Чтобы быть в курсе всех важных изменений законодательства за неделю, подпишитесь на еженедельную рассылку.
Версия от 2 июня 2018 года:
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя
Транспорт и связь
Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Приказ Федеральной налоговой службы от 14 мая 2018 г. N ММВ-7-8/256@ "Об утверждении Порядка признания безнадежными к взысканию и списания налоговым органом переданных органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи"
О списании долгов по страховым взносам в связи с принятием Закона о налоговой амнистии.
Установлены правила признания безнадежными к взысканию и списания налоговыми органами переданных органами ПФР и органами ФСС РФ недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017. Также они касаются сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР, органами ФСС РФ, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 01.01.2017 до даты подписания акта приема-передачи.
Решение о признании и списании (форма приводится) принимается налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физлица (месту учета ИП). Это возможно на основании протокола заседания комиссии, созданной налоговым органом, об установлении факта утраты налоговым органом возможности взыскания либо справки о суммах недоимки и задолженности (форма приводится), выписываемой налоговым органом.
Приказ вступает в силу по истечении 1 месяца со дня опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 мая 2018 г. Регистрационный N 51201.
Приказ Минфина России от 30 декабря 2017 г. N 277н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Информация о связанных сторонах"
Урегулированы вопросы формирования организациями госсектора данных о связанных сторонах.
Разработан федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора "Информация о связанных сторонах". Он применяется начиная с отчетности 2020 г.
Определен порядок формирования и раскрытия информации о юридических и (или) физических лицах, на деятельность которых субъект отчетности способен оказывать влияние, и (или) наоборот; об операциях со связанными сторонами.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 мая 2018 г. Регистрационный N 51159.
Приказ Минфина России от 28 февраля 2018 г. N 37Н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности"
Установлены требования к раскрытию бюджетной информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Утвержден федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора "Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности".
Он содержит требования к раскрытию бюджетной информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Стандарт применяется при составлении бюджетной и бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с отчетности 2020 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 мая 2018 г. Регистрационный N 51158.
Приказ Федеральной налоговой службы от 25 мая 2018 г. N ММВ-7-6/354@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 15.07.2011 N ММВ-7-6/443@"
Налоговую и бухгалтерскую отчетность можно подавать через официальный сайт ФНС России до 1 июля 2019 г.
ФНС России был запущен пилотный проект, позволяющий представлять налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде через официальный сайт Службы (кроме декларации по НДС).
В очередной раз решено продлить период проведения проекта - до 1 июля 2019 г.
Банковская деятельность
Информация Банка России от 25 мая 2018 г. "Об отзыве у банка "Уссури" лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации"
Хабаровский Банк "Уссури" остался без лицензии.
С 25.05.2018 у АО Банк "Уссури" (Хабаровск) отозвана лицензия на осуществление банковских операций. По величине активов на 01.05.2018 он занимал 275-е место в банковской системе России.
Деятельность руководства кредитной организации привела к образованию на ее балансе имущества, учтенного по завышенной стоимости. Объективное отражение стоимости активов выявило существенное снижение размера собственных средств (капитала). Кроме того, кредитной организацией осуществлялись "схемные" сделки с проблемной ссудной задолженностью, направленные на искусственное поддержание необходимого уровня капитала и формальное соблюдение пруденциальных норм деятельности.
В деятельности банка также установлены нарушения требований в области противодействия легализации преступных доходов в части корректности предоставляемой информации, а также идентификации клиентов и их бенефициарных владельцев.
Информация Банка России от 25 мая 2018 г. "Об отзыве у банка "О.К. Банк" лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации"
ПАО "О.К. Банк" более не вправе оказывать банковские услуги и заниматься профдеятельностью на рынке ценных бумаг.
25.05.2018 у ПАО "О.К. Банк" отозвана лицензия.
Причина следующая. В результате систематического проведения "схемных" операций по трансформации активов, направленных на сокрытие реального финансового положения банка и уклонение от исполнения требований надзорного органа об адекватной оценке принимаемых рисков, на балансе кредитной организации образовался значительный объем активов сомнительного характера. В мае 2018 г. осуществлены сделки с ценными бумагами, конечной целью которых являлся вывод значительной части ликвидных активов с ущербом для интересов кредиторов и вкладчиков.
До назначения конкурсного управляющего или ликвидатора в кредитной организации будет работать временная администрация. Полномочия исполнительных органов банка приостановлены.
В связи с отзывом банковской лицензии также аннулирована лицензия на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
ПАО "О.К. Банк" - участник системы страхования вкладов. Вкладчикам банка, в том числе ИП, полагается страховое возмещение в размере 100% остатка средств, но не более 1,4 млн руб. в совокупности на одного человека.
Согласно данным отчетности по величине активов на 01.05.2018 кредитная организация занимала 200 место в банковской системе России.
Методические рекомендации об отражении операций в форме отчетности 0409401 "Отчет уполномоченного банка об иностранных операциях" от 22 мая 2018 г. N 13-МР
Отчет уполномоченного банка об иностранных операциях: рекомендации по заполнению.
Разработаны рекомендации по заполнению новой формы 0409401 "Отчет уполномоченного банка об иностранных операциях". Напомним, что она содержится в указании ЦБ РФ от 24 ноября 2016 г. N 4212-У. Кроме того, в данный акт были внесены изменения.
Приведены конкретные примеры. Учтены установленные Банком России требования.
Рекомендации касаются в т. ч. заполнения раздела 1 "Движение иностранных активов отчитывающегося банка и доходы, начисленные к получению по ним", раздела 2 "Движение иностранных пассивов (обязательств перед нерезидентами) и доходы, начисленные к выплате по ним"; отражения операций по депозитам, по отдельным ценным бумагам.
Рекомендации по заполнению прежней формы отменяются.
Информационное письмо Банка России от 15 мая 2018 г. N ИН-06-59/28 "О рекомендациях к печати документов, подтверждающих совершение операции с использованием банкоматов"
Реквизиты чека из банкомата должны оставаться четкими и легко читаемыми как минимум 6 месяцев со дня его выдачи.
Граждане жалуются на невозможность прочтения реквизитов на чеках из банкоматов по истечении нескольких недель со дня их выдачи.
В связи с этим Банк России рекомендует кредитным организациям печатать платежные документы таким образом, чтобы их реквизиты оставались четкими и легко читаемыми (устойчивость изображения) в течение не менее 6 месяцев со дня их выдачи.
Для этого целесообразно использовать термочувствительную чековую ленту, которая обеспечивает длительную устойчивость изображения. Важно регулярно контролировать состояние чекового принтера.
Кроме того, учитывая социальный характер жилищно-коммунальных платежей, Банк России рекомендует кредитным организациям обеспечить для плательщиков возможность бесплатно получить копию подтверждающего документа (по запросу).
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 мая 2018 г. N 83 "О расчете дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров"
Расчет дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров, ввозимых в ЕАЭС: правила.
Урегулирован расчет дополнительных начислений (ДН) при определении таможенной стоимости товаров, ввозимых в ЕАЭС.
ДН могут относиться ко всем или нескольким наименованиям ввозимых товаров. В таких случаях величина ДН, подлежащих добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за каждое наименование товара, определяется пропорционально величине, определяемой отношением стоимости каждого наименования товара к общей стоимости товаров, к которым относятся такие ДН.
Исключение - ДН в виде расходов на перевозку (транспортировку), на погрузку, разгрузку или перегрузку. В отношении них величина ДН, подлежащих добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за каждое наименование товара, определяется пропорционально величине, определяемой отношением веса брутто каждого наименования товара к общему весу брутто товаров, к которым относятся такие ДН.
Если перевозка (транспортировка) осуществлялась безвозмездно или с помощью ТС покупателя (получателя) товаров, то величина расходов на перевозку (транспортировку) рассчитывается на основании тарифов на перевозку (транспортировку) товаров соответствующим видом транспорта, действующих в период перевозки (транспортировки) товаров или в соответствующий период времени (сезонность перевозки). В отсутствие сведений о тарифах используются данные бухучета по калькулированию расходов на перевозку (транспортировку) товаров с включением всех необходимых статей или элементов затрат.
Суммарная величина ДН в виде платежей за использование объектов интеллектуальной собственности по желанию декларанта может быть добавлена к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимый товар, в отношении которого применяется наибольшая адвалорная ставка ввозной таможенной пошлины, из числа товаров, к которым относятся такие ДН.
Решение вступает в силу по истечении 30 дней с даты опубликования.
Приказ Минфина России от 12 апреля 2018 г. N 78н "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров"
Разграничена компетенция таможенных органов по совершению операций в отношении подакцизных товаров.
Установлено, что таможенные посты Центральной акцизной таможни, за исключением Специализированного таможенного поста этой таможни, являются специализированными таможенными органами, чья компетенция ограничивается исключительно совершением операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров.
Прописана компетенция иных таможенных органов по обеспечению импортеров акцизными марками; по совершению операций в отношении подакцизных товаров, оборот которых подлежит лицензированию и (или) которые подлежат маркировке акцизными марками, неподакцизной спиртосодержащей пищевой и непищевой продукции, оборот которой подлежит лицензированию, а также пива (в т. ч. безалкогольного), сидра, пуаре (грушевого сидра) и медовухи (медового напитка).
Закреплена компетенция таможенных органов по совершению операций в отношении ввозимых в Россию автомобилей определенных марок.
Установлено, в каких случаях утвержденные правила не применяются.
Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после его официального опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 мая 2018 г. Регистрационный N 51180.
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Положение Минфина России и Банка России от 26 марта 2018 г. N 55Н/636-П "О порядке осуществления казначейского обеспечения обязательств при банковском сопровождении государственных контрактов"
Как в 2018 г. осуществляется казначейское обеспечение обязательств при банковском сопровождении госконтрактов?
Законом о федеральном бюджете на 2018 г. и плановый период предусмотрено казначейское обеспечение обязательств при банковском сопровождении госконтрактов. В связи с этим Минфином России и ЦБ РФ совместно разработано положение о казначейском обеспечении соответствующих обязательств.
Речь идет о госконтрактах для обеспечения федеральных нужд, заключенных в рамках 44-ФЗ, в отношении которых применяются правительственные правила банковского сопровождения. Условиями контрактов должно быть предусмотрено казначейское обеспечение обязательств в пределах суммы, необходимой для оплаты обязательств, возникающих при исполнении госконтрактов.
Прописаны правила взаимодействия госзаказчика, исполнителя (поставщика) по госконтракту, банка и Федерального казначейства. Установлен порядок выдачи, перевода, исполнения, отзыва казначейского обеспечения обязательств и возврата документов без исполнения.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 мая 2018 г. Регистрационный N 51152.
Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя
Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21 мая 2018 г. "О возможности получения в электронном виде результата услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений"
Санитарно-эпидемиологическое заключение теперь можно получить в электронном виде.
Санитарно-эпидемиологические заключения по результатам санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок можно получить в электронном виде.
Электронный вид СЭЗ формируется для заявлений, направленных начиная с 21 мая 2018 г. посредством Единого портала госуслуг.
Электронное заключение предоставляется через единый ресурс Роспотребнадзора. Нужно указать реквизиты заявки и оформленного документа, информация о которых автоматически предоставляется заявителю по факту закрытия заявки на Едином портале госуслуг.
Транспорт и связь
Постановление Правительства РФ от 26 мая 2018 г. N 604 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Импортную технику, помещаемую под процедуру свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области, не будут облагать утилизационным сбором.
В отношении отдельных видов и категорий колесных транспортных средств, самоходных машин и прицепов к ним, с даты выпуска которых прошло менее 3 лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области, утилизационный сбор не уплачивается.
Установлены перечни видов и категорий таких колесных транспортных средств, самоходных машин и прицепов к ним. Это, в частности, автобетононасосы, автокраны, автоцементовозы, автосамосвалы и прицепы (полуприцепы) самосвалов, автогрейдеры, бульдозеры, экскаваторы, дорожные катки, сельскохозяйственные колесные и гусеничные тракторы, зерноуборочные комбайны и др.
В отношении некоторых видов техники утилизационный сбор не уплачивается до 1 февраля 2019 г.
Данная мера позволит снизить финансовую нагрузку на потребителей, приобретающих импортную сельскохозяйственную, строительно-дорожную и коммунальную технику, не имеющую аналогов на территории России.
Постановление Правительства РФ от 23 мая 2018 г. N 588 "Об утверждении перечня услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, реализация которых не подлежит обложению (освобождается от обложения) налогом на добавленную стоимость"
Обслуживание воздушных судов: какие услуги освобождены от НДС?
Установлен перечень услуг по обслуживанию воздушных судов, не облагаемых НДС.
Это обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, обеспечение авиационной безопасности, обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, его хранение, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов на маршрутах обслуживания воздушного движения. Также от НДС освобождено аэронавигационное обслуживание воздушных судов в районе аэродрома.
Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС.
Приказ Министерства транспорта РФ от 3 мая 2018 г. N 169 "Об утверждении Порядка предоставления права на бесплатный проезд железнодорожным транспортом в дополнительных поездах (в том числе период предоставления права на бесплатный проезд, условия предоставления права на бесплатный проезд и допуска к посадке в транспортное средство, механизм учета поездок, требования к транспортному обслуживанию зрителей спортивных соревнований, лиц, включенных в списки, утвержденные органом, осуществляющим планирование и разработку механизма реализации усиленных мер безопасности при проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, и аккредитованных представителей средств массовой информации)"
ЧМ по футболу - 2018: новые правила получения бесплатного проезда в дополнительных поездах.
Ранее были уточнены некоторые вопросы подготовки и проведения ЧМ по футболу FIFA 2018 г. Так, предусмотрена возможность бесплатного проезда в дополнительных поездах не только зрителей, но и лиц, включенных в списки, утвержденные органом, осуществляющим планирование и разработку механизма реализации усиленных мер безопасности при проведении ЧМ, аккредитованных представителей СМИ.
В связи с этим утверждены новые правила предоставления бесплатного проезда. Они касаются зрителей, лиц, включенных в списки, и аккредитованных представителей СМИ.
Приводится перечень необходимых документов. В частности, указано, какие документы должны представить инвалиды-колясочники. Зритель сможет оформить бесплатный проезд ребенка до 5 лет, если он не занимает отдельного места.
Право на бесплатный проезд начинает действовать за 2 дня до начала первого матча и заканчивается через 2 дня после завершения последнего матча, а не на следующий день, как было предусмотрено ранее.
Прежние правила предоставления права на бесплатный проезд ж/д транспортом в дополнительных поездах утрачивают силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 мая 2018 г. Регистрационный N 51187.
Приказ Министерства транспорта РФ от 3 мая 2018 г. N 170 "О внесении изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. N 15"
Ужесточены требования к режиму рабочего времени водителей автомобилей.
Скорректированы особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, работающих по трудовому договору.
Предусмотрено, что установленные особенности не распространяются на водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей.
В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. При этом должны соблюдаться установленные ограничения по времени управления автомобилем.
Водителям, осуществляющим перевозки для вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, и оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, что общая продолжительность управления автомобилем в течение смены не превышает 9 часов.
При суммированном учете рабочего времени суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд - 90 часов.
Также закреплено следующее требование. Не позже, чем через 4 часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. Это требование касается не только междугородных перевозок.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 мая 2018 г. Регистрационный N 51176.
Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ
Постановление Конституционного Суда РФ от 29 мая 2018 г. N 21-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 3 статьи 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Социалистической Республики Вьетнам Нгуен Чонг Хая"
КС РФ: формальности не повод для отказа давно живущему в России иностранцу в продлении вида на жительство.
Длительно проживающий в нашей стране иностранный гражданин, своевременно не продливший вид на жительство, оспорил ряд положений Закона о правовом положении иностранцев в России.
В частности, речь идет о положениях, на основе которых решается вопрос о возможности восстановления пропущенного иностранцем срока подачи заявления о продлении вида на жительство.
По мнению Конституционного Суда РФ, данные положения Конституции РФ не противоречат.
Они не исключают для суда, рассматривающего дело об обжаловании отказа миграционного органа принять указанное заявление из-за пропуска срока его подачи, возможность восстановить этот срок, не ограничиваясь констатацией формального соответствия отказа закону и конкретизирующему подзаконному акту.
Условие - между Россией и иностранным гражданином сложилась устойчивая связь ввиду его длительного, значительно превышающего однократный срок действия вида на жительство проживания здесь на законных основаниях.
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Постановление Правительства РФ от 26 мая 2018 г. N 602 "Об аттестации должностных лиц, осуществляющих деятельность в области оценки пожарного риска"
Аттестация в сфере аудита пожарной безопасности: правила.
Утверждены Правила аттестации должностных лиц, осуществляющих деятельность в области оценки пожарного риска (ОПР).
Аттестация осуществляется территориальными органами МЧС России.
Лицо, претендующее на прохождение аттестации, должно соответствовать определенным требованиям. Это высшее или среднее профобразование по специальности "Пожарная безопасность"; стаж работы (службы) по специальности "Пожарная безопасность" не менее 5 лет; замещение должности в организации по осуществлению деятельности в области ОПР с правом подписания заключения об ОПР.
Подтверждающие документы и соответствующее заявление рассматриваются в течение 15 рабочих дней.
Квалификационный экзамен организуется в срок, не превышающий 3 месяцев со дня получения документов. Он проводится аттестационной комиссией территориального органа в форме тестирования.
Решение об аттестации оформляется приказом территориального органа не позднее 10 рабочих дней с даты проведения экзамена.
Соответствующие сведения вносятся в Реестр должностных лиц, аттестованных на осуществление деятельности в области ОПР. Выдается квалификационное удостоверение.
Постановление вступает в силу по истечении 180 дней с даты опубликования.
Постановление Правительства РФ от 26 мая 2018 г. N 601 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290"
Как проводится пожарный надзор на объектах обороны и на иных объектах специального назначения?
Урегулированы вопросы осуществления пожарного надзора на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск нацгвардии, внутренних дел, госохраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации.
К органам государственного пожарного надзора отнесены структурные подразделения Минобороны, МВД, Росгвардии, ФСО, СВР, ГУСПа, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора. Установлено, какие должностные лица указанных органов власти наделяются полномочиями госинспекторов по пожарному надзору. Определена компетенция государственных инспекторов и главных государственных инспекторов указанных органов власти. В частности, они вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности.
Расширен перечень полномочий органов госпожнадзора. Они выдают организациям и гражданам предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а также проводят плановые (рейдовые) осмотры, обследования земельных участков по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2018 г. N 15 "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям"
Пленум Верховного Суда РФ разобрался в тонкостях трудовых отношений с работодателями - физлицами и субъектами малого бизнеса.
Пленум Верховного Суда РФ дал разъяснения по применению законодательства, регулирующего труд тех, кто работает у физлиц и у субъектов малого бизнеса, которые отнесены к микропредприятиям.
В частности, по общему правилу работник вправе обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Это в т. ч. касается споров о признании трудовыми отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора.
Еще один блок разъяснений посвящен основаниям возникновения трудовых отношений и их оформлению. Так, следует исходить не только из наличия (отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т. п.), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений.
Если работник, с которым не оформлен трудовой договор в письменной форме, приступил к работе и выполняет ее с ведома или по поручению работодателя, под его контролем и управлением, наличие трудового правоотношения презюмируется и трудовой договор считается заключенным.
Работодатель-физлицо может предусмотреть в трудовом договоре дополнительные основания его прекращения, помимо установленных Трудовым кодексом РФ. Но они не должны быть дискриминационными.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 апреля 2018 г. N 197Н "Об утверждении перечня видов медицинских организаций в соответствии с номенклатурой медицинских организаций, в отношении которых не проводится независимая оценка качества условий оказания ими услуг"
Какие медорганизации не подлежат независимой оценке?
Определены виды медорганизаций, в отношении которых не проводится независимая оценка качества условий оказания ими услуг.
В их числе дома ребенка, молочные кухни, станции скорой помощи и переливания крови, центры медицины катастроф, военно-врачебной и судебно-медицинской экспертиз, психиатрические стационары, бюро медико-социальной экспертизы, клинико-диагностические лаборатории, медотряды. Это также центры гигиены и эпидемиологии, противочумные и дезинфекционные станции и пр.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 мая 2018 г. Регистрационный N 51200.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 04 мая 2018 г. N 201Н "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, в отношении которых проводится независимая оценка"
Какие показатели учитываются при оценке качества оказания медуслуг?
Независимая оценка качества условий оказания медуслуг является одной из форм общественного контроля. Она проводится не чаще 1 раза в год и не реже 1 раза в 3 года. Используется общедоступная информация о медицинских организациях, размещаемая в т. ч. в форме открытых данных.
Утверждены новые показатели, характеризующие общие критерии такой оценки. При этом расчет и значения показателей более не приводятся. Также нет разбивки на амбулаторные и стационарные условия.
К указанным критериям теперь относятся открытость и доступность информации об организации, комфортность условий предоставления услуг, доступность для инвалидов, доброжелательность и вежливость работников медорганизации (ранее также учитывалась их компетентность), удовлетворенность условиями оказания услуг.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 мая 2018 г. Регистрационный N 51156.
Информация Федерального агентства по туризму от 29 мая 2018 г. "Вниманию туристов и туроператоров: об изменениях в Воздушном кодексе Российской Федерации"
Пересмотрены некоторые правила международных авиаперелетов: на что рассчитывать пассажирам?
Сообщается, что 27 мая 2018 г. вступил в силу ряд поправок к Воздушному кодексу РФ. Они обусловлены присоединением России к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок.
При оформлении билета в электронной форме пассажир вправе потребовать, а перевозчик или действующее на основании договора с перевозчиком лицо при заключении договора воздушной перевозки или регистрации пассажира обязаны выдать из АИС оформления воздушных перевозок заверенную выписку, содержащую условия договора перевозки.
В целях определения периода ответственности перевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке пассажира его жизни или здоровью, воздушная перевозка пассажира включает в себя 3 периода - период нахождения пассажира на борту воздушного судна, период посадки пассажира на борт и период высадки.
Основания ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза и ручной клади при международных воздушных перевозках будут определяться в соответствии с международными договорами.
Претензию к перевозчику допускается направлять не только в письменной, но и в электронной форме. Основанием для ее направления может послужить в т. ч. недостача багажа (груза).
В случаях, когда утрата багажа признана перевозчиком или если багаж не прибыл по истечении 21 дня со дня, когда он должен был прибыть, пассажир при международных воздушных перевозках вправе предъявить требование о возмещении вреда.
В течение 30 дней со дня поступления претензии перевозчик обязан ее рассмотреть и уведомить лицо об удовлетворении заявленных требований или об их отклонении.
Конкретизирована норма о начале течения срока исковой давности по требованиям, связанным с утратой, недостачей или повреждением (порчей) багажа (груза, почты) либо с просрочкой их доставки. Учитывается день, когда судно должно было прибыть в пункт назначения по договору перевозки.
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Постановление Конституционного Суда РФ от 24 мая 2018 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности статьи 435 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д. и К."
Конституционный Суд РФ разобрался с переводом из СИЗО в психостационар.
Согласно УПК РФ при установлении психического заболевания у лица, к которому применена мера пресечения в виде содержания под стражей, оно по решению суда переводится в психиатрический стационар.
Конституционный Суд РФ определил, какой конституционно-правовой смысл заложен в этой норме.
Так, для перевода необходимо наличие медицинских показаний, зафиксированных в заключении экспертов, участвующих в производстве судебно-психиатрической экспертизы, и, при необходимости, в медицинском заключении соответствующей медорганизации. При этом суд обязан установить срок, на который лицо помещается в психиатрический стационар, в т. ч. календарную дату его истечения. А продление этого срока должно осуществляться с учетом положений УПК РФ о продлении срока содержания под стражей.
Установленный судом срок не препятствует прекращению нахождения в соответствующей медорганизации, как только отсутствие для этого оснований будет констатировано ее должностными лицами.
Если на момент отпадения оснований для нахождения в такой организации срок, на который была назначена мера пресечения в виде заключения под стражу, уже истек, то должен быть решен вопрос о необходимости применения той же или иной меры пресечения.