Версия от 31 марта 2018 года:
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Транспорт и связь
Бюджетная система
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Приказ Минфина России от 30 декабря 2017 г. N 278н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Отчет о движении денежных средств"
Отчет о движении денежных средств организаций госсектора: принят федеральный стандарт бухучета.
Утвержден федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора "Отчет о движении денежных средств".
Он устанавливает единые требования к ведению бухучета государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, формированию информации об объектах бухучета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений, бюджетной отчетности.
Отчет о движении денежных средств составляется в разрезе кодов КОСГУ на основании аналитических данных по видам поступлений и выбытий, отраженных в бухгалтерском учете.
Денежные потоки субъекта отчетности отражаются в отчете с подразделением на денежные потоки от текущих, инвестиционных и финансовых операций.
Величина денежных потоков в иностранной валюте пересчитывается в рубли по официальному курсу ЦБ РФ.
Стандарт применяется при ведении бюджетного, бухгалтерского учета учреждений с 1 января 2019 г., за исключением порядка отражения информации о производных финансовых инструментах, который вступает в силу начиная с отчетности 2020 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 марта 2018 г. Регистрационный N 50501.
Банковская деятельность
Инструкция Банка России от 25 декабря 2017 г. N 185-И "О получении согласия (одобрения) Банка России на приобретение акций (долей) финансовой организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) финансовой организации и направлении в Банк России уведомлений о случаях, в результате которых лицо, имевшее право прямо или косвенно распоряжаться более 10 процентами акций (долей) некредитной финансовой организации, полностью утратило такое право либо сохранило право прямо или косвенно распоряжаться менее 10 процентами акций (долей) некредитной финансовой организации"
Как получить согласие Банка России на приобретение акций (долей) финансовой организации?
Ранее был расширен перечень финансовых организаций, сделки по приобретению крупных пакетов акций (долей) которых должны быть согласованы Банком России.
В связи с этим подготовлена инструкция о порядке получения согласия (одобрения) на приобретение акций (долей) финансовой организации и (или) на установление контроля в отношении ее акционеров (участников).
Инструкция распространяется на кредитные организации, НПФ, страховые организации, управляющие компании, микрофинансовые организации.
Регламентировано, как направляется ходатайство о получении предварительного согласия (последующего одобрения) Банка России.
Установлено, как направляются уведомления о случаях, в результате которых лицо, имевшее право прямо или косвенно распоряжаться более 10% акций (долей) некредитной финансовой организации, полностью утратило такое право либо сохранило его в отношении менее 10% акций (долей).
Предварительное согласие Банка России на приобретение акций (долей) и (или) установление контроля, выданное до даты вступления в силу инструкции, действует в течение 1 года с даты выдачи. На приобретение дополнительного количества акций (долей) той же финансовой организации должно быть получено предварительное или последующее согласие (одобрение) Банка России в соответствии с новым порядком.
Инструкция вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования.
Прежние акты ЦБ РФ, посвященные указанным вопросам, утрачивают силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 марта 2018 г. Регистрационный N 50413.
Информация Банка России от 23 марта 2018 г. "Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 25 б.п., до 7,25% годовых"
Ключевая ставка вновь снижена.
ЦБ РФ 23.03.2018 принял решение о снижении ключевой ставки на 25 б. п., с 7,50% до 7,25% годовых.
Дело в том, что годовая инфляция остается на устойчиво низком уровне, инфляционные ожидания постепенно снижаются. Годовая инфляция составит 3-4% в конце 2018 г. и будет находиться вблизи 4% в 2019 г.
В этих условиях Банк России продолжит снижение ключевой ставки и завершит переход к нейтральной денежно-кредитной политике в 2018 г.
Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 27.04.2018.
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования"
Определены новые таможенные лимиты при ввозе товаров в багаже, посылками по почте или под доставку.
Урегулированы вопросы, связанные с перемещением товаров для личного пользования.
Так, определены стоимостные, весовые и (или) количественные нормы, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин, налогов. Указаны размеры пошлины за превышение установленных лимитов. Приведен перечень бывших в употреблении товаров, которые иностранные граждане смогут ввезти в ЕАЭС беспошлинно на период своего пребывания на территории Союза (независимо от стоимости и (или) веса), и перечень категорий товаров, не относящихся к товарам для личного пользования.
Так, в 2018 г. можно будет ввозить товары на общую сумму не более 1 500 евро и весом до 50 кг. С 1 января 2019 г. применяется стоимость, эквивалентная 1 000 евро. С 1 января 2020 г. действуют показатели 750 евро и 35 кг соответственно.
С 1 января 2021 г. допускается беспошлинно привезти товары на сумму, не превышающую 500 евро, и весом не более 25 кг.
Эти правила не касаются товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС в сопровождаемом багаже авиатранспортом. В этом случае максимальная сумма покупки составляет 10 тыс евро, вес - не более 50 кг.
Под поэтапное снижение лимитов попали и товары, доставляемые посредством международных почтовых отправлений или перевозчиком. С 1 января 2018 г. установлен лимит в 1 000 евро и 31 кг в течение одного календарного месяца. С 1 января 2019 г. применяются показатели 500 евро и 31 кг соответственно.
Снижается величина пошлины за превышение лимитов. В 2018-2019 гг. придется заплатить 30% стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной и (или) весовой нормы. В 2020 г. - 15% от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг перевеса.
Государства - члены ЕАЭС могут вводить дополнительные ограничения, снижающие нормы ввоза.
Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее даты вступления в силу Договора о ТК ЕАЭС.
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Приказ Федерального казначейства от 22 февраля 2018 г. N 12н "О внесении изменений в Порядок регистрации в единой информационной системе в сфере закупок, утвержденный приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 27н"
Актуализирован порядок регистрации в ЕИС в сфере закупок.
Изменен порядок регистрации в единой информсистеме (ЕИС) в сфере закупок.
Предусмотрена, в частности, ссылка на порядок привлечения подрядных организаций для капремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Закреплено, что региональные и муниципальные информсистемы в сфере закупок (РМИС) регистрируются в ЕИС после тестирования информвзаимодействия между системами.
Установлено, что в ЕИС отражаются сведения о региональном операторе капремонта в многоквартирных домах; о производителе товаров в соответствии со специальным инвестконтрактом; об операторе каталога товаров, работ, услуг для госнужд; о специализированной организации; о Московском фонде реновации жилой застройки.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 марта 2018 г. Регистрационный N 50412.
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Постановление Правительства РФ от 24 марта 2018 г. N 321 "О проведении эксперимента по маркировке отдельных видов драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них"
1 июня стартует эксперимент по маркировке драгметаллов, камней и изделий из них.
С 1 июня до 1 ноября 2018 г. в России будет проводиться эксперимент по маркировке отдельных видов драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.
Речь идет об алмазах, бриллиантах, рубинах, сапфирах, изумрудах, золоте, серебре, платине, палладии и пр. Перечень приводится.
Юрлица и ИП, осуществляющие операции с драгоценными металлами и камнями, включая добычу последних (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки), участвуют в эксперименте на добровольной основе. Соответствующие заявки подаются в порядке, устанавливаемом Минфином России.
Предусмотрено создание интегрированной информсистемы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней на всех этапах их оборота. Ее разработчиком и оператором назначено АО "Гознак".
Транспорт и связь
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 февраля 2018 г. N 59н "Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте"
Охрана труда на автомобильном транспорте: новые правила.
Утверждены новые правила по охране труда на автомобильном транспорте.
На их основе работодателем разрабатываются и утверждаются инструкции по охране труда для работников и (или) видов выполняемых работ.
Работодатель обязан обеспечить эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт и проверку технического состояния транспортных средств в соответствии с установленными требованиями; обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда; контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда.
При эксплуатации транспортных средств на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов. Приведен их перечень. Работодатель обязан принимать меры по их исключению или снижению до допустимых уровней воздействия. Если это невозможно, выполнение работ без обеспечения работников соответствующими средствами индивидуальной защиты запрещается.
Работодатель вправе устанавливать дополнительные требования безопасности при выполнении работ, связанных с эксплуатацией транспортных средств, улучшающие условия труда работников.
Закреплены требования охраны труда, предъявляемые к организации выполнения работ; требования к производственным территориям, к площадкам для хранения транспортных средств, к помещениям для техобслуживания; к осуществлению производственных процессов, требования при эксплуатации транспортных средств и т.д.
Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте от 2003 г. утратили силу.
Приказ вступает в силу по истечении 6 месяцев после его официального опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 марта 2018 г. Регистрационный N 50488.
Приказ Министерства транспорта РФ от 1 марта 2018 г. N 76 "О внесении изменения в Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 г. N 7"
Уточнены требования к перевозке опасных грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Скорректированы правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Напомним, что безопасность перевозки опасных грузов в городском, пригородном и междугородном сообщении обеспечивается соблюдением ряда специальных требований.
Указано, что одно из них - осуществление перевозки опасных грузов в цистернах, отвечающих требованиям Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 марта 2018 г. Регистрационный N 50484.
Приказ Министерства транспорта РФ от 11 января 2018 г. N 8 "О внесении изменений в Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июля 2015 г. N 227"
Порядок досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности: что нового?
Уточнены правила досмотра, в т. ч. дополнительного и повторного, в целях транспортной безопасности.
Если применение техсредств досмотра затруднительно или невозможно, то предусмотрены его иные способы. К таким способам отнесены также визуальный осмотр материальных объектов досмотра и проверка целостности внешней упаковки, пломбировки (маркировки). Это необходимо при наличии сопроводительных документов, в которых указано, что объект обладает свойствами, препятствующими досмотру вышеуказанными способами.
На станциях метрополитена физлица и перемещаемые ими материальные объекты в места общего пользования обследуются с помощью металлодетекторов, а также средств радиационного контроля. Обследование объектов досмотра с помощью иных средств досмотра проводится выборочно.
При пересечении пассажиром границ перевозочного сектора зоны транспортной безопасности осуществляется проверка наличия у него перевозочного документа.
Зарегистрирован в Минюсте РФ 22 марта 2018 г. Регистрационный N 50481.
Бюджетная система
Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 22 марта 2018 г. NN 02-06-07/18181, 07-04-05/02-4689 "О составлении и представлении месячной и квартальной бюджетной отчетности, квартальной сводной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в 2018 году"
О бюджетной отчетности финансовых органов регионов, органов управления ГВФ: порядок формирования и представления.
Финансовые органы регионов, органы управления государственными внебюджетными фондами составляют бюджетную отчетность, а также сводную бухгалтерскую отчетность подведомственных бюджетных и автономных учреждений и представляют ее в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства.
Установлены особенности формирования и представления указанной отчетности за 2018 г.
При представлении в МОУ ФК финансовыми органами и органами управления ГВБФ следует обеспечить соответствие кодов разделов, подразделов кодам видов расходов классификации расходов бюджетов (размещена на сайте Минфина России в виде таблицы).
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Постановление Конституционного Суда РФ от 27 марта 2018 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Ставропольского края "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края" в связи с жалобой гражданки М.С. Колесниковой"
При отмене допвыплат маткапитала за счет региона нужно устанавливать компенсаторный механизм.
Предметом проверки стали нормы, по сути, отменившие предоставление дополнительных мер соцподдержки многодетных семей на территории одного из регионов.
Эти меры - получение материнского (семейного) капитала - были введены за счет средств соответствующего субъекта Федерации.
Так, изначально предполагалось, что с 2011 г. выплаты смогут получить семьи при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения возраста 3 лет. С 2014 г. эти положения были приостановлены, а с 2016 г. - отменены.
КС РФ счел нормы конституционными в той мере, в какой установленное ими правовое регулирование принято в рамках дискреционных полномочий регионов.
Как пояснил КС РФ, регулирование согласуется с правовой природой маткапитала как меры соцподдержки, предоставляемой многодетным семьям за счет собственных средств региона.
Между тем в ином аспекте положения признаны неконституционными.
Они являются таковыми в том значении, в каком, исключая упомянутый маткапитал из числа мер соцподдержки, они не предусматривают какой-либо компенсаторный механизм для тех семей, в которых третий ребенок или последующие дети родились в период с 01.01.2011 по 31.12.2015.
Речь идет о механизме, позволяющем смягчить неблагоприятные последствия отмены данной выплаты для таких семей.
Дело в том, что согласно регулированию выплаты могли производиться не ранее достижения ребенком возраста 3 лет, т. е. с учетом момента введения мер не ранее 01.01.2014. Однако с этой же даты действие мер было приостановлено, а с 2016 г. - прекращено. В итоге ни одна семья не получила эту дополнительную соцподдержку, на которую была вправе рассчитывать.
Как подчеркнул КС РФ, предоставление региональному законодателю свободы усмотрения в сфере соцподдержки не означает, что он может произвольно отказываться от ранее взятых на себя обязательств.
Региональный законодатель должен в срок 6 месяцев внести соответствующие поправки.
Постановление Правительства РФ от 22 марта 2018 г. N 313 "Об утверждении индекса роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за 2017 год"
Расчет доплаты к пенсии летного экипажа и шахтеров: установлен индекс роста среднемесячной зарплаты в России за прошлый год.
Для расчета ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и отдельным категориям работников угольной промышленности применяется среднемесячная зарплата в стране за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г., с 1 января 2015 г. последовательно увеличенная на годовые индексы роста среднемесячной зарплаты в России. Такие индексы утверждает Правительство РФ.
Так, за 2017 г. индекс установлен в размере 1,073 (напомним, что за 2016 г. он составлял 1,078).
Постановление Правительства РФ от 20 марта 2018 г. N 302 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2018 г. социальных пенсий"
С 1 апреля социальные пенсии проиндексируют на 2,9%.
С 1 апреля 2018 г. социальные пенсии повышаются на 2,9%.
В результате средний размер социальной пенсии увеличится на 255 руб. и составит 9 062 руб.
Одновременно на 2,9% повышаются пенсии по государственному пенсионному обеспечению и ряд социальных выплат.
Постановление вступает в силу с 1 апреля 2018 г.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Постановление Правительства РФ от 17 марта 2018 г. N 292 "Об утверждении критериев, при условии соответствия которым медицинским профессиональным некоммерческим организациям, их ассоциациям (союзам) может быть передано осуществление отдельных функций в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Новые условия передачи отдельных функций в сфере охраны здоровья медицинским профессиональным НКО.
Установлены новые критерии, одновременное соответствие которым - условие передачи отдельных функций в сфере охраны здоровья граждан медицинским профессиональным НКО. Речь идет также об их ассоциациях (союзах).
Во-первых, такие организации, ассоциации (союзы) должны объединять более 50% медицинских профессиональных НКО, основанных на личном членстве врачей и объединяющих не менее 25% от общей численности врачей на территории региона.
Во-вторых, они должны не менее 3 лет работать в целях реализации и защиты прав медицинских и фармацевтических работников, развития медицинской и фармацевтической деятельности, содействия научным исследованиям.
Решения о соответствии критериям принимает Минздрав России.
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Приказ Минфина России от 15 января 2018 г. N 6н "Об утверждении Порядка представления головным исполнителем (исполнителем) в территориальный орган Федерального казначейства выписки из государственного контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), заключенного в целях реализации государственного оборонного заказа, контракта (договора), заключенного в рамках исполнения указанного государственного контракта, и выписки из документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства головного исполнителя (исполнителя), содержащих сведения, составляющие государственную тайну, а также форм данных выписок"
Казначейское сопровождение средств гособоронзаказа: порядок представления выписок из госконтракта и документа-основания для открытия лицевого счета.
В соответствии с правилами казначейского сопровождения средств гособоронзаказа для открытия лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса и санкционирования расходов головного исполнителя (исполнителя), связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, необходимо представить выписки из госконтракта (контракта, договора) и документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства.
Утвержден порядок представления головным исполнителем (исполнителем) выписок из указанных документов, содержащих гостайну.
Они представляются в территориальный орган Федерального казначейства. Приведены формы выписок.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 марта 2018 г. Регистрационный N 50418.
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Постановление Конституционного Суда РФ от 22 марта 2018 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности частей первой и третьей статьи 107 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Костромина"
Конституционный Суд РФ указал, когда под домашний арест можно отправить подозреваемого или обвиняемого в преступлении небольшой тяжести.
Конституционный Суд РФ проверил положения УПК РФ про домашний арест в контексте избрания этой меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в преступлении небольшой тяжести.
В итоге был выявлен конституционно-правовой смысл этих норм.
Суть в том, что в отношении указанных лиц избрание данной меры допускается лишь в случае, если за это преступление в качестве наиболее строгого вида наказания может быть назначено лишение свободы. Либо при наличии предусмотренных УПК РФ исключительных случаев для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, при которых домашний арест в принципе может быть применим. Т. е. если фигурант дела не имеет постоянного места жительства в России; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
С учетом изложенного проверенные нормы соответствуют Конституции РФ.