Версия от 25 ноября 2017 года:
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Транспорт и связь
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Бюджетная система
Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. N 1378 "О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2018 г."
Какой будет предельная величина базы для расчета взносов на ОСС и ОПС с 1 января 2018 г.?
Установлено, какой будет для плательщиков страховых взносов, производящих вознаграждения физлицам, предельная величина базы для исчисления взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также взносов на ОПС в 2018 г.
Предельная величина базы для исчисления указанных взносов на ОСС будет проиндексирована в 1,08 раза и составит в отношении каждого физлица сумму, не превышающую 815 тыс. руб. нарастающим итогом с начала года. При индексации учтен рост средней зарплаты в России.
Предельная величина базы для исчисления взносов на ОПС составит в отношении каждого физлица сумму, не превышающую 1,021 млн руб. нарастающим итогом с начала года. При этом учтена средняя зарплата в России на 2018 г., увеличенная в 12 раз, и применяемый к ее размеру повышающий коэффициент, равный 2 в 2018 г.
Постановление вступает в силу с 1 января 2018 г.
Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2017 г. N 1348 "Об утверждении перечня мер ограничительного характера, введенных иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза в отношении физических лиц"
Определен перечень зарубежных актов, которыми установлены персональные санкции для физлиц - российских резидентов.
Ранее в НК РФ были внесены изменения, касающиеся НДФЛ. Так, для граждан, попавших под персональные санкции зарубежных государств, введен механизм отказа от статуса налогового резидента России, если такое лицо имеет налоговое резидентство иностранного государства. Это позволит решить проблему двойного налогообложения указанных граждан.
В связи с этим определен перечень мер ограничительного характера, введенных за рубежом в отношении физлиц.
В перечень вошли документы Австралии, Евросоюза, Исландии, Канады, Лихтенштейна, Норвегии, США, Швейцарии, Японии. Отметим, что все они связаны с ситуацией на Украине.
Приказ Минфина России от 2 ноября 2017 г. N 175н "О внесении изменения в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2007 г. N 108н"
Перечень офшорных зон: что изменилось?
Скорректирован Перечень офшорных зон. Из него исключили специальный административный район Гонконг (Сянган).
Приказ вступает в силу с 01.01.2018, но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня официального опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 ноября 2017 г. Регистрационный N 48956.
Письмо Федеральной налоговой службы от 17 ноября 2017 г. N СД-4-3/23345@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за октябрь 2017 года"
Октябрьские данные для исчисления НДПИ в отношении нефти.
Приведены данные для исчисления НДПИ в отношении нефти за октябрь 2017 г.
При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 56,36 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 57,7305 значение Кц определено как 9,1484 (в сентябре - 8,7604).
Напомним, что ставка НДПИ в отношении нефти рассчитывается исходя из базовой ставки с применением ряда коэффициентов. В их числе - коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц).
Банковская деятельность
Информация Банка России от 17 ноября 2017 г. "Об отзыве у кредитной организации "Регионфинансбанк" лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации"
Отозвана лицензия у Регионфинансбанка.
17 ноября 2017 г. отозвана лицензия у кредитной организации ООО КБ "Региональные финансы" (Регионфинансбанк).
Банк проводил теневые валютно-обменные операции, не отражавшиеся в бухучете и отчетности, в условиях введенного регулятором запрета. Кроме того, установлены многочисленные нарушения антиотмывочного законодательства.
В банк назначена временная администрация до назначения конкурсного управляющего либо ликвидатора. Полномочия исполнительных органов приостановлены.
Согласно данным отчетности по величине активов на 01.11.2017 кредитная организация занимала 480 место в банковской системе. Банк не является участником системы страхования вкладов.
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Информация Министерства экономического развития РФ от 20 ноября 2017 г. "О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 декабря 2017 г."
Экспорт нефти: в декабре ожидается очередное повышение ставок.
Приведены ставки вывозных пошлин на нефть и отдельные категории товаров из нее на декабрь 2017 г.
При их расчете учтена средняя цена на сырую нефть марки "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья. По результатам мониторинга за период с 15 октября по 14 ноября 2017 г. она возросла до 435,2 долл. США за тонну.
Ставка пошлины на сырую нефть увеличена до 105 долл. США за тонну (в ноябре - 96,1 долл.). Льготная ставка остается на нулевом уровне. Ставка на сверхвязкую нефть повысилась до 16,8 долл. США за тонну (ранее - 15,1 долл.).
Ставка на легкие и средние дистилляты, бензол, толуол, ксилолы, смазочные масла, дизельное топливо поднялась с 28,8 до 31,5 долл. США.
Ставка на мазут, отработанные нефтепродукты, вазелин и парафин (кроме сырых и прочих), нефтяной битум установлена в размере 105 долл. США (вместо 96,1).
Для нефтяного кальцинированного кокса сохраняется нулевая ставка. Для некальцинированного кокса, а также тримеров и тетрамеров пропилена ставка выросла с 6,2 до 6,8 долл. США.
Для товарных бензинов ставка увеличена с 28,8 до 31,5 долл. США, для прямогонного - с 52,8 до 57,7 долл. США.
На сжиженные углеводородные газы, этан, бутан и изобутан сохраняется нулевая ставка.
Транспорт и связь
Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2017 г. N 1393 "О внесении изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации"
Электромобили можно будет подзаряжать на стоянках.
Скорректированы правила противопожарного режима в России.
Установлена возможность заряжать тяговые литий-ионные аккумуляторные батареи электромобилей в помещениях, под навесами и на открытых площадках для хранения и стоянки транспорта.
Указание Банка России от 11 августа 2017 г. N 4486-У "О внесении изменений в Приложение 1 Положения Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Если в ДТП участвовало более двух машин, то прямое возмещение убытков также возможно!
Прямое возмещение убытков по ОСАГО возможно при одновременном соблюдении двух условий. Уточнено одно из них.
Во-первых, для этого необходимо, чтобы вред был причинен только транспортным средствам.
Во-вторых, ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более (ранее - только двух) транспортных средств.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после даты его официального опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 ноября 2017 г. Регистрационный N 48901.
Приказ Министерства транспорта РФ от 17 октября 2017 г. N 446 "О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. N 144"
Лицензирование пассажирских автоперевозок: что нового?
Скорректирован административный регламент по лицензированию пассажирских автоперевозок.
В частности, через Единый портал госуслуг можно записаться на прием в Ространснадзор и его территориальный орган для подачи запроса о предоставлении госуслуги, получить ее результат.
Уточнен перечень документов, необходимых для получения и переоформления лицензии. Так, больше не потребуются копии талонов о прохождении ТО. В то же время нужно уведомление о включении транспортного средства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории.
Увеличены размеры взимаемых госпошлин. Их можно уплатить в т. ч. через Единый портал госуслуг или официальный сайт Ространснадзора.
Прописаны требования, направленные на обеспечение доступа инвалидов к местам предоставления госуслуги.
Закреплены положения о межведомственном взаимодействии при оказании госуслуги.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2017 г. Регистрационный N 48888.
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Приказ Министерства РФ по делам Северного Кавказа от 28 июля 2017 г. N 107 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа государственной услуги по заключению договора аренды государственного и (или) муниципального имущества, расположенного в границах особой экономической зоны, находящейся на территории Северо-Кавказского федерального округа, для осуществления технико-внедренческой, промышленно-производственной, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне"
Заключение договора аренды госимущества, расположенного в границах ОЭЗ СКФО: административный регламент Минкавказа России.
С Минкавказом России заключаются договоры аренды государственного и (или) муниципального имущества, расположенного в границах особой экономической зоны (ОЭЗ) Северо-Кавказского федерального округа. Цель - осуществление технико-внедренческой, промышленно-производственной, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой ОЭЗ.
Разработан административный регламент предоставления указанной услуги.
Заявителями являются резиденты ОЭЗ (коммерческие организации и ИП). Срок предоставления госуслуги не превышает 30 рабочих дней со дня регистрации заявления в Министерстве. Результатом ее предоставления является заключение названного договора или направление уведомления о возврате документов с указанием информации о непредставлении документов и (или) сведений и о возможности повторной подачи документов.
Приведен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления госуслуги, а также перечень оснований для отказа в их приеме.
Госуслуга предоставляется без взимания госпошлины или иной платы.
Установлены требования к помещениям, в которых предоставляется госуслуга. Закреплены состав, последовательность и сроки выполнения конкретных административных процедур. Определены формы контроля за предоставлением госуслуги. Предусмотрен досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) госоргана, а также его должностных лиц.
Зарегистрирован в Минюсте РФ 16 ноября 2017 г. Регистрационный N 48933.
Бюджетная система
Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 326-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
Какие поправки внесены в федеральный бюджет - 2017?
Изменены показатели федерального бюджета на 2017 г.
Так, доходы увеличены на 41,45 млрд руб. - до 14,72 трлн руб. Расходы выросли на 125,72 млрд руб. - до 16,72 трлн руб. Дефицит бюджета увеличился на 84,28 млрд руб. - до 2,01 трлн руб.
Прогнозируемый объем ВВП вырос на 34 млрд руб. - до 92,22 трлн руб. Уровень инфляции снижен с 3,8% до 3,2%.
Прогнозируется рост цены на нефть и природный газ при снижении курса доллара США по отношению к рублю, за счет чего ожидается увеличение нефтегазовых доходов.
Основными источниками финансирования дефицита станут федеральные заимствования и средства Резервного фонда.
Решено дополнительно поддержать регионы посредством реструктуризации их долгов перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам. Увеличен резервный фонд Правительства РФ.
Снижены объемы ассигнований на ряд программ в сфере здравоохранения, образования, соцподдержки, занятости. Скорректированы расходы на пенсионное обеспечение, содержание органов власти. Сокращены объемы зарезервированных ассигнований.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ
Указ Президента РФ от 14 ноября 2017 г. N 549 "О порядке принесения Присяги гражданина Российской Федерации"
Присяга гражданина России: порядок ее принесения.
В июле 2017 г. был принят закон, вводящий обязанность принесения Присяги при получении российского гражданства.
В связи с этим утверждено положение о порядке принесения Присяги гражданина Российской Федерации. Приведен образец бланка с ее текстом.
Лицо, в отношении которого принято решение о приеме в гражданство, приносит присягу перед государственным флагом России. Мероприятие организуется территориальным органом МВД России либо дипломатическим представительством или консульским учреждением. Процедура может проводиться в помещениях этих структур или других органов, в исторических местах, у братских могил.
Приносящий Присягу зачитывает вслух ее текст, после чего собственноручно проставляет в соответствующей графе бланка свои фамилию, имя и отчество, дату принесения Присяги и подпись.
Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15 ноября 2017 г.)
Прохождение федеральной госслужбы: итоги по судебным спорам за последние 3 года.
Проанализирована практика рассмотрения споров, связанных с прохождением службы федеральными госслужащими, за последние 3 года.
Среди выводов, которые разобраны на примере конкретных материалов дел, можно выделить следующие.
Прекращение в отношении сотрудника уголовного преследования из-за отсутствия в его действиях состава преступления не освобождает его от дисциплинарной ответственности, если нарушение им служебной дисциплины установлено по результатам служебной проверки.
Предусмотренный ТК РФ запрет на расторжение по инициативе работодателя трудового договора с беременной сотрудницей распространяется и на женщин, проходящих федеральную госслужбу.
При разрешении спора по иску органа власти о привлечении сотрудника к материальной ответственности суд должен учитывать нормы ТК РФ о возможности снижения размера ущерба исходя из материального и семейного положения работника.
При сокращении замещаемой должности сотруднику должны предложить равноценную или нижестоящую должность. Перевести его на вышестоящую должность могут, но не обязаны.
В связи с прекращением допуска к сведениям, составляющим гостайну, руководитель обязан предложить сотруднику перевод на вакантные равнозначные или нижестоящие должности, не требующие такого допуска.
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Приказ Министерства РФ по делам Северного Кавказа от 26 июля 2017 г. N 106 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа государственной услуги по выкупу земельных участков, расположенных в границах особой экономической зоны на территории Северо-Кавказского федерального округа и находящихся в государственной или муниципальной собственности, под объектами недвижимости арендаторами земельных участков - собственниками созданных ими объектов недвижимости"
Выкуп государственных земельных участков в ОЭЗ на территории СКФО собственниками расположенной на них недвижимости: регламент Минкавказа России.
Регламентировано предоставление госуслуги по выкупу земельных участков, расположенных в границах ОЭЗ в Северо-Кавказском федеральном округе и находящихся в государственной (муниципальной) собственности, под объектами недвижимости арендаторами участков - собственниками созданных ими объектов недвижимости.
Госуслугу предоставляет Минкавказ России резидентам ОЭЗ, иным ИП и юрлицам, а также гражданам.
Максимальный срок предоставления госуслуги - 30 рабочих дней со дня регистрации заявления в Министерстве. Госуслуга предоставляется бесплатно.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 ноября 2017 г. Регистрационный N 48929.
Приказ Министерства РФ по делам Северного Кавказа от 26 июля 2017 г. N 104 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа государственной услуги по заключению договора аренды земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны на территории Северо-Кавказского федерального округа, для осуществления промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне"
Как получить в аренду участок, расположенный в границах ОЭЗ на территории Северо-Кавказского федерального округа?
Полномочия по управлению особыми экономическими зонами на территории Северо-Кавказского федерального округа были переданы от Минэкономразвития России Минкавказу России.
В связи с этим закреплено, как Минкавказ России заключает договоры аренды участков, расположенных в границах ОЭЗ на территории Северо-Кавказского федерального округа, для осуществления промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой ОЭЗ. Напомним, что земли в границах ОЭЗ могут предоставляться во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды.
Данная госуслуга предоставляется бесплатно.
Заявителями могут быть управляющая компания, которой переданы полномочия, юрлица и ИП, имеющие статус резидента ОЭЗ, лица, с которыми заключены соглашения о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры ОЭЗ, собственники недвижимости и др.
Узнать, как предоставляется госуслуга, можно на официальном сайте Министерства, Едином портале госуслуг, информационных стендах, а также по телефону.
В ходе предоставления госуслуги осуществляется взаимодействие с Росреестром и ФНС России.
Необходимы следующие документы: заявление, копия документа, удостоверяющего личность заявителя (для ИП) или его представителя, документы, подтверждающие полномочия действовать от имени заявителя. Заявление можно представить лично или направить по почте.
Срок оказания госуслуги - в течение 30 рабочих дней. Если речь идет об участке, находящемся на праве постоянного (бессрочного) пользования у ФГБУ, управляющего национальным парком, - 60 дней со дня регистрации заявления.
В результате предоставления госуслуги заключается договор аренды земли или отказывается в этом.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 ноября 2017 г. Регистрационный N 48931.
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Приказ МВД России от 20 октября 2017 г. N 800 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации"
О выдаче иностранцам патентов для осуществления трудовой деятельности на территории России.
Утвержден Административный регламент МВД России по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранцами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории России.
Непосредственно услугу предоставляют подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном уровне.
Подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России на районном уровне участвуют в предоставлении услуги, если соответствующие полномочия делегированы по решению начальника (руководителя) территориального органа МВД России на региональном уровне.
В осуществлении полномочий по предоставлению услуги может участвовать уполномоченная организация на основании соглашения о взаимодействии между МВД России и регионом.
Подаются договор (полис) добровольного медицинского страхования, медицинские документы, подтверждающие отсутствие в организме возбудителей опасных инфекционных заболеваний, документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории и основ законодательства России и др.
Срок оформления/переоформления патента не должен превышать 10 рабочих дней.
Приказ об утверждении Административного регламента ФМС России по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов более не применяется.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 ноября 2017 г. Регистрационный N 48949.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 октября 2017 г. N 742Н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему заявления застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений"
Прием заявления застрахованного лица о распределении пенсионных накоплений: административный регламент.
Утвержден Административный регламент ПФР по приему заявления застрахованного лица о распределении пенсионных накоплений.
Заявление может быть направлено лично, через Интернет (посредством Личного кабинета застрахованного лица) или с помощью www.gosuslugi.ru. Плата за госуслугу не взимается.
Определен перечень конкретных административных процедур. Предусмотрены положения об обеспечении доступа к госуслуге инвалидам.
Прописан досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) ПФР, его территориальных органов, их должностных лиц.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 ноября 2017 г. Регистрационный N 48921.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 сентября 2017 г. N 669Н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по осуществлению ежемесячных выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами или инвалидами с детства I группы"
Ежемесячные выплаты лицам, ухаживающим за детьми-инвалидами или инвалидами с детства I группы: новый административный регламент ПФР.
Неработающие трудоспособные лица, ухаживающие за детьми-инвалидами до 18 лет или инвалидами с детства I группы, получают ежемесячные выплаты. Утвержден новый административный регламент ПФР, касающийся их предоставления.
Установлено, какие документы и информация размещаются на Едином портале гослуслуг и сайте ПФР.
Если в распоряжении территориального органа ПФР есть сведения, необходимые для установления ежемесячной выплаты, от гражданина не требуются подтверждающие документы.
Граждан информируют о ходе предоставления госуслуги. Записаться на прием теперь можно не только при личном обращении и по телефону, но и через Интернет, в том числе через сайт ПФР и Единый портал госуслуг.
В ходе предоставления госуслуги предусмотрено только одно взаимодействие с должностными лицами.
Установлен порядок обжалования решений и действий (бездействия) территориального органа ПФР, а также его должностных лиц.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2017 г. Регистрационный N 48889.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Об описании лекарств в документации о госзакупке.
Установлены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В документации о закупке должны указываться лекарственная форма препарата, его дозировка и остаточный срок годности. Допускается также указание на путь введения препарата, а для препаратов для использования в педиатрической практике - на возраст ребенка.
Вводится запрет на указание определенных единиц измерения дозировки при возможности конвертирования в другие единицы измерения, объема наполнения первичной упаковки и формы выпуска, вспомогательных веществ, фиксированного температурного режима хранения при наличии альтернативного, количества единиц препарата во вторичной упаковке, требования поставки конкретного количества упаковок вместо количества препарата, а также других характеристик препарата, содержащихся в инструкциях по его применению, указывающих на конкретного производителя.
При этом допускается использование таких характеристик при описании объекта закупки, когда нет другой возможности описать препарат. Документация о закупке в этом случае должна содержать обоснование необходимости указания таких характеристик и показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых препаратов установленным характеристикам.
Постановление вступает в силу с 01.01.2018.
Распоряжение Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. N 2521-р
Записаться на прием к врачу можно будет через Единый портал госуслуг.
В законодательство вносились поправки, предусматривающие создание госинформсистемы в сфере здравоохранения. Цель - обеспечить доступ граждан к медицинским услугам в электронной форме.
Установлен перечень таких услуг.
Так, благодаря госинформсистеме посредством Единого портала госуслуг граждане смогут записаться на прием к врачу, вызвать его на дом, получить сведения об оказанной медпомощи из электронной медкарты, подать заявление о выборе страховой медорганизации и пр.
Распоряжение вступает в силу с 1 января 2018 г.
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Постановление Конституционного Суда РФ от 16 ноября 2017 г. N 29-П "По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобой гражданина М.В. Фокина"
Конституционный Суд РФ защитил право преподавателей учебных военных центров на дополнительную общую площадь жилого помещения.
Признана неконституционной одна из норм, содержащаяся в Законе о статусе военнослужащих.
В соответствии с ней при предоставлении жилья право на дополнительную общую площадь жилого помещения имеют в т. ч. военнослужащие - преподаватели военных кафедр при государственных вузах.
Эта норма связывает приобретение указанного права преподавателями, которые без приостановления им военной службы направляются в вузы для реализации программ военной подготовки граждан, обучающихся очно, с замещением должности исключительно на военной кафедре.
Тем самым она лишает данного права военнослужащих - преподавателей учебных военных центров. В результате они оказываются в неравном положении с относящимися к той же категории военнослужащими - преподавателями военных кафедр.
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15 ноября 2017 г.)
Вышел еще один обзор практики Верховного Суда РФ.
Утвержден очередной обзор судебной практики Верховного Суда РФ (N 4, 2017 г.).
Он содержит правовые позиции Президиума и судебных коллегий Верховного Суда РФ по широкому кругу вопросов. В частности, в обзор вошли дела, касающиеся защиты прав потребителей, трудовых отношений, банкротства, налогообложения, административной и уголовной ответственности и т. д.
Так, если лицо предоставило расписку о частичном погашении долга, то оно не вправе впоследствии ссылаться на незаключенность договора займа.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора подряда, если исполнителем нарушены сроки выполнения работ или когда стало очевидным, что они не будут сделаны в срок. А исполнитель не вправе требовать оплаты и возмещения расходов, если потребитель не принял выполненную работу.
Следует учитывать, что заявление об оспаривании нормативного правового акта может быть подписано и подано в суд административным истцом, не имеющим высшего юридического образования. Но в дальнейшем административное дело в суде ведется через представителя, имеющего такое образование.
Кроме того, даны ответы на отдельные вопросы, возникающие в судебной практике.
Также приведены правовые позиции международных договорных органов.
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Постановление Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2017 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности положений статей 38 и 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Ченского"
Пока статус лица как подозреваемого не прекращен, его допрос в качестве свидетеля по тому же делу незаконен!
Проверена конституционность норм о полномочиях следователя и о рассмотрении судом жалоб на его действия (бездействия).
Речь шла о применении этих норм в ситуации, когда задержанный по подозрению в преступлении после его освобождения из-под стражи допрашивается в качестве свидетеля. Причем лицо допрашивается по тому же уголовному делу без вынесения следователем решения о прекращении его уголовного преследования.
КС РФ счел положения конституционными и разъяснил следующее.
В описанной ситуации такое лицо может обратиться в суд с жалобой на бездействие следователя, выразившееся в непринятии решения о его процессуальном статусе.
При рассмотрении такой жалобы суд может разрешить, в т. ч. в целях признания права лица на реабилитацию, вопрос о необходимости принятия следователем указанного решения.
Как подчеркнул КС РФ, суд не вправе обязывать органы предварительного расследования возбуждать, прекращать либо возобновлять уголовное преследование в отношении конкретного лица. Однако такое регулирование не препятствует суду дать оценку законности и обоснованности оспариваемых действий (бездействия) или решений.
Это связано с тем, что само по себе освобождение подозреваемого из-под стражи во всех случаях означает прекращение такого процессуального статуса и уголовного преследования. Отсутствие же соответствующего процессуального документа способно воспрепятствовать ему в т. ч. в реализации прав на реабилитацию. В итоге неопределенность статуса может сохраняться вплоть до истечения сроков давности уголовного преследования.
Следователь не вправе допрашивать по одному и тому же делу, об одних и тех же событиях в качестве свидетеля лицо, чей статус подозреваемого не был прекращен надлежащим процессуальным решением. Иное может привести к нарушению конституционных прав.
Постановление Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. N 28-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина М.И. Бондаренко"
Конституционный Суд РФ потребовал установить гарантии защиты от неправомерного возобновления уголовного преследования.
Конституционный Суд РФ проверил отдельные положения УПК РФ применительно к реабилитации.
Он установил, что одна из норм позволяет прокурору в течение неопределенного срока отменять вынесенное по реабилитирующим основаниям постановление о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования без предоставления лицу, в отношении которого оно вынесено, эффективных гарантий защиты.
Поэтому эта норма признается неконституционной.
В УПК РФ необходимо внести изменения. Они должны гарантировать эффективную государственную, в т. ч. судебную, защиту от незаконного и необоснованного возобновления уголовного преследования и от ограничения права на возмещение вреда.
В остальном оспариваемые положения соответствуют Конституции РФ.
В частности, они предполагают, что прокурор, участвующий в рассмотрении требования реабилитированного о возмещении имущественного вреда, не выступает его процессуальным противником.
Само по себе несоблюдение правил рассмотрения указанного требования не влечет отмену решения о его удовлетворении, вынесенного в порядке гражданского судопроизводства.
Принести реабилитированному официальное извинение на досудебной стадии уголовного процесса обязан прокурор, непосредственно надзирающий за органами дознания и предварительного следствия.