописаны полномочия и порядок организации работы.
Принципиальным отличием установленного порядка от прежнего станет четкое распределение между разными судами функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке, которые ранее были сконцентрированы в одних и тех же судах.
Кроме того, установлен предельный возраст пребывания в должности председателя арбитражного суда округа, председателя кассационного суда общей юрисдикции, заместителя Председателя Верховного Суда РФ, заместителя Председателя Конституционного Суда РФ - 76 лет.
Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Предусмотрены переходные положения.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 266-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции"
В связи с созданием самостоятельных кассационных и апелляционных судов изменен ряд законодательных норм.
Изменения связаны с созданием структурно самостоятельных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, кассационных и апелляционных военных судов.
Урегулированы вопросы назначения на должность, привлечения к ответственности судей кассационных и апелляционных судов. Речь также идет о материальном обеспечении.
На данных лиц распространены гарантии неприкосновенности судей.
Уточнены отдельные вопросы представительства судей в органах судейского сообщества.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"
Введено новое дисциплинарное взыскание для судей, уточнена роль председателей судов.
Решено уточнить роль председателей судов при назначении судей, а также усовершенствовать порядок дисциплинарной ответственности последних.
Исключена возможность несогласия председателя суда с решением квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи.
Для судей введено такое дисциплинарное взыскание, как понижение в квалификационном классе за существенное нарушение Закона о статусе и (или) кодекса судейской этики. Условие - судья ранее уже подвергался дисциплинарному взысканию.
Решения о понижении в квалификационном классе будет принимать квалификационная коллегия судей. Класс понижается до непосредственно предшествующего тому, который имеется у судьи на момент принятия решения. Судья считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности, если он не совершил нового дисциплинарного проступка в течение срока пребывания в квалификационном классе, присвоенном ему в результате применения взыскания.
Повторная квалификационная аттестация судьи проводится только по истечении указанного срока.
Совет судей РФ, Президиум Совета судей РФ, совет судей региона наделены правом проводить проверку и обращаться в квалификационную коллегию судей с целью наложения на судью дисциплинарного взыскания.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2019 г.
Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Какова роль помощника судьи в гражданском процессе?
Внесены поправки в АПК РФ, ГПК РФ и Кодекс административного судопроизводства РФ.
Цель - унифицировать положения процессуального законодательства в части закрепления статуса помощника судьи. Соответствующие нормы уже содержатся в АПК РФ. Предусмотрена их корректировка. В ГПК РФ и Кодекс административного судопроизводства РФ введены дополнительные статьи.
Наряду с традиционным письменным протоколом теперь обязательно аудиопротоколирование в ходе каждого судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций (включая предварительное судебное заседание), а также при совершении вне судебного заседания отдельного процессуального действия. Аудиозапись запрещено вести в ходе закрытого судебного заседания.
Протокол может составляться не только секретарем судебного заседания, но и по поручению председательствующего помощником судьи.
Основной способ формирования состава суда с учетом нагрузки и специализации судей - использование АИС. Если она не функционирует, то допускается применение иного способа при условии, что будет исключено влияние лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2019 г.
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 229-ФЗ "О внесении изменений в статью 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
За самовольное подключение к нефте- и газопроводам можно сесть в тюрьму.
Введена уголовная ответственность за самовольное подключение к нефте- и газопроводам, нефтепродуктопроводам. При этом она грозит, если лицо ранее было подвергнуто административному наказанию за указанные деяния.
Предусмотрен штраф на сумму до 80 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев. Вместо штрафа могут назначить обязательные работы на срок до 360 часов либо исправительные работы на срок до 1 года. Альтернатива - ограничение свободы либо принудительные работы на срок до 2 лет. Самое строгое из возможных наказаний - лишение свободы на срок до 2 лет.
Кроме того, установлена санкция за разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов, а также технологически связанных с ними объектов, сооружений, средств связи, автоматики, сигнализации, которые повлекли или могли повлечь нарушение их нормальной работы и были совершены из корыстных или хулиганских побуждений.
Прописаны квалифицированные и особо квалифицированные составы вышеуказанных деяний с более строгим наказанием. Отягчающие обстоятельства - совершение деяния группой лиц по предварительному сговору, в отношении магистральных трубопроводов, причинение смерти по неосторожности, иные тяжкие последствия.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Формирование состава суда, статус помощника судьи, аудиозапись заседания: поправки к УПК РФ.
Президент подписал поправки к УПК РФ.
Использование автоматизированной информационной системы стало основным способом формирования состава суда. При невозможности ее использовать допускается иной порядок формирования состава суда, исключающий влияние на это лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства.
Закреплен процессуальный статус помощника судьи по аналогии со статусом и полномочиями помощника судьи в АПК РФ.
Введена обязательная аудиозапись судебного заседания (за исключением закрытого). Прописано право отдельных участников судопроизводства знакомиться с такой записью и подавать на нее замечания.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2019 г.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 227-ФЗ "О внесении изменения в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации"
За незаконные организацию и проведение азартных игр решено наказывать строже.
Уточнены нормы УК РФ об ответственности за незаконные организацию и (или) проведение азартных игр.
Наказание последует в т. ч. за ведение такой деятельности без лицензии (вне игорной зоны) и за систематическое предоставление помещений в этих целях.
Установлены нижние пределы наказаний в виде штрафа (по первой части статьи - 300 тыс. руб., по второй - 500 тыс. руб., третьей - 1 млн руб.) и в виде лишения свободы (1, 3 и 5 лет соответственно).
Под систематическим предоставлением помещений понимается предоставление помещений более двух раз.
Административные правонарушения, административная ответственность
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 241-ФЗ "О внесении изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
По делам о незаконных действиях коллекторов разрешено проводить административное расследование.
Скорректирован КоАП РФ.
Речь идет о правонарушениях в области защиты прав и законных интересов физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
Дело в том, что по указанной категории дел основной проблемой при рассмотрении вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности является сбор доказательств. Он затруднялся, поскольку не были закреплены соответствующие полномочия сотрудников ФССП России.
В связи с этим внесенной поправкой закреплена возможность проведения административного расследования по факту выявления вышеуказанных правонарушений до направления материалов административного дела в суд.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 240-ФЗ "О внесении изменений в статью 17.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Введена административная ответственность за игнорирование требований частных постановлений судов.
Закон вводит административную ответственность за непринятие мер по частному постановлению суда.
Предусмотрена ответственность в виде штрафа за оставление должностным лицом без рассмотрения частного постановления суда либо непринятие мер по устранению указанных в нем нарушений закона.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 238-ФЗ "О признании утратившим силу примечания 4 к статье 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Исключена избыточная норма КоАП РФ об исключении ответственности за неисполнение обязанности по репатриации валютной выручки.
КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение резидентом обязанности по репатриации валютной выручки. При этом было сделано примечание. Ответственность не наступает в случае зачисления на банковские счета резидента страховой выплаты по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору (контракту) в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков.
Одновременно Законом о валютном регулировании предусмотрено, что в соответствующем случае резидент признается исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки и, соответственно, в его действиях отсутствует состав правонарушения.
Таким образом, указанное примечание является избыточной нормой. Оно признано утратившим силу.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 237-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Об административной ответственности за незаконные организацию и проведение лотерей и азартных игр.
Скорректирован КоАП РФ.
Предусмотрена ответственность юрлиц за организацию и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо без лицензии/разрешения. Санкция - штраф от 800 тыс. до 1,5 млн руб. с конфискацией игрового оборудования.
Введена ответственность юрлиц за предоставление помещений для незаконных организации и (или) проведения азартных игр. Санкция - штраф от 800 тыс. до 1,5 млн руб.
Прописана ответственность за нахождение несовершеннолетних в игорном заведении либо привлечение организатором азартной игры таких лиц к работе в игорном заведении. Штраф для должностных лиц - от 30 до 50 тыс. руб., для юрлиц - от 300 до 500 тыс. руб.
Повышены штрафы за нарушения законодательства о лотереях.
Установлена ответственность за нарушение требований к местам распространения лотерейных билетов или электронных лотерейных билетов либо установки лотерейных терминалов. Штраф для граждан - от 3 до 5 тыс. руб., для должностных лиц - от 15 до 30 тыс. руб., для юрлиц - от 30 до 50 тыс. руб.
Также установлена ответственность за распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, квитанций или электронных лотерейных билетов среди несовершеннолетних либо прием лотерейных ставок от таких лиц, либо выплату, передачу или предоставление им выигрышей. Штраф для граждан - от 2 до 3 тыс. руб., для должностных лиц - от 10 до 20 тыс. руб., для юрлиц - от 20 до 40 тыс. руб.