Версия от 26 мая 2018 года:
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Гражданское право, приватизация
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Транспорт и связь
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Федеральный закон от 23 мая 2018 г. N 115-ФЗ "О ратификации Конвенции между Российской Федерацией и Королевством Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и Протокола к ней"
Конвенция между Россией и Бельгией об избежании двойного налогообложения и Протокол к ней ратифицированы.
Конвенция между Россией и Бельгией об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и Протокол к ней прошли процедуру ратификации. Они были подписаны в Брюсселе 19 мая 2015 г.
Отметим, что между Россией и Бельгией было заключено аналогичное соглашение 16 июня 1995 г. Однако процедура обмена налоговой информацией осуществлялась компетентными органами Бельгии с существенными ограничениями. Стороны пришли к выводу о целесообразности заключить новое соглашение вместо внесения поправок в прежнее.
При ратификации Россия делает следующее заявление. Наша страна исходит из того, что Королевство Бельгия является субъектом международного публичного права, который несет ответственность за добросовестное и полное выполнение обязательств бельгийской стороны, предусмотренных конвенцией и протоколом к ней.
Приказ Минфина России от 28 февраля 2018 г. N 34н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Непроизведенные активы"
Для организаций госсектора установлен федеральный стандарт бухучета непроизведенных активов.
Утвержден федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора "Непроизведенные активы".
Стандарт разработан в целях обеспечения единства системы требований к ведению бухучета государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, бюджетному учету активов и обязательств государства, регионов и муниципалитетов, операций, изменяющих указанные активы и обязательства. Для этого устанавливаются единые требования к бухучету активов, классифицируемых как непроизведенные.
Еще одна цель - обеспечение единства системы требований к формированию информации об объектах бухучета, бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждений, бюджетной отчетности. Для этого устанавливаются требования к информации о непроизведенных активах (результатах операций с ними), раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Так, объект непроизведенных активов признается в бухучете в составе нефинансовых активов при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от его использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость такого объекта можно достоверно оценить.
Объекты, которые не приносят экономические выгоды, не имеют полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовых счетах.
Единицей учета непроизведенных активов является инвентарный объект.
Стандарт применяется при ведении бюджетного, бухгалтерского учета учреждений с 01.01.2020, составлении бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждений начиная с отчетности 2020 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 мая 2018 г. Регистрационный N 51145.
Приказ Минфина России от 30 декабря 2017 г. N 275н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "События после отчетной даты"
Вниманию организаций госсектора! Принят очередной стандарт бухучета.
Утвержден федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора "События после отчетной даты".
Он устанавливает классификацию фактов хозяйственной жизни, которые возникли в период между отчетной датой и датой подписания и (или) принятия бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный период и которые оказали или могут оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовый результат и (или) движение денежных средств субъекта отчетности. Закрепляются правила отражения в бухучете указанных фактов хозяйственной жизни, а также порядок раскрытия информации о событиях после отчетной даты при составлении и представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Событие после отчетной даты, информация о котором является существенной, субъект учета определяет самостоятельно исходя из общих требований к бухгалтерской отчетности. Оно отражается в бухгалтерском учете, в бухгалтерской (финансовой) отчетности независимо от его положительного или отрицательного характера для субъекта отчетности.
Стандарт применяется при ведении бюджетного, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2019 г., при составлении отчетности начиная с периода 2019 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 мая 2018 г. Регистрационный N 51124.
Приказ Минфина России от 30 декабря 2017 г. N 274н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки"
С 2019 г. организации госсектора будут применять федеральный стандарт бухучета по учетной политике.
Утвержден федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки".
В нем устанавливаются единые требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, а также правила отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности последствий изменения учетной политики, оценочных значений и исправлений ошибок.
Предусматривается публичное раскрытие основных положений учетной политики на официальном сайте субъекта учета.
Стандарт применяется при ведении бюджетного и бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2019 г., а при составлении бюджетной и бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений - начиная с отчетности 2019 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 мая 2018 г. Регистрационный N 51123.
Приказ Минфина России от 27 февраля 2018 г. N 32н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы"
Признание и учет доходов организаций госсектора - по федеральному стандарту.
Разработан федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора "Доходы".
Он применяется при ведении бюджетного, бухгалтерского учета с 1 января 2019 г., при составлении бюджетной бухгалтерской (финансовой) отчетности начиная с отчетности 2019 г.
Закрепленные нормы применяются одновременно с теми, что содержатся в федеральном стандарте "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора".
Документ не используется в отношении доходов, возникающих в т. ч. от продажи запасов (за исключением товаров, готовой, биологической продукции); реализации основных средств и нематериальных активов; изменения справедливой стоимости финансовых активов и финансовых обязательств или их выбытия.
Приведены учетные группы доходов. Раскрыто их содержание. Прописаны правила признания и оценки доходов (по каждой группе, виду).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 мая 2018 г. Регистрационный N 51122.
Приказ Федеральной налоговой службы от 15 февраля 2018 г. N ММВ-7-3/95@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по акцизам на табак (табачные изделия), табачную продукцию, электронные системы доставки никотина и жидкости для электронных систем доставки никотина в электронной форме и порядка ее заполнения"
Представляем декларацию по акцизам на табак, электронные сигареты и жидкости для них.
В перечень подакцизных товаров были включены электронные системы доставки никотина, жидкости для них, а также табак и табачные изделия, потребляемые путем нагревания. К подакцизным относятся также трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный табак (за исключением используемого в качестве сырья для производства табачной продукции), сигары, сигариллы (сигариты), биди, кретек, сигареты и папиросы.
Утверждена электронная форма налоговой декларации по акцизам на указанные товары. Приводится формат представления (версия 5.01, часть CLXVIII). Установлен порядок заполнения декларации.
Приказ вступает в силу по истечении 2 месяцев со дня официального опубликования. Декларация представляется начиная с периода, следующего за месяцем вступления приказа в силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 мая 2018 г. Регистрационный N 51109.
Приказ Минфина России от 6 марта 2018 г. N 41н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"
О бухотчетности организаций.
Скорректирован Приказ Минфина России о формах бухотчетности организаций.
До внесения изменений он не распространялся на кредитные организации и государственные (муниципальные) учреждения. Вместо последних поправками указаны организации госсектора.
Отчет о целевом использовании средств теперь будет подаваться отдельно, а не в составе приложений к бухбалансу и отчету о финансовых результатах.
Закреплено, что организации используют утвержденные формы бухотчетности, если иные формы не установлены федеральными или отраслевыми стандартами бухучета.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 мая 2018 г. Регистрационный N 51103.
Приказ Федеральной налоговой службы от 25 января 2018 г. N ММВ-7-20/44@ "Об утверждении перечня информации и (или) документов, порядка, формы и формата их предоставления оператором фискальных данных налоговым органам при проведении ими контроля и надзора"
Как и какие сведения должны предоставлять налоговикам операторы фискальных данных?
Представлен перечень информации и/или документов, предоставляемых оператором фискальных данных налоговым органам при проведении ими контроля и надзора. Разработаны порядок, форма и формат их предоставления.
В указанный перечень включены фискальные документы; информация из базы данных оператора; информация об обезличенных фискальных документах, переданных оператором в адрес третьих лиц; о регистрации (перерегистрации) ККТ и (или) о снятии ее с регистрационного учета; о расторжении или изменении договора на обработку данных, заключенного между оператором и пользователем ККТ; иные сведения из базы данных оператора.
Информация и/или документы предоставляются в случае поступления соответствующего запроса. Оператор, получивший мотивированный запрос, исполняет его в течение 3 рабочих дней со дня получения.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 мая 2018 г. Регистрационный N 51092.
Информация Федеральной налоговой службы от 17 мая 2018 г. "Форма требования об уплате налога для организаций и ИП не должна содержать информацию о налоговом периоде"
О содержании требования об уплате налога для организаций и ИП.
Сообщается, что форма требования об уплате налога для организаций и ИП не должна содержать информацию о налоговом периоде.
Сначала налогоплательщику приходит уведомление, в котором содержится информация о периоде, за который следует уплатить налог. Требование же направляется, если он в указанный срок этого не сделал.
Банковская деятельность
Указание Банка России от 16 мая 2018 г. N 4796-У "О размере процентных ставок по депозитным операциям Банка России"
Определена процентная ставка по депозитным операциям "овернайт", проводимым в соответствии с новыми условиями.
С 17 мая 2018 г. Банк России переходит на новый порядок проведения депозитных операций. Они будут проводиться в соответствии с договором об общих условиях проведения депозитных операций и условиями проведения Банком России депозитных операций.
С указанной даты процентная ставка по депозитным операциям "овернайт", проводимым в соответствии с указанными условиями, устанавливается в размере 6,25% годовых.
Указание вступает в силу со дня его подписания.
Информация Банка России от 18 мая 2018 г. "Об отзыве у банка "Акцент" лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации"
АКБ "Акцент" из Оренбургской области лишен лицензии.
Пресс-служба Банка России сообщает, что с 18 мая 2018 г. отозвана лицензия на банковские операции у кредитной организации ПАО акционерный коммерческий банк "Акцент" (Оренбургская область, г. Орск).
Причины этой крайней меры - неисполнение законодательства о банковской деятельности и многочисленные нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Кроме того, выявлено существенное снижение размера собственных средств (капитала) банка.
В банк назначена временная администрация. Полномочия исполнительных органов банка приостановлены.
Также аннулирована лицензия АКБ "Акцент" на профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.
АКБ "Акцент" - участник системы страхования вкладов населения. Вкладчикам, в том числе ИП, полагается страховое возмещение в размере 100% остатка средств, но не более 1,4 млн руб. в совокупности на одного вкладчика.
По величине активов банк на 1 мая 2018 г. занимал 465-е место в банковской системе страны.
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Постановление Правительства РФ от 16 мая 2018 г. N 581 "О внесении изменений в Положение о передаче таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары"
Передача информации о зарегистрированных декларациях на товары: что изменилось?
Изменения касаются порядка передачи ЦБ РФ и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары.
Дело в том, что ЦБ РФ отменил требование об оформлении резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки и установил порядок постановки на учет договоров (контрактов), в отношении которых действовало указанное требование. Им присваиваются уникальные номера.
Информация Министерства экономического развития РФ от 17 мая 2018 г. "О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 30 июня 2018 года "
В июне ставка вывозной пошлины на сырую нефть поднимется до 131,8 долл. США за тонну.
Приведены ставки вывозных пошлин на нефть и отдельные категории товаров из нее на июнь 2018 г.
При их расчете учтена средняя цена на сырую нефть марки "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья. По результатам мониторинга за период с 15 апреля по 14 мая 2018 г. она составила 524,7 долл. США/т.
Ставка пошлины на сырую нефть повышена со 118,5 до 131,8 долл. США/т. Льготная ставка остается на нулевом уровне. Ставка на сверхвязкую нефть увеличена с 19,2 до 21,7 долл. США/т.
Ставка на легкие и средние дистилляты, бензол, толуол, ксилолы, смазочные масла, дизельное топливо повышена с 35,5 до 39,5 долл. США/т.
Ставка на мазут, отработанные нефтепродукты, вазелин и парафин (кроме сырых и прочих), нефтяной битум установлена в размере 131,8 долл. США/т (вместо 118,5).
Для нефтяного кальцинированного кокса сохраняется нулевая ставка. Для некальцинированного кокса, а также тримеров и тетрамеров пропилена ставка повышена с 7,7 до 8,5 долл. США/т.
Для товарных бензинов ставка увеличена с 35,5 до 39,5 долл. США/т, для прямогонного - с 65,1 до 72,4 долл. США/т.
На сжиженные углеводородные газы, этан, бутан и изобутан сохраняется нулевая ставка.
Гражданское право, приватизация
Федеральный закон от 23 мая 2018 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в статью 327 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации"
Уточнены правила исполнения обязательства внесением долга в депозит.
Скорректирован ГК РФ. Поправки касаются исполнения обязательства внесением долга в депозит.
В настоящее время соглашением между кредитором и должником может быть предусмотрена обязанность должника исполнить обязательство по передаче денег или ценных бумаг путем внесения долга в депозит нотариуса.
Взамен установлено, что в случае передачи нотариусу на депонирование движимых вещей (включая наличные деньги, документарные ценные бумаги и документы), безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг на основании совместного заявления кредитора и должника к таким отношениям применяются правила о договоре условного депонирования (эскроу), поскольку иное не предусмотрено законодательством о нотариате.
Также указано, что наследственный фонд не подлежит регистрации по истечении одного года со дня открытия наследства.
Закон вступает в силу с 01.06.2018.
Федеральный закон от 23 мая 2018 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"
Юридико-технические поправки в ГК РФ.
Приняты изменения в ГК РФ. Они носят юридико-технический характер. Устранены неточности в ссылках внутри Кодекса.
Утратила силу норма, которой предусмотрены правила на случай отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения.
Уточнены положения о выходе участника из ООО путем предъявления требования о приобретении его доли.
В определении товарного склада общего пользования исправлена грамматическая ошибка.
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Постановление Правительства РФ от 12 мая 2018 г. N 572 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1289"
44-ФЗ: решено поддержать производителей лекарств с высокой степенью локализации производства на территории ЕАЭС.
Скорректирован порядок применения ограничений допуска при совершении госзакупок иностранных лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП.
По общему правилу госзаказчик должен отклонять все заявки, содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов ЕАЭС), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, которые содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются Россия или другое государство ЕАЭС.
Согласно изменениям если после указанного отклонения среди заявок имеется хотя бы одна с предложением о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в т. ч. синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Союза, то в отношении таких лекарственных препаратов будут применяться особые (т. н. преференциальные) условия допуска к госзакупкам.
Участник закупки в заявке декларирует соответствие производителя требованиям правил надлежащей производственной практики; предоставляет выданный Минпромторгом России документ о производстве лекарственного средства на территории ЕАЭС.
Постановление вступает в силу с 1 января 2019 г. и применяется к отношениям, связанным с закупками лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения о которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в определении поставщика которых направлены после указанной даты.
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Федеральный закон от 23 мая 2018 г. N 121-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"
Расширена компетенция региональных органов в сфере обращения драгоценных металлов и камней.
Уточнены полномочия органов госвласти регионов в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и камней, их добычи, производства, использования и обращения.
Одно из таких полномочий - реализация металлов и камней из госфондов субъектов Федерации на внутреннем и внешнем рынках в порядке, установленном законодательством и Президентом РФ. Поправкой включено осуществление иных предусмотренных законом операций с металлами и камнями, находящимися в собственности региона.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 23 мая 2018 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Чтобы использовать компьютерную программу при обосновании безопасности объектов использования атомной энергии, она должна пройти экспертизу.
На законодательном уровне регламентированы вопросы проведения экспертизы компьютерных программ, используемых при обосновании безопасности объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в данной области.
В рамках экспертизы оценивается возможность использовать программу в целях построения расчетных моделей для обоснования безопасности.
Ранее было предусмотрено, что требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений для объектов использования атомной энергии устанавливаются федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии. От этого правила решено отказаться. Соответствующая норма утратила силу.
Таким образом, в отношении гидротехнических сооружений для объектов использования атомной энергии применяются правила, общие для всех гидротехнических сооружений.
Закон вступает в силу с 1 сентября 2018 г.
Транспорт и связь
Указание Банка России от 16 апреля 2018 г. N 4775-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
О составлении извещения о ДТП без сотрудников полиции.
Скорректированы правила ОСАГО. Это связано с поправками, внесенными в декабре 2017 г. в Закон об ОСАГО. Так, при оформлении документов о ДТП без участия сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его ТС, увеличен до 100 тыс. руб.
Это изменение решено отразить в бланке извещения о ДТП. В нем также должны указываться сведения об отсутствии у участников ДТП разногласий относительно его обстоятельств.
Приведен перечень случаев, при которых документы о ДТП без сотрудников полиции не оформляются. Среди них - наличие указанных разногласий; отказ от подписания извещения одним из участников ДТП; превышение размера предполагаемого ущерба по предварительной оценке участника ДТП над суммой, в пределах которой страховщик осуществляет страховое возмещение в таких случаях.
При оформлении документов без сотрудников полиции дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного имуществу потерпевшего, ограничены предельным размером страхового возмещения.
Указание вступает в силу с 01.06.2018.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 мая 2018 г. Регистрационный N 51058.
Информация Банка России от 17 мая 2018 г. "Выплата по европротоколу увеличится в два раза"
Оформление ДТП по европротоколу: грядут перемены.
С 1 июня 2018 г. вступают в силу изменения в правила ОСАГО. Они направлены на совершенствование процедуры оформления документов о ДТП без участия сотрудников ГИБДД.
С этой даты по закону максимальная сумма выплаты по европротоколу будет увеличена в два раза - до 100 тыс. руб. Исключение - Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области, где с 2014 г. действует безлимитный европротокол.
Кроме того, воспользоваться европротоколом можно будет даже при наличии разногласий между участниками ДТП. Для этого необходимо зафиксировать обстоятельства аварии техническими средствами контроля и иными устройствами. При этом появляется возможность фиксации данных о ДТП с помощью специального мобильного приложения. Требования к соответствующему ПО будут установлены Российским союзом автостраховщиков по согласованию с Банком России.
В случае оформления европротокола с разногласиями их наличие и суть должны быть указаны в извещении о ДТП, которое заполняется обоими участниками аварии.
В настоящее время около 30% ДТП оформляется в упрощенном порядке. По итогам 2017 г. общая сумма выплат по европротоколу составила 7,68 млрд руб.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Приказ Министерства культуры РФ от 27 апреля 2018 г. N 602 "Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в организациях исполнительских искусств"
Установлены нормы труда на работы в театрах, цирках и концертных организациях.
Утверждены типовые отраслевые нормы труда на работы в организациях исполнительских искусств.
Речь идет о нормах на следующие работы: художественное оформление спектакля, создание декораций, костюмов, обуви, головных уборов, игровых кукол, подготовка и обслуживание спектакля, ремонт и реставрация музыкальных инструментов, организация публичных выступлений. Нормирована численность работников.
Нормы предназначены, в частности, для формирования обоснованных оптимальных показателей трудоемкости работ в государственных (муниципальных) театрах, цирках, концертных организациях, самостоятельных музыкальных коллективах.
При установлении норм учитывались время на отдых и личные надобности, отпуска, больничные, командировки.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 мая 2018 г. Регистрационный N 51126.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 мая 2018 г. N 69 "Об утверждении Требований к исследованию стабильности лекарственных препаратов и фармацевтических субстанций"
Исследование стабильности лекарственных препаратов и фармацевтических субстанций: требования.
Утверждены Требования к исследованию стабильности лекарственных препаратов и фармацевтических субстанций.
Цели проведения исследований - получение данных об изменении качества субстанции или препарата с течением времени под влиянием температуры, влажности и света, а также установление рекомендуемых условий хранения и периода до повторных исследований стабильной субстанции, срока годности малоустойчивых субстанций или препаратов.
Требования применяются при планировании и проведении исследований, а также при составлении регистрационного досье.
В отношении субстанций и препаратов биологического (в т. ч. биотехнологического) происхождения Требования применяются в части, не противоречащей Правилам проведения исследований биологических лекарственных средств ЕАЭС.
В отношении радиофармацевтических, растительных субстанций, а также препаратов, полученных на их основе, Требования применяются в части, не противоречащей требованиям к исследованиям стабильности радиофармацевтических и растительных субстанций и препаратов, определяемым ЕЭК.
Решение вступает в силу по истечении 6 месяцев с даты опубликования.
Информация Министерства культуры РФ от 23 мая 2018 г. "Минкультуры России не имеет полномочий по запрету в России сервиса Booking.com и планов по регулированию его деятельности"
Минкультуры подчеркивает, что работе сервиса Booking.com на территории России ничто не угрожает.
Минкультуры России не имеет полномочий по запрету на использование сервиса Booking.com, равно как и планов по какому-либо регулированию его деятельности на территории нашей страны.
Ранее в Министерство поступило обращение с предложением инициировать ограничение действия данного сервиса в России.
В соответствии с Законом о порядке рассмотрения обращений граждан, а также типовым регламентом взаимодействия органов власти Минкультуры России направило обращение в профильное ведомство (Ростуризм). Оно должно подготовить ответ. Это стандартная процедура, которая носит технический характер. Таким образом, работе сервиса Booking.com на территории России ничто не угрожает.
Информация Федерального агентства по туризму от 23 мая 2018 г. "Комментарий Ростуризма относительно предложения по ограничению действия сервиса Booking.com на территории Российской Федерации"
Ростуризм против предложения о блокировке Booking.com.
Ростуризм не поддерживает предложение по ограничению действия сервиса онлайн-бронирования Booking.com на территории России. Данный сервис востребован российскими гражданами, которые активно пользуются его возможностями для организации самостоятельных турпоездок по стране и за рубеж.
Также сообщается, что Ростуризм не имеет полномочий по запрету использования указанного сервиса, а также планов по какому-либо регулированию его деятельности.
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Постановление Конституционного Суда РФ от 22 мая 2018 г. N 19-П "По делу о проверке конституционности абзацев второго, третьего, десятого и двенадцатого подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с запросом Ленинского районного суда города Санкт-Петербурга"
Конституционный Суд РФ заступился за студентов ссузов, воспользовавшихся отсрочкой от армии до окончания школы.
Конституционный Суд РФ вновь проверил положения, устанавливающие основания и порядок предоставления отсрочек от армии очно обучающимся. На этот раз - применительно к получению среднего профобразования.
Суть дела в том, что граждане, которые достигают 18 лет еще до окончания школы, вынуждены воспользоваться отсрочкой от армии для завершения обучения и прохождения итоговой аттестации. Из-за этого они, поступив в ссуз в год получения среднего общего образования, лишаются возможности получить отсрочку для обучения. Хотя такая возможность предоставляется тем, кто окончил школу до 18 лет.
Это не соответствует принципам равенства и справедливости. Поэтому в указанном аспекте нормы признаются неконституционными.
Федеральному законодателю надлежит внести в правовое регулирование необходимые изменения.
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Федеральный закон от 23 мая 2018 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
О принятии нотариусом имущества на депонирование.
Решено разграничить случаи принятия нотариусом имущества по различным основаниям.
Речь идет о принятии денег и ценных бумаг в депозит нотариуса в соответствии с ГК РФ и о депонировании движимых вещей, безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг.
Депонирование производится на основании совместного заявления сторон обязательства либо одной стороны (депонента) при наличии нотариально удостоверенного договора условного депонирования - эскроу.
Уточнен порядок действий нотариуса в отношении наличных и безналичных денежных средств. Такие объекты подлежат зачислению нотариусом на публичный депозитный счет. В связи с этим российские кредитные организации обязаны заключать договоры публичного депозитного счета с нотариусами и другими органами и лицами, которые могут принимать денежные средства в депозит.
Закреплен расчет стоимости услуг нотариуса, выполняющего функции эскроу-агента, в зависимости от стоимости принятого на депонирование имущества. При принятии денежных средств стоимость услуг нотариуса фиксирована (1 500 руб.).
Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2018 г.
Федеральный закон от 23 мая 2018 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Если условиями завещания предусматривается создание наследственного фонда...
С 1 сентября 2018 г. вступают в силу изменения в ГК РФ по вопросам наследственного дела. Принятый закон позволит реализовать их на практике.
Так, при регистрации в реестре нотариальных действий ЕИС нотариата удостоверения или отмены завещания либо доверенности нотариусы должны вносить в ЕИС нотариата электронный образ документа.
Предусмотрены правила, посвященные установлению содержания завещания. Нотариусов, ведущих наследственное дело, обязали проверять, есть ли в ЕИС нотариата сведения о составлении наследодателем завещания. Его содержание устанавливается на основании электронного образа, внесенного в реестр нотариальных действий.
Детально регламентирован порядок действий нотариуса при наличии завещания, условия которого предусматривают создание наследственного фонда.
Сопутствующие изменения внесены в Закон о госрегистрации юрлиц и ИП. Регистрация наследственного фонда при его создании осуществляется по заявлению нотариуса, ведущего наследственное дело, по месту нахождения этого нотариуса.
Внесены изменения в Закон о валютном регулировании и валютном контроле.
Резидентам разрешили совершать операции, связанные с получением в порядке наследования валютных ценностей и с их передачей наследственным фондом выгодоприобретателям. Изменения позволят обеспечить комфортный для выгодоприобретателей наследственного фонда валютный режим операций по передаче им имущества в соответствии с завещанием. В этом отношении положение выгодоприобретателей наследственного фонда теперь сходно с положением наследников.
Кроме того, скорректирован Закон о погребении и похоронном деле. Предусмотрен приоритет волеизъявления умершего, выраженного в завещании, над иными формами его волеизъявления.
Закон вступает в силу с 1 сентября 2018 г.
Решение Конституционного Суда РФ от 14 мая 2018 г. "Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2018 года"
Обзор КС за первый квартал 2018 г.
Подготовлен обзор наиболее важных решений Конституционного Суда РФ за первый квартал 2018 г.
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 мая 2018 г. N 11 "О внесении изменений в отдельные постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам"
Присяжные, подготовка уголовных дел к разбирательству, процессуальные издержки: что нового в разъяснениях Пленума ВС РФ?
В связи с изменением законодательства Пленум Верховного Суда РФ отредактировал некоторые разъяснения по уголовным делам.
Уточнены, в частности, вопросы судопроизводства с участием присяжных заседателей.
Так, обвиняемый может просить о суде присяжных не только после ознакомления с материалами дела, но и после передачи дела в суд. На это у него будет 3 суток со дня получения копии обвинительного заключения.
Если в деле участвует несколько обвиняемых и после передачи дела в суд хотя бы один из них попросил о суде присяжных, а другие обвиняемые отказываются от такового, судья решает вопрос о выделении их дела в отдельное производство. Если остальные обвиняемые не возражают, а также если разделить дело невозможно, судья назначает суд присяжных.
Подчеркивается, что участие защитника обеспечивается каждому обвиняемому с момента ходатайства хотя бы одного из них о суде присяжных.
Определен порядок разрешения ходатайств стороны о допросе нового свидетеля, явившегося в суд по ее инициативе, а также о привлечении в качестве специалиста лица, ранее не участвовавшего в деле.
Уточнен порядок постановки вопросов к присяжным. Так, при окончательном формулировании вопросного листа в совещательной комнате председательствующий не вправе включать в него вопросы, которые не были предметом обсуждения с участием сторон.
Скорректированы и разъяснения по вопросам подготовки дел к судебному разбирательству. Отмечается, что судья не вызывает в заседание несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, даже если стороны включили их в списки лиц, подлежащих вызову.
По вопросам процессуальных издержек уточнено, что они могут быть взысканы с осужденного, которому назначено наказание, подлежащее отбыванию, или наказание с освобождением от его отбывания либо который освобожден от наказания. Если уголовное дело или преследование прекращены, издержки возмещаются за счет федерального бюджета.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 мая 2018 г. N 10 "О практике применения судами положений части 6 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Пленум ВС РФ разъяснил, что надо учитывать при снижении категории преступления.
Изменение категории преступления на менее тяжкую индивидуализирует ответственность и реализует принципы справедливости и гуманизма. Кроме того, это влияет на размер наказания.
Пленум Верховного Суда РФ подробно разъяснил, как применять соответствующую статью УК РФ.
Суд может сделать вывод об обоснованности снижения категории преступления, если его фактические обстоятельства свидетельствуют о меньшей степени общественной опасности. При этом учитываются способ совершения преступления, вид умысла или неосторожности, мотив, цель деяния и другие обстоятельства.
Если подсудимый обвиняется в нескольких преступлениях, при постановлении приговора разрешается вопрос о снижении категории по каждому преступлению в отдельности, а если обвиняется несколько подсудимых - в отношении каждого из них в отдельности.
Разъяснены также нюансы учета смягчающих и отягчающих обстоятельств. Так, отягчающие обстоятельства, указанные в конкретной статье Общей части УК РФ, исключают снижение категории преступления. При этом отягчающее обстоятельство, предусмотренное Особенной частью УК РФ в качестве признака состава преступления (в т. ч. его квалифицированного состава), не препятствует рассмотрению вопроса о снижении его категории.